Особенности обучения иностранному языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обучения иностранному языку



Особенности обучения иностранному языку

На основе метода «обучение в сотрудничестве»

Курсовая работа

 

Выполнила:

учащаяся 727 группы

Архипова Анастасия Викторовна

Руководитель:

Кольцов Иван Анатольевич

К. пед. н.

Защищена «____________» 2020 с отметкой «___ ____»

 

г.Горно-Алтайск, 2020


 

Содержание

 

Введение. 3

1 Теоретические основы метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка в школе. 5

1.1 Обучение в сотрудничестве как способ активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка. 5

1.2 Методические требования к организации сотрудничества на уроках иностранного языка. 10

2 Оценка эффективности метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка в школе. 15

2.1 Анализ различных вариаций метода обучения в сотрудничестве. 15

2.2 Некоторые рекомендации по эффективному применению метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка. 20

3 Система уроков с применением методики обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в школе. 23

3.1 Пример урока по обучению написанию личного письма по методике обучения в сотрудничестве. 23

3.2 Организация работы по применению метода обучения в сотрудничестве в проектной методике. 26

Заключение. 33

Список литературы и использованных источников. 35

 

 


 

Введение

 

В связи с тенденциями современного образовательного процесса перед учителем иностранного языка стоит задача формирования универсальных учебных действий. Учащиеся должны научиться самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции. В этой связи коммуникативные универсальные учебные действия выступают в качестве важного компонента в развитии умения устанавливать необходимые контакты с окружающими и согласовывать действия с учетом мнения собеседников. Коммуникативные универсальные учебные действия занимают важное место в процессе обучения средних школьников, для которых межличностное общение становится ведущей деятельностью. Требования Федерального государственного образовательного стандарта к формированию коммуникативных универсальных учебных действий и осуществлению личностно-ориентированного подхода предполагают использование групповых форм работы на уроке, способствующих «активизации» ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности.

На сегодняшний день наблюдается противоречие между выдвигаемыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по формированию коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточностью соответствующих упражнений в учебно-методических комплексах, обеспечивающих этот процесс. Как следствие, наблюдается недостаточная сформированность коммуникативных универсальных учебных действий у школьника.

Данное противоречие позволяет сформулировать основную проблему исследования, заключающуюся в поиске групповых форм работы, направленных на эффективное формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на среднем этапе обучения в школе. Одной из таких форм и является метод обучения в сотрудничестве, которому посвящено данное исследование.

Цель работы – на основе анализа научно – педагогической литературы выявить особенности организации сотрудничества учащихся на уроке, изучить методические приемы, варианты организации обучения в сотрудничестве, используемые на уроках иностранного языка.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

– рассмотреть обучение в сотрудничестве как способ активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка;

– изучить методические требования к организации сотрудничества на уроках иностранного языка;

– провести анализ эффективности различных вариаций метода обучения в сотрудничестве;

– изучить рекомендации по эффективному применению метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка;

– разработать систему уроков с применением методики обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка в школе.

Объект исследования – процесс обучения иностранному языку с использованием метода обучения в сотрудничестве.

Предмет исследования – формирование умений и навыков при обучении иностранному языку с использованием метода обучения в сотрудничестве.

Методы исследования: анализ научной литературы по методике преподавания иностранных языков по проблеме исследования; анализ учебно-программной документации и интегрирование в учебный процесс по обучению.

Структурно работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


 

Пример урока по обучению написанию личного письма по методике обучения в сотрудничестве

 

Обучение письму требует больших затрат времени и индивидуального подхода к обучающимся, что сложно осуществить в условиях массовой школы и классно-урочной системы. Поэтому применение методики работы в малых группах, где учащиеся выполняют работу сообща, генерируя идеи, помогая друг другу преодолеть так называемый writer's block, осуществляя взаимопроверку работ, может быть одним из эффективных способов оптимизации работы по обучению этому виду речевой деятельности.

Урок рассчитан на обучающихся 6-7 классов.

Цель урока – обучить навыкам написания личного письма-совета. Учащиеся должны разобраться в проблемной ситуации, найти способы ее решения, дать совет, оформить свое высказывание в соответствии с неофициальным стилем речи.

Алгоритм работы учителя и учащихся может быть следующим:

1. Учитель вместе с учащимися определяет цели и задачи урока.

Если у учащихся недостаточно навыка целеполагания, то учитель в начале урока сам формулирует цели и задачи, записывает их на доске, обсуждает их с учащимися, вносит изменения и дополнения.

2. Учитель определяет объем материала, который учащиеся смогут выполнить за отведенное на одном уроке время, учитывая, что при работе в группах учащимся потребуется больше времени, чтобы убедиться, что все в группе поняли задание, договориться о способах его выполнения, дать каждому члену группы возможность завершить его часть работы, обсудить работу. Учитель должен подчеркнуть, что задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревновательности. Группа должна представить общий продукт своей деятельности, и успех всех здесь зависит от успеха каждого.

3. Учитель раздает карточки с заданием:

This is a part of a letter you got from your pen-friend Linda who writes:

I really want to go camping with my friends on summer holiday but my parents won't let me. They say I'm too young and I have to stay at home. But I'm fourteen already and it is so boring at home in summer. What do you think I should do?

Учитель дает информацию о структуре личного письма, основной цели этого вида письменного высказывания и стиле речи, в котором оно должно быть оформлено. Каждая группа также получает раздаточный материал с информацией, предоставленной учителем (в данном случае это будут правила составления письма-совета). В случае возникновения затруднений учащиеся смогут обратиться к раздаточному материалу в любое время, при этом сильные ученики помогут тем, кто слабее. Ниже приводится пример раздаточного материала для учащихся (табл. 1).

Таблица 1 – Пример раздаточного материала к письменному групповому заданию

Part Purpose Notes Useful phrases
First line Greet your friend   Dear...
First main paragraph Thank friend for letter; refer to some important information it contains   How are you? Thanks a lot for your letter. It was great to hear from you... I'm glad to know...
Second main paragraph Mention partner's problem; Say you will be glad to help   I know what you feel... I understand what it means to
Third main paragraph Answer your friend's questions, give advice   I think you should... In my opinion, the best way...
Fourth main paragraph Finish main part of letter; give a reason for ending the letter   Anyway, let me know... I have to go now as...
Closing expressions (1) Final remarks   Write soon! Take care! See you soon!
Closing expressions (2) Express love   Love, / Lots of love, / All the best
Final line Your name only    

4. Учитель задает алгоритм работы, делит учащихся на группы, определяет задание каждой группы и, если это необходимо, помогает распределить задания внутри группы. В данном случае задание будет одно для всех групп, и его можно также записать на доске. Например, роли можно распределить так: один ученик отвечает за содержание письма (идеи, аргументированность, организация), другой – за написание (можно набирать текст и на компьютере), третий – за проверку и редактуру. При этом важно, что работают учащиеся вместе, однако некоторые элементы задания могут выполняться и индивидуально при условии их последующего обсуждения и одобрения всей группой.

Первым этапом работы группы может быть мозговой штурм – аккумуляция идей (варианты решения проблемы). Затем следует работа над лексическими и грамматическими средствами реализации проблемной задачи - создание первого, чернового варианта сочинения. Последним этапом может быть проверка написания и редактура.

5. Подводятся итоги работы. Если темп работы групп позволяет, в конце урока можно попросить учащихся зачитать свои сочинения и общим голосованием определить лучшее. Итоги работы группы должны оцениваться не только исходя из того, удалось учащимся написать грамотное сочинение или нет, должна оцениваться и организация работы в группе, то, как учащиеся слушали друг друга, как помогали друг другу, как вместе решали возникшую проблему. С этой целью учитель во время урока наблюдает за группами, при этом учащиеся заранее осведомлены об этом, и критерии оценки их работы им также хорошо известны. Если учащиеся не справились с задачей, это свидетельствует о том, что практики было недостаточно и им потребуется больше времени для освоения навыка. В этом случае они дорабатывают сочинения дома, и оценка конечного продукта деятельности группы происходит на следующем уроке.

Заключение

 

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.

Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Основные принципы обучения в сотрудничестве заключаются в следующем:

1) взаимозависимость членов группы;

2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;

4) социализация деятельности учащихся в группах;

5) общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

Исследование актуальной методической литературы по данному вопросу показало, что технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.

Также немаловажно то, что в современном образовании все больше акцент делается на работу с информацией. Обучающимся становится все более важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

Таким образом, технология обучения в сотрудничестве может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы.


Список литературы и использованных источников

 

1. Вайсбруд, М.А. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М.А. Вайсбруд. – Обнинск: Изд-во Титул, 2001. – 126 с.

2. Джонсон, Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с.

3. Жолтикова, Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции / Н.В. Жолтикова // Концепт. – 2018. – № 02. – С. 15-22.

4. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2011. – 203 с.

5. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителя / под ред. В.Б. Царьковой. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с.

6. Куклина, С.С. Учебная деятельность школьников по овладению иноязычным общением / С.С. Куклина. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2017. – 265 с.

7. Машарова, Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение: учеб. пособие / Т.В. Машарова. – М.: Педагогика-Пресс, 2014. – 143 с.

8. Мочкаева, И.А. Технология организации групповой работы / И.А. Мочкаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – №4. – С. 54-57.

9. Пассов, Е.И. Программа-концепция иноязычного коммуникативного образования / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 2010. – 173 с.

10. Пассов, Е.И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе / Е.И. Пассова, В.Б. Царькова. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с.

11. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М.: Глосса Пресс, 2010. – 640 с.

12. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. 3-е изд.,испр. и доп. / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2015. – 112 с.

13. Пикеева, Е.Н. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.Н. Пикеева // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 534 - 536.

14. Сарсенова, А.А. Коллективная деятельность учащихся на уроках в начальной школе языка / А.А. Сарсенова // Вестник науки и образования. – 2017. – №2. – С. 83-85.

15. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафонова. – М.:Амскорт Интернешенл, 2016. – 311 с.

16. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2015. – 256 с.

17. Сухих, О.В. Средства обучения иностранным языкам в деятельности учителя и учащихся / О.В. Сухих. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. – 166 с.

18. Щемелева, И.Ю. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе: учебно-методическое пособие / И.Ю. Щемелева, Ю.С. Васильева, А.О. Наследова, И.В. Нужа. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2015. – 118 с.

19. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: общие вопросы методики / Л.В. Щерба. – М.: Академия, 2012. – 160 с.

20. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. 2-е изд., испр. и доп. / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2016. – 478 с.

Особенности обучения иностранному языку



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.031 с.)