Диагностика познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика познавательной деятельности



ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений
- Сведения ребенка о себе и своей семье
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет? (Покажи на пальцах).
С кем ты пришел?
Как зовут твою маму? Папу?
Покажи, где глаза у куклы?
А где у тебя?
Зачем нужны глаза (уши)?
- Представления о явлениях природы
Когда можно кататься на санках, зимой или летом? Почему?
Покажи, где лето, где зима.

Лет

Обследование знакомых родовых понятий

· Назови одним словом следующие картинки:

    • Мишка, машина, юля, кукла.
    • Носки, платье варежки, шуба.
    • Сапоги, тапочки, туфли, валенки.
    • Тарелка, ложка, чашка, сковорода.
    • Шкаф, стол, стул, тумбочка.
    • Роза, одуванчик, ромашка, астра.
    • Голубь, ворона, утка, гусь.
    • Автобус, трамвай, самолет.

 

· Конкретизация понятий:

o Какие знаешь игрушки? Одежду? Обувь? Посуду? Мебель? Цветы? Транспорт?

 

Лет

Обследование знакомых родовых понятий: Назови одним словом:

    • Юбка, плащ, рубашка, шорты.
    • Валенки, туфли, ботинки, кеды.
    • Сковорода, сахарница, кастрюля, чашка.
    • Стол, стул, шкаф, кровать.
    • Пароход, трамвай, самолет, поезд.
    • Дятел, воробей, голубь, ворона.
    • Черника, земляника, крыжовник, малина.
    • Роза, тюльпан, ромашка, васильки.
    • Груша, лимон, слива, виноград.
    • Свекла, репа, помидор, картофель.

 

o Конкретизация понятий: Назови, какие знаешь: Обувь? Игрушки? Посуду? Одежду? Птиц? Рыб? Животных? Цветы?

 

 

Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений количество баллов начало уч года середина уч года конец уч года
Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. 1 балл      
Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. 2 балла      
Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. 3 балла      
Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. 4 балла      

ВОСПРИЯТИЕ

ЦВЕТ «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см

4-5 лет (до 6 цветов)    5-6 лет (до 8 цветов)  6-7 лет (до 12 цветов)

синий, зеленый, красный, желтый, 1_________ 2 _________ 3________ 4_________

белый, черный, серый, коричневый, 1_________ 2_________ 3________ 4_________

фиолетовый, оранжевый, 1_________ 2_________

голубой, розовый 1_________ 2 __________

Какого цвета этот квадрат? Покажи квадрат (цвет) Покажи такой же квадрат. Найди игрушку такого же цвета.

ЦВЕТ   количество баллов начало уч года середина уч года конец уч года
Ребёнок понимает разницу между цветами. К процессу деятельности индифферентен. 1 балл      
Ребёнок различает цвета. Может назвать правильно хотя бы один из цветов. 2 балла      
Ребёнок соотносит и дифференцирует   цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов. 3 балла      
Сличает и выделяет основные цвета по слову 4 балла      

ФОРМА «Почтовый ящик», «Доски Сегена»

4-5 лет (до 3 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг

5-6 лет (до 5 геометрических фигур)

6-7 лет (до 7 геометрических фигур)

Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат

(изображение на листе бумаги или силуэты из картона одного цвета)

Какая это фигура, как называется? Покажи (фигура) Вкладыши (ящик, доски)

ФОРМА количество баллов начало уч года середина уч года конец уч года
Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. 1 балл      
Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет их; для достижения цели использует силу (вкладыши), действует путем «проб и ошибок», но обучается и добивается положительного результата. Использует словесно-направляющую помощь. 2 балла      
Называет и выделяет фигуры; действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный. 3 балла      
Самостоятельно выполняет задание. Действует путем зрительного соотнесения фигуры и прорези. Результат деятельности положительный. 4 балла      

ВЕЛИЧИНА

1.Предметные картинки с предметами различной величины

4 года – покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,

         широкий, узкий, высокий, низкий (до 5 предметов)

5 лет – назови по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,

       широкий, узкий, высокий, низкий (до 10 предметов)

6 лет – скажи наоборот: большой, маленький, длинный, короткий,

       широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий (измерение длины предметов)

 

2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке:

4 года – 3 полоски 5 лет – 5 полосок 6 лет – 10 полосок

 

ВЕЛИЧИНА   количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок не справляется с 1 заданием    1 балл      
Ребёнок выполняет 1 задание.  2 балла      
Ребёнок справляется с 1 заданием и 2 складывает с учётом величины методом проб. 3 балла      
Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, действует путем зрительного соотнесения с учётом величины методом проб. 4 балла      

ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

«Разрезные картинки»

Инструкция ребенку: Сложи из кусочков точно такую же картинку.

А)Складывание картинок, разрезанных пополам (с 3-3,5 лет)

Б)Складывание картинок, разрезанных на 3 равные части (вертикаль) (с 4-4,5 лет), на 4 равные части (прямые разрезы под углом 90 градусов) (с 4-4,5 лет)

В)Складывание картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей (горизонтально и вертикально) (с 5-5,5 лет)

на 4 равные диагональные части (с 5-5,5 лет)

Г) Складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации (с 5,5-6,5 лет)

 

ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (Разрезная картинка) количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Результат не достигнут. 1 балл      
Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности не достигнут.  2 балла      
Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб 3 балла      
Ребёнок складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения. 4 балла      

                  

ПАМЯТЬ

Инструкция ребенку: Расскажи стихотворение, какое помнишь

ПАМЯТЬ     количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребенок не справляется с заданием 1 балл      
Вспоминает лишь отдельные строки стихотворения 2 балла      
Рассказывает стихотворение с некоторыми неточностями 3 балла      
Ребенок правильно рассказывает стихотворение, использует средства выразительности (темп, интонация и др.) 4 балла      

Слуховая память

Инструкция ребенку: Запомни слова, которые я тебе скажу.

Запомнить и воспроизвести-повторить 10 слов (с 5 лет) в любом порядке;

6 слов (с 4 лет); 4 слова (с 3 лет); повтор 1-5 раз.

Начало года:

  год слон мяч мыло соль дом рука пол весна сын привнесения
1                      
2                      

Конец года

  год слон мяч мыло соль дом рука пол весна сын привнесения
1                      
2                      

 

СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ     количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребенок не справляется с заданием 1 балл      
Вспоминает лишь отдельные слова, есть привнесения, до возрастной нормы не доходит 2 балла      
Выполняет задание с некоторыми неточностями, есть привнесения, возрастную норму выполняет 3 балла      
Ребенок безошибочно выполняет задание 4 балла      

Зрительная память

Инструкция ребенку: Посмотри картинки, назови, (запомни их порядок), закрой глаза (2-3 сек) – порядок картинок в это время меняется или убирается одна из картинок. (5 лет – 3-5 шт.; 6 лет до 7 шт.) Что изменилось?  Чего не стало?

ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ     количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребенок с заданием не справляется 1 балл      
Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции 2 балла      
Выполняет задание с некоторыми неточностями  3 балла      
Ребенок безошибочно выполняет задание 4 балла      

МЫШЛЕНИЕ

Наглядно-действенное

«Пирамидка» 4 кольца

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ     количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребенок с заданием не справляется 1 балл      
Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции 2 балла      
Выполняет задание с некоторыми неточностями  3 балла      
Ребенок безошибочно выполняет задание 4 балла      

 

Словесно-логическое

«Классификация» (на основе методики Г.А. Урунтаевой – детям предлагается набор из 40 предметных картинок (8 групп по 5): 4 года (6 групп) 5 лет (7 групп) 6 лет (8 групп)

«Четвёртый лишний» Исключение 4-й лишней картинки

5 лет. Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет? Почему?

6 лет Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя.

 «Последовательность событий» у меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ. Первая картинка-это начало рассказа, есть продолжение и окончание. Ты уже готов? Покажи, где начало твоего рассказа. Расскажи, какой рассказ ты придумал.

· 5 лет _ Серия картин из 2 – 3 частей.

Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось. (правильность установления последовательности картинок, умение их объяснять.

· 6 лет Серия картин “ Кораблик ”

Разложи картинки по порядку и составь рассказ.

«Загадки» 6 лет

 

КЛАССИФИКАЦИЯ, ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ, УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ   количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок совершает попытки выполнить задание, устанавливает отличия конкретных объектов. 1 балл      
Ребёнок может устанавливать сходства, выделять общие признаки, делает простейшие обобщения между предметами. 2 балла      
Ребёнок устанавливает последовательность событий, процессов. При работе ребенок действует целенаправленно. 3 балла      
Ребенок может устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Замечает свои ошибки и исправляет их. 4 балла      

ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ (Устойчивость внимания) количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребенок не способен к сосредоточению внимания на предмете, быстро отвлекается. 1 балл      
Внимание недостаточно устойчивое, поверхностное. 2 балла      
Внимание достаточно устойчивое. Ребенок способен к сосредоточению внимания на предмете  3 балла      
ВНИМАНИЕ (Концентрация внимания)        
Ребенок не способен к концентрации внимания. 1 балл      
Внимание поверхностное, низкая концентрация. 2 балла      
Внимание достаточно стойкое. Ребенок способен к концентрации внимания. 3 балла      
ВНИМАНИЕ (Переключаемость внимания)        
Переключаемость внимания затруднена.   1 балл      
Замедленная переключаемость внимания.   2 балла      
Ребенок легко переключает внимание с одного вида деятельности на другой. 3 балла      

 

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

а) Зрительно-двигательная координация - нанизать бусинки на стержень, закрепленный вертикально на подставке (образец действия)

б) Выявить выполнение согласованных круговых движений обеими руками - намотать нитку на катушку (образец действия)

в) Изучение ручной умелости - застегнуть различные виды застежек

г) Сенсо-моторные навыки - раскрашивание (круг), вырезывание (квадрат), лепка

шар, сплющивание, колбаска

МЕЛКАЯ МОТОРИКА   количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок не может делать пальцами захвата предметов, не может удержать достаточно легкий предмет. Движения затруднены. 1 балл      
Ребенок может захватывать крупные и лёгкие предметы. При выполнении заданий наблюдается моторная неловкость. 2 балла      
Хорошее состояние мелкой моторики Удерживает позу кисти руки. 3 балла      
Ребёнок чётко выполняет задание, удерживает позу кисти руки.   4 балла      

 

ОБЩАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ   количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок может со­хранять равновесие при ходьбе, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. 1 балл      
Ребенок может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно, немного бегает, может поднять и развести руки, присесть. 2 балла      
Ребенок может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения. Может пройти на цыпочках. 3 балла      
Движения ребёнка чётко скоординированы. Ребенок легко и самостоятельно выполняет задания. 4 балла      

 

Исследование элементарных математических представлений.
4 ГОДА

• Один и много.
• Возьми (дай) 3, 2, 1 палочку.
• Покажи столько же пальчиков.

ЛЕТ

Пересчет конкретных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке с названием итога.

-Посчитай, сколько всего?

Выделение из множества в пределе 5.

-Взять пять палочек. Сколько взял?

 Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.

Понимание соотношений: меньше - больше.

-Где грибков больше? Меньше? Чего больше, елочек или грибков? Меньше? Сделай одинаково.

Как по-другому можно сделать?

Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним? Каким?

Счетные операции /в пределах 5/.

-2 + 1, 4 – 1, 3 + 1, 5 – 1

Решение задач

-Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?

-Гуляли 5 человек. Один из них мальчик. Сколько девочек?

-На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один. Сколько воробьев стало? Их стало больше или меньше?

ЛЕТ

Анализ первого десятка.

-Посчитай до 10 и обратно. Считай от 2 до 6. Считай от 8 до 3. Сосчитай, сколько палочек.

  Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.

Количественные отношения.

-Где елочек больше, меньше? /3 и 4, 4 и 5, 5 и 2/.

Чего больше – яблонь или груш? Чего меньше? На сколько больше? меньше? – разница на 1.

Сделай так, чтобы яблок и груш стало поровну. Как это можно сделать по-другому?

Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним? Каким?

Счетные операции.

-2 + 1, 4 + 1, 3 – 1, 5 – 1

Если ребенок легко считает в пределе 5, то дать в пределах 10.

Решение арифметических задач.

а) На нахождение суммы

-На дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек?

б) На нахождение остатка:

-На дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?

 

Распределение ролей

       1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

       2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т.д

       3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более чело­век). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

       4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

       1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

       2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

       3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

       4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

Ролевое поведение

       1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

       2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

       3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

       4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

Игровые действия

       1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

       2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

       3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

       4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зави­симости от сюжета.

Использование ролевой речи

       1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

       2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «боль­ной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

       3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

       4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

Выполнение правил

       1 уровень — отсутствие правил.

       2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

       3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

       4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в з­еленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий.

 

Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка Распреде- ление ролей Основное содержание игры Ролевое поведение Игровые действия Использов. атрибутики Использов. рол. речи Выполнение правил
                 

 

 


 

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений
- Сведения ребенка о себе и своей семье
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет? (Покажи на пальцах).
С кем ты пришел?
Как зовут твою маму? Папу?
Покажи, где глаза у куклы?
А где у тебя?
Зачем нужны глаза (уши)?
- Представления о явлениях природы
Когда можно кататься на санках, зимой или летом? Почему?
Покажи, где лето, где зима.

Лет

Обследование знакомых родовых понятий

· Назови одним словом следующие картинки:

    • Мишка, машина, юля, кукла.
    • Носки, платье варежки, шуба.
    • Сапоги, тапочки, туфли, валенки.
    • Тарелка, ложка, чашка, сковорода.
    • Шкаф, стол, стул, тумбочка.
    • Роза, одуванчик, ромашка, астра.
    • Голубь, ворона, утка, гусь.
    • Автобус, трамвай, самолет.

 

· Конкретизация понятий:

o Какие знаешь игрушки? Одежду? Обувь? Посуду? Мебель? Цветы? Транспорт?

 

Лет

Обследование знакомых родовых понятий: Назови одним словом:

    • Юбка, плащ, рубашка, шорты.
    • Валенки, туфли, ботинки, кеды.
    • Сковорода, сахарница, кастрюля, чашка.
    • Стол, стул, шкаф, кровать.
    • Пароход, трамвай, самолет, поезд.
    • Дятел, воробей, голубь, ворона.
    • Черника, земляника, крыжовник, малина.
    • Роза, тюльпан, ромашка, васильки.
    • Груша, лимон, слива, виноград.
    • Свекла, репа, помидор, картофель.

 

o Конкретизация понятий: Назови, какие знаешь: Обувь? Игрушки? Посуду? Одежду? Птиц? Рыб? Животных? Цветы?

 

 

Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений количество баллов начало уч года середина уч года конец уч года
Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. 1 балл      
Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. 2 балла      
Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. 3 балла      
Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. 4 балла      

ВОСПРИЯТИЕ

ЦВЕТ «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см

4-5 лет (до 6 цветов)    5-6 лет (до 8 цветов)  6-7 лет (до 12 цветов)

синий, зеленый, красный, желтый, 1_________ 2 _________ 3________ 4_________

белый, черный, серый, коричневый, 1_________ 2_________ 3________ 4_________

фиолетовый, оранжевый, 1_________ 2_________

голубой, розовый 1_________ 2 __________

Какого цвета этот квадрат? Покажи квадрат (цвет) Покажи такой же квадрат. Найди игрушку такого же цвета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.095 с.)