Организация борьбы с аварийными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация борьбы с аварийными



 РАЗЛИВАМИ НЕФТИ

 

258. Аварийным разливом нефти считается любой разлив, опасный для здоровья людей, флоры и фауны моря, угрожающий загрязнением побережья.

       Аварийные разливы подразделяются на малые, средние и значительные.

       Под малым разливом понимается разлив до 40 м.куб., под средним – от 40 до 400 м.куб., под значительным – свыше 400 м.куб. нефти.

       259. Причинами аварийных разливов могут быть:

       посадка на камни груженого танкера;

       столкновение танкера с другими судами (кораблями);

       разлив нефти при погрузочных и бункеровочных работах;

       неправильная эксплуатация трубопроводов грузовых систем и шлангов на береговых складах топлива и танкерах.

       260. Особую опасность представляют аварии крупнотоннажных танкеров грузоподъемностью 10 000 т. и более. В целях уменьшения предпосылок аварийных ситуаций с крупнотоннажными танкерами на флоте:

разрабатываются и вводятся в действие рекомендованные курсы движения крупнотоннажных танкеров;

устанавливается минимально допустимое расстояние подхода танкеров к берегу или другим объектам, опасным в навигационном отношении;

разрабатываются специальные требования для судоводительского состава танкеров, направленные на повышение безопасности плавания, входов и выходов из баз и портов.

       261. Запрещаются:

       самостоятельные швартовки крупнотоннажных танкеров к причалам и самостоятельные переходы их по оживленным рейдам;

       выход танкеров в море без необходимого количества радиолокационных станций, обеспечивающих непрерывное наблюдение за навигационной обстановкой в различных условиях плавания.

       262. При плавании в районах интенсивного судоходства и местах, опасных в навигационном отношении, командирами (капитанами) крупнотоннажных танкеров надлежит уделять особое внимание контролю за путесчислением судна, глубиной под килем, принимать все возможные меры для усиления наблюдения за внешней обстановкой, строго выполнять все международные и местные правила, рекомендации и наставления, регламентирующие плавание в данном районе.

       263. Перед выходом танкеров в море проверяются знания членами экипажа своих обязанностей по предотвращению загрязнения моря в соответствии с настоящими Правилами. Знание Правил является одним из показателей уровня подготовленности членов экипажа к плаванию.

       264. На всех танкерах составляется специальная инструкция по борьбе с аварийными разливами нефти в случае аварии своего танкера и по оказанию помощи другому танкеру, терпящему бедствие. На танкеры, обеспечивающие корабли в удаленных районах Мирового океана, выдаются специальные инструкции по действиям командира (капитана) в открытом море или водах других государств и необходимые справочные материалы по международному морскому праву.

       265. В случае аварии корабля (судна) командир (капитан) принимая целесообразные и возможные меры по предотвращению разливов нефти, обязан:

       передать оповещение об аварии на командный пункт флота;

       принять меры по удержанию корабля (судна) на плаву, борьбе с пожаром, а при необходимости – к спасению личного состава;

       оценить количество нефти, вытекшей из разрушенных танков, по осадке судна, размерам танков и первоначальному уровню нефти в них;

       принять меры для уменьшения дальнейшего сброса нефти в море путем перекачки нефти из аварийного танка (танков) в другие свободные или не полностью заполненные танки вне зависимости от сорта топлива, находящегося в них;

       через 30 минут после первого донесения об аварии дать повторное донесение с указанием точных координат корабля (судна), места и размеров пробоин, гидрометеорологических условий в районе аварии, принятого решения по борьбе за живучесть корабля (судна), его технического состояния после аварии, количества вытекшей нефти и принятых мер по уменьшению сброса нефти в море;

       при аварии корабля (судна) в открытом море или водах других государств в случае значительной опасности загрязнения моря нефтью и угрозы береговой полосе, самостоятельно решить вопрос о целесообразности принятия помощи спасателей, перекачки груза, сжигания его, разрушения конструкций корабля (судна);

       в случаях, не предусмотренных настоящими Правилами командиру (капитану) надлежит руководствоваться здравым смыслом, хорошей морской практикой в преобладающих обстоятельствах, условиях и действовать по своему усмотрению, соблюдая интересы и достоинство Российской Федерации.

       266. При получении сообщения об аварии любой корабль, судно, самолет или береговая радиостанция передает его содержание на командный пункт флота (Каспийской флотилии, ЛенВМБ).

       267. С получением донесения об аварии корабля (судна) оперативный дежурный флота (Каспийской флотилии, ЛенВМБ) докладывает о случившемся начальнику штаба флота (Каспийской флотилии, ЛенВМБ) и начальнику тыла – заместителю Командующего флотом по тылу, а также информирует начальника ГМЦ флота.

       268. В штабе тыла флота (Каспийской флотилии, ЛенВМБ) заблаговременно составляется план организационно-технических мероприятий по ликвидации последствий аварийных разливов нефтепродуктов и оказанию помощи аварийному кораблю (судну). В плане предусматривается взаимодействие с организациями других министерств и ведомств.

       В плане заблаговременно разрабатываются типовые ситуации по ликвидации аварийного разлива:

       в море (более 1 км от берега);

       в море вблизи берега (менее 1 км от берега);

       на акватории военно-морской базы.

       269. Планом мероприятий предусматривается назначение штаба руководства по ликвидации аварийных разливов на воде в следующем составе:

       руководитель – заместитель командующего флотом по тылу - начальник тыла;

       заместитель руководителя - начальник вспомогательного флота;

штаб руководства в составе представителей: начальника связи флота, морской инженерной, автобронетанковой, гидрометеорологической и медицинской служб флота, службы горючего и смазочных материалов, инспекции охраны природной среды на флоте, инспекции противопожарной охраны и других должностных лиц по усмотрению руководителя работ.

       270. Для обеспечения руководства и связи штаба руководства с местами работ по ликвидации аварийного разлива и его последствий, а также для проведения непосредственных осмотров мест работ в целях периодической оценки обстановки в распоряжение руководителя работ на все время их проведения выделяются:

       необходимые средства связи;

       катер;

       вертолет (самолет);

       необходимая автомобильная техника.

       271. Для обеспечения деятельности штаба руководства заблаговременно комплектуются и своевременно корректируются следующие информационные материалы:

       перечень технических средств, специально предназначенных для борьбы с аварийными разливами нефти и их последствиями;

       перечень материалов, специально предназначенных для ликвидации загрязнения моря и берега;

       перечень технических средств, выделяемых в распоряжение штаба по плану взаимодействия с организациями других ведомств;

       перечень воинских частей, людские ресурсы которых могут быть привлечены для борьбы с аварийным разливом;

       информационные материалы по тактике борьбы с аварийными разливами нефти и их последствиями.

       272. В целях быстрой ликвидации последствий аварийного разлива нефти приказом командующего флотом заблаговременно определяются места формирования аварийных партий по борьбе с аварийными разливами нефти и зоны их действия. Функции аварийных партий дополнительно возлагаются на подразделения соединений флота по усмотрению командующего флотом.

       273. Аварийные партии оснащаются:

       специальными боновыми заграждениями и средствами их постановки*;

       химическими средствами и оборудованием для их применения*;

       устройствами для сбора разлитой нефти с помощью танкеров, зачистных станций, бункеровщиков и других вспомогательных судов.

       Личный состав аварийных партий проходит подготовку по борьбе с аварийными разливами нефти по особым программам в соответствии с планом боевой подготовки на текущий год.

       274. Руководитель работ по ликвидации аварийных разливов нефти оценивает аварийную обстановку на основании производимых штабом руководства расчетов с учетом следующих факторов:

       а) характера и размеров разлива нефти на воде.

Наиболее важными факторами, требующими учета при планировании операции, являются расположение поля нефти, тип и количество разлитой нефти. Если нефть разлита в море достаточно далеко от берега и вероятность подхода ее к берегу мала, следует рассмотреть возможность оставления этой нефти для естественного рассеивания и разложения.

Скорость дрейфа нефтяного поля по направлению ветра составляет 4% скорости ветра.

В летний период 1000 т сырой нефти образуют на поверхности моря пленку средней толщины (1 мм на площади 1,14 км2 в течение 6 ч после разлива.

Площадь поля нефти (км2), образовавшегося после разлива, определяется по формуле

 

где Рn - количество пролитой нефти, т.

       Считая, что нефтяное поле представляет собой круг, его диаметр (км) определяют по формуле

        

 

Периметр поля рассчитывается по формуле

       Скорость дрейфа нефтяного поля

где - скорость ветра, господствующего в районе аварии.

       Факторами, которые резко изменяют характеристики разлитой нефти, является кристаллизация парафина, выветривание летучих компонентов, а также образование водно-нефтяной эмульсии;

       б) характера места аварии, глубины, фактической и прогнозируемой ГМО, определяющих направление движения нефтяного поля;

       в) возможности ликвидации разлива нефти наличными силами и средствами и необходимости привлечения дополнительных сил;

       г) распределения задач участвующим силам и порядок их взаимодействия;

       д) материально-технического обеспечения, возможностей и сроков доставки материальных средств к месту проведения работ.

       275. В расчет сил и средств входит определение необходимого количества аварийных партий, их технической оснащенности, количества нефтемусоросборщиков и плавучих приставок к танкерам, баржам, требуемого количества шлангов к ним и специальных боновых заграждений, количества химических препаратов (сорбентов) и других материалов, а также средств доставки и буксировки.

       По результатам расчета составляются табель необходимых плавсредств, оборудования и материалов для ликвидации нефтяного поля (по форме приложения 5) и схема расстановки плавсредств и оборудования.

276. На основании оценки обстановки руководитель работ принимает решение в котором указываются:

краткие выводы из оценки обстановки;

решение на ликвидацию аварийного разлива нефти;

задачи силам, участвующим в ликвидации разлива нефти.

277. В зависимости от складывающейся обстановки и на основании ее оценки руководителем работ принимается решение о привлечении сил и средств Государственной специализированной службы по ликвидации разливов нефти (Госморспецслужба).

278. При участии подразделений Госморспецслужбы в ликвидации аварийного разлива нефти взаимодействие с ними осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке и организации взаимодействия при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море*.

На основании указанной выше Инструкции морские подразделения Госморспецслужбы могут привлекать в установленном порядке силы и средства флота по борьбе с разливами нефти для участия в работах по ликвидации разливов нефти на море.

279. В соответствии с принятым решением разрабатывается конкретный план ликвидации разлива, в котором предусматриваются последовательность действий, исполнители, время, место.

280. Процесс ликвидации разливов нефти состоит из двух периодов: локализации и ликвидации.

281. Средствами локализации разливов нефти могут быть негорючие боновые заграждения – оперативные (пленочные и панельные) и стационарные.

Боновые заграждения пленочного типа эффективны при использовании их на мелководье и отсутствии волнения. Их необходимо применять при ликвидации разливов в условиях защищенных акваторий.

Боновые заграждения панельного типа обладают наилучшими из всех типов бон заградительными качествами и многосторонностью применения в различных по характеру аварийных ситуациях. Для локализации нефтяных полей могут применяться и стационарные боны тяжелого типа, но из-за большой массы и необходимости применения средств механизации для их постановки и маневрирования в условиях борьбы с аварийными разливами, их использование малоэффективно. Вместе с тем при расчете сил и средств целесообразно учитывать их высокий надводный борт и хорошую остойчивость при сильном волнении моря и не исключать возможность их применения.

282. При высоте волны до 1,5 м и скорости течения до 2-3 уз боновые заграждения при ликвидации аварийных разливов нефти могут быть использованы:

для контроля и управления движением нефтяного поля;

в качестве барьера на пути движения разлитой нефти;

для локализации нефтяного поля в дуге заграждения в целях повышения эффективности работы нефтемусоросборщиков и нефтесборных устройств;

для уплотнения разбросанных нефтяных полей в целях повышения эффективности сбора нефти, активизации ее горения в случае уничтожения нефтяного поля путем сожжения;

в целях перетягивания отдельных нефтяных полей с одного места на другое возможно далее от зон, находящихся под угрозой загрязнения, или к стационарным установкам сбора нефти;

для отклонения потока пролитой нефти до 20° от его первоначального направления.

283. Способами ликвидации или уничтожения нефтяных полей могут быть:

сбор нефти с воды нефтемусоросборщиками, а также нефтесборными устройствами, работающими от штатных насосов танкеров или барж;

сжигание плавающей нефти. Применение этого способа возможно лишь при условии присутствия в нефти легких фракций (у большинства сортов нефти они выветриваются через 3 сут. после попадания нефти в воду) и достаточной толщины сжигаемого слоя;

использование абсорбирующих (впитывающих) материалов (соломы, сена, древесгых опилок, полиуретановой пены и др.) на закрытых акваториях, т.е. там, где высокоэффективную очистку обеспечивают нефтемусоросборщики. Абсорбирующие средства имеют ограниченную сферу применения и требуют проведения дополнительных работ по очистке поверхности воды;

потопление плавающей нефти путем применения минеральных веществ с плотностью немногим более единицы. Использование потопляющих препаратов допустимо только в крайних случаях, когда все другие способы ликвидации последствий разлива использованы и потопление нефти является единственным выходом из создавшейся обстановки. Потопляющие препараты, как правило, не токсичны, но приводят к повторному всплытию осажденной нефти, а осажденные на дно нефтепродукты опасны для флоры и фауны моря;

рассеивание плавающей нефти с помощью препаратов эмульгирующего действия. Перемешивание с водой нефтяных полей, обработанных этими препаратами, как на поверхности моря, так и на прибрежной полосе приводит к рассеиванию весьма стойкой эмульсии нефти в большой массе морской воды, т.е. к практическому уничтожению нефтяного поля. Эти препараты применяются также в крайних случаях и только на большом удалении от берегов, так как вблизи берегов они приносят морской жизни вред больший, чем сама нефть.

284. При аварийном разливе нефти в ледовых условиях дополнительно учитывается, что в условиях низких температур:

нефть быстро загустевает;

легкие фракции сохраняются в нефти длительное время;

вследствие более высокой, чем у льда, плотности нефть может плавать на поверхности воды или растекаться подо льдом.

Действия по ликвидации разливов в ледовых условиях должны быть немедленными.

285. Способы ликвидации аварийных разливов в ледовых условиях определяются в зависимости от силы и направления ветра, снегопада, направления приливных течений. При наличии соответствующих условий могут быть целесообразны следующие мероприятия:

механический сбор коагулированных кусков нефти с помощью скользящих по поверхности воды сетей;

сбор нефти нефтесборными устройствами сразу после аварийного сброса;

сжигание нефти с помощью воспламеняющихся веществ вблизи берегов и на берегу, если это безопасно для береговых объектов, кораблей и судов;

рассеивание плавающей нефти с помощью химических препаратов. Однако следует иметь в виду, что при низких температурах воды потребуется большой расход таких веществ на единицу нефти.

286. Основным способом ликвидации последствий разливов нефти следует считать ее сбор механическими нефтесборными устройствами. Это единственный метод, полностью безопасный для морской жизни. Рассеивание нефти с помощью химических препаратов и другие действия с использованием химических веществ должны рассматриваться как действия, проведение которых может быть оправдано только в случае невозможности собрать нефть механическими средствами и угрозы нанесения ущерба береговым объектам.

287. Одной из важнейших задач борьбы с разливами нефти является недопущение захода нефтяных полей на акватории баз, портов, закрытых бухт, в ковши заводов и на пляжи.

288. В случае подхода нефтяного поля к береговой черте для предотвращения или уменьшения загрязнения берега, пляжей, гидротехнических сооружений рекомендуется сбрасывать на урез воды и в прибойную полосу материалы и предметы, способные собирать нефть. Пропитанные нефтью материалы уничтожаются в отведенных местах на берегу.

Для снятия верхнего слоя загрязненного песчаного или галечного берега применяются механические средства (бульдозеры, тракторы и т.д.). Загрязненный песок и галька вывозятся в глубь суши и зарываются в землю.

289. В район проведения работ по ликвидации разливов нефти подается достаточное количество танкеров, барж или других плавучих емкостей для приема и транспортирования собранной нефти.

290. Конечной целью сбора и транспортирования собранной нефти является доставка ее на береговые очистные или плавучие зачистные станции.

Неутилизируемый нефтяной шлам и твердые замазученные материалы сжигаются в специальных береговых устройствах.

291. В течение всего периода борьбы с аварийным разливом для систематического контроля за перемещением нефтяных полей штаб руководства организует непрерывное наблюдение за аварийным районом.

292. По решению командующего флотом к участию в работах могут быть привлечены корабли, суда и ВВС флота, воинские части и предприятия ВМФ, а для непрерывного наблюдения за аварийным районом – самолеты, вертолеты, специально выделенные корабли и суда.

293. Для подготовки личного состава и отработки взаимодействия сил, привлекаемых к ликвидации разливов нефти, на каждом флоте ежегодно проводится зачетное учение на тему «Ликвидация аварийных разливов нефти на воде». Место проведения учения назначается начальником штаба флота.

294. Для каждого объединения, военно-морской базы, района базирования штабом соединения разрабатывается типовая аварийная ситуация при разливе нефти в районе базы, которая должна учитывать местные ГМО и другие условия. Типовые аварийные ситуации используются в качестве подсобного материала в случаях возникновения фактической аварийной обстановки в районе базирования и при проведении учений по ликвидации аварийных разливов нефти. Учения по ликвидации аварийных разливов нефти проводятся по плану боевой подготовки базы (района базирования) не реже одного раза в год.

Глава 4

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.056 с.)