Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятники архитектуры г. Глазова

Поиск

57. Радиально-концентрическая (веерная) планировка центральной части, 1784 г., архитектор И. Лем. Памятник градостроительного искусства ХVIII в. Осуществлено по первому генеральному плану (1784) к 1818 г. Основные линии веерной планировки центра сохраняются в соответствии с последним генеральным планом Глазова.

58. Дом купца Тимофеева (ресторан «Север»), первая половина ХIХ в., памятник архитектуры классицизма, южный фасад слегка изменен, пл. Свободы, 6.

59. Гимназия (Детско-юношеский центр), 1878 г., поздний классицизм, ул. Кирова, 13.

60. Купеческий особняк (типография), начало ХХ в, стиль модерн, ул. Энгельса, 37.

61. Духовное училище (корпус 2 пединститута), конец ХIХ в., поздний классицизм, ул. Революции, 17.

62. Уездный суд (бывшее РДК), конец ХIХ в., поздний классицизм, ул. Первомайская, 33.

Стены здания суда расчленены поясами, оси прямоугольных окон на главном фасаде подчеркнуты накладками. Более высокие окна 2 этажа заглублены в ниши. Первоначально вход на первый этаж размещался в тамбуре с улицы. Во двор вели калитка и ворота старой кирпичной ограды. Здесь в 1837 г. останавливался академик Петербургской Академии наук Жуковский Василий Андреевич, путешествующий со своим воспитанником цесаревичем Александром I.

86. Здание, где находилась библиотека, которую посещал В.Г. Короленко, Первомайская, 35.

Глазовская публичная библиотека была открыта в 1867 г. в здании земской управы, построенной в первой половине ХIХ в. В настоящее время здесь размещен магазин «Юничел». Здание 2-этажное, кирпичное, оштукатуренное, построенное в стиле классицизма. Прямоугольное в плане, под высокой вальмовой крышей. Окна с замковыми камнями, на главном 2 этаже заглублены в ниши.

Стены завершает развитый карниз. Расположенный на краю главного фасада вход акцентирован лопатками и их фигурными завершениями на крыше. Здесь бывал В.Г. Короленко.

87. Здание женской гимназии Чанца, Кирова, 13. Построено в 90-х гг. ХIХ в. В годы Первой мировой войны в нем размещались казармы. Большое 2-этажное здание построено из красного кирпича в форме эклектики. Г-образный план усложнен выступами и ризалитами, угол у переулка Калинина округлен. Покрытые рустом стены здания завершены аттиками и тумбами. Декором акцентированы под карнизный фриз и большие прямоугольные окна.

 

 

 

 

 

160. Оригинально по декору аскетически строгое здание мужской гимназии, построенное в 1905 году по проекту вятского архитектора Я.П. Максимовича. Это единственное общественное здание постройки старого Глазова в стиле модерн (Луначарского, 20).

 

 


ПЕРЕЧЕНЬ

НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ, ВОШЕДШИХ

В ЧЕРТУ г. ГЛАЗОВА

Название Первое упоминание в документах Официальная дата вхождения в черту города
1 городище Иднакар IX – XIII вв. 13.03.1992 г.
2 починок Ершев, выселок Васильевский (хутор) 1678 г. 04.07.1953 г.
3 починок Шаяшурский 1678 г. ок. 1780 г.
4 починок Никольский ок. 1916 – 1918 г. ок. 1930 г.
5 д. Покровка (Покровская слобода) ок. 1915 г 18.11.1933 г.
6 д. Ваебыж ок. 1859 – 1873 гг. 18.11.1933 г.
7 починок Сыгинский д. Сыга 1685 г. 30.01.1987 г.
8 д. Глазова г. Глазов 1678 г. 11.09.1780 г.

 

 


ТОПОНИМИКА г. ГЛАЗОВА

И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ

(история и география уездного города)

 

У каждого населенного пункта, как и у людей, своя судьба: у кого-то трагическая, у кого-то счастливая, как и у нашего славного города, обреченного прожить века.

Течет река Времени, меняя окружающий мир, меняя облик города: появляются новые кварталы, новые улицы, новые скверы. Но старожилы помнят, что у старого города были свои названия: улиц, домов, площадей и окрестностей.

Многие названия живут веками и тысячелетиями. Вымирают народы, исчезают языки, а названия продолжают жить, хотя и не остаются неизменными. С течением времени изменяются их звучание, написание, а иногда и смысловое значение. Новые поколения пользуются названиями, часто не зная языка, на котором они когда-то были даны. Пытливый человеческий разум не может смириться с таким положением, и люди издавна стремятся узнать значения окружающих их имен и названий.

Не является исключением из этого правила и название нашего маленького городка. К сожалению, мы вряд ли когда-нибудь узнаем имя первого поселенца, поставившего свой дом на высоком красивом берегу реки Чепцы, и сможем назвать точную дату образования города...

Как в короленковские времена, Глазов с населением, едва превышавшим 500 человек, делился на город и слободу и имел свои микротопонимы, известные лишь его жителям, так и современный город разделился на две части: старый и новый город.

В старой и новой части города появились микрорайоны, получившие с легкой руки острословов неофициальные названия: п. Западный, Аэродром, Пятый участок, Левобережье и т.д.

 

К городу примыкают Колупеиха, Шаймы, Вшивая горка, Грязи. К сожалению, уже давно нет Вшивой горки, под кронами деревьев парка Заречного, под песками пляжа и жилыми домами Левобережья исчезли Шаймы. Тем не менее в памяти старожилов остались эти названия...

 

Глазов. В старину населенные пункты получали свои названия в основном от имени первого поселенца, так и наш город, наверное, получил название от человека по фамилии Глазов. Ко времени проведения переписи населения реки Чепцы в 1678 году он, возможно, умер или переехал в другое место и в список проживавших в этом месте не попал. Но жители продолжали называть свою деревню его именем. Фамилия Глазов была распространенной в губернии среди купцов, особенно в Вятке. Один из этих купцов-предпринимателей переехал в Москву и так запомнился своими добрыми делами, что одну из улиц Москвы назвали в честь него – Глазовской. В городе и сейчас есть люди с такой фамилией.

 

Соборная площадь. Свое название получила от находившегося здесь Преображенского собора. Раньше площадь носила названия Торговая и Хлебная. С 1840 года здесь ежегодно проводились ярмарки: 14 – 16 августа и 5 – 10 декабря. Площадь – детище состоятельных купцов. Здесь они строили свои каменные жилые дома с торговыми магазинами. Современное название – площадь Свободы и исторический Центр города.

 

Красная площадь. Старое название – Георгиевская, в честь располагавшейся здесь Георгиевской церкви. С площади уходила Георгиевская (Красная) улица мимо нынешнего памятника В.Г. Короленко, «Глазов-радио», сквозь дом № 3 по ул. Чепецкой и соединялась с Набережной. Ввиду близости старого городского кладбища здесь отпевали и поминали усопших, освящали скот перед выгоном на пастбище. В 40 – 50-х годах XX века в 2-этажном деревянном доме располагался детский дом. Окруженная высокими старинными тополями, площадь сохраняет пока свои границы во дворах улицы Короленко, напротив кафе «Гранд».

 

Слободка. Слободка – территория, окруженная улицами Т. Барамзиной, Белова, Второй Набережной, условно представляла солдатскую слободку. Здесь проживали в основном инвалиды, солдатские семьи, ремесленники, мелкие торговцы-лоточники хлебом, квасом, мясом и прочим мелким товаром, это был квартал бедных.

 

Кузницы. Перед починком Никольск, на восточной окраине города, размещались кузницы Касаткиных, Овечкиных и Жуйковых. Поскольку здесь проходил Сибирский тракт, то тут выполнялись работы по ремонту карет, саней, телег, подковка лошадей, мастерились мелкие скобяные изделия: крючья, гвозди, скобы для продажи и на заказ. Действовало около 7 кузниц.

 

Никольск. По одной из версий образован как починок выходцами из Вятской губернии. Николай Степанович Бабинцев с сыновьями примерно в 1916 – 1918 гг. поставил здесь большой дом напротив железнодорожного переезда, называемого Красногорским. Здесь имелись валянные мастерские Зорина, Вахромеева, кирпичный и стекольный заводики, лесопилка. Позже, в 30-х годах XX века, Никольск вошел в городскую черту.

 

Лекшур. Расположен по старому Сибирскому тракту, в километре на восток от спецавтохозяйства. Деревня уцелела и даже расширилась за счет горожан, скупивших по дешевке земли с развалюхами старых домов под строительство коттеджей. «Лек» – злой, «шур» – река, «Злая река» в переводе с удмуртского. Возможная дата появления Лекшура – 1685 – 1700 гг. Деревню пересекала речушка с чистой родниковой водой, на которой местные мужики держали каскад прудиков. Женщины там полоскали белье, брали воду для хозяйственных нужд. Летом в прудиках купались дети, гусям было раздолье и проезжему люду радость. Но только один мужик невзлюбил речку. То ли воды из Злой реки обпился, то ли досада его взяла, что каждую весну по большой воде уносила речка с его огорода плодородную землю, но как-то в конце 50-х годов XX века он пахал на тракторе колхозное поле и в обед вместо отдыха поехал на своем стальном коне к истоку речушки. Начинался родник на территории нынешнего Комбикормового завода. Долго крутился трактор на роднике, как каблук курильщика, давящего окурок… И мужика того, уж давно нет, и речушка зачахла, оставив лишь в памяти свое имя в названии деревни.

 

Грязи. Так называют территорию на левом берегу Чепцы к востоку микрорайона «Левобережье» до устья р. Сепыч. Эта заболоченная низина каждый год находится во власти паводковых вод, после которых остаются заболоченные озера и старицы. С Солдырской горы затопленная долина похожа на морской простор, над которым с криком носятся чайки. Территория богата торфом, который с 1940 по 1959 года добывало торфопредприятие «Грязи». Восемьдесят тружеников в год добывали до 15 тысяч тонн торфа для топливных нужд города. Из-за торфяников Чепца и Сепыч многократно меняли свои русла. Сейчас трудно поверить, но, как утверждают старожилы, перед Великой Отечественной войной Сепыч иногда впадал в Чепцу в районе пустыря, где сейчас проводятся мотогонки. Профессор Э.М. Мурзаев в своей книге «Словарь народных географических терминов» считает, что «грязи» – топкое место, трясина. Это перевод с угро-финского слова «качка, кач…». Только в Глазовском районе было пять населенных пунктов с этим термином: Качкашур, Качка и т.д. В соседнем Пермском крае есть поселок Усть-Качка, санаторий «Качка», на Севере – город Качканар…

 

Река Чепца. Северные удмурты зовут эту реку «Чупчи». «Чуп» – с удмуртского «чмок, поцелуй», «чи» – водный источник. Река извилиста, образует много меандров – излучин. Возможно, древние жители в шутку говорили о ней: «Река, состоящая из одних чмоков и поцелуев». «Чеп» – цепь (удм. коми-перм.).

 

Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что река со своими обильными старицами и озерами похожа на цепочку, разложенную так, что повторяет в определенной последовательности рисунок. Возможно, древний перевод таков: «Река, растянувшаяся в долине, как цепь». В конце каждого цикла обнаруживается большое или малое торфоболото, на крупных из них велась промышленная разработка торфа (Поломское, Грязи, Дзякинское…). Что влияет на малую и большую извилистость рек? Космос. Раскрутите детскую юлу, и вы заметите, что верхняя её точка (ручка) медленно описывает определенный эллипс, примерно так же Северный полюс Земли меняет свое расположение, а точки земной поверхности совершают движения по определенной амплитуде, как и русла рек. Солнечная система с планетой Земля делает полный оборот в космическом пространстве за 26 тысяч лет, подвергаясь воздействию других галактик и космических тел, которое приводит к «возмущению» орбиты Земли, что наглядно иллюстрирует причину появления «чмоков» и меандров в руслах рек. Река Чепца берет свое начало у деревни Игнатьево Пермского края. Из всех рек Удмуртии она отличается быстрым течением. Чепца – самый крупный приток Вятки протяженностью 524 км. Раньше река была судоходна до Глазова, сейчас только в пределах Кировской области. Широкая долина Чепцы (местами 8 – 10 км) свидетельствует о её полноводности в прошлом. Здесь проходила южная граница ледника. На берегах Чепцы до сих пор находят бивни, зубы и кости мамонта, северного оленя, шерстистого носорога и других животных, обитавших здесь в приледниковой тундре. Первые поселения в бассейне реки, как считают ученые, появились в V – VII веках, оставив после себя могильники и городища, а в народной памяти – легенды и предания. Вдоль русла, по левому низкому берегу, проходит Горьковская железная дорога. Чепца и её крупные притоки протекают через обширные лесные массивы, что раньше позволяло сплавлять лес до лесозаводов. Недалеко от села Полом, которое находится в Кезском районе, в 1957 году была построена Октябрьская ГЭС с уцелевшей до нашего времени плотиной. По руслу реки много островов, рукавов и проток, обжитых бобрами и водоплавающей птицей (утками, куликами, цаплями, черными красноклювыми чайками…). В пойме Чепцы много болот, заливных лугов, зарослей черемухи, боярышника, калины, смородины. Очень красивы и живописны берега с сотнями родников и ручейков, подпитывающих реку, и природными памятниками, как гора Байгурезь…

 

Пызеп. Правый приток Чепцы в старину огибал подножие Солдырской горы и впадал в нынешнюю старицу, бывшее русло Чепцы. Здесь в устье размещалась пристань, куда с торговым обменом приплывали с верховьев Чепцы коми-пермяки, ханты, манси. Отсюда отплывали караваны судов в Вятку, на Каму, до Булгар. Расшифровка гидронима «Пызеп»: «пы, по, пу, пе» – водный источник (самод.), «зеп» – карман (коми-перм.). Наверное, древний перевод звучал так: «Река, огибающая участки земли в виде карманов». Река во все времена была коварна и непредсказуема, с быстрым течением. Попытки людей обуздать реку заканчивались плачевно. Строились ГЭС, плотины, мосты, мельницы, но река всякий раз уносила их в половодье. Обхитрить реку удалось лишь братьям Васильевым, купцам, построившим на ней в 1881 году винокуренный завод. Само производство находилось в стороне от реки, у деревни Турай, а плотина с мельницей – на обводном канале. Это позволяло регулировать уровень воды. Всего на Пызепе и его притоках (Варыж, Омыть, Мучан, Донда) стоял каскад мельниц: Пудвайская, Золотарская, Паслоковская, Понинская, Полдорайская, Петровская, Гавриленская, Турайская, Бадземшурская, Салтыковская, Тагапиевская. Купец Столбов имел здесь три мельницы, две – в верховьях, одну – под Солдырской горой.

При прокладке дороги на Адам русло Пызепа направили по искусственному каналу в сторону микрорайона «Левобережье».

 

 

Красная горка. В русской лексике этим словом обозначаются: 1) сухой и высокий берег реки; 2) пригорки, на которых проводились игры, хороводы, гулянья; здесь слово «красная» употребляется в значении «красивая, солнечная, живописная»; 3) сложенные из красноцветных пород, скажем, глины; 4) языческие празднества и моленья, проводившиеся земледельческими общинами в древности.

Древнему земледельцу нужно было воздействовать на природу, обращаясь с просьбами к различным рощам, священным деревьям, родникам, полям, горам и холмам.

Места, на которых проводились моленья, назывались «красными горками», «красными горами».

Применительно к северу Удмуртии, некоторые красные горки служили местом поселений (каров) различным угро-финским народам (ханты, манси, коми-пермякам, удмуртам). В окрестностях Глазова, возле деревни Солдырь, по реке Пызеп, компактно расположено несколько красных горок с условными названиями.

 

Солдырская гора. Расположена на древнем слиянии рек Пызеп и Чепцы. С высоты прекрасно смотрится город, особенно в половодье, как океанский лайнер на морских просторах. С крыш домов Левобережья просматривается удивительное сходство местности с окрестностью Елабуги у Чертова городища. «Сол» – солнце (угр.фин); деревня, поселение (мар), «дырь» (тырь) – скала, холм, гора (самод.). Возможно, древний перевод таков: «Город, вознесшийся к небесам, расположен на высокой солнечной горе». На Солдырской горе находится одно из крупнейших Чепецких городищ «Иднакар». «Ид», «инд» – река (индоир.), «кар» – город, поселение(угро.фин). Возможный перевод такой: «Город у большой реки». У ученых нет единого мнения, какой народ здесь жил: ханты, манси, коми-пермяки, удмурты. Но, наверное, истина в том, что указанные народы в разные периоды истории могли здесь жить, и следы их пребывания наложились друг на друга. П.Н. Первухин в своих научных трудах сделал предположение, что по Чепце проходила северная граница могущественного государства – Камской Булгарии. Для защиты водного торгового пути от набегов с севера и были поставлены по реке три ряда укрепленных крепостей городищ до 35 верст в глубину. После захвата Камской Булгарии степняками-кочевниками, пришедшими с Алтая, Южной Сибири и Средней Азии в 13 веке исчезают Чепецкие городища, но здесь начали появляться починки и деревни, образованные уцелевшим населением разгромленного государства: арских удмуртов, татар, бесермян. Между краеведами идет полемика о правильности написания имени мифического богатыря (Идна или Инда), давшего имя городищу. Индия свое название получила от реки Инд, которое переводится «Река». В древней Месопотамии слова с корнем «ид» также связывают с водным источником, рекой. С топонимической точки зрения, если брать за основу значение «река», то вроде бы оба варианта верны. Не исключена и орфографическая ошибка.

Эту горку местные жители зовут «Иднакаршай» (в переводе с удмуртского – Иднакарское кладбище), краеведы – городище.

 

Мальчишкина гора. Так условно обозначили её краеведы. Местное название «Вуж вукое вашканни» – с удмуртского переводится «Спуск к старой мельнице».

Расположена примерно в двухстах метрах от городища, вверх по реке. Говорят, старая дорога в город шла через плотину этой мельницы, дугой огибая хуторшай (хуторское кладбище), и выходила к деревянному мосту через Чепцу на Кругло-Вознесенскую улицу (ул. Первомайскую): кто-то шел в деревянную Вознесенскую церковь, кто-то на Базарную площадь…

Рядом, чуть выше, находилось небольшое удмуртское поселение Вуж гурты – старая деревня с кладбищем.

 

Ватэмкар. Так условно назвали эту горку краеведы. Перевод с удмуртского: «спрятанная, таинственная, загадочная». Местные жители зовут это место «бакча пыр гоп» (огороды, спускающиеся к оврагу).

Свое название горка получила от высокого отвесного берега из красной глины на реке Пызеп, находящегося в трехстах метрах от деревни Солдырь. Ежегодно в половодье река, ударяя под прямым углом льдины в крутой берег, откалывает от него огромные глыбы. Горка подковообразно террасирована площадкой, поросшей лесом, которая могла служить древним людям убежищем-городищем. Заброшенные в настоящее время соседние поля, близость городища «Иднакар» и уникальный природный ландшафт позволяют создать здесь интересный уголок отдыха и центр туризма.

 

Биатлонная гора. Такое условное название носит возвышение в череде красных горок. Здесь проходили соревнования и тренировки биатлонистов. Местные жители зовут эту горку «Нескож гоп». Возможный перевод с угро-финского «Речной залив в лощине».

Это самая большая и величавая горка, вытянувшаяся примерно на 100 метров вдоль реки с понижением на запад. Обрамлена двумя быстрыми родниковыми речками с каскадом водопадов… Русло Пызепа в этом месте похоже на горную реку, изобилующую многочисленными островками и протоками, есть большой песчаный остров. Излюбленное место любителей природы, туристов, спортсменов и рыбаков.

 

Загадочная горка. Недалеко от «Водозабора», со стороны города справа, есть заброшенное поле, а на нем в 30 метрах от дороги возвышается холм. По заверениям многих наблюдателей, как только перестали пахать поле, холм начал резко подниматься. Хотя, по воспоминаниям старожилов, раньше он был намного выше. Учитывая близость городища Иднакар и прилегающих к нему поселений, в древние времена холм, возможно, играл роль священного места для проведения языческих обрядов, разжигания на его вершине сигнальных костров в случае военной опасности. С его вершины хорошо просматриваются Верх-Богатырка и Гордино, а это 12 – 15 километров в обе стороны.

Возможно, этот холм искусственного происхождения. Напротив, него, через дорогу, видно заболоченное озерко, поросшее ивняком. Не исключено, что грунт из него был взят для холма, так же когда-то была создана Вшивая горка. Местные жители зовут этот холм «Ачар гоп». Существует легенда, что в Гражданскую войну здесь похоронены шесть погибших красноармейцев.

Одна из старейших сотрудников Адамской администрации Л.Л. Семенова слышала от старожилов, что на одном из полей в Адаме тоже поднимается холм.

Феномен с поднятием грунтов попытались объяснить специалисты, знакомые с геологией. Местность эта на большой территории изобилует родниками, которые при своем подземном движении образуют водяные линзы, увеличивающиеся с каждым годом. Промерзая и оттаивая, земля вспучивается. Так появляются загадочные горки.

 

Хутор. Появился в прописной книге населения Вятской земли в 1678 году как починок (вновь расчисной) Ершев, с пятью семьями. Название, возможно, произошло от угро-финского слова «Ерша». «Ер» – земля, место, урочище (тюрк.), озеро (мар.), «ша» – древнее название водного источника (вода, река). Возможный перевод: «Участок земли у лесного озера на берегу реки».

В разное время при земляных работах жители находили здесь останки людей и различные старинные вещи: кости, черепа, бусы, топоры, бронзовые шумящие подвески… Население работало у купца Столбова по найму на мельнице и лесопилке, промышляло рыбой, которую сдавало в городские торговые лавки купцов. До 1953 года хутор значился как выселок Васильевский, затем вошел в городскую черту. Расположен на Шаймах.

 

Шаймы. На угро-финских языках «шайма» – болотистое пространство; сырое место, поросшее елью, сосной; очищенное место под покос. Есть еще удмуртское слово «шаймы» («шай» – кладбище, мертвец, труп, «мы» – наше). Условно можно перевести так: «наше кладбище». По Н.Г. Первухину, «шаймами» иногда называют отдельные могилы, место, где когда-то произошло убийство; курганы как могильники; жертвенные места. В его же письменных трудах указывается, что в 1885 году городские мальчики обнаружили в урочище «Старые шаймы» следы жертвоприношения удмуртов в виде натянутой на четырех кольях шкуры лошади. Там же написано: «Шаймы – на правом берегу реки Чепцы, немного выше г. Глазова с ясными следами могил, простирающихся с севера к югу. Сама местность эта, по-видимому, не особенно высока, однако она не заливается водой даже в самые высокие разливы Чепцы. В настоящее время этот могильник (как его окрестили) зарос крупным лесом и служит местом летних загородных прогулок жителей г. Глазова». Эти могилы упоминает и ученый А.А. Спицын, изучавший археологические памятники Вятской губернии в 1888 – 1893 гг. и обнаруживший около 30 полуразрушенных могил в районе старого «Водозабора». Возможно, это было кладбище жителей починка Ершев (хутора). Старожилы города Шаймами считают и территорию бывшего лесозавода, частично Левобережья с пляжем, парка Заречного, землю под домом по ул. Первомайской, 1 и проспект Карла Маркса. Речка, протекавшая здесь от нового корпуса ГГПИ до впадения в Чепцу, носила название Шаешурка (кладбищенская река), она дала название починку Шаешурский, в 1678 году попавшему в переписную книгу населения Вятской земли одновременно с упоминанием деревни Глазова. Располагался починок на угоре в районе ЖЭКа № 5. Существование здесь кладбища подтверждают воспоминания Б.Е. Корнилова и В.П. Ефремова, ставших свидетелями земляных работ в 50-е годы XX века при прокладке водопровода по ул. Первомайской и устройстве полотна дороги по ул. Набережной в сторону Левобережья, были вскрыты человеческие захоронения в гробах. При прокладке кабелей связи к новому высотному дому по ул. Первомайской 6, в траншее обнаружили несколько человеческих черепов и костей. В пользу версии о том, что на этом месте было кладбище, говорит ещё такой факт. На пустыре (между построенным 15-этажным домом и налоговой инспекцией) была поставлена в 1747 г. первая в городе деревянная Вознесенская церковь, давшая название улице Кругло-Вознесенской (с 22.09.1923 г. – ул. Первомайская). В старые времена соседство кладбища и церкви было логично. Значит, первые жители Глазова хоронили умерших на кладбище, располагавшемся в пространстве улиц Первомайской, Сибирской, Карла Маркса, р. Чепцы.

За тысячелетнюю историю города и окрестностей под название «Шаймы» сейчас с уверенностью можно отнести намного большую территорию. В городище Иднакар своих умерших хоронили на крайнем западном мысе Солдырской горы. Сразу после войны на месте древнего языческого кладбища появилось православное, на котором перестали хоронить только в середине 80-х годов XX века. От деревни Солдырь и до городского моста образовалась «дорога смерти», счет погибших в ДТП идет уже на десятки. На месте старого водозабора существовало кладбище починка Ершев. После моста справа расположена остановка всех маршрутов городских автобусов. Раньше здесь на площадке перед остановкой был церковный сад с кладбищем священнослужителей Преображенского собора. Вшивая горка тоже попадает под это название, т.к. в Гражданскую войну здесь убивали священников и расстреливали друг друга противоборствующие силы белых и красных. Нынешний парк им. Горького, стадион, Ледовый Дворец спорта и плавательный бассейн располагаются на месте старого кладбища. Это была западная окраина города, где стояла деревня Покровка. С восточной стороны кладбища располагалась деревянная Георгиевская церковь, на кладбище стояла каменная часовня. На воротах кладбища висело изречение: «Дорогой прохожий, не топчи мой прах, я у себя дома, а ты у меня в гостях». Здесь покоился прах жителей города за 200 с лишним лет: ремесленного рабочего люда, городничих, купцов, создавших облик старого города. Земля с останками при строительстве Ледового Дворца спорта была вывезена на курган Духовского кладбища, расположенного рядом с Сыгинским кладбищем, на котором тоже хоронили горожан. Но его быстро закрыли. Сейчас центральным является кладбище на Красногорском тракте возле деревни Малый Лудошур. По улице Сибирской вдоль корпуса торгового центра «Атлантик» располагается старое татарское кладбище. Сейчас тополя вырубили, территорию загородили глухим забором. Возможно, через несколько лет здесь появится гостевая автостоянка или склад. Напротив, через дорогу, находились маленькие кладбища, немецкое и еврейское. Последним в 1946 году там был похоронен человек по фамилии Нахман, эвакуированный из Белоруссии. Его дочь в войну работала на табачной фабрике, располагавшейся в старых корпусах ЛВЗ.

Н.Г. Первухин, проводя археологические исследования в бассейне реки Чепца Глазовского уезда Вятской губернии(1884-1889г.г.) описал около 30 древних объектов под названием «шаймы». В большинстве своем это древние могильники 10-15 веков, расположенные в 1-2 км. от старинных городищ или позже появившимся на этих местах починков, и поэтому по незнанию не исследованных учеными. Как правило, они расположены на верхних площадках холмов и возвышенностей. Но были и исключения, когда некоторые «шаймы» располагались в 100-300 метрах от реки. Местные жители назвали их потом «Мыдлань-шай» - неправильное, искаженное захоронение. Среди последних «шаймов» встречаются и искусственно насыпанные из песка прибрежной полосы, но без захоронений. Они отличаются от окружающей природы могучими соснами. Они каплевидной формы с понижением к северу, длиной до 100м. и шириной 30м. с площадкой на высоте 3-5 метров со стороны реки. Скорее всего, на них проходили языческие поклонения реке, солнцу, территории с жертвоприношениями Хозяину Дикой Природы. Большинство захоронений на могильниках расположены с севера на юг, часть с запада на восток, попадаются и смешанные. Это связано с тем, что поселения образовывались родовыми общинами разных племен и народов. И хотя они общались на близкородственных языках и пользовались одним кладбищем, но хоронили умерших в разных углах и по своим семейно-родовым обрядам и обычаям. И жилье свое устраивали компактно возле своего семейного рода. Это наблюдается и сейчас в многонациональных деревнях.

Примечание автора: Древние кладбища называют могильниками, захоронения античного мира – некрополями. В России сельские кладбища назывались погостами и создавались при приходских церквях. Места захоронения выдающихся людей носят название Аллеи Славы и пантеоны. В России такой сейчас создан в г.Мытищи Московской области, куда первым захоронен легендарный конструктор стрелкового оружия – М.Т.Калашников и Маршал СССР М. Петров. В будущем туда планируется перезахоронить Кремлёвский некрополь.

Лесозавод. До Великой Октябрьской социалистической революции, в 1911 году, на средства купца Столбова выше городского пляжа была поставлена лесопилка. До нас дошли воспоминания первого директора мебельной фабрики Н.М. Кайсина о том, что после изгнания в 1919 году из Глазова банд Колчака Нижегородский трест «Гордрев» на бывшем комбинате купца-промышленника Столбова организовал распиловку лесоматериала на экспорт, но ввиду отсутствия специалистов, изношенного и устаревшего оборудования пилорам Гохмана и Бромея весь распиленный материал по техническим стандартам уходил в брак, продавать его населению запрещалось. К 1933 году скопились огромные горы неликвидов. Глазовский райисполком принял решение о строительстве мебельной фабрики. С 1934 года она начала выпускать продукцию. Леспромхоз просуществовал до конца 70-х годов XX века. Первая городская спасательная служба на воде возлагалась на это предприятие. Сразу после ледохода и до закрытия купального сезона моторная лодка со спасателями курсировала по Чепце от Хутора и до Водной станции. Вплоть до закрытия леспромхоза эту службу возглавлял Александр Огородов.

 

Озеро «Заречное». Расположено оно в парке Заречном. Еще называют его Бездонным. Вот что вспоминает А.А. Набоков об этом озере. В 1971 году он ехал на мотоцикле из сада-огорода, который находился на Солдыре. Моросил летний дождик. Проезжая мимо озера, А.А. Набоков увидел идущего от озера знакомого мужчину, притормозил. Мужчина был в одних трусах и прижимал к груди сеть с рыбой. В сеть попали три крупных леща. У одного леща уже не было половины хвоста, а внутри было полно черных водяных жуков, крупнее навозных. Они ели леща живьем. Консультации с рыбаками и биологами привели к предположению, что по всем признакам это озеро замкнутое. В другой раз, уже на машине, году в 1975, снова возвращался А.А. Набоков из огорода. У озера ходили пожарные. А.А. Набоков подошел к ним. Оказалось, они проверяли новую мотопомпу, которая качала воду из озера. Глубина озера была метра 4, берега отвесные.

Один из бывших руководителей района в молодые годы работал в Понинском райпо шофером, тогда Понино было райцентром. То ли машина была сломана, то ли по другой причине, но послали паренька в город за товаром на паре лошадей с телегой. На свою беду он остановился напротив этого озера по надобности, а старая дорога тогда невысокая была, лошади зашли в озеро попить… И утонули, подталкиваемые телегой.

В Гражданскую войну здесь будто бы утопили оружие. В послевоенные годы подростки с хутора приходили сюда кататься на плотах. Постепенно это озеро зарастает и мелеет.

 

Глазовский плес. По правому берегу Чепцы, напротив улицы Первомайской, до местечка Вшивая горка половодье ежегодно намывало песчаную косу, где горожане любили летом отдохнуть и позагорать, половить рыбку.

 

Белянчиха. Местечко, расположенное ниже Водной станции, до поворота реки к Верх-Богатырке. Песчаная коса, покрытая галькой и перламутровой ракушкой, сверкала в лучах вечернего солнца, за что и получила свое название.

 

Вшивая горка. В 200 метрах за мостом, слева, на лугах реки Чепцы, находится продолговатое озеро. В 2 – 3 метрах вдоль него располагалась Вшивая горка размером 119,5 х 57,6 метров и высотой со стороны города около 6 – 8 метров. Вершина имела размер 57 х 36 метров с резким понижением в сторону Верх-Богатырки. По разным оценкам старожилов, на ней росло несколько десятков сосен разного возраста. Самые высокие имели толщину у основания около метра, возможный возраст их был около 500 лет. Вшивая горка была непригодна для проживания (как городище) из-за малых размеров и оторванности от цивилизации в половодье на длительный срок. Осмелюсь предложить свою версию появления этого исторического объекта. X – XIII века отмечены неблагоприятными природно-климатическими условиями. Европа голодала из-за суровых зим, больших наводнений и засух. А бывали годы, что лето вообще не наступало: Черное и Балтийское моря даже летом были покрыты толстым льдом. Не лучше обстояли дела в южных областях и Средней Азии. Тучные стада скота и лошадей превратили в пустыни некогда цветущие края. Кочевники вынуждены были постепенно отгонять свои стада на север, в предуральскую долину, богатую пастбищами и лугами. Уцелевшее население разгромленной в X веке Хазарии поднялось на Среднюю Волгу, на территорию обитания многочисленных угро-финских племен, с которыми создало совместное государство – Камскую Булгарию. Ввиду обилия рек и лесов здесь был мягкий климат, благоприятный для проживания. Быстро росли торговые города, развивались ремесла, строились укрепленные городища-крепости для защиты. Так появились и Чепецкие городища на северной границе государства. Но кочевники наконец достигли границ Камской Булгарии и с нескольких попыток стерли её с лица земли (1236 – 1241). Почему-то в истории их окрестили татаро-монголами. Степняки, решив раз и навсегда покончить с непокорной территорией, послали карательные отряды до крайних границ. В результате погибли и Чепецкие городища. Конечно, в боевых сражениях жертвы бывают у обеих сторон. Кочевники своих погибших традиционно хоронили под насыпным курганом. Яма, из которой бралась земля для кургана, наполнилась водой и стала со временем озером. Через несколько лет курган покрылся соснами. Местные удмурты считали могильный курган и сосны священными, проводили здесь языческие моления с жертвоприношениями. Ввиду миниатюрности холма (он мог казаться горой только для насекомых) острословы окрестили его Вшивой горкой, т.е. недостойной внимания. В послевоенные годы остатки кургана развезли на городские стройки и дорогу на Адам.

 

Земская усадьба. На углу Никольской и Кругло-Вознесенской улиц, в 11 квартале, купец Иван Волков в 1813 – 1815 гг. построил каменные 2-этажные дома для собственных нужд, которые затем постепенно выкупались у наследников для городских нужд. В 60 – 70-х годах XIX века на земле бывшей усадьбы Волковых был создан комплекс учреждений уездного земства: присутственные места земства, уездное училище и земская публичная библиотека, земская больница на 60 мест, для которой к 1883 году были построены ещё пять деревянных больничных корпусов. Постепенно больничный городок расширился и занял весь квартал, а улица получила название Земская (ул. Интернациональная). До постройки нового больничного городка в 1957 году на улице Кирова этот лечебный центр, созданный Глазовским земством, был единственным местом помощи больным всех северных районов Удмуртии, т.е. Глазовского уезда.

 

Тюремный замок. До 1874 года тюрьма для пересыльных арестантов находилась в домах частных лиц, что было очень неудобно для жителей города и самих арестантов.

В публикациях упоминается дом купца Чиркова на Платуновской улице, где несколько лет разм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.016 с.)