Систематизация нормативных правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематизация нормативных правовых актов



ВВЕДЕНИЕ

……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ …………………………………….5

 

1.1 Понятие, характеристика и классификация нормативных правовых актов…………………………………………………. …………………...……....5

1.2 Систематизация нормативных правовых актов……………………...…8

ГЛАВА 2 ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ ………………...…….13

 

2.1Действие нормативных правовых актов во времени ……………........13

2.2Действие нормативных правовых актов в пространстве..................... 19

2.3Действие нормативных правовых актов по кругу лиц ………….........22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………28

 

                                                                               

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый день Национальное Собрание, Президент, Правительство, вся линия власти в Республики Беларусь издают большое число нормативных правовых актов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы.

Нормативный правовой акт – это основной источник права большинства современных государств, который характеризуется следующими признаками:

• принимается или санкционируется уполномоченными органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и представляет собой их одностороннее волеизъявление;

имеет внешнюю форму в виде конкретного письменного документа;

• содержит новые нормы права или изменяет, отменяет действующие;

• принимается согласно четко определенной процедуре;

• имеет юридическую силу, отображает соотношение с иными правовыми актами, место и роль в системах законодательства и правового регулирования;

• придает воле народа официальный характер.     

Нормативные правовые акты формируются с целью урегулировать установленные общественные отношения, придать им устойчивость, организованность, системный характер, оказать помощь их современному формированию.

Использование данного большого массива правовой информации в практической деятельности юриста или адвоката подразумевает понимание функционирующего законодательства о порядке введения в силу нормативных правовых актов.

С увеличением количества законов и нормативных правовых актов появился вопрос о систематизации законодательства. Для того чтобы изучить один вопрос требуется прибегать к немалому числу источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам.

В разных государствах данную задачу пытались решить, и в итоге были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. Однако данная задача остаётся актуальной и в наши дни.

Все нормативные правовые акты функционируют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц.

Установление данных рамок обладает очень важным значением в правоприменительной практике. Так как, для того чтобы правильно применять норму права, следует обязательно определить, работает ли данная норма в момент разрешения дела, распространяется ли её сила на ту территорию, где рассматривается дело и распространяется ли её действие на лиц, в отношении которых осуществляется право применение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• исследовать юридическое действие нормативных правовых актов;

• с какого времени нормативный правовой акт вступает в юридическую силу и по какое время она сохраняется (действие во времени);

• на какую территорию он распространяется (действие в пространстве);

• каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).

Для того чтобы осуществить своё предназначение, нормативный правовой акт должен соблюдать такими свойствами, качествами, которые точно обещали бы его способность вызывать, порождать предусмотренные им юридические результаты. В этом и заключается фактическое функционирование акта, в этом проявляется юридическая сила его норм, его существование как объективной регулятивной реальности.

Установление пределов действия нормативных правовых актов имеет существенное практическое значение, поскольку в значительной степени гарантирует эффективность правового регулирования. С пределами действия актов связано осуществление прав и обязанностей субъектов права, удовлетворение жизненных необходимостей и интересов людей во всех сферах общественных отношений. 

Целью курсовой работы является углубить и систематизировать знания в отношении пределов действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц, отметить особенности их пределов действия для Республики Беларусь.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере действия нормативных правовых актов.

Предмет исследования — законодательство Республики Беларусь, учебная литература, научные труды белорусских и зарубежных ученых.

Разработан комплексный подход к исследованию, в котором постараемся отобразить проблематику этого вопроса, а также обозначить основные моменты.

При написании работы была использована различная литература, но наиболее основательно исследовались труды: А.Ф. Вишневского, Н.А. Горбатка, В.А. Кучинского, Н. А. Глыбовской и другие.

Объём и структура работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Понятие, характеристика и классификация нормативных правовых актов

 

 

Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.

Нормативные правовые акты существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

Нормативные правовые акты исходя конкретно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (то есть уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения содержание нормативных правовых негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.

Основное содержание нормативных правовых актов составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно – властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.

Нормативные правовые акты имеют строго конкретную документальную форму (закон, указ, постановление и тому подобное), обладают установленными знаками и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией.

Нормативные правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.

Реализация нормативных правовых актов обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

Все нормативные правовые акты существуют и работают как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные правовые акты общественных объединений;

— совместные акты государственных и негосударственных организаций;

— нормативные правовые акты, принятые на референдуме.

В зависимости от срока действия различают:

— акты неопределённо длительного действия;

— временные акты.

В зависимости от юридической силы нормативные правовые акты делят на:

— законы;

— подзаконные акты [24].

Законы Республики Беларусь — нормативные правовые акты, принимаемые законодательными органами и регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Законы занимают ключевое место в системе нормативных правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками:

1)Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или же непосредственно народом в порядке референдума.

2)Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех других нормативных правовых актов не должно возражать законам, никто не вправе отменить или поменять закон, кроме органа, который его издал.

3)Законы регулируют наиболее значимые основные общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, главные права и свободы граждан.

4)Законы содержат нормы начального характера. Все другие нормативные правовые акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

5)Законы принимаются в определенном процессуальном порядке [12, c. 294].

В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

Как уже было сказано ранее, высшую юридическую силу имеет Конституция, принятая общенародным голосованием. Являясь законом, Конституция — правовая база законодательства. Все остальные законы и другие правовые акты, принимаемые, не должны возражать Конституции.

Они, в свою очередь, ещё разделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и ещё имеют иерархическую структуру. Основная роль в системе подзаконных актов принадлежит актам Парламента.

Акты Президента принимаются в форме указов и распоряжений и не могут возражать Конституции и законам. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут возражать Конституции, законам, актам Президента. Правительственные акты имеют большую силу по отношению к актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений [22].

В современных цивилизованно-развитых государствах имеется значительное количество нормативных правовых актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество некогда не останавливается на каком-либо определенном этапе, а всё время пребывало в интенсивном движении, развитии, в связи с активно-развивающимися социальными связями, возникновение новых потребностей общества, требующих правового регулирования. В Республики Беларусь одним из основных правотворческих органов считается Парламент Республики Беларусь — Национальное собрание, состоящий из двух палат, который в свою очередь ставит перед собой одной из задач — воплощение систематизации законодательства.

Каждый день изменяющаяся правовая система, ее преобразование и совершенствование, а также принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших актов всё это даёт вероятность объективно смотреть на весь комплекс действующего законодательства, приводит к его укреплению, объединяет в определенную обоснованную систему.

Юридическая наука, выработала особый способ для облегчения задачи поиска и использования нужных нормативных правовых актов, а также создала юридическую технику, которая помогает сводить воедино ранние принятые нормы, преобразовывать их и квалифицированно решать юридические трудности. О нём мы поговорим в следующем разделе.

 

ГЛАВА 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе было рассмотрено действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц с учётом реальностей в Республике Беларусь, а кроме того с некоторым сравнением с Российской Федерации.

Для изучения данного вопроса, о применении нормативных правовых актов необходимо было дать ответ на три основных вопроса:

— с какого момента времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);

— на какую территорию он распространяет своё регулирующее влияние (действие в пространстве);

— каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Утверждение данных рамок-границ имеет немаловажное значение, потому что с ними связана и ими обусловлена возможность, а в соответствующих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

Как определение, нормативные правовые акты, определяют взаимосвязь права с государством, так как именно государственная воля опосредует связь права с объективно существующими общественными отношениями.

Нормативный правовой акт действует бессрочно до прекращения его действия, если в тексте нормативного правового акта не оговорено другое.

Временный период действия может быть установлен для всего правового акта или его структурных элементов. В данном случае в правовом акте должны быть указаны период воздействия правового акта или событие, при наступлении которого правовой акт утрачивает силу. Согласно истечении указанного срока или при наступлении указанного в правовом акте события правовой акт (его структурный элемент) автоматически утрачивает силу.

Действие правового акта или его отдельных положений может быть приостановлено в случаях:

 — установленных Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами;

— по решению нормотворческого органа (должностного лица) на определенный срок или до наступления определенного события;

— до принятия специального решения по данному вопросу путём принятия (издания) правового акта соответствующего вида.

 Согласно истечению указанного времени или при наступлении указанного в правовом акте события действие правового акта автоматически восстанавливается.

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет своё действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.

Придание обратной силы правовому акту не допускается, в случае если он предусматривает введение или укрепление ответственности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за действия, какие в период их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Прекративший собственную деятельность правовой акт (его структурный элемент) используется к отношениям, возникшим в период его действия до утраты им юридической силы, в случае если другое не установлено прекратившим его действие правовым актом.

Нормативные правовые акты либо их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу в порядке, определяемом законодательными актами.

В правовом акте, предусматривающем отмену прав и свобод граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц либо возложение на них обязанностей или другим способом ухудшающем их положение, обязан определяться порядок применения такого акта к отношениям, которые возникли на его основе, и определяться момент возникновения (прекращения) соответствующих прав, свобод и обязанностей.

Правовые акты Республики Беларусь обладают неукоснительной силой, на всей территории Республики Беларусь, в случае если деятельность правовых актов в пространстве не ограничено этими правовыми актами, правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов – на соответствующей территории.

Действие правовых актов распространяется на граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и другие организации Республики Беларусь. А также на иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и иные организации, на которые распространяется юрисдикция Республики Беларусь, находящиеся на территории Республики Беларусь международные организации, межгосударственные образования, если иное не установлено этим правовым актом и международными договорами Республики Беларусь.

Вопрос о «Пределах действия нормативных правовых актов» действительно оказался многогранным. Тема является актуальной в настоящие дни, потому что каждый день выходят десятки, сотни нормативных правовых актов и во многие вносятся изменения, дополнения.

ВВЕДЕНИЕ

……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ …………………………………….5

 

1.1 Понятие, характеристика и классификация нормативных правовых актов…………………………………………………. …………………...……....5

1.2 Систематизация нормативных правовых актов……………………...…8

ГЛАВА 2 ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ ………………...…….13

 

2.1Действие нормативных правовых актов во времени ……………........13

2.2Действие нормативных правовых актов в пространстве..................... 19

2.3Действие нормативных правовых актов по кругу лиц ………….........22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………28

 

                                                                               

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый день Национальное Собрание, Президент, Правительство, вся линия власти в Республики Беларусь издают большое число нормативных правовых актов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы.

Нормативный правовой акт – это основной источник права большинства современных государств, который характеризуется следующими признаками:

• принимается или санкционируется уполномоченными органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и представляет собой их одностороннее волеизъявление;

имеет внешнюю форму в виде конкретного письменного документа;

• содержит новые нормы права или изменяет, отменяет действующие;

• принимается согласно четко определенной процедуре;

• имеет юридическую силу, отображает соотношение с иными правовыми актами, место и роль в системах законодательства и правового регулирования;

• придает воле народа официальный характер.     

Нормативные правовые акты формируются с целью урегулировать установленные общественные отношения, придать им устойчивость, организованность, системный характер, оказать помощь их современному формированию.

Использование данного большого массива правовой информации в практической деятельности юриста или адвоката подразумевает понимание функционирующего законодательства о порядке введения в силу нормативных правовых актов.

С увеличением количества законов и нормативных правовых актов появился вопрос о систематизации законодательства. Для того чтобы изучить один вопрос требуется прибегать к немалому числу источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам.

В разных государствах данную задачу пытались решить, и в итоге были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. Однако данная задача остаётся актуальной и в наши дни.

Все нормативные правовые акты функционируют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц.

Установление данных рамок обладает очень важным значением в правоприменительной практике. Так как, для того чтобы правильно применять норму права, следует обязательно определить, работает ли данная норма в момент разрешения дела, распространяется ли её сила на ту территорию, где рассматривается дело и распространяется ли её действие на лиц, в отношении которых осуществляется право применение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• исследовать юридическое действие нормативных правовых актов;

• с какого времени нормативный правовой акт вступает в юридическую силу и по какое время она сохраняется (действие во времени);

• на какую территорию он распространяется (действие в пространстве);

• каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).

Для того чтобы осуществить своё предназначение, нормативный правовой акт должен соблюдать такими свойствами, качествами, которые точно обещали бы его способность вызывать, порождать предусмотренные им юридические результаты. В этом и заключается фактическое функционирование акта, в этом проявляется юридическая сила его норм, его существование как объективной регулятивной реальности.

Установление пределов действия нормативных правовых актов имеет существенное практическое значение, поскольку в значительной степени гарантирует эффективность правового регулирования. С пределами действия актов связано осуществление прав и обязанностей субъектов права, удовлетворение жизненных необходимостей и интересов людей во всех сферах общественных отношений. 

Целью курсовой работы является углубить и систематизировать знания в отношении пределов действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц, отметить особенности их пределов действия для Республики Беларусь.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере действия нормативных правовых актов.

Предмет исследования — законодательство Республики Беларусь, учебная литература, научные труды белорусских и зарубежных ученых.

Разработан комплексный подход к исследованию, в котором постараемся отобразить проблематику этого вопроса, а также обозначить основные моменты.

При написании работы была использована различная литература, но наиболее основательно исследовались труды: А.Ф. Вишневского, Н.А. Горбатка, В.А. Кучинского, Н. А. Глыбовской и другие.

Объём и структура работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Понятие, характеристика и классификация нормативных правовых актов

 

 

Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.

Нормативные правовые акты существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

Нормативные правовые акты исходя конкретно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (то есть уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения содержание нормативных правовых негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.

Основное содержание нормативных правовых актов составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно – властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.

Нормативные правовые акты имеют строго конкретную документальную форму (закон, указ, постановление и тому подобное), обладают установленными знаками и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией.

Нормативные правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.

Реализация нормативных правовых актов обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

Все нормативные правовые акты существуют и работают как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные правовые акты общественных объединений;

— совместные акты государственных и негосударственных организаций;

— нормативные правовые акты, принятые на референдуме.

В зависимости от срока действия различают:

— акты неопределённо длительного действия;

— временные акты.

В зависимости от юридической силы нормативные правовые акты делят на:

— законы;

— подзаконные акты [24].

Законы Республики Беларусь — нормативные правовые акты, принимаемые законодательными органами и регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Законы занимают ключевое место в системе нормативных правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками:

1)Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или же непосредственно народом в порядке референдума.

2)Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех других нормативных правовых актов не должно возражать законам, никто не вправе отменить или поменять закон, кроме органа, который его издал.

3)Законы регулируют наиболее значимые основные общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, главные права и свободы граждан.

4)Законы содержат нормы начального характера. Все другие нормативные правовые акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

5)Законы принимаются в определенном процессуальном порядке [12, c. 294].

В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

Как уже было сказано ранее, высшую юридическую силу имеет Конституция, принятая общенародным голосованием. Являясь законом, Конституция — правовая база законодательства. Все остальные законы и другие правовые акты, принимаемые, не должны возражать Конституции.

Они, в свою очередь, ещё разделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и ещё имеют иерархическую структуру. Основная роль в системе подзаконных актов принадлежит актам Парламента.

Акты Президента принимаются в форме указов и распоряжений и не могут возражать Конституции и законам. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут возражать Конституции, законам, актам Президента. Правительственные акты имеют большую силу по отношению к актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений [22].

В современных цивилизованно-развитых государствах имеется значительное количество нормативных правовых актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество некогда не останавливается на каком-либо определенном этапе, а всё время пребывало в интенсивном движении, развитии, в связи с активно-развивающимися социальными связями, возникновение новых потребностей общества, требующих правового регулирования. В Республики Беларусь одним из основных правотворческих органов считается Парламент Республики Беларусь — Национальное собрание, состоящий из двух палат, который в свою очередь ставит перед собой одной из задач — воплощение систематизации законодательства.

Каждый день изменяющаяся правовая система, ее преобразование и совершенствование, а также принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших актов всё это даёт вероятность объективно смотреть на весь комплекс действующего законодательства, приводит к его укреплению, объединяет в определенную обоснованную систему.

Юридическая наука, выработала особый способ для облегчения задачи поиска и использования нужных нормативных правовых актов, а также создала юридическую технику, которая помогает сводить воедино ранние принятые нормы, преобразовывать их и квалифицированно решать юридические трудности. О нём мы поговорим в следующем разделе.

 

Систематизация нормативных правовых актов

 

 

В процессе социального развития государством стремительно принимаются меры по осуществлению правотворческих функций, в связи с чем издаются десятки различных нормативных правовых актов по немалому кругу регулирования правовых отношений. Процесс формирования законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате четкого планирования законотворческой деятельности нормотворческим органом, в том числе рассматривается систематизации законодательства. В основе такой работы лежат знания о системе права в целом, по отдельности – её отраслях. Цели систематизации законодательства заключаются, во-первых, в создание единой системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства их применения, также ликвидации неэффективных или устарелых норм права, разрешение юридических коллизий, устранение пробелов и обновления законодательства [12, с. 245].

Как обозначил Калинин С.А. в своей научной работе, качественное усовершенствование законодательства напрямую зависит от внутренне согласованной, научно-логически аргументированной структуры законодательства. Процесс систематизации законодательства целесообразно рассматривать как образование оптимальной системы законодательства, в первую очередь за счет упорядочения внутренней взаимосвязи между правовыми нормами. На сегодняшний день многие органы государственного управления Республики Беларусь осуществляют функции по выработке и реализации государственной политики и функции нормативно-правового регулирования, от них зависит формирование учетных систем, в том числе и систематизация законодательства Республики Беларусь [20, c. 124].

В своем роде систематизация законодательства должна быть непрерывной, так как регулярно изменяющиеся законодательства требует структурирования нормативно-правового материала. В истории Беларуси известны и такие периоды, когда систематизация законодательства носила характер, не совсем успешных попыток, откуда вытекает еще одна функция по предотвращения юридических ошибок. Целью осуществления всех этих функций ставят перед собой все государственные органы, занимающиеся систематизацией законодательства.

Во-первых, именно благодаря систематизации законодательства мы можем обозреть весь массив действующего законодательства, тем самым увеличивает эффективность законодательства. Не маловажным является тот факт, что систематизация законодательства помогает обнаружить и ликвидировать разногласия, противоречия, а также пробелы правового регулирования, то есть дефекты законодательства. Во-вторых, систематизация законодательства помогает сделать законодательство более информационно доступным, наиболее удобным для пользователя, упрощает поиск необходимых нормативно правовых актов, в том числе способствует исследованию, изучению специфичности действующего законодательства. В-третьих, способствуют правовому воспитанию всего населения государства, тем самым улучшает познавательный процесс, направленный на формирования их правосознания.

В зависимости от того, на что ориентирована деятельность, в систематизации законодательства можно определить два основных направления: на совершенствование содержания новых нормативно правовых актов или совершенствование форм изложения норм без изменения их содержания, выделяют два вида систематизаций: внутренняя и внешняя.

В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

I. Кодификация, как одна из форм систематизации законодательства, происходит как процесс приведения к общей, огромной структуре нормативных правовых актов с помощью масштабной переработки их содержания. Кодификация регулярно носит официальный характер. В ходе кодификационной обработки убирается часть устаревших норм, а все остальное подвергается внутренней структурированности и взаимосвязи [12, c. 246].

Главным и наиболее важным кодификационным актом является кодекс. Кодекс – это систематизированный акт законодательства, соединяющий по специальному порядку нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений [4,  с. 134]. Основными кодексами в Республики Беларусь являются Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и прочие. Как правило, они довольно пространны по объему и собственному содержанию, разделяются по частям на общую и особенную, группируются по разделам и главам. Являясь нормативным правовым актом, кодекс обеспечивает систематизированное регулирование конкретной сферы жизнедеятельности людей.

Устав, в свою очередь, связывает определенные нормы, регламентирующие порядок деятельности государственных органов и организаций в отдельной сфере. К примеру, общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах.

Положение — кодифицированный нормативный правовой акт, устанавливающий полномочия определенных структур, их функции, то есть определяющий задачи и порядок деятельность субъектов государственного управления, к примеру, положения о государственных комитетах.

Правила — нормативный правовой акт, регулирующий порядок какой-либо деятельности, устанавливающий нормы общего характера для определенного круга лиц. Характерным примером может быть Правила рабочего распорядка [12, c. 306].

Так как кодификация всегда теснится с обработкой действующего законодательства, ликвидацией устарелых норм и установлением новых, она должно осуществляться, исключительно, официальными органами, наделенными нормотворческой функцией.

Таким образом, кодификация содействует увеличению стабильности законодательства, сочетанию точных, основывающихся на научный фундамент, системы нормативных правовых актов, обеспечивая координацию между действующими нормами, создание крупных правовых блоков. Она позволяет решить главные задачи — привести к совершенству как содержание, так и форму законодательства [12, c. 305].

II. Инкорпорация — это способ сведения к единой структурированной системе нормативных правовых актов по конкретным признакам, при котором нормы частично или полностью помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их содержания. Инкорпорация, в свою очередь, является простой формой упорядочения законодательства, реализовываться может в хронологическом, алфавитном и другом порядке. Инкорпорировать нормативно-правовой материал может любая организация, государственный орган или частное лицо, так как это является не официальной формой систематизации законодательства. При этом в первоначальные тексты нормативных правовых актов вносится официальные изменения, опуска



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.143 с.)