Глава 1. Общие сведения о гравюрах Укиё-э 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Общие сведения о гравюрах Укиё-э



Содержание

Введение…………………………………………………………………..……………………...3 Глава I. Общие сведения о гравюрах Укиё-э ……………………………………………….…..4 1.1. Понятие Укиё-э ……………………………………………………………………………...4 1.2. Изготовление гравюр Укиё-э ………………………………………………….……………4 1.3. Развитие искусства Укиё-э ………………………………………………………………....6 1.4. Основные жанры искусства Укиё-э ………………………..………………………………8 Глава II. Суримоно в творчестве японских художников………………………………..……10 2.1. Суримоно ………………………………………………………………………………...…10 2.2. Основные представители жанра суримоно ……………………………….………………12 2.2.1. Основоположник жанра суримоно Судзуки Харунобу …………………………..….…12 2.2.2. Суримоно в творчестве Кацусика Хокусай …………………………………….……….13 2.2.3. Суримоно в творчестве Янагава Сигэнобу II…………………………………………..15  2.2.4. Суримоно в творчестве Утагава Куниёси …………………………………...…………16  Глава III. Символизм в гравюрах суримоно …………………………………………………..18 3.1. Общие положения о символизме……………………..…………………………………..18 3.2. Символизм в японском искусстве…………………………………..…………………….19 3.2.1. Особенности японской культуры…………………………….…………………………19 3.2.2. Основные черты японского символизма……………………………………………….19 3.3. Символизм в гравюрах суримоно …………………………………………………………23 3.3.1. Праздничные суримоно ………………………………………………………………….24 3.3.2. Суримоно, имеющие отношение к известным персонажам……………………..……25 3.3.3. Суримоно, изображающие природу……………………….……………………………25 Заключение……………………………………………………………..……………………….26  Список использованной литературы………………………………..………………………...27   Приложения……………………………………………………………………………………..29  

 

 

                                             Введение

Подарочные гравюры суримоно- это один из жанров японских гравюр на дереве укиё-э. Они предназначены для пожелания удачи и благосостояния, а также различных поздравлений с наступлением определённого времени года, больших японских праздников или же просто с личными событиями в жизни человека. Гравюры суримоно отличались изготовлением из особенно дорогих и качественных красителей и материалов.

Гравюры суримоно представляют особенный интерес, потому что данный жанр несколько отличается от других жанров гравюр укиё-э. Он сочетает в себе не только изображения, но и стихотворный текст. Важное значение для исследования этого жанра гравюр-это их символичность. Зачастую автор  рассказывает о каком-либо важном событии, произведении японской литературы или же народном обычае. Изучение суримоно и понимание их символики может многое рассказать о жизни японцев периода Эдо (1603–1868).

Эта работа актуальна потому, что чаще всего исследования,посвящённыеяпонским гравюрам, касаются либо истории развития искусства укиё-э в целом, либо более популярных жанров, таких как пейзажные гравюры фукэй-га, портреты красавиц бидзин-га, театральные гравюры якуся-э. Гравюрам суримоно уделяют не столько внимания, и они зачастую остаются в стороне. Но суримоно были очень популярны не только в Японии, но и за её пределами. Гравюры укиё-э, в том числе и гравюры суримоно приобрели необычайную популярность и оказали влияние на европейское изобразительное искусство. Таким образом, изучение суримоно является важной составляющей необходимой для понимания не только изобразительного искусства Японии и Европы, но и для понимания японской истории и менталитета японцев.

Хронологические рамки работы — со второй половины XVIII века до конца XIX века. Данные временные рамки выбраны в связи с тем, что жанр подарочных гравюр возник примерно в 1770-х годах, и его упадок, как и всех гравюр укиё-э в целом, начался в начале XX века из-за появления и быстрого распространения фотографии.

Я выбрала эту тему, потому что меня привлекает культура Востока, а в частности Японии, мне захотелось разобраться в искусстве Японии. Больше всего меня заинтересовала японская гравюра. Немного почитав, я узнала, что японцы очень трепетно относятся ко времени и каждая секунда им очень важна, они следят за каждым малейшим изменением в природе. В Японии свершено другие взгляды на жизнь и своя культура.

Суримоно

Суримоно – один из популярных в городской среде видов японской ксилографии, который сочетает в себе художественное изображение и чаще всего стихотворный текст. Создателями подобных гравюр часто выступала городская интеллигенция, например, художники и философы. Так как изображения на гравюрах традиционно для этого жанра сопровождались стихами, суримоно создавались совместно с поэтами. Как правило, суримоно представляли собой поздравление с праздниками, либо были посвящены значительному событию в жизни человека.

Одно из главных их отличий состоит в том, что суримоно практически неконтролировались цензурой того времени. Они являлись действительно подлинно художественными произведениями, так как всегда были предметом частного заказа и не были доступны для продажи в специализированных лавках или у уличных торговцев. По этой причине материал, который использовали для изготовления суримоно, сильно отличался от материала гравюр других жанров – суримоно изготовляли только из лучших, мягких и достаточно дорогостоящих материалов и красителей, например, таких как золотой, серебряный и перламутровый порошки. Кроме того, техника их изготовления и художественные техники тоже отличались. Очень часто японские художники использовали искуснейшие методы гофрировки, полутонов и цветов, чтобы создать произведение великой красоты.

Эти гравюры имели самые разнообразные по своей величине размеры, несмотря на это их форма, как правило, практически всегда была неизменной — квадратной, так же как и неизменным было использование самой высокосортной и прочной бумаги. Такая бумага должна быть мягкой и гигроскопичной, с очень гладкой поверхностью и длинными крепкими волокнами. Самым предпочтительным форматом для гравюр суримоно был бумажный формат сикисибан. По сравнению с гравюрами других жанров суримоно печатались сравнительно более малыми тиражами, так как изготавливались только по индивидуальным заказам. По этой же причине, они являлись предметом охоты иностранных и японских коллекционеров гравюр укиё-э.

На каждой гравюре всегда есть иероглифические надписи – стихи, пояснения сюжета, подписи создателей гравюры. Подпись мастера, как правило, состоит из имени художника, а также ещё одного традиционно добавляемого иероглифа, который указывает на то, какую работу выполнил расписавшийся мастер. Кроме того, подписи и стихи являются не единственными составляющими гравюры: обычно имеются ещё несколько печатей (например, печать художника, стоящая рядом с его подписью и печать издателя гравюры).

Стандартным является правило ставить подпись или личную печать автора под нижним правым краем изображения. Все печати обычно располагались в свободном от изображения на гравюре пространства, то есть, обычно рисунок не должен был быть затронут. Название же гравюры или серии, в которую эта гравюра входит, часто писалось в верхнем левом крае листа. Что касается стихотворного текста, то здесь автору гравюры предоставляется бóльшая свобода: автор мог также поместить стихотворение на край гравюры, в свободное пространство, однако довольно часто, стараясь подчеркнуть художественную мысль и точнее передать изображение на гравюре, он мог совместить стихотворение с изображением.

Изучение печатей также является важным, так как печати содержат ценную информацию о людях, создававших гравюру и довольно часто датах выпуска листа, что позволяет установить его подлинность. Существовали ещё именные печати цензоров, проверявших гравюры. Особенное распространение данные печати получили после 1790-х годов, когда в целях борьбы с роскошью и падением нравственности японское правительство эпохи Эдо стало вводить постепенные ограничения тематики гравюр. Однако, что касается жанра суримоно, подобные печати, как правило, на них не ставились, так как этот жанр гравюр практически не контролировался цензурой.

Что касается выдающихся японских художников, работавших в жанре подарочных гравюр, нельзя не упомянуть основоположника жанра суримоно Судзуки Харунобу и мастера Кацусика Хокусай, благодаря которому ещё больше оформились и сформировались стилевые тенденции и характерные особенности суримоно, а также нескольких других выдающихся художников и основных представителей этого жанра, о которых мы будем говорить ниже, и благодаря которым подарочные гравюры-открытки приобрели ещё большую известность и популярность.


2.2. Основные представители жанра суримоно

2.2.1. Основоположник жанра суримоно Судзуки Харунобу

Судзуки Харунобу (1724-1770) является одним из лучших мастеров японской гравюры на дереве укиё-э. Художник всю свою жизнь жил и работал в Эдо, наблюдая за обыденной жизнью горожан. Творчество этого мастера можно условно разделить на два этапа: первый этап – до 1765 года, второй этап – после 1765 года.

На первом этапе своего творчества мастер работал в основном в жанре сюнга и жанре бидзин-га, изображая многочисленных японских красавиц и куртизанок из «весёлых кварталов». Именно их повседневная жизнь и любовные истории были главным источником наблюдений и эмоций, которые художник старался передать в своих работах. У мастера был свой собственный стиль: его женские изображения всегда были идеализированы, обязательной их чертой были хрупкость и очаровательность. К тому же, художник старался не просто изобразить обычные сцены быта, но поэтизировать и лирически трактовать их. Также мастер старался передавать эмоции изображаемых им персонажей. Подобные гравюры Харунобу принесли ему большую популярность. В этот период творчества художника цветная гравюра была уже знакома японцам, однако цветовая гамма была очень бедной и изображения на гравюрах включали в себя обычно всего два-три цвета. Большинство работ японских художников этого времени печатались сначала в чёрно-белом варианте, а затем вручную раскрашивались.

Судзуки Харунобу был не только прекрасным художником, но и выдающимся новатором в технике создания японских гравюр. В 1765 году, в возрасте 40 лет, художник первым ввел многоцветную ксилографию, получившую название — нисики-э («парчовые картинки»). Именно с этим новшеством учёные и исследователи японской гравюры на дереве связывают возникновение жанра суримоно и считают именно этого мастера основоположником, так как важной чертой гравюр суримоно является именно богатая цветовая гамма и многообразие оттенков. Новая для японцев того времени техника полихромной печати позволила изготавливать восьми- и девятицветные гравюры с трёх досок. Уже позже этим художником и его учениками было увеличено количество используемых досок до десяти, что позволило ещё более существенно разнообразить цветовую гамму.

Во втором этапе своего творчества Харунобу продолжал работать и в жанре бидзин-га, но, начиная с середины 1760-х годов, после изобретения им полихромной печати, художник начал создавать и благожелательные поздравительные гравюры-открытки жанра суримоно, которые изначально были предназначены для его близкого круга друзей. Излюбленными темами мастера для суримоно, в большинстве своём,также оставались девушки в красочных кимоно, влюбленные пары и т.д. Судзуки Харунобу пытался передать в своих многочисленных работах не просто действия, а именно чувства людей.

Второму и последнему этапу творчества мастера принадлежат такие работы жанра суримоно, как «Влюбленные под зонтом» (см. Приложение №1) и «Влюбленные, играющие на одном сямисэне» (см. Приложение №2 ).

К сожалению, карьера выдающегося мастера была трагически прервана его смертью в возрасте 45 лет. Однако созданные им за всю свою жизнь и, в особенности, за последние пять-шесть лет около 600 гравюр различных жанров, в том числе и гравюр суримоно, являлись источниками вдохновения для многих последующих японских художников, особенно работавших в жанрах бидзин-га и суримоно. Жанр суримоно после смерти Судзуки Харунобу получил ещё большую известность в работах Кацусика Хокусай и других японских мастеров.

2.2.2. Суримоно в творчестве Кацусика Хокусай

Одним из непревзойдённых мастеров японской живописи по праву считается художник и гравёр периода Эдо Кацусика Хокусай (1760-1849). Хотя данный мастер известен своими произведениями в разных жанрах гравюр укиё-э, в особенности в жанре пейзажных гравюр – фукэй-га, немало своих произведений он выполнил и в жанре суримоно. Постепенно связи Японии с западными странами расширились, и многие японские художники были заинтересованы западным искусством, в том числе и Кацусика Хокусай. Также работы этого известного японского мастера оказали влияние и на развитие европейского искусства, попав в Европу благодаря международным выставкам в Лондоне и в Париже, в особенности, на такой его жанр, как французский импрессионизм.

Настоящее имя художника – Токитаро, но мастер сменил за свою жизнь очень большое количество псевдонимов, которые, как считают некоторые исследователи японского искусства, обозначали разные периоды в творчестве художника. Позднее, уже в возрасте 41 года, мастер стал называть себя — «Безумный живописью Хокусай». Ближе к 73 годам Хокусай принял свой последний псевдоним — «Старый безумный живописец».После этого Хокусай стал даже иногда подписывать свои работы всего лишь одним иероглифом.

Одной из главных черт мастера было желание создать нечто новое, ранее не существовавшее в искусстве Японии. По этой причине на протяжении всей своей жизни и своего творчества Хокусай использует различные приёмы европейской перспективы, комбинирует приёмы других школ японской и китайской живописи. Благодаря этому мастер улучшает те жанры гравюры укиё-э, в которых он работал, а также обогащает и популяризирует уже существующий стиль — суримоно, постепенно ставший известным не только в Японии, но и за её пределами. В этом заслуга Хокусая несомненна, ведь он, участвуя в формировании истоков искусства суримоно, стилевых тенденций и характерных особенностей, способствовал становлению этого жанракак одного из важнейших видов японской ксилографии периода Эдо.

Примерно с 1793 по 1810 годы, после своего ухода из мастерской Сюнсё, Кацусика Хокусай создаёт по заказам клиентов довольно большое количество разнообразных одиночных гравюр, которые мастер уже относит к жанру суримоно. Эти годы творчества мастера почти полностью посвящены суримоно. Гравюры этого художника отличались особенно выразительной цветовой гаммой и нарядностью. Столь возросшая популярность подарочных гравюр часто приводила к их имитации другими художниками. В это же время суримоно становятся частью городского быта и визитной карточкой различных поэтических сообществ, очень популярных в больших городах.

Если попытаться выделить этапы в творчестве художника, то можно указать три основных периода. В ранние годы становления своего творчества (1793–1797) Кацусика Хокусай в основном создавал небольшие удлинённые гравюры. На этом этапе своего творчества, мастер следовал вкусу публики и создавал достаточно традиционные произведения, не затрагивая в своих работах европейские художественные методики. Несмотря на это, даже ранние гравюры мастера имеют особую компактность композиции и показывают красоту самых обычных бытовых вещей.

Во втором этапе (1797–1805) художник интересовался традиционными японскими стилями, а также предпочитал писать длинные горизонтальные суримоно, на которых мастер подписывался в основном как «Безумный Хокусай». Однако данные работы были не столь популярны как суримоно меньшего размера, которые художник позже создавал на последнем этапе своего творчества. Несмотря на интерес к традициям, Хокусай смог привнести в свои работы нечто новое. Чаще всего на втором этапе творчества композиция суримоно была следующей: слева мастер изображал природу и пейзаж, а справа – людей. Однако были у художника были работы жанра суримоно, на которых была изображена только природа, что перекликалось с излюбленным пейзажным жанром мастера. К этому этапу творчества художника относятся такие работы, как, например, «Гора Фудзи с цветущими вишневыми деревьями»(см. Приложение №3), написанная около 1805 года. Она представляет собой типичную гравюру суримоно этих годов, когда Кацусика Хокусай предпочитал длинный горизонтальный формат гравюр.

Наконец, завершающим периодом в создании суримоно были 1805–1830 годы, в которые художник старался создать собственный уникальный стиль. В это время художник активно использовал приёмы европейской перспективы, смешивая их с различными техниками других японских школ живописи. Кроме того, мастер отошёл от длинного формата гравюр и стал создавать маленькие почти квадратные суримоно. Образы приобрели особую значительность и поэтичность, созвучную сопровождающим изображение стихам. Кацусика Хокусай постепенно выработал свой собственный особенный почерк: отрывистые и резкие, несколько угловатые линии, которые лучше помогают передать движение на гравюрах.

Суримоно Кацусика Хокусай отличаются от гравюр других знаменитых мастеров. Прежде всего, особое внимание художник уделял самым маленьким и, казалось бы, незначительным деталям. Например, природа и пейзаж изображаются так естественно, что становятся уже не просто фоном картины, а самостоятельным элементом. Сам художник даже сказал однажды: «Если ты хочешь нарисовать птицу, ты должен стать птицей». Эти слова удивительно точно передают отношение мастера к своей работе. Что касается изображения людей на гравюрах суримоно, то они почти всегда выполняют какие-то действия, а не просто стоят в неподвижных позах. Люди на изображениях могут вглядываться вдаль, прикрывать глаза руками от солнца или просто указывать куда-то.

Таким образом, Кацусика Хокусай является выдающимся японским художником, работавшим в жанре суримоно и сумевшим не только сделать его более известным, но и принести в него собственные уникальные стили и техники. Кроме этого мастера, его ученики также повлияли на развитие жанра. Одним из его учеников был художник Янагава Сигэнобу II.

2.2.3 Суримоно в творчестве Янагава Сигэнобу II

Другим известным японским художником, работавшим в жанре суримоно, был Янагава Сигэнобу II(1824-1860), происходивший из знатного древнего самурайского рода. Его отец, который был хорошо образованным человеком, поэтом и знатоком классической литературы, повлиял на желание мальчика стать в будущем художником. Большое влияние на него оказал Кацусика Хокусай, который был одним из учителей будущего художника, так как Сигэнобу вначале поступил в школу к Янагава Сигэнобу I(1787-1832), ученику и приёмному сыну Кацусика Хокусай. При рождении Сигэнобу было дано другое имя. Янагава Сигэнобу II – это псевдоним, который мастер взял позднее.

Янагава Сигэнобу II был автором многочисленных великолепных иллюстраций к сборникам стихотворений и разным произведениям популярной литературы. В самом начале своего творческого пути художник предпочитал работать в жанре пейзажных гравюр фукэй-га, эротических гравюр сюнга, а также в жанре бидзин-га, изображающем красивых японских девушек и женщин. Однако благодаря своим учителям, уделявшим большое внимание жанру суримоно, он постепенно заитересовался подарочными гравюрами, которые со временем стали главным видом его творчества. Мастер особенно любил этот жанр гравюр укиё-э, так как, не подвергаясь цензуре того времени, он давал возможность японским художникам проявить свою фантазию и изобретательность.

Хотя жанр суримоно практически не ограничен в выборе тем для написания, однако, больше всего художник любил изображать японских красавиц. Женщины на гравюрах художника очень часто играли на японском традиционном музыкальном инструменте – сямисэне, сочиняли стихотворения или же занимались каллиграфией. Все гравюры автора, как и принято для жанра суримоно, сопровождались стихотворными текстами, которые помогали создать законченный художественный образ. Подарочные гравюры мастера часто отличались необычностью решений, например, при изображении движущихся предметов мастер часто дополнял их изображение различными другими мелкими деталями, чтобы лучше передать движение, например, Янагава Сигэнобу II большое внимание уделял прорисовке одежды вплоть до малейших складочек. Также, другой отличительной чертой произведений Сигэнобу II был его изысканный и элегантный стиль работ.

 «Красавица, рассматривающая себя в зеркало»(см. Приложение №4) и «Номер три: в тени дерева»(см. Приложение №5).

Как мы видим, Ягагава Сигэнобу II, как и многие другие японские художники периода Эдо, не уделял особенного внимания индивидуальным чертам изображаемых людей. Персонажи на его работах больше напоминают некий «идеальный» для самого художника образ японской красавицы.

Янагава Сигэнобу II достаточно знаменитый японский художник укиё-э, известный своими работами в разных жанрах, в том числе и в жанре суримоно, который со временем стал основным жанром, в котором работал художник. Являясь последователем такого выдающегося мастера укиё-э как Кацусика Хокусай, Сигэнобу продолжил участвовать в формировании и становлении искусства суримоно, и, хотя, он не являлся новатором в отличие от его предшественников, художник сумел выработать свой собственный стиль, применяя нестандартные решения в изображении и создавая достаточно лаконичные и завершённые в художественном плане гравюры.

2.2.4. Суримоно в творчестве Утагава Куниёси

Не менее известным художником был мастер цветной гравюры укиё-эУтагава Куниёси (1798–1861). Он родился в семье красильщика шёлка. Впервые мальчик стал брать уроки рисования в 10 лет и позднее, в 1811 году, он поступил учеником в мастерскую Утагава Тоёкуни (1797–1858), у которого он обучался три года. Его учитель дал ему художественное имя – Куниёси, которое мастер стал использовать в дальнейших своих работах.

Начиная с 1814 года, художник занимается в основном иллюстрацией популярной художественной литературы периода Эдо, такой как, например, книги ёмихон и коккэйбон, а также пробует себя в изображении актёров театра Кабуки и воинов. Однако, до 1826–1827 годов произведения Утагава Куниёси не пользовались особенным спросом. Он жил в постоянной нужде, так как только несколько издателей соглашались работать с ним. Поэтому он даже временно отходил от своей работы художником и занимался набивкой соломенных матов за небольшую плату. Однако постепенно он приобретает популярность и уже к 1842 году занимает почётное место в тройке лучших художников укиё-э. Позднее, после последовавшего запрета на изображение актёров, гейш и сцен из пьес из театра Кабуки мастер начинает писать гравюры из воспитательной серии для домохозяек и детей, а также изображает национальных японских героев, как людей, наделённых лучшими человеческими качествами, которым следует подражать.

В этот же период Утагава Куниёси начинает работать в жанре суримоно. Однако несмотря на то, что жанр поздравительных гравюр не являлся основным жанром мастера, так как он, в основном, предпочитал работать в героическом жанре муся-э, художник создавал гравюры и в жанре суримоно. Например, у мастера есть серия гравюр жанра суримоно «Женские обычаи из 108 героев романа Суйкодэн»(см. Приложение №6,№7), в которой Утагава Куниёси рисовал красивых японских женщин, каждая из которых сравнивается художником с одним из мужчин-героев романа.

Также, помимо этой женской серии суримоно, художник создавал гравюры этого же жанра, изображающие: пейзаж, например, виды на различные небольшие острова с горы Фудзи, пять изображений самой горы Фудзи, японскую реку Сумида; животных и растения; японских богов, например, семерых японских богов удачи, изображающих пять ежегодных японских праздников, а также мастер любил изображать многочисленных актёров на своих гравюрах суримоно.

Сам художник при жизни восхищался гравюрами европейских художников, доказательством этому служат найденные после его смерти в 1861 году многочисленные вырезки из западных художественных журналов. Хотя жанр подарочных гравюр-открыток не был основным жанром мастера, тем не менее, он создал множество интересных гравюр в жанре суримоно. Используя в своих работах различные темы и сюжеты, например, военную тематику или театральные сцен, постепенно мастер заинтересовался изображением пейзажа на гравюрах суримоно. Однако в большинстве случаев пейзаж служил лишь внешним фоном для изображения сцен повседневной жизни. Также многие работы Утагава Куниёси, как и многих других японских мастеров, работавших в жанре суримоно, достаточно символичны. Изображая привычные вещи, художники старались заставить зрителя читать между строк, создавая многочисленные намеки на другие события или других персонажей в своих работах.

 

Глава 3. Символизм в гравюрах суримоно

Общие положения о символизме

Символизм (букв. с греч. «знак», «опознавательная примета») – цельное идейно-художественное направление, долгое время преобладавшее в искусстве многих стран и народов, которое характеризуется применением всевозможных символов, знаков и намёков. Художники различных стран и народов обычно стремятся показать символичность многих событий, окружающих человека в его повседневной жизни.

Символизм как одно из направлений в европейском и русском искусствах возник примерно в конце XIX века из-за неприятия развития буржуазного общества, а также технической и научной сторон жизни. В символизме человеческое воображение зачастую преобладает над логикой, так как, прежде всего, символизм тяготеет к тайной и невидимой с первого взгляда стороне жизни и стремится выразить приоритет духовного над материальным. По этой причине символизм в искусстве обычно является полной противоположностью реализму, а в особенности, натурализму, неотъемлемой чертой которого является правдивое и до мелочей детальное изображение реального мира. Большое значение в символизме также отдаётся подтексту, а также умению зрителя или читателя «видеть между строк», для того чтобы осознать скрытый смысл слов и изображений в художественных произведениях. С другой стороны, для мастера-символиста важным является умение находить «золотую середину» в своём желании показать различный подтекст и намёки, так как, если слишком увлечься изображением «скрытого смысла», то зритель или читатель может просто не понять замысла мастера в своей работе.

Неотъемлемым свойством художественной культуры является её символичность. Так, приверженцы символизма полагают, что абсолютно любой художественный образ, вне зависимости от того к какому жанру искусства он относится, всегда является хоть в какой-то степени символичным, так как безграничная человеческая фантазия и воображение позволяют в любом предмете увидеть нечто большее, чем оно есть на самом деле. Выражение скрытого смысла в произведениях возможно именно благодаря символичности художественного образа. Художники-символисты считают, что произведение обязательно должно не просто повествовать и рассказывать о чём-то, но, что гораздо важнее, побуждать зрителя к размышлениям об увиденном и поиске скрытого смысла.

Таким образом, символисты стремились несколько отойти от реальных изображений в своих произведениях и хотели с помощью воображения и фантазии увидеть то, что скрывается внутри различных предметов. Само движение символизма являлось противоположностью обыденности и будничности.

 

Праздничные суримоно

Большую группу в условной классификации подарочных гравюр суримоно представляют различные праздничные гравюры, которые должны были рассказывать о наступлении больших праздников, передавать своим содержанием атмосферу, которую люди испытывали в преддверии этих событий. Хотя многие гравюры суримоно художники делали на заказ, праздничные суримоно могли создаваться японскими мастерами и сами по себе, так как были связаны не с событием в жизни у отдельного человека, а с общими известными всем вещами. В особенности большое количество суримоно было посвящено Новому году. Художник Кацусика Хокусай, написавший много работ в жанре суримоно и сделавший этот жанр ещё более известным и популярным, также создавал многочисленные подарочные гравюры, относящиеся к большим японским праздникам.

Также на многих японских суримоно, которые имели отношение к Новому году, довольно часто можно было встретить изображения рыбного улова и креветок, которые являлись символом долгожительства и крепкого здоровья, а рыбный улов сулил людям богатство и достаток. Кроме того, очень частым было и изображение украшенной к празднику кадомацу (букв. «сосна у входа») — новогоднего японского украшения, которое выставлялось на улице перед входом в дом и являлось временным домом для японского бога Нового года.

Заключение

После внимательного изучения литературы отечественных и иностранных авторов касательно искусства укиё-э в целом и жанра суримоно в частности можно прийти к выводу, что японские подарочные гравюры являются одним из самых интересных и необычных жанров укиё-э. Символичность, как неотъемлемое свойство художественной культуры всех народов, в японском изобразительном искусстве наиболее полно раскрывает себя именно в жанре суримоно, отличительной чертой которого является умелое сочетание художниками изображения и стихотворного текста. Это позволяет не просто повествовать и рассказывать о чём-то, но, что гораздо важнее, побуждать зрителя к размышлениям об увиденном на гравюре и поиске скрытого смысла. Два неотъемлемых элемента гравюр суримоно - изображение и стихотворный текст, по замыслу мастера всегда идеально дополняют друг друга. Так как в период Эдо существовала жёсткая цензура в японском искусстве, в том числе и в изобразительном искусстве, художники не могли зачастую неприкрыто и прямолинейно изображать свои идеи и мысли. Таким образом, умело сочетая текст и картины они получили возможность завуалированно рассказывать о важном событии или знаменитом человеке.

Ещё одним отличием суримоно от гравюр других жанров является то, что они не зависят от одного определённого сюжета - выбор тем для этого жанра огромен. Поэтому, важной частью исследования в данной работе была классификация суримоно по их содержанию и предназначению в наиболее обширные группы. Это позволило проанализировать каждую группу в отдельности и выявить их основные черты. Таких групп можно выделить три:

праздничные суримоно, предназначавшиеся для поздравления в большие праздники, например, на Новый Год;

суримоно, имеющие отношение к известным персонажам. В эту группу входят гравюры, посвящённые определённым людям, например, популярным актёрам, либо же посвящённые известным литературным персонажам;

– последней обширной группой являются суримоно, изображающие природу и пейзаж различных уголков Японии.

Благодаря этому, стало понятным, что хотя основным предназначением суримоно является поздравление и пожелание удачи, гравюры этого жанра могут рассказывать и передавать важную информацию о различных народных обычаях, верованиях или же намекать на известные литературные произведения и героев. Исходя из этого, можно сделать вывод, что жанр подарочных гравюр является важной культурологической составляющей необходимой для понимания японской истории, культуры и менталитета японского народа.

Список использованной литературы

1. Бродский В.Е. Японское классическое искусство. М.: Искусство, 1969. – 285 с.

2. Виноградова Н.А. Кацусика Хокусай. – М.: Белый город, 2005. – 48 с.

3. Воронова Б.Г. Тетрадь 11. Японская гравюра XVII – XIX веков // Очерки по истории и технике гравюры: сб. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 64 с.

4. Грабарь И.Э. Японская цветная гравюра на дереве: очерк. – СПб: Щербатов и Мекк, 1903. – 25 с.

5. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры, к. XVI – н. XX в. – М.: Наука, 1986. – 286 с.

6. Зубко Г.В. Искусство Востока: курс лекций. – М.: Восточная книга, 2013. – 432 с.

7. Касьянова М. Укиё-э. Искусство изменчивого мира. Японская гравюра из собрания О.П. Малахова / сост. М. Касьянова. М.: Артефакт, 2008. – 84 с.

8. Успенский М.В. Японская гравюра. – СПб: Аврора, 2001. – 136 с.

9. Carpenter J.T. Reading surimono. – Leiden: Brill, 2008. – 432 p.

 

Электронные ресурсы:

1. Кояма-Ришар Б. Японские гравюры Укиё-э – СМИ эпохи Эдо [электронный ресурс] // Современный взгляд на Японию: [сайт]. – Режим доступа: http://www.nippon.com/ru/views/b02305/

2. Традиционная японская живопись и гравюра. Укиё-э технология [электронный ресурс] // LiveJournal: [сайт]. – Режим доступа: https://japan-painting.livejournal.com/16767.html

3. Очарование Бидзин-га [электронный ресурс] //  LiveJournal: [сайт]. – Режим доступа: http://users.livejournal.com/_ksa/523385.html

4. Смирнова И. Кацусика Хокусай [электронный ресурс] // Этико-философский журнал Грани Эпохи [сайт]. – Режим доступа: http://www.facets.ru/articles3/hokusai.htm

5. Суримоно, изображающие женщин, Ч. 1 [электронный ресурс] / Проект, посвящённый Утагава Куниёси [сайт]. – Режим доступа: http://www.kuniyoshiproject.com/Surimono%20of%20Women,%20Part%20I.htm

6. Подлипенцева К.И. Бал цветов: символика флоры в живописи [электронный ресурс] // Мария Иванова-Очерет [сайт]. – Режим доступа: http://www.maria-art.com/public/articles/statya1.html  

7. Суримоно. Поэтическое поздравление [электронный ресурс] // LiveJournal: [сайт]. – Режим доступа: https://amsmolich.livejournal.com/57526.html

8. Егорова Ю. Символика японского карпа [электронный ресурс] / Ю. Егорова // Искусство суми-э [сайт]. – Режим доступа: http://sumie-art.ru/?page=113

9. Форматы традиционной японской гравюры [электронный ресурс] // Галерея ЛитКабинет [сайт]. – Режим доступа: http://www.litkabinet.ru/lib/formats.html

10. Изображение героя Чжан Хэн [электронный ресурс] // Музей искусств в Бостоне [сайт]. – Режим доступа: https://www.mfa.org/collections/object/zhang-heng-the-boatman-senkaji-ch%c3%b4%c3%b4-from-the-series-one-hundred-and-eight-heroes-of-the-popular-shuihuzhuan-ts%c3%bbzoku-suikoden-g%c3%b4ketsu-hyakuhachinin-no-hitori-259954

11. Изображение героя Руан Сяоци [электронный ресурс] // Музей искусств в Бостоне [сайт]. – Режим доступа: http://www.mfa.org/collections/object/ruan-xiaoqi-the-living-king-of-hell-katsuenra-gensh%C3%B4shichi-from-the-series-one-hundred-and-eight-heroes-of-the-popular-shuihuzhuan-ts%C3%BBzoku-suikoden-g%C3%B4ketsu-hyakuhachinin-no-hitori-260109

 

Приложение №1.

«Влюбленные под зонтом»

Судзуки Харунобу

27.2×20.2 см, 1767

Приложение №2

 «Влюбленные, играющие на одном сямисэне»

Судзуки Харунобу

 Около 1766. Цветная ксилография

Приложение №3



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.11 с.)