Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура методической системы формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Формирование элементарных математических представлений дошкольников осуществляется с помощью научно обоснованной методической системы. Одна из первых моделей методической системы обучения математике была предложена Анатолием Михайловичем Пышкало (23 мая 1919 –2 апреля 2000 года, Москва). Ее основные элементы - цели, содержание, методы, формы и средства обучения математике – теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Ведущим и определяющим среди элементов системы являются цели обучения. Целями обучения определяется такой компонент методической системы как содержание обучения. Изменение целей обучения существенным образом сказывается и на остальных элементах методической системы: методах, средствах и организационных формах обучения. Эту систему можно представить в виде следующей схемы («Звезда» А.М. Пышкало).
В тот период развития методической науки (60-е годы) это было, несомненно, шагом вперед. Анализ этой модели с современных позиций показывает, что она определяет в основном предметно-ориентированную модель обучения. Все компоненты методической системы, разработанной А.М. Пышкало - цели, содержание, методы, формы и средства обучения - входят и в современную систему формирования математических представлений у дошкольников. В настоящее время к исходным положениям, определяющим специфику методической системы, относят также структуру личности ребенка, закономерности ее развития. Это связано с новой образовательной программой, в центре внимания которой – ребенок, его саморазвитие. Таким образом, современная методическая система формирования элементарных математических представлений у дошкольников включает в себя следующие компоненты: целостную структуру личности и закономерности ее развития; цели математического образования; математическое содержание и методы, средства, формы обучения, которые для краткости можно объединить в один компонент, названный «технология обучения». Содержание математического образования должно быть направлено на достижение основной цели развития личности ребенка средствами математики, т.е. оно должно быть гуманитарно-ориентированным.
Все компоненты методической системы находятся в сложных нелинейных связях:
СОВРЕМЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДОО). ЦЕЛИ И ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. С 1 января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраст а являются: 1. развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях); 2. развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; 3. освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация); 4. развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация); 5. овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления; 6. развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
7. развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; 8. развитие активности и инициативности детей; 9. воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки. Требования стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам по формированию элементарных математических представлений относятся следующие характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: - Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности. - Считает, вычисляет, измеряет, моделирует. - Владеет математической терминологией. - Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление - Владеет простейшими графическим навыками и умениями. - Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.) Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно: -приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития; -формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности; -формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; - овладение математической терминологией; -развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В методике вопрос «Чему учить?» всегда был и остается одним из основных. Давать ли детям основы научных знаний, вооружать ли их только набором конкретных умений, при помощи которых они имели бы некоторую практическую ориентировку, - это важная проблема дидактики детского сада. Содержание математического развития дошкольников отражено в разделе программы «Формирование элементарных математических представлений», который относится к образовательной области «Познавательное развитие». Содержание математического развития дошкольников условно можно разделить на три таких направления -представления и понятия; -зависимости и отношения; -математические действия. Анализ различных программ по математическому развитию детей позволяет заключить, что основным в их содержании является достаточно разнообразный круг представлений и понятий: «количество», «число», «множество», «подмножество», «величина», «мера», «форма предмета», «геометрические фигуры»; представления о пространстве и времени. Каждое математическое понятие формируется поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. Разные математические понятия тесно связаны между собой. В дошкольном возрасте основные математические понятия вводятся описательно, без всяких определений и даже описания этих понятий. Каждое понятие вводится наглядно, путем созерцания конкретных предметов или практического оперирования ими.
Вторым направлением в формировании математических представлений у дошкольников является ознакомление детей с рядом математических зависимостей и отношений. Так, дети осваивают некоторые отношения между предметными множествами (равночисленность – неравночисленность), отношение порядка в натуральном ряду, пространственные отношения, временные отношения; зависимости между свойствами геометрических фигур, между величиной, мерой и результатом измерения и др. Третьим направлением в формировании математических представлений у дошкольников является освоение определенных математических действий: накладывание, прикладывания, пересчитывания, отсчитывания, измерения и т.д. Именно овладение действиями оказывает наибольшее влияние на развитие. В методике выделяются две группы математических действий: - основные (счет, измерение, вычисления); - дополнительные, пропедевтические, сконструированные в дидактических целях (практическое сравнение, наложение, приложение; уравнивание и комплектование; сопоставление. Весь процесс формирования математических представлений у дошкольников непосредственно связан с усвоением специальной терминологии.
Содержание математического развития детей представлено в программных документах « От рождения до школы», «Радуга», «Детство» и др. Проведем краткий анализ раздела «Формированиеэлементарных математических представлений» наиболее распространенных комплексных программ дошкольного образования. 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Цель программы (см.стр.67)по элементарной математике — формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Программа предполагает формирование математических представлений у детей, начиная со второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет). Однако на первом и втором году жизни программа предусматривает создание развивающей среды, позволяющей создавать базовые математические представления. (см.стр.45) В программе выделяются разделы «Количество и счет», Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОО I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. II. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнении и измерении (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). III.«Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях. IV. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении. V.«Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени». В целом программа представляет достаточно богатый материал по формированию математических представлений у дошкольников.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и др. Математический блок программы «Детство» разработан известными учеными в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников З.А. Михайловой и др. Программный материал представлен по каждой отдельной возрастной группе и имеет своеобразное название «Первые шаги в математику». Вместо традиционных тематических разделов в математическом блоке выделены такие разделы: «Свойства и отношения», «Числа и цифры», «Сохранение (неизменность) количества и величины. Последовательность действий». Авторы считают необходимым использовать игры, развивающие мысль ребенка и приобщающие его к умственному труду. В про грамме, в частности, предлагаются игры: из серии «Логические кубики — «Уголки», «Составь куб» и др.; из серии «Кубики и цвет» - «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и др. Из дидактических пособий рекомендуются логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки (палочки Кюизенера), модели. Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур. Дети не только пользуются известными им знаками и сим волами, но и находят способы условного обозначения новых, неизвестных им ранее параметров величин, геометрических фигур, временных и пространственных отношений и т.д. В содержании преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. В ходе освоения чисел педагог способствует осмыслению детьми последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду. Это выражено в умении детей образовать число больше или меньше заданного, доказывать равенство или неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное число. Таким образом, можно заметить, что программа «Детство» достаточно содержательна в плане формирования математических знаний.
Привлекает в ней и то, что программа предполагает усвоение не отдельных представлений, а математических отношений, связей, зависимостей, закономерностей, что благоприятно способствует дальнейшему усвоению данной дисциплины в школе. 3.? «Радуга» Авторы:Т.Н.Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гри-зик, В.В. Гербова. В программе нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы — о творческом характере развития. Большое внимание уделяется освоению ребенком знаковых символов (математические представления, знакомство с буквами, символами и т.п.), развитию начал логического мышления, речевому развитию, формированию элементарного осознания языковых явлений. Задачи по формированию математических представлений изложены во втором подразделе второго раздела — «Способствование становлению сознания» и связаны авторами с задачей «способствовать» вневременному интеллектуальному развитию ребенка». Математический блок программы «Радуга» разработан Е.В.Соловьевой. Задачи в программе представлены в обобщенном виде, что затрудняет их восприятие и требует дополнительного изучения соответствующей методической литературы. Вместе с тем, прослеживается система в работе, взаимосвязь разных видов детской деятельности при решении поставленных задач, направленность программы на психическое развитие ребенка. В качестве методической литературы рекомендуются разработки Е.В. Соловьевой: «Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей», а также несколько пособий по формированию представлений о числе в разных возрастных группах.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.038 с.) |