Особенности физического развития детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности физического развития детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи



Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей среднего дошкольного возраста с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств [3, с.157].

Двигательный навык – это оптимальная степень овладения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (то есть при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надёжностью исполнения [37, с.17].

Формирование двигательных навыков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели. Продолжительность формирования двигательного навыка детей среднего дошкольного возраста зависит от сложности упражнения, например, скоростно - силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.

Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма ребенка среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие) [9, с.147].

Аршавский И.А. утверждал, что в возрасте 4-5 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий год жизни ребенка [10, с.45].

Прибавка в росте за год составляет 5-7 см, массы тела - 1,5-2 кг. Рост (средний) четырехлетних мальчиков-100,3 см, а пятилетних - 107,5 см. Рост (средний) девочек четырех лет - 99,7 см, пяти лет - 106,1 см. Масса тела (средняя) мальчиков и девочек равна в четыре года 15,9 кг и 15,4 кг, а в пять - 17,8 кг и 17,5 кг соответственно.

При оценке физического развития детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи учитываются не только абсолютные показатели, но и пропорциональное их соотношение: вес рост, объем головы - объем грудной клетки и др. С возрастом, естественно, эти показатели изменяются. Так, объем грудной клетки увеличивается интенсивнее, чем объем головы [13, с.177].

Процесс развития опорно-двигательного аппарата имеет ряд особенностей. Скелет д етей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с особенностями развития и строения скелета детям 4-5 лет не рекомендуется предлагать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности силовые упражнения. Необходимо также постоянно следить за правильностью принимаемых детьми поз, желательно чтобы дети не только занимали удобные позы, но и почаще их меняли.

Продолжительное сохранение статичной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге привести к нарушению осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением определенной позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз [21, с.82].

В процессе роста и развития разные группы мышц у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи развивается неравномерно. Так, масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей.

Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наибольшее. Это происходит за счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа. Мышечная сила возрастает. Сила кисти правой руки за период от 4 до 5 лет увеличивается в следующих пределах: у мальчиков - от 5,9 до 10 кг, у девочек - от 4,8 до 8,3 кг.

Во время утренней гимнастики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи важна правильная дозировка физических упражнений, укрепляющих мышцы спины, шеи, рук, ног - не более 5-6 повторений.

Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует дозировать нагрузку, в частности для мелких мышечных групп. Вместе с тем следует по возможности развивать у детей мускулатуру предплечья и кисти: на физкультурных занятиях использовать упражнения с мячами, кубиками, флажками [20, с.48].

Степаненкова Э. Я. дает определение особенностям органов дыхания детей среднего дошкольного возраста. Если у детей 2-3 лет преобладал брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Это связано с изменением объема грудной клетки. Несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900-1000 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек [41, с.62].

В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому ни увеличивающаяся к 4-5 годам подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде. Поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия проводились в теплое время года на воздухе.

Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении которых дети среднего дошкольного возраста могли бы дышать легко, без задержки [16, с.45].

По мнению Елисеевой Ю. Ю. частота сердечных сокращений в минуту колеблется у ребенка 4-5 лет от 87 до 112, а частота дыхания от 19 до 29 [29, с.65].

Регуляция сердечной деятельности к пяти годам окончательно еще не сформирована. В среднем дошкольном возрасте ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении лица, учащенном дыхании, одышке, нарушении координации движений и могут наблюдаться у детей среднего дошкольного возраста на физкультурных занятиях. Важно не допускать утомления ребенка, вовремя снижать нагрузку и менять характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечной мышцы восстанавливается [25, с.76].

Особенности высшей нервной деятельности детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи описаны Павловым И. П. Центральная нервная система является основным регулятором механизмов физиологических и психических процессов [48, с.101].

К 4-5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов. Особенно характерно для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи совершенствование межанализаторных связей и механизмов взаимодействия сигнальных систем. Детям трудно сопровождать словами игровые действия или воспринимать указания, объяснения воспитателя в процессе выполнения гимнастических упражнений.

На пятом году жизни, особенно к концу года, развивается механизм сопоставления слов с соответствующими им раздражителями первой сигнальной системы. Повышается самостоятельность действий, умозаключений. Однако нервные процессы у ребенка еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. Так, при нарушении привычных условий жизни, утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения.

Вместе с тем именно к среднему дошкольному возрасту усиливается эффективность педагогического воздействия, направленного на концентрацию нервных процессов. Поэтому на занятиях и в быту следует предлагать упражнения, совершенствующие реакции ребенка на какой-либо сигнал: вовремя остановиться, изменить направление или темп движения и т. д. [4, с.93].

В более широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Во избежание терминологической путаницы Матвеев Л. П. предлагает говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития [6, с.87].

Быстрота,по словам Шебеко В. Н. – способность выполнять двигательное действие в минимальный для данных условий промежуток времени. У дошкольников одним из компонентов скоростных качеств является максимальная скорость бега. За дошкольный период, как у мальчиков, так и у девочек, она возрастает на 1/3. Самые высокие ее показатели зарегистрированы в беге на дистанции 30 метров. Наибольшие темпы прироста по всем показателям скоростных возможностей отмечены у детей обоего пола в возрасте 4-5 лет [10, с.123].

В пособии Вавиловой Е. Н. выносливость характеризуется как способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Детям дошкольникам свойственна общая выносливость. Она измеряется временем преодоления какой-нибудь достаточно длинной дистанции. Обнаружены довольно значительные колебания в развитии выносливости у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одна из причин, непосредственно влияющих на это, индивидуальные анатомо-физиологические особенности организма ребенка. Наибольший темп прироста выносливости отмечается у мальчиков и девочек 4 года жизни, в 5 лет развитие этого качества несколько замедляется. Основной метод развития выносливости – метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности. Особое значение при этом приобретает способность детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи продолжать упражнение на фоне утомления [11, с.67].

Осокина Т. И. дала такое определение ловкости: «Ловкость – сложное комплексное двигательное качество. Она определяется как способность человека быстро, целесообразно, т.е. рационально осваивать новые двигательные действия». В дошкольном возрасте ловкость и координационные способности нужно развивать с 5 лет. В этом возрасте дети обнаруживают наиболее высокие показатели точности движения и почти в 2 раза точнее, чем дети 4-х лет, воспроизводят временные параметры. При этом у девочек темпы прироста показателей ловкости несколько выше, чем у мальчиков [15, с.95].

Гибкость – способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленной эластичностью мышц и связок. У детей среднего дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Ее можно развить с помощью специальных упражнений на растягивание мышц и связок. В среднем дошкольном возрасте особенно эффективно совершенствуются координационные способности, ловкость и элементарные формы быстроты [7, с.47].

По определению Лесгафта П.Ф. сила определяется, как способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Чем лучше развиты мышцы и выше способность к управлению мышечными усилиями, тем лучше ребенку добиться успеха в двигательной деятельности. Достоверное увеличение становой силы отмечается через двухгодовой интервал: в 4-6 и 5-7 лет. После 5 лет происходит некоторое снижение темпов прироста силовых показателей [8, с.38].

Таким образом, физическое развитие детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи определяется в узком смысле посредством антропометрических измерений, а в широком смысле проявлением в двигательной деятельности определенными психофизическими качествами и имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в организации и проведении утренней гимнастики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.014 с.)