Теория, история, методика библиографической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория, история, методика библиографической деятельности



В СССР, особенно в послевоенные годы, интенсивно развивается библиографическая наука - библиографоведение

В 60 - 80-е годы ГБЛ и ГПБ провели ряд крупных исследований.

Например,

· в 60-е годы исследование по теме «Проблемы массового чтения и эффективности использования РБП» провела ГБЛ,

· в 60е годы исследование по теме «Библиотека и информация» провела ГПБ,

· В 70-е гг. ряд исследований по темам: «Книга и чтение в жизни советского общества», «Специалист – библиотека – библиография» провели ГБЛ и ГПБ.

В 80-е гг. было проведено всесоюзное исследование библиотечных кадров. Изучалась, в том числе их библиографическая подготовка. В нем принимали участие не только крупнейшие, но и все библиотеки страны, даже ЦБС.

Все исследования давали большой фактический материал для развития теории и методики библиографической деятельности.

Теория библиографии. В 60-е – 70-е гг. – время становления науки «библиографоведение».

Появляется целая плеяда библиографов теоретиков:

· В области общей библиографии: Коршунов О.П., А.И. Барсук;

· В области рекомендательной библиографии: Ю.М. Тугов,

· В области отраслевой библиографии Д.Ю. Теплов.

Самые значительные теоретические работы этого периода:

· Коршунов О.П. «Проблемы общей теории библиографии» (1975). В монографии были заложены основы библиографоведения;

· Барсук А.И. «Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин» (1975);

· Коршунов О.П., Барсук А.И. «Советское библиографоведение: состояние, проблемы, перспективы» (1977).

Вышеназванные монографии явились толчком для дискуссии по теоретическим вопросам библиографии, в результате библиографоведение было признано наукой.

На основе своей теории О.П. Коршунов написал учебное пособие «Основы общей теории библиографии», которое было опубликовано в 1978 году.

В 1981 г. в учебнике «Библиография. Общий курс» впервые появился раздел «Основы теории библиографии», а в 1990 г. вышел учебник «Библиографоведение».

В 80-е гг. появляется новое поколение библиографов – теоретиков, в их числе:

· М.Г. Вохрышева,

· В.А. Фокеев,

· Н.А. Сляднева,

· Г.Г. Семенова и др.

Они развивают, оспаривают теорию О.П. Коршунова, выдвигают новые идеи.

В их работах рассматриваются проблемы:

· сущность информации,

· функции информации,

· свойства информации,

· качество библиографической информации и др.

В начале 90-х гг. были опубликованы монографии:

· Вохрышева М.Г. «Библиографическая деятельность: структура и эффективность» (1989);

· Фокеев В.А. «Природа библиографического знания» (1995);

· Сляднева Н.А. «Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного анализа» (1993).

История библиографии.

В советский период было опубликовано несколько крупных монографий по истории библиографии, которые стали классическими. В их числе:

· Здобнов Н.В. «История русской библиографии до начала ХХ века» (М., 1951). 1-е издание – 1944 – 1947, 2-е – 1951, 3-е – 1955.;

· Шамурин Е.И. «Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации». Т.1 -2. (М., 1955 – 1959);

· Симон К.Р. «История иностранной библиографии». (1963). Получила высокую оценку в отечественной и мировой печати. До сих пор является единственной в своем роде.

· Машкова М.В. «История русской библиографии начала ХХ века» (1969). Хронологически продолжила монографию Н.В. Здобнова;

С начала 50-х гг. началась публикация биографической серии «Деятели книги». Вышло около 3-х десятков монографий, посвященных видным деятелям, в их числе:


· В. Анастасевич,

· В. Межов,

· Г. Геннади,

· Н. Лисовский,

· Х. Алчевская,

· А. Торопов,

· П. Пекарский

· А. Мезьер и др.


Среди авторов этих книг видные отечественные библиографы:


· М.А. Брискман,

· Л.М. Равич,

· М.В. Машкова,

· З.Л. Фрадкина,

· А.Д. Эйхенольц,

· Ю.и. Масанов и др.


 

Методика библиографической работы.

Начиная с 60-х гг. появляется целый ряд работ по вопросам методики библиографической деятельности. В их числе:

· Брискман М.А., Бронштейн М.П. «Составление библиографических пособий: Практическое руководство» (1964);

· Берков П.Н. «Библиографическая эвристика. К теории и методике библиографических разысканий» (1960);

· Садова М.А. «В поисках книги. Библиографические разыскания при выполнении читательских требований» (1963).

Все вышеназванные работы вошли в золотой фонд отечественной библиографии, став классическими работами.

Следует отметить, что теория библиография в конце советского периода переживала подъем.


Подготовка профессиональных библиотечно-библиографических  кадров

 

Зарождение библиотечного образования относится к началу 20 века, когда в 1906 году профессор Петербургского университета В.Э. Вольтер организовал студенческий кружок, в котором велись библиотечно-библиографические занятия.

В этот же год (1906) Петербургское общество библиотековедения подняло вопрос об учреждении кафедр библиотековедении и библиографии при университетах, но он не был решен. Аналогичное предложение было выдвинуто Всероссийским съездом по библиотечному делу (1911).

Но только в 1913 году были организованы годичные курсы библиотекарей при Московском Народном университете имени Шанявского.

Все это были ценные, но отдельные начинания. Единая система библиотечно-библиографического образования отсутствовала.

Она начала складываться только после 1917 года.

В 1918 году в Москве открывается библиотечный семинарий. Его программа была рассчитана на 2 года теоретического и практического обучения. Параллельно с изучением специальных дисциплин ее слушатели посещали пролетарский университет, которой обеспечивал подготовку политически грамотных библиотекарей из пролетарской и крестьянской среды. Семинарий просуществовал до 1920 года.

В декабре 1918 года открывается первое в стране высшее учебное заведение для подготовки библиотечных работников – Институт внешкольного образования (нынешняя Санкт-Петербургская Академия культуры).

Вскоре подобные институты были открыты в Иваново-Вознесенске, Костроме и некоторых других городах.

Библиотечные отделения начали создаваться при некоторых педагогических институтах.

Однако сеть учебных заведений, готовящих библиотечных работников, была недостаточной, контингенты обучающихся в них были невелики.

Между тем потребность в подготовленных библиотечных кадрах была достаточно острой. Для решения этой задачи повсеместно стали организовываться библиотечные курсы.

Библиотечные курсы проводились:

· секциями губернских и уездных отделов народного образования,

· крупными библиотеками,

· а также некоторыми высшими учебными заведениями.

По содержанию и продолжительности библиотечные курсы отличались друг от друга. Преобладали 2-х недельные курсы, на которых обучали только технике библиотечного дела.

Кроме того, при проведении курсов остро ощущался недостаток квалифицированных кадров преподавателей.

На качестве работы курсов сказывались также неразработанность программ, отсутствие учебников и учебных пособий.

Отсюда – невысокий профессиональный уровень обучающихся.

В 20-е годы сформировалась система библиотечного образования, которая сохранялась до начала Великой Отечественной войны. Она включала:

· высшее образование, которое осуществлялось на политико-просветительских факультетах институтов народного образования, а также педагогических и политико-просветительских институтах;

· среднее образование обеспечивали библиотечные отделения педагогических техникумов и советских партийных школ.

Особенностью этого периода библиотечного образования являлось то, что основное внимание отводилось на изучение общественно-политических наук. Специальные библиотечные дисциплины изучались в ограниченном объеме (всего 134 часа). Фактически это была специализация на последнем курсе. То есть такая подготовка была рассчитана на выпуск библиотекаря волостной библиотеки.

В послевоенные годы в СССР сложилась 3-х-уровневая система подготовки библиотечных кадров:

· начальное профессиональное образование;

· среднее профессиональное образование;

· высшее библиотечное образование.

Начальное библиотечное образование организационно было оформлено слабо. Оно было рассчитано на подготовку молодых людей, пришедших работать в библиотеку после средней общеобразовательной школы, не имея элементарных представлений о содержании и характере библиотечного труда, который придется им выполнять.

Начальная подготовка осуществлялась 2-мя способами:

· непосредственно на рабочем месте библиотекаря под руководством наставника. При этом формировались лишь умения и навыки, но молодые библиотекари не получали представления об их месте и роли в общей библиотечной работе;

· в 60-е годы функции начальной подготовки библиотекарей взяла на себя общеобразовательная средняя школа. Здесь в 11-м классе будущих библиотекарей обучали основам библиотечного дела. Выпускники вместе с аттестатом о среднем образовании получали удостоверение библиотекаря.

Среднее библиотечное образование. В 1946 – 1959 годы большое внимание было обращено на развитие сети средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов в области библиотековедения и библиографии.

В эти годы во многих городах открывались библиотечные техникумы, так как была поставлена задача: обеспечить большинство массовых библиотек кадрами со средним специальным образованием.

В связи с этим:

· значительно увеличились приемные контингенты учащихся,

· пересматривались учебные планы,

· расширялась практическая подготовка, которая вылилась в увеличение часов на лабораторно-практические занятия, на учебную и производственную практики.

В конце 50-х годов наметилась тенденция к свертыванию библиотечных техникумов и образованию на их базе культурно-просветительных училищ с библиотечными отделениями. Впоследствии большинство культурно-просветительных училищ были преобразованы в училища искусств и культуры.

К середине 80-х годов в Российской Федерации насчитывалось более 130 культурно-просветительных училищ и 5 библиотечных техникумов (Ленинград, Москва, Канск, Омск, Уфа).

Высшее образование. С СССР подготовка библиотечных специалистов высшей квалификации осуществлялось на библиотечных факультетах:

· 17 институтов культуры,

· 5 университетов (Баку, Рига, Вильнюс, Кишинев, Ашхабад),

· 5 педагогических институтов (Ереван, Алма-Ата, Фрунзе, Тбилиси, Таллинн),

· 1 институт искусств (Душанбе).

Обучение велось по дневной, заочной и вечерней формам обучения. Срок обучения на дневном отделении – 4 года, на заочном – 5 лет. По окончании вуза специалисты получали диплом библиотекаря – библиографа.

С 1975 года вузы приступили к подготовке библиотекарей – библиографов с дополнительной специализацией

К концу 80-х гг. все библиографические дисциплины, изучаемые в учебных заведениях, были обеспечены программами, учебниками, учебными пособиями. Все учебные материалы обновлялись примерно раз в 10 – 15 лет.

Тем не менее, велась постоянная работа по повышению качества обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих профессиональные кадры для библиотек.

В конце 80-х – начале 90-х годов произошли некоторые изменения в системе библиотечного профессионального образования. Некоторые из ссузов влились в вузы и стали одной из ступеней непрерывного образования. Так, например, на базе Волгоградского училища искусств и культуры был сформирован вуз, где подготовка библиотекарей ведется по 2-м ступеням:

· 2-я ступень – среднее специальное образование;

· 3-я ступень – высшее библиотечное образование.

Аналогичные системы были созданы и в других городах.

 

Каждый год выпускалось около 10 тысяч библиотечных специалистов с высшим и средним специальным образованием.

В России библиотекари, в том числе и библиографы, представляют собой большую социально-профессиональную группу. В 2000 году в общедоступных библиотеках работало свыше 128 тысяч библиотекарей.

 

 


Заключение

Отечественная библиография за свою многовековую историю прошла большой и сложный путь.

За время становления российской библиографии:

1. Появились и достигли высокой степени развития все виды библиографии, начиная от государственной, книготорговой, репертуарной, рекомендательной до отраслевой и биобиблиографии.

 

2. Государственная библиография, зачатки которой появились в начале 18 века, выросла в мощную систему, охватывающую более 10 видов документов, информация о которых находит отражение в летописях Российской книжной палаты.

 

 

3. Репертуарная библиография находится в стадии свое развития. Ведется работа по созданию репертуара отечественных документов. Созданы полный репертуар периодических изданий, отдельные звенья репертуара книги. В настоящее время создана электронная версия, ведется публикация печатного варианта репертуара книжных изданий.

 

4. Рекомендательная библиография, имевшая большие достижения в конце 19 – начале 20 веков, затем переживала трудные и сложный период становления. В 70-80-е годы сложилась достаточно стройная система РБП. Конец 80-х годов – самый сложный момент в истории рекомендательной библиографии, когда сам термин был почти под запретом. В настоящее время происходит возрождение этого вида библиографии.

5. К 70-м годам 20 века в СССР сложилась система государственной научно-технической информации, которая не в полной мере выдержала проверку временем. Тем не менее, в настоящее время в стране функционирует система Российской научно-технической информации.

 

6. Библиографические общества, о необходимости которых говорилось еще в начале 19 века, появились в России в конце 19 – начале 20 века. В советское время их деятельность была запрещена. В современной России функционирует Российская библиотечная ассоциация, которая объединяет библиотеки различного статуса, ведет активную работу не только в стране, но и на международной арене.

 

7. Первые теоретические работы, появившиеся в начале 19 века, получили дальнейшее развитие в 19 и 20 веках. К концу существования СССР, теория библиографии находилась на подъеме, появились серьезные теоретические труды, которые обосновали правомерность существования такой науки как «библиографоведение».

 

8. История библиографии, также как и теория библиографии, в конце 80-х годов находилась на подъеме. Уже в современной России в начале 90-х годов вышел в свет ряд монографий исторического характера, работа над которыми началась в советский период.

9. Методика библиографии, освещенная в ряде монографий советского времени, в настоящее время разрабатывается с учетом современных реалий. Появился ряд монографий, посвященных использованию новых информационных технологий в библиографической деятельности.

10. Подготовка кадров ведется в виде непрерывного библиотечного образования, которая предусматривает многоступенчатую систему подготовки библиотечно-библиографических кадров. В настоящее время изменились требования и функции библиотекаря – библиографа. Все это учитывается при разработке Государственных образовательных стандартов.

 

В современной России продолжается дальнейшее развитие отечественной библиографии:

· Появляются крупные научные работы,

· Создаются новые библиографические пособия,

· Новые информационные технологии проникают во все сферы библиографической деятельности.

 


Литература

Основная литература

1. Библиография. Общий курс: учебник / под ред. М.А. Брискмана, А.Д. Эйхенгольца. – М., 1969. – С. 83-344.

2. Библиография. Общий курс: учебник / под ред. О.П. Коршунова. – М., 1981. – С. 131-237.

3. Беспалова Э.К. Библиография в России на рубеже XXI (80- 90-е гг.): учеб. пособие по курсу «Библиографоведение. Общий курс. Раздел 2. История русской библиографии».  / Э.К. Беспалова. – М.: МГУКИ, 2002 – 2003.

Ч.1. Историко-библиографические исследования. – 2002. – 103 с.

Ч.2. История российской библиографии. – 2003. – 39 с.

4. Беспалова Э.К. История российской библиографии: учеб. пособие по курсу «Библиографоведение. Общий курс. Ч. 2. История российской библиографии».  / Э.К. Беспалова. – М.: МГУКИ, 2002 – 2003.

5. Гречихин А.А. Общая библиография [Электронный ресурс] / А.А. Гречихин. - http://www.gumfak.ru/bib_html/biblio/content. shtml

6. Дунаева, Т.Г. Основные этапы развития государственной библиографии России (1917-1997): учеб. пособие / Т.Г. Дунаева. – Казань,1999. – 37 с.

7. Здобнов, Н.В. История русской библиографии до начала 20 века Н.В. Здобнов. – 3-е изд. – М., Изд-во АН СССР, 1955. – 605 с.

8. Машкова, М.В. История русской библиографии начала ХХ века: до октября 1917 года /М.В. Машкова. – М.: Книга, 1969. – 492 с.

9. Михеева, Г.В. История русской библиографии (февраль 1917-1921 гг.) / Г.В. Михеева; Рос. нац. б-ка. – СПБ., 2006. – 560 с.

10. Рейсер, С.А. История русской библиографии с ХI века по 1917 г. / С.А. Рейсер. – М.: Госкультпросветиздат, 1956. – 447 с.

 

Дополнительная литература

9. Бавин С.П. Очерки новейшей истории рекомендательной библиографии ГБЛ/РГБ (1985 – 2005): монография / С.П. Бавин; Рос. гос. б-ка, НИО библиогр. – М.: Пашков дом, 2006. – 278 с.

10. Беспалова Э.К. История российской библиографии: лекция / Э.К. Беспалова // Библиогр. – 2006, № 2; № 3; 2007, № 1.

11. Бернштейн, С.Б. «Библиографические листы» П.И. Кеппена / С.Б. Бернштейн // Известия АН СССР. Серия: Литература и язык. – 1982. – т. 41. – Вып.1. – С. 47-58

12. Глухов, А. «Библиотека российская» – первый отечественный библиографический свод /А. Глухов // Библиотековедение, - 1999. -№ 2. – С. 102-103.

13. Глухов, А.Г. «Путеводительница и наставительница»: К 175-летию журнала В. Анастасевича «Улей» / А.Г. Глухов // Сов. Библиогр. – 1986. - № 3. – С. 55.

14. Григорьева, Н.М. «Летописи газетных статей» – 60 лет / Н.М. Григорьева // Библиогр. – 1996. - № 5. – С. 140-143.

15. Джиго А.А. История Всесоюзной книжной палаты в документах / А.А. Джиго // Библиогр. – 2007. - № 9. - с. 5 – 10.

16. Джиго, А.А. «Библиографии российской библиографии»: прошлое, настоящее, будущее / А.А. Джиго, К.М. Сухоруков // Библиография библиографии на современном этапе: Сб. статей и библиогр. материалов / Рос. Нац. Б-ка. – СПб., 1995. – С. 9-21.

17. Джиго А.А. Российской книжной палате – 85 /А.А. Джиго, К.М. Сухоруков //Мир библиогр. – 2002. - №3. – С. 13-20.

18. Егорнова, Л.А. Сводный каталог русской книги: этапы долгого пути / Л.А. Егорнова // Библиогр.- 2000. - № 1. – С. 121-122.

19. История Российской книжной палаты. 1917 – 1935. – М.: Рос. кн. палата, 2006. – 447 с.

20. Калинин С.Ю. Юбилеи летописей Российской книжной палаты / С.Ю. Калинин // Библиогр. – 2006. - № 3. – С. 38 – 41.

21. Карайченцова С.А. Книжная палата в годы Войны / А.А. Карайченцова // Библиогр. – 2007. - № 3. – 11 – 15.

22. Кобленц И.Н. Источники и деятели русской библиографии XV-XVIII вв. – М.: Наука, 1991. – 136 с.

23. Левин Г.Л. Национальный репертуар библиографических ресурсов России до 1917 г.: история, состояние, задачи / Г.Л. Левин // Библиотековедение. – 2006. - № 3. – С. 42 – 47.

24. Левин, Г.Л. Репертуар русской книги: взгляд 70 лет спустя / Г.Л. Левин // Библиогр. – 1999. -№1. – С.20-26.

25. Леликова Н.К. Становление и развитие книговедческой и библиографической наук в России в XIX- первой трети XX века: [монография] / Рос. нац. б-ка; Н.К. Леликова. – СПб., 2004. – 415 с.

26. Михеева, Г.В. История русской библиографии. 1917-1921 гг.: Текущая базисная библиография непериодических изданий / Гос. Публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина; Г.В. Михеева. – СПБ., 1992. – 393 с.

27. Михеева, Г.В. Книжная палата и Октябрьский переворот / Г.В. Михеева // Сов. библиогр. – 1991. - №4. – С.69-77.

28. Осипов, В.О. Русская книготорговая библиография до начала ХХ века / В.О. Осипов. – М.: Книга, 1983. – 231 с.

29. Равич, Л.М. «Вам будет честь и слава…»: В.Д. Комовский как библиограф /Л.М. Равич // Библиогр. – 1998. - № 4. – С. 106-116.

30. Самонов С.В. О двух обществах российской библиографии конца XIX века / С.В. Самонов // Мир библиографии. – 2006. - № 2. – С. 50 – 53.

31. Семеновкер Б.А. Государственная библиография России ХVIII - ХХ вв.: [монография] / Б.А. Семеновкер; Рос. Гос. б-ка. – М., 2002 - 2004. – Вып. I – V.

32. Соколинский, Е.Л. «Неправильный» каталог или гордость библиографа без предубеждений [О создании национального репертуара русской книги] / Е.Л. Соколинский // Мир библиогр. – 1999. №3. – С.11-15; №4. – С.11-15.

33. Сухоруков К.М. Российской книжной палате – 90 лет / К.М. Сухоруков // Мир библиографии. – 2007. - № 1. – С. 37 – 40.

34. Толстиков, А.П. «Отец русской библиографии» (К 200-летию со дня рождения В.С. Сопикова) / А.П. Толстиков // Сов. Библиогр. –1983. - №5. – С.54.

35. Чернышева, Д.С. История Русского библиографического общества / Д.С. Чернышева // Мир библиогр. – 2001. - № 4. – С. 49 – 54.

36. Шикман, А.П. «Библиотека российская…» (К 100-летию публикации указателя Дамаскина) /А.П. Шикман // Сов. Библиогр. – 1981. - №6. – С. 51.

37. Эйхенгольц, А.Д. Сопиков и его влияние на развитие русской библиографии /А.Д. Эйхенгольц //Эйхенгольц А.Д. Избранное. – М.,1982. – С. 34-53.

 



[1] Опись рукописей Кирилло-Белозерского монастыря» впервые была опубликована в 1897 году академиком Н.А. Никольским.

[2] Весной 1564 года Иван Федоров со своим помощником Петром Мстиславцем закончили работу над первой печатной книгой «Апостол».

[3] «Опись книгам в степенным монастырях находящимся» была опубликована в 1848 году В.М. Ундольским.

[4] Писец – здесь: писатель

[5] Арыльщик – обманщик, фокусник

[6] Маца – кожаная подушечка, которой набивали краску

[7] Батырищик – типограф, рабочий, который набивал краску


[1] АСОИ – автоматизированная система обработки информации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.099 с.)