Особенности русского народного костюма в воспитании патриотизма младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности русского народного костюма в воспитании патриотизма младших школьников



 Ознакомление с древнерусской одеждой помогает нам лучше познать тот самый забытый волшебный мир и исконное природное мировоззрение наших праотцов.

В славянской одежде отражены все традиции, культура и особая энергетика нашего великого народа. Даже в одежде славяне стремились быть ближе к природе, быть с ней единым целым. Ведь прежде чем надеть новую рубаху, необходимо было ещё и проделать целый комплекс работ: посадить и вырастить лён, собрать его, обработать, а затем соткать из нити ткань и лишь только потом сшить рубаху. Посему к своей одежде славяне относились очень бережно и разделяли одежду в соответствии с её использованием. В повседневной жизни они носили одежду достаточно простого и свободного кроя, которая бы не стесняла движения при выполнении работ. В праздники же надевали наряд, украшенный всевозможными магическими вышивками и узорами. Существовало и отдельное облачение для особых случаев, таких как языческие обряды и ритуалы, а также свадьбы или похороны.

Славяне ведали (знали), что одежда должна нести в себе определённую защиту от злых и тёмных сил и потому шили её из разных материалов и украшали различными обережными знаками. Стоит заметить, что первая одежда славян была с несшитыми краями. В отрезе ткани делалась прорезь для головы, и рубаха - готова. Такого рода одежда подпоясывалась широкими узорчатыми поясами. Считалось, что пояс обладает магическими свойствами и защищает того, кто его носит. Традиция повязывать красный поясок или нить на тело невесты для оберега молодой дошла и до нашего времени. Немного позже появились рубахи, которые начали сшивать грубым швом, подворачивая ткань, чтобы она не высыпалась. Иногда рубаха шилась не из цельного отреза ткани, а из отдельных частей. Для придания такой одежде прочности на рубахи со спины и с груди подшивалась подоплека, которая продлевала её сроки службы. Бывали рубахи нательные и, так называемые, верхние, отличающиеся между собой использованной тканью и узорами.

В разном возрасте человек носил рубаху разной длины. Так, к примеру, дети и старики надевали рубахи до пят, а мужчины носили рубахи, которые приходились лишь до колен, а на женщинах можно было увидеть сорочки до стопы. Рубахи, как правило, шились из ткани, которую славяне делали сами. Каждая славянская женщина умела выделывать и ткать лён и шерсть. Такие навыки характеризовали её как хорошую хозяйку и рукодельницу. Нередко славяне окрашивали готовые отрезы тканей в красный и жёлтый, зелёный и чёрный цвета. Для этого ими использовались лишь натуральные природные красители. Отличительной особенностью славянской одежды были достаточно длинные рукава, которые своеобразно подворачивались и образовывали складки. В качестве узоров выступал цветочный, растительный или животный орнамент. Цветовая гамма также имела важнейшее магическое значение. Особое внимание славяне придавали красному цвету. И посему неудивительно, что у славян насчитывалось до тридцати разнообразных оттенков красного цвета, который символизировал Огонь и Солнце. Своеобразными оберегами, по верованиям славян, считались украшения, сделанные из бисера, ракушек и монет. Позже славянская одежда начала украшаться кружевными узорами. Но, несмотря на все изменения, которые произошли со временем в славянской культуре, традиционный славянский костюм не утратил своего значения и особенностей.

При изучении традиционного русского крестьянского костюма, заметно активизировавшемся в последнее десятилетие в различных регионах, основное внимание обычно уделяется его художественному строю, характеристикам декора, конструктивным особенностям. Прослеживается динамика смены различных форм костюма, выделяется социальный фактор и культурные традиции. Вне сомнения, без этих аспектов невозможно целостное восприятие такого сложного и многогранного явления отечественной истории и культуры, как национальный костюм. 

Древнерусский костюм как ансамбль, состоявший из шитой одежды, головного убора и обуви, в научной литературе пока освещен недостаточно. Степень изученности его частей различна. До недавнего времени, чтобы реконструировать одежду, исследователи обращались к фрескам, миниатюрам и памятникам письменности, полагаясь на них как на основной источник.

Такой подход обусловила фрагментарность деталей одежды, их плохая сохранность в памятниках археологии. Однако ее исследователи неоднократно высказывали мнение, что костюм, представленный на памятниках искусства Древней Руси, очень условен, подчинен иконописному шаблону и несет очень мало информации о действительно бытовавшей на Руси одежде. При этом они отмечали, что для исчерпывающего ее изучения необходимо привлекать данные археологии. 

Узоры - это не просто украшения. Они говорят о главных элементах - природных стихиях, из которых состоит мир: ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ.

Люди считали, что знаки природных стихий защищают от злых сил, поэтому изображали их на домашней утвари, на одежде, в доме. 

В коллекции народной одежды, собранной сотрудниками Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника, представлен наиболее архаичный тип северного сарафана, который имеет необыкновенно красивый летящий силуэт благодаря клиньям, вставленным в бока и спинку. Он привезен из села Шейно Пачелмского района и называется кумачником. В селах Большой Мичкас и Вирга Нижне-Ломовского района носили синяки, которые не отличались от кумачника в крое, но шились из окрашенного в синий цвет холста и считались старушечьими. Как и во многих местах, здесь праздничными назывались сарафаны из набивного ситца. Свое название дикосовые, то есть кубовые, они получили оттого, что в таком ситце мелкий розово-красный цветочный узор шел по темно-синему фону. 

 Сегодня вряд ли кто помнит, что в прошлом пуговица была одним из важных магических оберегов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или круглый камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Так пуговицы превращались в обереги.

Среди различных видов оберегов - вышивка, камни, бусы, магические изображения и т.д. - широко использовались и "шумящие" украшения, например, колокольчики, помещавшиеся на воротнике или на специальной цепочке. 

Русский крестьянский мир жил по своим природным законам, основанным на коллективном принципе жизни. Это осознается и выражается на языковом уровне. За лексической единицей диалектного языка закреплено особое культурное поле, в котором отражены особенности крестьянского мировосприятия.

Традиционная славянская одежда состоит из рубахи (мужской и женской), которая когда-то носила название "сорочка" и состояла из следующих важнейших элементов: подола, рукавов, пуговиц, ожерелья; штанов, которые некогда носили название "портков" и "ноговиц"; понёвы (женской юбки); всевозможных поясов; старинной славянской обуви (лапти, поршни, сапоги и башмаки); головных уборов: мужских (шапки) и женских (венец, повоя, кика). Отдельная тема посвящена детской одежде и её особым оберегающим свойствам. 

Высокий уровень жизни сибиряка, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для крестьян европейской России внешнего вида крестьян-старожилов, поддерживающих достаток и чистоту. Особую роль играла "покупная" одежда, та, что в европейской России носилась только представителями зажиточных слоев населения.

 

Орловские крестьяне и крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев. Различные декоративные средства, применявшиеся для создания единого художественного целого - праздничного костюма, неизменно были подчинены выработанным веками приемам композиции.

Пояс - оберег, честь и слава... Пояс - знак дороги, пути через образные и настоящие преграды (так же, как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь). Пояс как часть одежды человека, которая может иметь образ круга, часто является оберегом. Пояс бытует с самых древних времён.

С древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: "А от всякой порчи и злых колдунов носит на голом теле пояс вязаный. И при этом не может действовать никакое колдовство". 

Пояс в традиционной славянской одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение обще принятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова "распоясаться, поясничать и т.д.".

Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека "бес боится", снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купалы при поисках клада.

Для реконструкции древнерусского костюма в целом избран метод наложения археологических находок на условные силуэты, соответствующие изображениям на фресках и миниатюрах Древней Руси. Для реконструкции городского костюма использованы целые формы, найденные при раскопках городов (платье, детали одежды, обувь) а также ансамбли украшений, сохранившиеся в кладах.

Сарафан тебе сошью, штофный на золоте... В XIV в. сарафан в России - народная мужская одежда воевод, великих князей, а в XVII в. - царей. В перечне одежд русского царя Михаила Федоровича находим: «сарафан объярь чревчата, без подкладки, с...обнизью; сарафан дороги яринного цвета, с вишневой обнизью, сарафанец зеленый...». А в кроильных книгах Алексея Михайловича сохранилась запись: «1637 год, июня 20, скроен государю сарафан тафта чревчата, длина 1 аршин 15 вершков, позади 1 аршин 13 вершков, рукава длина 1 аршин 6 вершков, тафты вышло 7,5 аршин, подпушка тафты желта (1 с четвертью аршин) нашивка сверху, пуговки... обшиваны золотом пряденым шолк зелен, с золотом деланы в мастерской палате».

Одно из самых ранних упоминаний о женском сарафане относится также к XVII в. В описи имущества московских цариц есть такая запись: «Саян немецкий с подолником шить по черному бархату, алтабасом, около алтабасов веревочки золотые...» 

Комплекс женской крестьянской одежды - устойчивая совокупность типов компонентов одежды, из которых складывается костюм в целом. Крестьянский костюм, пройдя в целом длительный путь развития, продолжает стойко хранить многие старые элементы, восходящие к глубокой древности. Как известно, общий вид костюма, украшения компонентов одежды зависел от возраста его владельца и назначения костюма. В данной работе на основе одного комплекса, который установился в конце XIX - начале XX веков в д. Жилино Кировского района (б. Жиздринский уезд) Калужской области, рассматриваются три типа одежды по возрастному признаку, от девичьей до одежды пожилой женщины, причем принимаются во внимание только основные компоненты одежды без учета специфических половозрастных признаков в орнаментах. 

Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

 Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.

 Шли века - русская вышивка не исчезла, переходя из поколения в поколение. 

     Рушник - изделие глубоко символичное, многозначное. Созданный по законам искусства, он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками. Можно смело говорить, что узоры вышитых рушников - это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях. 

В селе Чернуха, что расположено в Арзамасском районе Нижегородской области, бытует легенда. Говорят, по тракту, проходящему через село, ехал однажды в Саровский монастырь сам Николай II со своей семьей. Царица Александра Федоровна - женщина, обладающая тонким вкусом и большой любовью к прекрасному, не уставала восхищаться картинами природы, предстающими ее взору. Но когда она увидела стоящих по обеим сторонам дороги селянок, которые встречали кортеж, изумление ее достигло предела. Дивные наряды женщин и девушек настолько поразили царицу, что она воскликнула: "Природа и одежда этого края необычайно красивы!" - и стала собственноручно разбрасывать жительницам Чернухи золотые монеты.

В силу многих объективных (прежде всего природно-климатических) и субъективных условий (например, менталитета) костюм представляет собой один из важнейших элементов человеческой культуры. Природно-климатические условия и связанные с ними особенности образа жизни народов восточной Европы являлись фундаментальным обстоятельством, в существенной мере определяющим специфику истории российского социума и его культуры, в частности, костюма. Социум, закованный изначально в глубинах континента, создал своеобразные формы и детали такого костюма, который позволял не только выжить, но и развиваться стране, становиться самостоятельной, сильной, высококультурной и нравственной. Он объединяет в себе социальные функции: половозрастные, сословные, профессиональные, этнические и конфессиональные. Костюм являлся показателем личных заслуг человека и хранителем наиболее ценных вещей хозяина. В костюме отражены биологические функции (защита от погодных условий), сакральные (магическая защита хозяина, обеспечение плодородия, модель мироздания) и эстетические (воплощение эстетического идеала этноса и личных вкусов заказчика или мастера). Известно, что изготовление костюма являлось одной из основных сфер приложения труда ювелиров, высококвалифицированных ткачей и вышивальщиц и других специалистов, о которых говорили на Руси: «они строили одежду». Нельзя не отметить и ролевые функции одежды, характеризующие статус носителя в различных ситуациях.

Одежда - одно из важнейших отличий человека от представителей животного мира. В этом смысле справедливы слова Р. Броби-Иохансена о том, что «История одежды - это просто история человечества».

Актуальность проблемы исследования определяется тем, что на всех этапах истории человеческого сообщества «зеркалом» национального характера, нравственных устоев в значительной мере являлась одежда отдельного человека, социальной группы, народа.

Изучение истории костюма актуализируется возрастающим интересом нации и общества к истории России. Это выражается, в частности, в таких фактах, как восстановление утраченных промыслов и ремесел, появление новых кинофильмов на сюжеты российской истории; повсеместная организация выставок из музейных запасников. Необходимо отметить выход в свет многочисленных публикаций, возникновение взрослых и детских фольклорных коллективов, появление школ с углубленным изучением истории и этикета, в которых реконструируются костюмы учебных заведений прошлых столетий.

Характерной чертой, говорящей о росте общественного интереса к вопросам истории становится стремительно растущее и развивающееся во многих странах, в том числе и в России, движение исторической реконструкции. Только в нашей стране оно насчитывает на сегодняшний день десятки тысяч участников. Исторические реконструкторы пытаются максимально точно воссоздать предметы культуры прошлого, и в первую очередь - костюм. Регулярно проходят исторические фестивали и конкурсы костюмов. Нередко реконструируется не только сам костюм, но и весь процесс его создания от выращивания соответствующих сельскохозяйственных культур, таких как лён, через прядение и ткачество на орудиях труда, соответствующих историческим аналогам, до непосредственного шитья одежды с применением исторически достоверных инструментов и волокон.

Развивающийся в реальной жизни интерес к изучению истории костюма на основе полученных различными науками (в первую очередь археологией) данных, в свою очередь стимулирует движение научной мысли в развитии сложившихся теорий и становлении новых взглядов. 

Это становится возможным, благодаря тому, что элементы костюма не только воссоздаются в натуре, что практиковалось и ранее учёными историками, но и используются в условиях приближенных к оригинальным (ношение исторического костюма на соответствующих многодневных фестивалях, проходящих на открытом воздухе, выполнение бытовых и военных задач в соответствующей им исторически достоверной одежде).

В настоящее время в российской науке осуществляются всесторонние исследования в сфере социальной проблематики. Особо следует отметить деятельность в этом направлении научного коллектива Российского государственного социального университета во главе с академиком Российской академии наук Жуковым В.И., в том числе непосредственно связанные с проблемой российской цивилизации. Сложным социальным феноменом, взаимосвязанным со многими социальными процессами и тенденциями является в числе прочих и костюм.

Выводы по первой главе

Изучив психолого-педагогическую литературу по формированию патриотизма, мы выяснили, что патриотическое воспитание - это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям, воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Патриотическая система воспитания в школе направлена на:

а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;

     б) формирование духовно-нравственных качеств личности

в) воспитание патриотов земли России;

г) разносторонне развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;

д) формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

е) формирование трудолюбия;

ж) формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами уроков и внеурочной деятельности.

з) воспитание бережного отношения к природе.

   Познание русской народной культуры через патриотическое воспитание школьников, может стать подлинно творческой, развивающей деятельностью, если:

1. в процессе ознакомления учащихся с народным фольклором, чтением и разбором народных статей, рассказов, сказок из учебных книг, знакомство с декоративно-прикладным искусством, с традициями, опираться на доступный учащимися материал культурных традициях родного посёлка Увельского, через духовно-нравственное воспитание;

2. включать учащихся в традиционные праздники посёлка Увельского;

3. привлекать родителей к совместной работе;

4. проводить экскурсии на природу, по архитектурным памятникам, в краеведческие музеи.

 

 

ГЛАВА II. Содержание и методика организации патриотического воспитания младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.028 с.)