Смысловая и конструктивная роль сопровождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысловая и конструктивная роль сопровождения.



Воплощение общей образной идеи (Рахманинов. "Вешние воды"). Выполнение конкретной звукоизобразительной роли (Шуберт. "Прекрасная мельничиха"; Власов. "Фонтану Бахчисарайского дворца"). Интонационное развитие и изменение выразительного и интонационного смысла «скованной» мелодии с помощью гармонии (Шуберт. "Девушка и смерть").

Инструментальные вступления, эпизоды, постлюдии, их значение (Чугунов. "На душе легко и снежно").

Использование интонационного материала сопровождения в вокальной партии (Чугунов. "Чужая жизнь").

Влияние сопровождения на тембровый колорит (унисон вокальной партии и инструментального сопровождения (Шуман. "Слышу ли песни звуки").

Создание полимелодики, перераспределение функции вокала и фортепиано (Шуман. "Напевом скрипка чарует").

Понятие вокального цикла. Способы создания художественного единства:

  • образно-смысловая или сюжетная общность (Мусоргский. "Детская"; Шуберт. "Прекрасная мельничиха");
  • использование определённых музыкально-структурных закономерностей (Тухманов. "По волне моей памяти" - система тематических арок; Шуман. "Любовь и жизнь женщины" - использование приема «обрамления»);
  • интонационное единство (Шостакович. "Из еврейской народной поэзии"; Градский. "Звезда полей" на стихи Рубцова).

БЛЮЗ

Обусловленность конструктивной логики блюза, его формообразующих принципов строфичностью текстов вокальных блюзов. Существование инструментальных блюзов наряду с вокальными. Музыкальная рифма, её формообразующая роль. Сочетание неизменной схемы с импровизационностью отдельных выразительных элементов в рамках этой многократно повторяющейся схемы; вариантность (как главное средство достижения разнообразия), охватывающая ритм, интонацию, приёмы звукоизвлечения. Импровизационность как органическое условие формообразования.

Особое чувство времени в блюзе, «бесконечность» музыкального процесса (связь с африканским фольклором). Решительное преобладание в блюзовых темах 12-тактовой строфической формы, заключенной в рамки периода. Редко встречающиеся 8-тактовые ("Больница Святого Джеймса"; Джонс. "Тоска") и 16-тактовые (Джо Пасс. "Всадник"; Пол. "Звёздный город")10 блюзовые темы.

Респонсорный принцип («зов и ответ») – одна из закономерностей блюзовой формы; двойная художественная функция аккопанирующего инструмента. Случаи последовательного проведения респонсорного принципа у солирующего инструмента (блюз «Сент-Луис» в обработке Хенди11). Пропорции в соотношении вокального и инструментального начала в блюзе.

Брейк. Его функция в джазовой композиции, и форме блюза в частности, как момента структурно-синтаксической нестабильности. Принцип «структурного синкопирования»12.

Приём «стоп-тайм» (перерыв ансамблевого звучания), его выразительное и формообразующее звучание.

Гармонический план блюза. Его варианты в различных джазовых стилях. Архаический, классический, современный блюз.

Фрагментарность, дробность блюзовой мелодики, краткость мотивов как следствие их «речевого» происхождения.

Некоторые варианты тематического содержания блюзовых строф:

А А В (Паркер. "Время пришло"), А А В1 (Вест-энд), А В С (Паркер. Blondido).

Рифф (многократно повторяемый мотив, фраза) – конструктивная ячейка определённой разновидности блюза; его возможное звучание на одном звуковысотном уровне (Гиллеспи. Блюз и буги. "Доброе утро") или консеквентное перемещение на уровень S и D (Монк. "Грустный Монк"; Гарленд. "В настроении").

Блюзовая форма как отражение важнейших тенденций музыкальной психологии XX столетия: фрагментарный тематизм, красочность гармонии, свободные (квази-импровизационные) приёмы формообразования, синтез европейского и внеевропейского, повышение общего уровня диссонантности.

РЭГТАЙМ

Полиритмическая структура – главный принцип организации материала и главное средство создания художественного образа.

Черты ритмического стиля: синхронность двух контрастных ритмических пластов (маршевая двухдольность в басах и синкопирование в верхнем пласте фактуры).

Типичные ритмические структуры мотивов.

Общие черты танцевальности, переданные через мотивно-ритмическую повторность.

Заимствованный из европейской традиции принцип формообразования (марш для духового оркестра, салонные танцы викторианской эпохи), напоминающий попурри (последование самостоятельных тем, которые не развиваются, а констатируются). Откровенная элементарность формально-композиционных приёмов рэгтайма.

Наиболее типичная схема рэгтайма: последование четырёх (реже пяти) самостоятельных тем, укладывающихся в 16-тактовые построения. Непосредственное сопоставление тематизма; отсутствие переходных структур.

Организация тем в два раздела. Господство в первом разделе элементарной трёхчастности А: || B: || A. Название второго раздела трио по ассоциации с формой военного марша. Расположение материала в трио, как правило, по схеме ||: C: ||: D: || - раздел С в тональности субдоминанты, раздел D в основной тональности (Джоплин. "Кленовый лист").

Изредка встречающиеся отклонения от основной схемы: Джоплин. Хризантема – вст. ААВВАССDDС; Артист эстрады – вст. ААВВАСС связка DD; Танец в стиле рэгтайм – вст. ААВВСDЕ – последние три темы не повторяются.

Основные принципы структуры рэгтайма:

  • органическая миниатюрность формы;
  • последовательная расчленённость структуры на равномерные квадратные построения (16, 8, 4, 2);
  • принцип периодической повторности – основа синтаксиса;
  • родство моторного, танцевального тематизма, сохраняющееся на протяжении всей пьесы; наличие трио, выразительная функция которого – создать известный контраст, в том числе тональный, к первому разделу формы.

Художественная необходимость приёмов, преодолевающих механистичность композиции рэгтайма:

- интонационные связи разделов (Джоплин. "Кленовый лист" – начало разделов А и В одним мотивом; восходящий полутоновый мотив в басовой партии в разделах А, тт. 1 и 3 и D, тт. 4 и 5);

- изменение фактуры (Джоплин."Кленовый лист", раздел А, тт. 9-16).

Проникновение эстетических влияний рэгтайма в европейскую музыку (Мийо."Бык на крыше"; Дебюсси. "Кукольный кэйкуок"; Сати. "Парад"; Стравинский. "История солдата").

СЛОЖНАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА

Форма, в которой первая часть представляет собой простую двух- или трехчастную форму, а остальные – не сложнее её.

В отличие от простых форм – обязательное воплощение контрастов, различных образных сфер, но при этом бесконфликтность драматургии, отсутствие напряжённого сквозного процесса развития.

Большая распространённость репризной сложной трёхчастной формы как воплощения симметричности, архитектонической замкнутости, законченности и уравновешенности.

Широкое применение в классической инструментальной музыке: менуэты, скерцо, медленные части сонат и симфоний, марши, различные танцевальные пьесы. Арии из опер, романсы, эстрадные увертюры, фантазии.

Происхождение от сопоставления в старинной сюите двух одноименных танцев с возвращением первого da capo и традицией итальянской оперной арии da capo.

Два основных вида, различающиеся по строению средних частей:

- сложная трёхчастная форма с трио,

- сложная трёхчастная форма с эпизодом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.009 с.)