Суримоно, имеющие отношение к известным персонажам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суримоно, имеющие отношение к известным персонажам



Не столь многочисленной группой подарочных гравюр, как праздничные суримоно, являются суримоно, рассказывающие об известных героях японской литературы, а также гравюры, изображающие различных реальных людей знаменитых в прошлом. Эти гравюры уже не имели отношения к японским праздникам, но были не менее популярны, так как с помощью узнаваемых символов и знаков, японские художники изображали на своих работах популярных тех времён персонажей, которые были знакомы большому количеству людей.

Гравюры суримоно могли относиться не только к японским праздникам, но и изображать литературных народных героев, а также известных и популярных людей того времени, таких как актёры театра Кабуки, воины, самураи и многих других. Также, хотя символы являются неотъемлемой частью подарочных гравюр, они не всегда могли состоять из одних лишь знаков и намёков, а, как показано на последней гравюре, посвященной актёру, могли передавать человека с его действительными чертами внешности, а также изображать вещи, например, герб актёра.

Кроме того, суримоно отличались и количеством символов и различных намёков в них.

 

Суримоно, изображающие природу

Последней группой подарочных гравюр являются многочисленные суримоно с изображениями японской природы: гор, рек, животных и растений. Гравюры этой группы несли только благопожелательный смысл, без сложных ассоциаций и намёков на различные другие вещи. Хотя, конечно, были и природные суримоно с более глубоким значением и смыслом. Надо отметить, что не все суримоно, изображающие природу или неживые объекты, могли быть отнесены к данной группе подарочных гравюр, многие из них относились не к природным, а именно к праздничным суримоно. Например, если на гравюре изображена природа, но подчёркнуто и выделено какое-то время года, либо же изображены неживые предметы, такие как солома и кадомацу, то, скорее всего, это подарочные гравюры, имеющие отношение к какому-то японскому празднику. Хотя, конечно, в любом случае всегда надо не только изучать изображение, но и стихотворный текст, прежде чем определить гравюру в какую-либо группу.

Таким образом, суримоно являются достаточно необычным и интересным жанром гравюр укиё-э благодаря сочетанию изображения, стихотворного текста и символов. Их можно классифицировать на различные группы, которые можно выделить соответственно с темой и назначением гравюры. Назначение суримоно огромно, благодаря им мы можем не только увидеть красоту японской природы, но и больше узнать о традиционных верованиях, праздниках и обычаях, а также о жизни известных людей прошлого.

Заключение

После внимательного изучения литературы отечественных и иностранных авторов касательно искусства укиё-э в целом и жанра суримоно в частности можно прийти к выводу, что японские подарочные гравюры являются одним из самых интересных и необычных жанров укиё-э. Символичность, как неотъемлемое свойство художественной культуры всех народов, в японском изобразительном искусстве наиболее полно раскрывает себя именно в жанре суримоно, отличительной чертой которого является умелое сочетание художниками изображения и стихотворного текста. Это позволяет не просто повествовать и рассказывать о чём-то, но, что гораздо важнее, побуждать зрителя к размышлениям об увиденном на гравюре и поиске скрытого смысла. Два неотъемлемых элемента гравюр суримоно - изображение и стихотворный текст, по замыслу мастера всегда идеально дополняют друг друга. Так как в период Эдо существовала жёсткая цензура в японском искусстве, в том числе и в изобразительном искусстве, художники не могли зачастую неприкрыто и прямолинейно изображать свои идеи и мысли. Таким образом, умело сочетая текст и картины они получили возможность завуалированно рассказывать о важном событии или знаменитом человеке.

Ещё одним отличием суримоно от гравюр других жанров является то, что они не зависят от одного определённого сюжета - выбор тем для этого жанра огромен. Поэтому, важной частью исследования в данной работе была классификация суримоно по их содержанию и предназначению в наиболее обширные группы. Это позволило проанализировать каждую группу в отдельности и выявить их основные черты. Таких групп можно выделить три:

праздничные суримоно, предназначавшиеся для поздравления в большие праздники, например, на Новый Год;

суримоно, имеющие отношение к известным персонажам. В эту группу входят гравюры, посвящённые определённым людям, например, популярным актёрам, либо же посвящённые известным литературным персонажам;

– последней обширной группой являются суримоно, изображающие природу и пейзаж различных уголков Японии.

Благодаря этому, стало понятным, что хотя основным предназначением суримоно является поздравление и пожелание удачи, гравюры этого жанра могут рассказывать и передавать важную информацию о различных народных обычаях, верованиях или же намекать на известные литературные произведения и героев. Исходя из этого, можно сделать вывод, что жанр подарочных гравюр является важной культурологической составляющей необходимой для понимания японской истории, культуры и менталитета японского народа.

Список использованной литературы

1. Бродский В.Е. Японское классическое искусство. М.: Искусство, 1969. – 285 с.

2. Виноградова Н.А. Кацусика Хокусай. – М.: Белый город, 2005. – 48 с.

3. Воронова Б.Г. Тетрадь 11. Японская гравюра XVII – XIX веков // Очерки по истории и технике гравюры: сб. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 64 с.

4. Грабарь И.Э. Японская цветная гравюра на дереве: очерк. – СПб: Щербатов и Мекк, 1903. – 25 с.

5. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры, к. XVI – н. XX в. – М.: Наука, 1986. – 286 с.

6. Зубко Г.В. Искусство Востока: курс лекций. – М.: Восточная книга, 2013. – 432 с.

7. Касьянова М. Укиё-э. Искусство изменчивого мира. Японская гравюра из собрания О.П. Малахова / сост. М. Касьянова. М.: Артефакт, 2008. – 84 с.

8. Успенский М.В. Японская гравюра. – СПб: Аврора, 2001. – 136 с.

9. Carpenter J.T. Reading surimono. – Leiden: Brill, 2008. – 432 p.

 

Электронные ресурсы:

1. Кояма-Ришар Б. Японские гравюры Укиё-э – СМИ эпохи Эдо [электронный ресурс] // Современный взгляд на Японию: [сайт]. – Режим доступа: http://www.nippon.com/ru/views/b02305/

2. Традиционная японская живопись и гравюра. Укиё-э технология [электронный ресурс] // LiveJournal: [сайт]. – Режим доступа: https://japan-painting.livejournal.com/16767.html

3. Очарование Бидзин-га [электронный ресурс] //  LiveJournal: [сайт]. – Режим доступа: http://users.livejournal.com/_ksa/523385.html

4. Смирнова И. Кацусика Хокусай [электронный ресурс] // Этико-философский журнал Грани Эпохи [сайт]. – Режим доступа: http://www.facets.ru/articles3/hokusai.htm

5. Суримоно, изображающие женщин, Ч. 1 [электронный ресурс] / Проект, посвящённый Утагава Куниёси [сайт]. – Режим доступа: http://www.kuniyoshiproject.com/Surimono%20of%20Women,%20Part%20I.htm

6. Подлипенцева К.И. Бал цветов: символика флоры в живописи [электронный ресурс] // Мария Иванова-Очерет [сайт]. – Режим доступа: http://www.maria-art.com/public/articles/statya1.html  

7. Суримоно. Поэтическое поздравление [электронный ресурс] // LiveJournal: [сайт]. – Режим доступа: https://amsmolich.livejournal.com/57526.html

8. Егорова Ю. Символика японского карпа [электронный ресурс] / Ю. Егорова // Искусство суми-э [сайт]. – Режим доступа: http://sumie-art.ru/?page=113

9. Форматы традиционной японской гравюры [электронный ресурс] // Галерея ЛитКабинет [сайт]. – Режим доступа: http://www.litkabinet.ru/lib/formats.html

10. Изображение героя Чжан Хэн [электронный ресурс] // Музей искусств в Бостоне [сайт]. – Режим доступа: https://www.mfa.org/collections/object/zhang-heng-the-boatman-senkaji-ch%c3%b4%c3%b4-from-the-series-one-hundred-and-eight-heroes-of-the-popular-shuihuzhuan-ts%c3%bbzoku-suikoden-g%c3%b4ketsu-hyakuhachinin-no-hitori-259954

11. Изображение героя Руан Сяоци [электронный ресурс] // Музей искусств в Бостоне [сайт]. – Режим доступа: http://www.mfa.org/collections/object/ruan-xiaoqi-the-living-king-of-hell-katsuenra-gensh%C3%B4shichi-from-the-series-one-hundred-and-eight-heroes-of-the-popular-shuihuzhuan-ts%C3%BBzoku-suikoden-g%C3%B4ketsu-hyakuhachinin-no-hitori-260109

 

Приложение №1.

«Влюбленные под зонтом»

Судзуки Харунобу

27.2×20.2 см, 1767

Приложение №2

 «Влюбленные, играющие на одном сямисэне»

Судзуки Харунобу

 Около 1766. Цветная ксилография

Приложение №3

«Гора Фудзи с цветущими вишневыми деревьями».

около1805

Кацусика Хокусай

 

 

Приложение №4

«Красавица, рассматривающая себя в зеркало»

Янагава Сигэнобу II

сер.19в. Япония

 

Приложение №5

 

«Номер три: в тени дерева»

Янагава Сигэнобу II

 

 

Приложение №6

 

 

Гравюра из серии «108 героев Суйкодэн»

Утагава Куниёси

 

Приложение №7

Гравюра из серии «108 героев Суйкодэн»

Утагава Куниёси



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.016 с.)