Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание опыта практической работы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого занятия – это фронтальные занятия (которые проводятся со всеми детьми), занятия небольшими подгруппами и индивидуальные. В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности. Применение музыкально-дидактических пособий и игр на музыкальных занятиях в ГБДОУ детского сада № 23 Красногвардейского района давало нам возможность провести их наиболее содержательно и интересно. С помощью музыкально-дидактических пособий и игр дети быстрее усваивали требования программы по развитию певческих навыков, музыкально – ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах. Работа велась на базе детского дошкольного учреждения №23 Красногвардейского района с детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей. Музыкальные занятия проходили в музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить музыкально-дидактические игры на развитие всех музыкально-сенсорных способностей. Развитию музыкально-сенсорных способностей способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между педагогом и детьми. Занятия проводились со всеми детьми дошкольного возраста, в качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступали наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям. В ходе эксперимента были использованы музыкально–дидактические пособия и игры, разработанные Л. Н. Комиссаровой, Н. А. Ветлугиной, Н. Г. Кононовой, критерии анализа и пособия сделанные собственноручно. Для того чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, нами были намечены пути их формирования. Для этого очень важно знать, какова музыкальность каждого ребенка. Это можно выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнению Л. С. Выготского, «можно судить об уровне музыкального развития каждого ребенка». Методика проведения формирующего обучения представляла собой непрерывный и последовательный цикл освоения серий пособий и игр в течение определенного периода. Освоение детьми каждого пособия или игры осуществлялось в три этапа: ¾ Первый этап. Первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическими пособиями и играми на занятиях; ¾ Второй этап. Овладение детьми способами сенсорных действий по различению свойств музыкальных звуков под непосредственным руководством педагога; ¾ Третий этап. Совершенствование навыков различения звуков в процессе самостоятельной деятельности, но под косвенным руководством педагога. А также совершенно самостоятельное применение музыкально-дидактических пособий и игр по инициативе детей и без помощи педагога в самостоятельном музицировании. Непрерывность цикла заключалась в том, что после освоения музыкально-дидактического пособия или игры на занятиях они переносились в самостоятельную игровую деятельность, и одновременно на занятии происходило знакомство детей со следующей игрой или пособием. Процесс освоения музыкально-дидактический пособий и игр происходил при соблюдении следующих педагогических условий: ¾ при сохранении единства целостного и дифференцированного восприятия музыки упражнений и игр; ¾ при соблюдении постепенности и систематичности формирования сенсорной основы музыкального восприятия; ¾ при учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; На некоторые занятия к детям приходили сказочные персонажи. Дети общались с ними, выступали в роли старших товарищей и “учителей”, когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь их всему научить, дети обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием. Приход «живых гостей» способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр. Все использованные музыкально-дидактические пособия и игры в ходе музыкального занятия были направлены: ¾ на развитие музыкальных способностей ¾ на развитие способов сенсорных действий ¾ на практическое обучение навыкам ощущения, восприятия, способов сенсорных действий ¾ на развитие эмоциональной отзывчивости ¾ на активизацию слухового внимания ¾ на заинтересованное отношение к познавательной деятельности ¾ на формирование самостоятельных творческих подходов и действий ¾ на развитие способов поисковой деятельности, способов ориентировки в простых проблемных ситуациях ¾ на развитие памяти, мышления, воображения ¾ на приобретение знаний, умений, навыков ¾ на пробуждение положительного отношения, как к занятиям, так и к музыкальному искусству в целом Результаты этого этапа занятия показали, что музыкально-дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные не только на развитие музыкальных способностей, но и с помощью их осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию музыкально-сенсорных способностей. Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста в музыкальном занятии показал ряд высоких показателей, в результате чего: 1) увеличился уровень развития музыкальных способностей, это отразилось в том, что: ¾ слуховое внимание детей стало более организованным; ¾ двигательные реакции стали организованными, согласованными с музыкой; ¾ появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки; ¾ ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его на музыкальных инструментах; ¾ улучшилась реакция детей на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию; ¾ в восприятии и исполнительстве улучшилась эмоциональная отзывчивость; 2) существенно изменился уровень развития музыкально-сенсорных способностей, что проявилось в качестве активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков, способствуя при этом развитию памяти, воображения, мышления; 3) значительно изменился подход к процессу обучения. Это отразилось в заинтересованности использования дидактического материала, в активности выполнения заданий, в применении умений и навыков, полученных на занятиях в самостоятельной музыкальной деятельности. В ходе занятий дети вели себя активно, свободно, непринужденно, процент утомляемости был очень низкий. В результате музыкального занятия были установлены педагогические функции музыкально-дидактических пособий и игр: ¾ развитие у детей способностей различения соотношений музыкальных звуков и их свойств; ¾ формирование способов самостоятельных действий, при этом дидактические игры и пособия выступают как средство, побуждающее детей к самостоятельной деятельности.
Заключение Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Наша работа была ориентирована на развитие музыкально-сенсорных способностей посредством музыкально-дидактических игр и пособий. В связи с поставленными задачами в первой части работы были рассмотрены труды видных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития музыкально-сенсорных способностей дошкольников. Нами была организована и проведена работа по развитию музыкальных игр на музыкальных занятиях в детском саду; разработаны и апробированы содержание и алгоритм занятий, направленных на развитие дидактических игр. Полученный практический опыт показал реакцию детей на применении музыкально-дидактические игры. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Повышается уровень развития сенсорного опыта, который способствует формированию способам вслушивания, ощущения, восприятия, музицирования, обследования. Все перечисленные действия лежат в основе развития музыкально-сенсорных способностей, которые необходимо развивать у детей с самого раннего возраста. Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно. Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.
Список литературы [1]. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с ил. [2]. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1975. 18 с. [3]. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М.: Центр инноваций в педагогике, 2001. [4]. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 2009 [5]. Фрухт Э.Л., Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М, 2000 [6]. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 527 с. [7]. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: АСТ, 2009. [8]. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 2008. 144 с. [9]. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: АСТ, 2009.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.158.84 (0.006 с.) |