Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысловая и конструктивная роль сопровождения.
Воплощение общей образной идеи (Рахманинов. "Вешние воды"). Выполнение конкретной звукоизобразительной роли (Шуберт. "Прекрасная мельничиха"; Власов. "Фонтану Бахчисарайского дворца"). Интонационное развитие и изменение выразительного и интонационного смысла «скованной» мелодии с помощью гармонии (Шуберт. "Девушка и смерть"). Инструментальные вступления, эпизоды, постлюдии, их значение (Чугунов. "На душе легко и снежно"). Использование интонационного материала сопровождения в вокальной партии (Чугунов. "Чужая жизнь"). Влияние сопровождения на тембровый колорит (унисон вокальной партии и инструментального сопровождения (Шуман. "Слышу ли песни звуки"). Создание полимелодики, перераспределение функции вокала и фортепиано (Шуман. "Напевом скрипка чарует"). Понятие вокального цикла. Способы создания художественного единства:
БЛЮЗ Обусловленность конструктивной логики блюза, его формообразующих принципов строфичностью текстов вокальных блюзов. Существование инструментальных блюзов наряду с вокальными. Музыкальная рифма, её формообразующая роль. Сочетание неизменной схемы с импровизационностью отдельных выразительных элементов в рамках этой многократно повторяющейся схемы; вариантность (как главное средство достижения разнообразия), охватывающая ритм, интонацию, приёмы звукоизвлечения. Импровизационность как органическое условие формообразования. Особое чувство времени в блюзе, «бесконечность» музыкального процесса (связь с африканским фольклором). Решительное преобладание в блюзовых темах 12-тактовой строфической формы, заключенной в рамки периода. Редко встречающиеся 8-тактовые ("Больница Святого Джеймса"; Джонс. "Тоска") и 16-тактовые (Джо Пасс. "Всадник"; Пол. "Звёздный город")10 блюзовые темы.
Респонсорный принцип («зов и ответ») – одна из закономерностей блюзовой формы; двойная художественная функция аккопанирующего инструмента. Случаи последовательного проведения респонсорного принципа у солирующего инструмента (блюз «Сент-Луис» в обработке Хенди11). Пропорции в соотношении вокального и инструментального начала в блюзе. Брейк. Его функция в джазовой композиции, и форме блюза в частности, как момента структурно-синтаксической нестабильности. Принцип «структурного синкопирования»12. Приём «стоп-тайм» (перерыв ансамблевого звучания), его выразительное и формообразующее звучание. Гармонический план блюза. Его варианты в различных джазовых стилях. Архаический, классический, современный блюз. Фрагментарность, дробность блюзовой мелодики, краткость мотивов как следствие их «речевого» происхождения. Некоторые варианты тематического содержания блюзовых строф: А А В (Паркер. "Время пришло"), А А В1 (Вест-энд), А В С (Паркер. Blondido). Рифф (многократно повторяемый мотив, фраза) – конструктивная ячейка определённой разновидности блюза; его возможное звучание на одном звуковысотном уровне (Гиллеспи. Блюз и буги. "Доброе утро") или консеквентное перемещение на уровень S и D (Монк. "Грустный Монк"; Гарленд. "В настроении"). Блюзовая форма как отражение важнейших тенденций музыкальной психологии XX столетия: фрагментарный тематизм, красочность гармонии, свободные (квази-импровизационные) приёмы формообразования, синтез европейского и внеевропейского, повышение общего уровня диссонантности. РЭГТАЙМ Полиритмическая структура – главный принцип организации материала и главное средство создания художественного образа. Черты ритмического стиля: синхронность двух контрастных ритмических пластов (маршевая двухдольность в басах и синкопирование в верхнем пласте фактуры). Типичные ритмические структуры мотивов. Общие черты танцевальности, переданные через мотивно-ритмическую повторность. Заимствованный из европейской традиции принцип формообразования (марш для духового оркестра, салонные танцы викторианской эпохи), напоминающий попурри (последование самостоятельных тем, которые не развиваются, а констатируются). Откровенная элементарность формально-композиционных приёмов рэгтайма.
Наиболее типичная схема рэгтайма: последование четырёх (реже пяти) самостоятельных тем, укладывающихся в 16-тактовые построения. Непосредственное сопоставление тематизма; отсутствие переходных структур. Организация тем в два раздела. Господство в первом разделе элементарной трёхчастности А: || B: || A. Название второго раздела трио по ассоциации с формой военного марша. Расположение материала в трио, как правило, по схеме ||: C: ||: D: || - раздел С в тональности субдоминанты, раздел D в основной тональности (Джоплин. "Кленовый лист"). Изредка встречающиеся отклонения от основной схемы: Джоплин. Хризантема – вст. ААВВАССDDС; Артист эстрады – вст. ААВВАСС связка DD; Танец в стиле рэгтайм – вст. ААВВСDЕ – последние три темы не повторяются. Основные принципы структуры рэгтайма:
Художественная необходимость приёмов, преодолевающих механистичность композиции рэгтайма: - интонационные связи разделов (Джоплин. "Кленовый лист" – начало разделов А и В одним мотивом; восходящий полутоновый мотив в басовой партии в разделах А, тт. 1 и 3 и D, тт. 4 и 5); - изменение фактуры (Джоплин."Кленовый лист", раздел А, тт. 9-16). Проникновение эстетических влияний рэгтайма в европейскую музыку (Мийо."Бык на крыше"; Дебюсси. "Кукольный кэйкуок"; Сати. "Парад"; Стравинский. "История солдата"). СЛОЖНАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА Форма, в которой первая часть представляет собой простую двух- или трехчастную форму, а остальные – не сложнее её. В отличие от простых форм – обязательное воплощение контрастов, различных образных сфер, но при этом бесконфликтность драматургии, отсутствие напряжённого сквозного процесса развития. Большая распространённость репризной сложной трёхчастной формы как воплощения симметричности, архитектонической замкнутости, законченности и уравновешенности. Широкое применение в классической инструментальной музыке: менуэты, скерцо, медленные части сонат и симфоний, марши, различные танцевальные пьесы. Арии из опер, романсы, эстрадные увертюры, фантазии. Происхождение от сопоставления в старинной сюите двух одноименных танцев с возвращением первого da capo и традицией итальянской оперной арии da capo. Два основных вида, различающиеся по строению средних частей: - сложная трёхчастная форма с трио, - сложная трёхчастная форма с эпизодом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.009 с.) |