Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура музыкальных способностей, их характеристикаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. «Способности – это индивидуально - психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности, не сводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности». (Б.М. Теплов). Традиционно способности рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности. При этом базисом способностей являются анатомо-физиологические задатки человека. Автор современной концепции способностей человека В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Показателями проявления способностей являются производительность, качество и надежность выполняемой человеком деятельности. На этих способностях базируются все виды деятельности, так как человек наделен ими от природы. У конкретного человека, по мнению Шадрикова, каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критериями, по которым можно определить особенности развития той или иной способности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяют ему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т.е. решать задачи конкретной деятельности, можно назвать способным. По широте и направленности выделяют: 1. Общие способности - благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр. 2. Специальные способности - определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и другие. Общий компонент способностей более стабилен, он в определенной мере наследуется. В отличие от него операционный компонент способностей изменчив и вариативен, так как зависит от вида и характера деятельности человека и является индивидуальным приобретением личности. Таким образом, специальные способности - это варианты проявления общих способностей, их оперативная форма, образующаяся под влиянием требований деятельности. Так, например, для музыкальной деятельности черты оперативности приобретают такие общие познавательные способности, как восприятие, память, представление, воображение, мышление и психомоторные способности. Под музыкальной способностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой. Комплекс музыкальных способностей объединяются в понятие музыкальность, которая формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности. Ребенок не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они развиваются в течение всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – это образовательные навыки, полученные при жизни, а не при рождении. Если сравнивать врожденные анатомо-физиологические способности, которые лежат в основе развития музыкальных способностей, то они отличаются по строению и не могут быть одинаковы. Это лишь задатки и они имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Следует учитывать, что на основе одних и тех же задатков музыкальные способности могут развиться или же не развиться. Здесь многое зависит от окружения ребенка, от условий музыкального обучения и воспитания, повседневной заботы об этом родителей. Если же ребенка, пусть даже музыкально одаренного, не приобщают к музыкальному искусству, если он не слушает музыку, не поет, не играет на инструментах, то его задатки не развиваются в способности. Сами способности, по словам профессора Б. Теплова, «всегда являются результатом их развития». Самый благоприятный период для развития музыкальных способностей – это детство. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Наличие определенного фонда знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно полно характеризовать музыкальные способности. Решающее значение имеет быстрота и качество их приобретения. Поэтому музыкальный руководитель, оценивая способности ребенка, должен иметь в виду, что нельзя делать поспешные выводы на основании только тех знаний и умений, которые проявляет ребенок в данный момент. Музыкальные способности изучаются психологами более 150 лет. Однако до сих пор нет единой точки зрения на их природу, структуру, на содержание основных понятий, при помощи которых психологи описывают музыкальные способности и одаренность. Методологические позиции в области психологии музыкальных способностей отражены в фундаментальных монографиях Б. М. Теплова, Г. П. Прокофьева, Е. Ф. Петрушина и др.. Профессор Б. М. Теплов выделил три основных вида музыкальных способностей: ладовое чувство; музыкально - слуховые представления; чувство ритма. Существует много философских, психолого-педагогических и эстетических трудов по развитию музыкальных способностей А. Л. Готсдинера, В. Н. Мясищева, К. Сишора, Г. С. Тарасова, К. В. Тарасовой, Н. А. Ветлугиной и других, которые определяли свою структуру музыкальных способностей детей. Например, Н. А. Ветлугина в своих работах определяла два вида музыкальных способностей: ладовое чувство и чувство ритма. А структура музыкальных способностей Карла Сишора включает: ¾ Музыкальные ощущения и восприятия. ¾ Музыкальное действование. ¾ Музыкальная память и музыкальное воображение. ¾ Музыкальный интеллект. ¾ Музыкальное чувствование. За прошедшие годы было много сделано для изучения музыкальных способностей. Отметим работы Л. А. Баренбойма, А. Н. Сохора, И. Е. Ветлугиной, Т. Г. Арановского, Г. М. Цыпина. Обобщением этих достижений стала концепция К. В. Тарасовой, отраженная в исследовании «Онтогенез музыкальных способностей». Современная наука относит к основным музыкальным способностям: музыкальный слух, чувство музыки, музыкальное воображение. К. В. Тарасова вводит классификацию музыкальных способностей: сенсорные (т.е. связанные с ощущениями) и интеллектуальные. Первые включают в себя музыкальный слух и чувство музыкального ритма, вторые – музыкальную память, музыкальный интеллект, музыкальное воображение. Вообще в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. Педагогам дошкольного образования надо помнить, что музыкальные способности ребенка - это, прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). На развитие музыкальных способностей может оказать влияние любая художественная деятельность. Воспитателю, каждодневно взаимодействующему с дошкольником, отслеживающему ход его развития, необходимо понимать, что, инициируя его познавательные психические процессы, активизируя психомоторное развитие адекватными педагогическими средствами, он содействует развитию общих способностей ребенка, а значит, и музыкальных.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.006 с.) |