Развитие российской налоговой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие российской налоговой системы



Итак, создание эффективной и справедливой налоговой системы – процесс довольно сложный и продолжительный, что подтверждается многолетней практикой функционирования налоговой системы в России.

Создание современной налоговой системы в РФ началось на рубеже 1991-1992гг., так как именно в этот период был взят твердый курс на коренное преобразование экономических отношений и переход к рынку.

Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, непродуманность последствий вносимых изменений в налоговое законодательство – претензии, наиболее часто предъявляемые к российской налоговой системе.

Однако необходимо учитывать и высокую динамику процессов, протекающих в хозяйственной жизни страны. Становление сложившейся в настоящее время налоговой системы происходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права. При этом наиболее важные, концептуальные положения налоговой системы России не претерпели серьезных изменений.

Произошедшие в Российской Федерации изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, интегрирование российской экономики в мировую хозяйственную систему требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной и справедливой налоговой системы.

За все годы реформирования системы налогообложения прослеживается тенденция к снижению налоговой нагрузки. При этом решаются следующие проблемы: стимулирование экономической активности хозяйствующих субъектов, противодействие нелегальному сокрытию доходов от налогообложения, повышение благосостояния населения.

Рассматривая эволюцию системы налогообложения в России, можно выделить следующие основные преобразования:

1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены/замены низкоэффективных налогов («налог со строений» был заменен на налог «с владельцев строений» и др.);

2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;

3) решение комплекса проблем, связанных с налоговым администрированием: со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства;

4) построение налоговой системы, адекватной налоговым системам развитых стран по принципу «низкие налоговые ставки – широкая база налогообложения».

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8%.

Рисунок 2: Структура поступивших налогов и сборов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2009г.

В 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 5543,5 млрд.рублей (88,2% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 459,4 млрд.рублей (7,3%), местных налогов и сборов - 111,2 млрд.рублей (1,8%), налогов со специальным налоговым режимом - 169,8 млрд.рублей (2,7%).

По итогам I квартала 2011 года консолидированный бюджет России исполнен с общим профицитом в размере 817,0 млрд.руб. (5,2% ВВП по данным сайта minfin.ru). В марте 2011 года общий профицит бюджетной системы увеличился на 361,1млрд.руб. В феврале того же года имело место сокращение бюджетного профицита.

По итогам марта 2011года с общим профицитом были сведены все составляющие консолидированного бюджета расширенного правительства, однако как и в предшествующие месяцы года динамика положительного сальдо была разнонаправленной. Так профицит федерального бюджета в марте 2011года увеличился на 99,6млрд.руб., профицит консолидированных бюджетов субъектов Федерации – на 314,6млрд.руб., профицит территориальных государственных внебюджетных фондов сократился на 58,8млрд.руб. По сравнению с аналогичным периодом 2010года общий профицит консолидированного бюджета России увеличился более чем в 3 раза.

Доходы консолидированного бюджета в январе – марте 2011года составили 4392,5 млрд.руб. (38,1% ВВП). По сравнению с аналогичным периодом 2010 года доходы российской бюджетной системы увеличились на 26,8%, что с поправкой на темпы инфляции означает рост поступлений на 15,7% в реальном исчислении.

Отклонение параметров консолидированного бюджета Российской Федерации бюджетного периода 2009 – 2011 годов от параметров предыдущего бюджетного периода 2008 – 2010 годов составило по доходам: в 2009 году – 4 778,7 млрд. рублей, или 41 %, в 2010 году – 5 243,7 млрд. рублей, или 41,2 %; по расходам: в 2009 году – 2 921,6 млрд. рублей, или 25,3 %, в 2010 году – 3 884,7 млрд. рублей, или 30,7 %; по профициту: в 2009 году – 1 857,1 млрд. рублей, или в 19 раз, в 2010 году – 1 359,0 млрд. рублей, или в 14 раз.

Рисунок 3: Поступления доходов в Федеральный бюджет России в 2009-2011гг.

Премьер-министр РФ Владимир Путин в декабре на съезде «Деловой России» заявлял, что стране необходим решительный «налоговый маневр», необходимо подумать об оптимизации тех налогов, от которых зависит качественный экономический рост. Премьер поручил Минэкономразвития и Минфину разработать предложения по перенастройке фискальной политики для индустриального развития РФ.

Министр финансов России Антон Силуанов в середине января сообщил, что власти РФ могут пойти на некоторое сокращение прямых налогов и замену их на косвенные в рамках так называемого «налогового маневра». По словам Силуанова, существует несколько мнений о том, как должна совершенствоваться налоговая система.

Экономический блок Правительства РФ планирует в течение месяца согласовать предложения по «налоговому маневру». Как рассказала министр экономического развития Э.С. Набиуллина, ее ведомство уже направило в Минфин России свои предложения.

Минэкономики выступает с инициативой исключить оборудование из облагаемой базы по налогу на имущество с целью стимулировать его обновление, а также ввести налоговые каникулы по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу для проектов, созданных «с нуля» (не связанных с сырьевым сектором экономики). Компенсировать выпадающие доходы планируется за счет повышения акцизов на табак и алкоголь, администрирования трансфертного ценообразования и введения налога на роскошь.

Минфин России также согласен с необходимостью совершенствования имущественного налогообложения. Кроме того, суть «налогового маневра» может заключаться в изъятии дополнительных доходов у газовой отрасли за счет выравнивания цен на внутреннем и внешнем рынке и переносе некоторых налогов на региональный уровень, считает министр финансов А.Г. Силуанов. По его словам, дата проведения «налогового маневра» будет определена в марте — апреле текущего года при подготовке бюджета на 2013—2015 годы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.007 с.)