Занятия орфоэпией могут быть успешны лишь при условии систематических упражнений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия орфоэпией могут быть успешны лишь при условии систематических упражнений.



Материалом для орфоэпических упражнений могут быть отрывки из лучших произведений русской литературы и русского народного творчества. Кроме отрывков, следует подбирать на­родные пословицы, поговорки. Можно подбирать отдельные фра­зы. Материал должен соответствовать особенностям произноше­ния экскурсовода.

При чрезмерно кратком произношении гласных полезно про­тяжное, медленное чтение вслух отрывков из былин, песенных стихов, народных сказок.

При излишне протяжном произношении гласных полезна ра­бота над стихами с четким ритмом, короткой стихотворной строкой, как, например, стихи Маяковского, Асеева.

Если экскурсовод ставит несколько ударений в слове, ему полезно читать стихи, сильно акцентируя ударные слоги.

Если во время проведения экскурсии экскурсовод неправильно произносит какие-либо слова, их следу­ет отдельно отработать.

Это работа длительная, кропотливая, требующая терпения и настойчивости экскурсовода.

Не менее упорная работа необходима для освоения правиль­ных ударений.

При обсуждении качества исполнения экскурсии следует обращать внимание на правильность произношения. Взаимная критика помо­жет исправить недочеты.

Очень полезно экскурсоводу прослушивать выступления чтецов, актеров, общественных деятелей на сцене и по радио.

Беседа, объяснение норм литературного произношения, упражнения, работа с литературой, обсуждение качества культуры речи экскурсовода — все эти приемы должны сводиться к тому, чтобы дать прочные навыки правильного произношения и ударения.

Постановка голоса.

Правильность, чистота и выразительность речи экскурсовода зависят не только от степени владения им нормами современного литературного языка. Профессиональному экскурсоводу необходимо иметь хорошо поставленный, звучный голос с хорошей дикцией и приятным тембром.

Очень часто можно наблюдать, как экскурсовод напрягает голос, что делает впечатление от экскурсии мало приятным. Да и сам экскурсовод испытывает напряжение, в результате которого получается характерный носовой или горловой звук, сип, хрип, крикливость, возможна детонация (искажение звука), напрягаются его лобовые мышцы, набухают вены на шее.

Воспитание голоса.

При воспитании голосаследует обратить внимание на следующие моменты:

· четкое произношение гласных и согласных звуков в различных сочетаниях;

· опору и посыл звука (опора звука достигается тренировкой медленного и постепенного ослабления диафрагмы при выдохе).

Рекомендуется научиться обращать внимание не только на дыхание, но и на тембральную окраску голоса, развитие слуха, мышечную память.

Существуют специальные упражнения, которые помогают воспитывать голос. Параллельно с воспитанием голоса и развитием дыхания необходимо практиковаться в произношении гласных и согласных звуков.

Упражнение 1

Звук И. При его произнесении рот слегка раскрыт, как бы в улыбке, уголки рта прижаты к коренным зубам. Зубы разомкнуты примерно на 2-3 мм, мускулы подбородка не напряжены.

Произносим пословицу «Не в свои сани не садись». Произносить ее следует ясно, медленно, четко выговаривая каждое слово, обращая внимание на то, чтобы концы слов в тексте не пропадали. На правильное произношение звука И обращаем особое внимание.

Упражнение 2

Звук Э. При произнесении звука Э расстояние между зубами 3-4 мм. Язык кончиком упирается в корни нижних передних зубов, немного приподнят к твердому небу, выгнут, но не напряжен. Губы имеют близкую к овалу форму. Поизносим ЭЭЭЭЭЭЭ, затем раздельно И, Э, не соединяя их в звуке. Для упражнения на звук Э можно воспользоваться словами эхо, эра, этаж.

Упражнение 3

Звук А. Часто при произношении звука А, экскурсоводы подменяют его звуком близким к Ы. Это неправильно. Основное положение рта для правильного звукотечения на А следующее: язык лежит плоско у нижних передних зубов и своим кончиком упирается в передние нижние зубы; рот раскрыт примерно на 3-4 см, маленький язычок приподнят.

Произнесите длительно звук АААААААА. Затем присоедините уже пройденные звуки И, Э. Однако при их произнесении звук А не должен с ними сливаться: а-и, а-и, а-и; и-а, и-а, и-а; а-э, а-э, а-э; э-а, э-а, э-а; и-э-а, и-э-а, и-э-а; э-а-и, э-а-и, э-а-и. Для усвоения правильного произношения звука А рекомендуется подбирать слова и фразы, где встречается И.

Упражнение 4

Звук О. Некоторые экскурсоводы произносят звук О кратко, на секундном выдохе, и он теряется в слове.

При упражнении со звуком О губы находятся в собранном состоянии и служат как бы рупором для усиления звучания. Звук должен произноситься устойчиво и длительно. Как только звук начинает вибрировать, следует остановиться.

Раскройте рот в положении звука О и выдыхайте полураспевом на высоте, соответствующей среднему звуку, не более 5 секунд. Дальше рекомендуется постепенно идти вверх по скользящей гамме и обратно сверху вниз. Звук следует брать без напряжения.

Упражнение 5

Звук У. При звуке У губы сильно вытянуты вперед, натянуты, рот открыт. Звук У в безударном открытом слоге сокращается, доходя почти до полного исчезновения: угол, уголь, упал, ушел.

Произносим фразу: «У осы не усы, не усищи, а усики».

Упражнение 6

Звук Ы. При звуке Ы губы слегка растянуты почти так же, как при звуке И. Нижняя челюсть слегка выдвинута вперед. Кончик языка упирается в корни нижних передних зубов. Спинка языка выгнута к твердому небу.

Произносим: мы, вы, ты, пыл, стыл, выл.

Упражнение 7

Звук М произносится нараспев и на речь с гласными звуками на одной длительной строке и на одной высоте, на монотоне (на одном тоне). Делая это упражнение, вы приучаетесь держать гортань в удобном для этих звуков положении и одновременно слышать себя.

Дыхание берется на каждую строчку в звучании: ми, мэ, ма, мо, му, мы (без добора дыхания). Это позволяет делать звук плавно и правильно.

Упражнение 8

Произносим на полураспеве согласный звук Н с гласными: ни, нэ, на, но, ну, ны. Повторяем фразу: «На мели мы лениво ловили налима. Для меня вы ловили линя».

Звуки человеческого голоса как речевые, так и певческие, прежде всего, связаны с дыханием. Несомненно, процессу дыхания обучаться не следует – он непроизвольный. Вырабатывать нужно правильное дыхание и владение им.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.006 с.)