Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание опыта практической работы

Поиск

Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

      Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого занятия – это фронтальные занятия (которые проводятся со всеми детьми), занятия небольшими подгруппами и индивидуальные. В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

      Применение музыкально-дидактических пособий и игр на музыкальных занятиях в ГБДОУ детского сада № 23 Красногвардейского района давало нам возможность провести их наиболее содержательно и интересно. С помощью музыкально-дидактических пособий и игр дети быстрее усваивали требования программы по развитию певческих навыков, музыкально – ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.

      Работа велась на базе детского дошкольного учреждения №23 Красногвардейского района с детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей.

      Музыкальные занятия проходили в музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить музыкально-дидактические игры на развитие всех музыкально-сенсорных способностей. Развитию музыкально-сенсорных способностей способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между педагогом и детьми.

      Занятия проводились со всеми детьми дошкольного возраста, в качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступали наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям. В ходе эксперимента были использованы музыкально–дидактические пособия и игры, разработанные Л. Н. Комиссаровой, Н. А. Ветлугиной, Н. Г. Кононовой, критерии анализа и пособия сделанные собственноручно.

      Для того чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, нами были намечены пути их формирования. Для этого очень важно знать, какова музыкальность каждого ребенка. Это можно выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнению Л. С. Выготского, «можно судить об уровне музыкального развития каждого ребенка».

      Методика проведения формирующего обучения представляла собой непрерывный и последовательный цикл освоения серий пособий и игр в течение определенного периода. Освоение детьми каждого пособия или игры осуществлялось в три этапа:

¾ Первый этап. Первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическими пособиями и играми на занятиях;

¾ Второй этап. Овладение детьми способами сенсорных действий по различению свойств музыкальных звуков под непосредственным руководством педагога;

¾ Третий этап. Совершенствование навыков различения звуков в процессе самостоятельной деятельности, но под косвенным руководством педагога. А также совершенно самостоятельное применение музыкально-дидактических пособий и игр по инициативе детей и без помощи педагога в самостоятельном музицировании.

Непрерывность цикла заключалась в том, что после освоения музыкально-дидактического пособия или игры на занятиях они переносились в самостоятельную игровую деятельность, и одновременно на занятии происходило знакомство детей со следующей игрой или пособием.

Процесс освоения музыкально-дидактический пособий и игр происходил при соблюдении следующих педагогических условий:

¾ при сохранении единства целостного и дифференцированного восприятия музыки упражнений и игр;

¾ при соблюдении постепенности и систематичности формирования сенсорной основы музыкального восприятия;

¾ при учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

На некоторые занятия к детям приходили сказочные персонажи. Дети общались с ними, выступали в роли старших товарищей и “учителей”, когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь их всему научить, дети обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием. Приход «живых гостей» способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр.

Все использованные музыкально-дидактические пособия и игры в ходе музыкального занятия были направлены:

¾ на развитие музыкальных способностей

¾ на развитие способов сенсорных действий

¾ на практическое обучение навыкам ощущения, восприятия, способов сенсорных действий

¾ на развитие эмоциональной отзывчивости

¾ на активизацию слухового внимания

¾ на заинтересованное отношение к познавательной деятельности

¾ на формирование самостоятельных творческих подходов и действий

¾ на развитие способов поисковой деятельности, способов ориентировки в простых проблемных ситуациях

¾ на развитие памяти, мышления, воображения

¾ на приобретение знаний, умений, навыков

¾ на пробуждение положительного отношения, как к занятиям, так и к музыкальному искусству в целом

Результаты этого этапа занятия показали, что музыкально-дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные не только на развитие музыкальных способностей, но и с помощью их осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию музыкально-сенсорных способностей.

      Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста в музыкальном занятии показал ряд высоких показателей, в результате чего:

1) увеличился уровень развития музыкальных способностей, это отразилось в том, что:

¾ слуховое внимание детей стало более организованным;

¾ двигательные реакции стали организованными, согласованными с музыкой;

¾ появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки;

¾ ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его на музыкальных инструментах;

¾ улучшилась реакция детей на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию;

¾ в восприятии и исполнительстве улучшилась эмоциональная отзывчивость;

2) существенно изменился уровень развития музыкально-сенсорных способностей, что проявилось в качестве активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков, способствуя при этом развитию памяти, воображения, мышления;

3) значительно изменился подход к процессу обучения. Это отразилось в заинтересованности использования дидактического материала, в активности выполнения заданий, в применении умений и навыков, полученных на занятиях в самостоятельной музыкальной деятельности. В ходе занятий дети вели себя активно, свободно, непринужденно, процент утомляемости был очень низкий.

      В результате музыкального занятия были установлены педагогические функции музыкально-дидактических пособий и игр:

¾ развитие у детей способностей различения соотношений музыкальных звуков и их свойств;

¾ формирование способов самостоятельных действий, при этом дидактические игры и пособия выступают как средство, побуждающее детей к самостоятельной деятельности.

 

Заключение

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Наша работа была ориентирована на развитие музыкально-сенсорных способностей посредством музыкально-дидактических игр и пособий.

 В связи с поставленными задачами в первой части работы были рассмотрены труды видных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития музыкально-сенсорных способностей дошкольников.

Нами была организована и проведена работа по развитию музыкальных игр на музыкальных занятиях в детском саду; разработаны и апробированы содержание и алгоритм занятий, направленных на развитие дидактических игр.

Полученный практический опыт показал реакцию детей на применении музыкально-дидактические игры.

       Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Повышается уровень развития сенсорного опыта, который способствует формированию способам вслушивания, ощущения, восприятия, музицирования, обследования. Все перечисленные действия лежат в основе развития музыкально-сенсорных способностей, которые необходимо развивать у детей с самого раннего возраста.

Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.

 

Список литературы

[1]. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с ил.

[2]. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1975. 18 с.

[3]. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М.: Центр инноваций в педагогике, 2001.

[4]. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 2009

[5]. Фрухт Э.Л., Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М, 2000

[6]. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 527 с.

[7]. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: АСТ, 2009.

[8]. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 2008. 144 с.

[9]. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: АСТ, 2009.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.158.84 (0.006 с.)