Проектирование состава асфальтобетона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование состава асфальтобетона.



Битум

Вид и качество вяжущего значительно влияет на качество получаемой асфальтобетонной смеси. Для приготовления горячих АБС применяют следующие марки вязких нефтяных дорожных битумов:

- БНД (БН) 60/90, БНД (БН) 90/130 по ГОСТ 22245;

- БД 60/90, БД 90/130 по СТБ 1062;

- модифицированные битумы марок: БМА 70/100, БМА 100/130 по СТБ 1220.

Для приготовления теплых смесей следует применять вязкие битумы марок:

- БНД (БН) 130/200, БНД (БН) 200/300 по ГОСТ 22245;

- БД 90/130, БД 130/200 по СТБ 1062.

Для приготовления теплых смесей также применяют жидкие битумы марок СГ 130/200, МГ 130/200 и МГО 130/200 по ГОСТ 11955.

Для приготовления холодных смесей следует применять жидкие нефтяные дорожные битумы марок СГ 70/130, МГ 70/130 и МГО 70/130 по ГОСТ 11955.

Марки битумов выбирают в зависимости от вида смеси, категории дороги и категории нормальной нагрузки на покрытие аэродромов.

Особое внимание придается выбору битума при приготовлении АБС на дорогах I и II категорий с тяжелым транспортным движением. Здесь рекомендуется применять дорожные битумы с катионактивными адгезионными добавками, обеспечивающими требуемые коэффициенты водостойкости при длительном водонасыщении в агрессивной среде после 28 суток и морозостойкость после 50 циклов замораживания-оттаивания.

 

Щебень и гравий

 

Щебень – дробленый и разгрохоченный по крупности на узкие фракции (СТБ 1311) минеральный материал из монолитных горных пород или получаемый дроблением гравия из плотных горных пород (ГОСТ 8267), а также из металлургических шлаков (ГОСТ 3344).

Для получения щебня используют главным образом граниты и известняки, значительно реже – другие породы. Не допускается применять щебень из глинистых (мергелестых) известняков, глинистых песчаников.

Гравий получают разгрохоткой по фракциям песчано-гравийных смесей (ГОСТ 8268-82).

Для приготовления плотных смесей I марки требуется применять щебень фракций круглыхсит, мм:

от 2,5 до 5 включительно,

свыше 5 до 10 включительно,

свыше 10 до 15 включительно,

свыше 15 до 20 включительно.

Не допускается применять щебень в виде смесей фракций (свыше 5 до 20 мм) для горячих плотных смесей I марки.

Для приготовления плотных смесей II и III марок, а также для пористых и высокопористых смесей следует применять щебень или гравий следующих фракций круглых сит, мм:

от 5 до 10 включительно,

свыше 10 до 15 включительно,               - плотные смеси

свыше 15 до 20 включительно;

 

от 5 до 20 включительно,                                         пористые и

от 15 до 20 включительно,                                      высокопористые смеси

от 20 до 40 включительно.                                          

 

Еще очень важным требованием является то, что для асфальтобетонов верхних слоев покрытий республиканских дорог, городских улиц, магистралей и аэродромов следует применять щебень с о граниченнымсодержанием зерен пластинчатой (лещадной) и угловатой формы (большое содержание лещадных зерен приводит к их дроблению при укатке):

- для смесей типа А и щебеночно-мастичных (С) – до 15 %;

- типа Б – до 25 %;

- типа В – до 35 %.

Желательно, чтобы форма щебеночных частиц была кубовидной.

Загрязняющих примесей не должно быть больше 1,5 % по массе.

Петрографический состав щебня влияет на силу сцепления с битумом и на шероховатость поверхности покрытия (последнее является важным показателем степени контакта колеса с покрытием).

Адгезия битума к поверхности известняковых зерен больше, чем гранитных.

Шероховатость поверхности асфальтобетонного покрытия с гранитным щебнем сохраняется более 4 лет, а покрытие на известняковом щебне становится скользким за один год эксплуатации.

 

    Песок

 

Для приготовления асфальтобетонных смесей следует применять пески по ГОСТ 8736 с модулем крупности более 1,5. Песок с модулем крупности от 1,0 до 1,5 может быть использован только совместно с другим, более крупным песком. При этом суммарный модуль крупности смеси песков должен быть более 1,5. Пылеватых и глинистых частиц в природном песке должно быть не более 3 % по массе. Показатели свойств дробленых песков и песков из отсевов дробления горных пород и гравия в зависимости от марки, типа и вида смесей должны соответствовать требованиям, указанным в СТБ 1033.

 

                   Минеральный порошок

 

Минеральный порошок – компонент асфальтобетона, который существенно отличает этот материал от других битумоминеральных материалов: вместе с битумом он образует комплексное асфальтовяжущее вещество (КАВ), «склеивающее» частицы минеральных заполнителей в единый структурированный монолит.

Минеральные порошки могут быть активированными, получаемые при помоле карбонатных горных пород добавкой ПАВ, или гидрофобизированными после помола минерального сырья жидкими органическими вяжущими.

Традиционно для изготовления минеральных порошков в качестве сырья используют карбонатные горные породы (как правило, известняки и доломиты).

 

                   Поверхностно-активные вещества (ПАВ)

Поверхностно-активные вещества (ПАВ)

Добавление ПАВ в асфальтобетонные смеси улучшает сцепление битума с минеральными материалами, повышает водостойкость асфальтобетона, уплотняемость асфальтобетонных смесей.

Применяют ПАВ двух классов: катионные и анионные. К катионным ПАВ относятся соли высших алифатических аминов. Наиболее доступен БП-3 – продукт на основе полиэтиленполиамина и синтетических жирных кислот. При введении в битум расход БП-3 изменяется в пределах 0,5-1,5 % в зависимости от петрографического состава каменных материалов.

Наиболее употребляемые анионные ПАВ – смола госсиполовая (хлопковый гудрон), гудрон жировой и др., которые вводят в битум в количестве 3-7 % по массе.

Для улучшения сцепления битума с гранитом и другими кислыми породами используют катионные ПАВ, с известняками – анионные.

 

                  


Свойства асфальтобетона.

Свойства асфальтобетонных смесей (АБС) и асфальтобетона (АБ) подразделяются на три основные группы: физико-механические; технологические эксплуатационные.

Физико-механические свойства а/б

СР. ПЛОТНОСТЬ А/Б. Среднюю плотность образца , г/см3, вычисляют по формуле , где g 0 – масса образца, взвешенного на воздухе, г; g 1 – масса образца, выдержанного в воде в течение 30 мин, а затем взвешенного на воздухе, г; g 2 – масса того же образца, взвешенного в воде, г; r в – истинная плотность воды, равная 1 г/см3.

СР. ПЛОТНОСТЬ МИНЕРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ОСТОВА А/Б. Среднюю плотность минеральной части , г/см3, вычисляют по формуле , где  – средняя плотность образца асфальтобетона, г/см3; qm – массовая доля минеральных материалов в асфальтобетоне (без вяжущего), % (принимают за 100%); qв – массовая доля вяжущего в асфальтобетоне, % (сверх 100% минеральной части).

ИСТИННАЯ ПЛОТНОСТЬ МИНЕРАЛЬНОЙ ЧАСТИ (ОСТОВА) А/Б. Истинную плотность минеральной части ro, г/см3, вычисляют с точностью до второго десятичного знака по формуле , где q 1, q 2, q 3 ... q n – массовая доля отдельных минеральных материалов в минеральной части смеси или асфальтобетона, %; r1, r2, r3...rn – истинная плотность отдельных минеральных материалов, г/см3.

ИСТИННАЯ ПЛОТНОСТЬ АБС И А/Б. Истинную плотность а/б и смеси при проектировании его состава находят расчетом или экспер-но, а для образцов а/б, отобранных из дорожного покрытия, и проб смесей, отобранных из смесителя, - только экспериментально (пикнометрическим методом). Истинная плотность смеси ra, г/см3, вычисляется по формуле , где rо – истинная плотность минеральной части смеси, г/см3; r в – истинная плотность вяжущего, принимаемая равной 1 г/см3; qм – массовая доля минеральных материалов в смеси, % (принимают за 100%); qв – массовая доля вяжущего в смеси, % (сверх 100% минеральной части).

ПОРИСТОСТЬ МИНЕРАЛЬНОЙ ЧАСТИ (ОСТОВА). Пористость а/б или его минеральной части опред. относительным объемом имеющихся в них пор. Пористость минеральной части (остова) асфальтобетона , %, вычисляют по формуле , где      – средняя плотность минеральной части (остова) асфальтобетона по 6.2, г/см3; – истинная плотность минеральной части (остова) асфальтобетона по 6.3, г/см3.

ВОДОНАСЫЩЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОНА. Водонасыщение образца W, %, по объему вычисляют по формуле , где g 0 – масса сухого (ненасыщенного водой) образца, взвешенного на воздухе, г; g 1 – масса образца, выдержанного в течение 30 мин в воде и взвешенного на воздухе, г; g 2 – масса того же образца, взвешенного в воде, г;

Технологические свойства

Сюда относят такие свойства: удобоукладываемость, уплотняемость и однородность. Они используются для оценки ровности распределения смеси тонким слоем асфальтоукладчиком и уплотнения уложенной смеси катками.

Удобоукладываемость. Смеси с большим содержанием минерального порошка (литой асфальтобетон) легко укладываются тонким слоем, не требуют механического уплотнения.

Удобоукладываемы также многощебеночные смеси (тип А, ЩМА): в них асфальтовяжущее вещество малоконцентрировано, вязкость у них не очень высокая.

Стандартизированных приборов для определения этого свойства нет, поэтому оценку удобоукладываемости проводят визуально.

Уплотняемость характеризуется работой, затраченной на уплотнение до заданной плотности.

Среди различных методов определения уплотняемости наиболее приемлемым является метод, предложенный И.В.Королевым, в котором за показатель степени уплотнения принято число нагружений, необходимое для получения асфальтобетонного образца заданной плотности. Таким способом можно определять: требуемую температуру смеси для ее оптимального уплотнения, ее граничные пределы, когда эффект уплотнения резко падает, а также требуемое число проходов катков с разной массой.

Представляется возможной следующая формулировка этого свойства: предельно возможной плотностью смеси следует считать такую плотность, при которой дальнейшее ее повышение невозможно без дробимости щебня.

Из-за отсутствия приемлемого лабораторного метода определения уплотняемости это свойство на практике оценивают пробным уплотнением, т.е. определением числа проходов катков по одному следу, при котором дальнейшее повышение плотности прекращается. В настоящее время степень уплотнения асфальтобетона оценивается по коэффициенту уплотнения, который нормирован для его вида по пористости.

Однородность смесей. Качество АБС оценивается путем статистической обработки значений показателей свойств горячей смеси (по показателям прочности сформованных образцов асфальтобетона).

Эксплуатационные свойства.

Вода – наиболее агрессивный фактор для всех строительных материалов.

Асфальтобетонные покрытия дорог испытывают круглогодичное воздействие воды в виде атмосферных осадков и талых вод. Перемещаясь в порах, вода вызывает неравномерное распределение напряжений, что интенсифицирует процессы разрушения асфальтобетона.

Остаточная пористость асфальтобетона оказывает большое влияние на водостойкость асфальтобетона. Для асфальтобетонов разных типов она составляет от 1 до 5 % по объему. Поры в асфальтобетоне могут быть открытые и замкнутые. С уменьшением размера зерен увеличивается количество замкнутых, недоступных воде пор.

Водостойкость асфальтобетона характеризуется значениями водонасыщения, набухания и коэффициента водостойкости (отношение прочности водонасыщенных образцов асфальтобетона к прочности сухих образцов).

Водонасыщение по объему для асфальтобетонов различных типов колеблется в пределах от 1 до 4 %, а набухание (также в % по объему) – от 0,5 до 1,0.

Коэффициент водостойкости должен быть при длительном водонасыщении в агрессивной среде для асфальтобетонов типов А, Б, В, Г, Д после 14 суток – не менее 0,75…0,85, а для ЩМА – не менее 0,90.

Морозостойкость

Зимой вода в порах асфальтобетона замерзает и, переходя в лед, увеличивается в объеме на 9-10 %, что создает в них давление более 20 МПа.

Наибольшие разрушения асфальтобетонных покрытий происходят в осенне-весеннее время, когда наблюдается значительное число циклов попеременного замораживания – оттаивания и перехода через нулевую температуру. Знакопеременные температуры приводят к цикловым увеличениям внутрипоровых напряжений, что приводит к образованию трещин на асфальтобетонных покрытиях.

Морозостойкость асфальтобетона оценивается коэффициентом морозостойкости, показывающим снижение прочности асфальтобетонных образцов при сжатии после установленных циклов замораживания – оттаивания.


2.

3. Разновидности асфальтобетонов.

 

         В зависимости от наибольшего размера зерен минеральных материалов смеси и асфальтобетоны подразделяются на:

─ к рупнозернистые — с зернами размером, мм до 40;

─ мелкозернистые —                            то же                        “ 20;

─ песчаные          —     “                        “                     5.

В зависимости от вида крупного заполнителя крупнозернистые и мелкозернистые смеси и асфальтобетоны подразделяют на щебеночные и гравийные (в том числе смеси гравия и щебня).

              В зависимости от температуры укладки смеси и асфальтобетоны подразделяют на следующие виды:

горячие — с температурой укладки не ниже 120 °С;

теплые —                            то же                          “     80 °С.

В зависимости от значения остаточной пористости смеси и асфальтобетоны подразделяют на:

плотные                         — с остаточной пористостью, % от 1,0 до 5,0 включ.

пористые                        —                      то же                           св. 5,0 “ 12,0 “

высокопористые —                                         “                            “ 12,0 “ 18,0 “

Смеси и асфальтобетоны, в зависимости от содержания в них крупного и мелкого заполнителей, подразделяют на типы и марки в соответствии с таблицей 4.1.

Классификация смесей и асфальтобетонов в зависимости от содержания крупного и мелкого заполнителей

 

Тип и вид смесей (асфальтобетонов) Количество крупного заполнителя, % по массе Вид мелкого заполнителя Марка смесей (асфальтобетонов)

Плотные

С г Св. 65 до 80 включ.

Дробленый или отсев; природный

I
А г, А т Св. 50 до 65 включ. I, II
Б г, Б т Св. 35 до 50 включ. I, II, III
В г, В т Св. 20 до 35 включ. II, III
Г г, Г т Природный — до 30 % включ.; дробленый или отсев I, II, III
Д г, Д т Природный — св. 30 %; дробленый или отсев II, III

Таблица 5.5 - Классификация песков по крупности

 

Группа песка Модуль крупности Мк Полный остаток на сите № 063, % по массе
Очень крупный Свыше 3,5 Свыше 75
Повышенной крупности 3,0-3,5 65-75
Крупный 2,5-3,0 45-65
Средний 2,0-2,5 30-45
Мелкий 1,5-2,0 10-30
Очень мелкий 1,0-1,5 До 10
Тонкий 0,7-1,0 Не нормируется
Очень тонкий До 0,7 Не нормируется

 

Чем больше в песке мелких зерен, тем больше его удельная поверхность. Для соединения зерен песка в бетоне необходимо, чтобы цементное тесто покрывало всю поверхность каждой песчинки. Таким образом, расход цемента будет возрастать с увеличением удельной поверхности песка, т.е. с увеличением содержания в нем количества мелких фракций. Именно поэтому не рекомендуется использовать песок с Мк ниже 2 для бетонов во избежание перерасхода вяжущего. По результатам определения зернового состава строится кривая, которая сравнивается с установленным требованиями. Если кривая просеивания не выходит за допустимые границы, то песок признается пригодным для использования в бетоне.

При несоответствии зернового состава природных песков установленным требованиям, в мелкий песок вводят добавки крупных фракций природного песка или дробленого песка, а в крупный песок для понижения модуля крупности – мелкие пески.

Содержание воды в песке существенно влияет на его свойства. Если для других строительных материалов увлажнение, как правило, приводит к увеличению их плотности, то для песка ситуация обстоит иначе. Самый большой объем песок занимает при 4-7 % влажности (по массе). Это связано с тем, что влажный песок не столь сыпуч, как сухой, так как каждая песчинка покрывается тонким слоем воды. Изменение объема свободно засыпанного песка в зависимости от его влажности необходимо учитывать при дозировке песка для бетонной смеси и в других случаях, когда применяется влажный песок, в частности при его добыче или обогащении гидроспособом.

Присутствие в песке пылеватых и особенно глинистых примесей снижает прочность и морозостойкость бетонов. Количество таких примесей определяют отмучиванием (многократной промывкой водой). Загрязняющие примеси ухудшают качество сцепления зерен заполнителя с вяжущим, уменьшают прочность и однородность изготавливаемых изделий. Для улучшения качества заполнителей применяется их промывка водой или обработка сухими способами – с помощью плоских вибрационных или барабанных грохотов, а также пульсирующих обеспыливателей.

Присутствие в песке органических примесей замедляет схватывание и твердение цемента и снижает прочность бетона. Такие примеси в песке могут присутствовать в виде остатков растений, органических кислот и т.д. Для оценки количества органических примесей пробу песка по ГОСТ 8735 обрабатывают раствором едкого натра и сравнивают цвет раствора с эталоном. Если цвет темнее эталона, песок нельзя использовать в качестве заполнителя без дополнительных исследований.

Для технологии бетонов важным является такая характеристика песка, как его водопотребность.

Водопотребность песка – это способность удерживать определенное количество воды на поверхности зерен в межзерновых пустотах.

Водопотребеность песка колеблется в пределах 4...6 % для крупнозернистых песков, 3...6 % для песков средней крупности, 8...10 % для мелкозернистых песков и более 10 % для очень мелких песков.

Использование местных мелкозернистых песков с повышенной удельной площадью поверхности и пустотностью обычно вызывает большой расход цемента.

Прогрессивная технология производства бетонных смесей (введение пластифицирующих добавок, принудительное перемешивание и виброуплотнение) эффективно повышает использование местных мелкозернистых песков.


4.

Дорожные вязкие битумы

 

Битумы – сложная смесь высокомолекулярных углеводородов и их неметаллических производных (соединений углерода С с кислородом О, серой S, азотом N). Элементарный химический состав всех битумов достаточно близок. В них 70…80 % углерода (С), до 15 % водорода (Н), до 10 % кислорода (О), до 5 % серы (S), до 3 % азота (N). Г рупповой состав битумов(%):

- асфальтены (твердая часть) – 10-25;

- смолы                                     – 20-40;

- масла                                      – 45-60;

- парафины                              – до 5;

- асфальтогеновые кислоты и их ангидриды – до 1.

 

Масла – легко растворяются в бензине, придают битуму текучесть и снижают температуру размягчения, легко испаряются, увеличивая вязкость битума. Молекулярная масса (М) 300-800 кг/моль.

Смолы – более сложная структура, чем у масел. М = 600-2000 кг/моль. В них содержится основное количество сернистых, азотистых и кислородных соединений. Смолы обладают полярностью (это ПАВ) в связи с наличием заряженных функциональных групп:

СООН-,    SH2+

ОН-,        NH2+

Смолы хорошо прилипают к поверхности каменных материалов, образуя на них плотные водоустойчивые пленки. Хорошо растворяются в этиловом спирте (С2Н5ОН), бензине, хлороформе (СНСℓ3).

Смолы придают битумам растяжимость и эластичность.

Асфальтены. М = 1000-6000 кг/моль. По химическому составу близки к смолам. Это твердые, неплавкие вещества, от их содержания зависит вязкость и температура размягчения битумов.

Карбены – по химическому составу похожи на асфальтены. Растворяются только в сероводороде (Н2S).

Карбоиды – твердое вещество типа сажи, нерастворимое в органических растворителях.

Асфальтогеновые кислоты. Хорошо растворяются в спирте (С2Н5ОН) и хлороформе (СНСℓ3). Они очень полярны и, следовательно, наиболее поверхностно-активны. Они в основном определяют адгезию битумов к поверхности каменных материалов.

Парафины – нейтральная вязкоподобная масса. М = 300-500 кг/моль, температура плавления 50-70 °С. При содержании более 3,5 % увеличивают хрупкость битума.

Групповой состав битума не является стабильным.

Под влиянием температуры, окисления кислородом воздуха, воды он может существенно изменяться вследствие частичного превращения одних групп углеводородов в другие по схеме: Масла → смолы → асфальтены. Это происходит:

- при нагреве битума на АБЗ (длительное содержание в рабочих емкостях);

- контактах с горячим минеральным заполнителем (»200 °С) во время приготовления асфальтобетонной смеси (в смесителе).

Аналогичные изменения группового состава битума наблюдаются при его нахождении в слое дорожного асфальтобетонного покрытия. Эти изменения ускоряются транспортными нагрузками и фазовыми превращениями как самого битума, так и воды, находящейся в порах асфальтобетона.

Отмечается, что переход смол в асфальтены происходит быстрее, чем масел в смолы.

Таким образом, в процессе окисления в битумах происходит более интенсивное накопление асфальтенов, что и определяет скорость старения битумов.

В целом соотношение между основными группами (М, С, А), входящими в состав битума, определяет его важнейшие физико-механические свойства:

- вязкость;

- восприимчивость к изменению температуры (старение);

- хрупкость;

- эластичность.

В поставляемых партиях битума групповой состав указывается как факультативное требование.

Основным элементом, определяющим размеры и состав молекул битума, является четырехвалентный углерод. Атомы углерода способны образовывать соединения:

- цепочные СН3 - (СН2)n – СН3;

- циклические;

- цепочно-циклические.

Основная часть молекул битума состоит из скелета, состоящего из 25…150 атомов углерода.

 

Дисперсные структуры битумов

В зависимости от содержания и свойств компонентов группового состава могут образовываться различные дисперсные структуры битума: гель, золь и золь-гель.

Структура «гель» образуется при повышенном содержании в битуме асфальтенов и масел и малом содержании смол[1] (%):

асфальтенов (А)       > 25;

масел (М)                  > 50;

смол (С)    до 19.

В битумах со структурой гель соотношение

Согласно принятой классификации, дорожные битумы с таким групповым составом относят к I структурному типу. Это строительные марки битумов.

Структура «золь» характеризуется пониженным содержанием асфальтенов (менее 18 %), повышенным содержанием смол (более 36 %) и меньшим содержанием масел (до 47 %).

В битумах с такой структурой

Битумы с таким групповым составом относятся ко II структурному типу.

К этой группе относят жидкие битумы при нормальной температуре или вязкие, разогретые до перехода в жидкое состояние.

Структура «золь-гель» характерна для вязких битумов при нормальной температуре, у которых одновременно проявляются вязкие и пластические свойства. Такие битумы рекомендуются для получения дорожных асфальтобетонов (III структурный тип).

Битумы III типа имеют промежуточный состав и содержат (в %):

асфальтенов 21…23;

смолы            30…34;

масла              45…49.

Соотношение асфальтенов и мальтеновой части находится в пределах:

Установлено, что битумы III типа наиболее приемлемы для дорожного строительства.

Оптимизация группового состава битумов для дорожной отрасли должна осуществляться по нормативным документам, составленным специалистами дорожного материаловедения.

Разделение битумов по структуре на указанные типы является достаточно условным, так как не только соотношение основных групп углеводородов в битуме, но и их индивидуальный состав и свойства, степень развитости боковых цепей, наличие функциональных групп и др. будут оказывать существенное влияние на физико-химические свойства битумов.

Тем не менее, такая классификация дает возможность связать воедино состав, структуру и основные свойства битумов.

 

Вязкость и марка вяжущего. Вязкость является основной характеристикой вяжущего и определяется условными показателями: по глубине проникания иглы (пенетрации) — для вязких битумов. Сущность метода заключается в измерении глубины, на которую погружается игла пенетрометра в пробу битума при заданных нагрузке (1 или 2 Н), температуре (25°Сили0°С) и времени погружения.

Определение температуры размягчения вяжущего по методу КиШ. Сущность метода заключается в опред-и температуры, при которой вяжущее, находящееся в кольце заданных размеров, в условиях испытания размягчается и, перемещаясь под действием стального шарика, касается контрольного диска аппарата.

Растяжимость битумов их пластические св-ва. Сущность метода заключается в опред-и max длины растянутого до разрыва образца Б, залитого в специальную форму, раздвигаемую с постоянной скоростью при заданной температуре.Приборы и принадлежности. Для проведении испытания необходимы: дуктилометр; формы латунные для битума – "восьмерки"–; термометр ртутный стеклянный.

Температура хрупкости характеризует переход Б в такое состояние, при котором он под воздействием внешних нагрузок деформируется и разрушается как твердое хрупкое тело. По этому показателю можно оценивать трещиноустойчивость при низких темп-рах, а по значениям темп-ры хрупкости и размягчения — интервал пластичности Б.Сущность метода заключается в охлаждении с постоянной скоростью и циклическом изгибе стальной пластинки с нанесенным на ней слоем Б и в определении темп-ры, при которой в нем появляются трещины или образец Б ломается.

Адгезионные свойства Б характеризуют прочность его сцепления с зернами минеральных материалов.Степень сцепления Б с частицами минеральных материалов характеризует, его активность, что в свою очередь предопределяет водоустойчивость конгломератных материалов (а.б.), приготовленных на основе Б. Пок-лем сцепления служит способность Б удерживаться на пов-ти ч-ц мин- мат-ла при воздействии кипящей воды ("пассивное" сцепление) или способность Б сцепляться с частицами мин- мат-ла в присутствии воды ("активное" сцепление).При испытании в качестве минерального мат-ла используют белый мрамор или другой мрамор с содержанием СаСО3 не менее 98 %, МдСО3 не более 1,5 %, нерастворимого в соляной кислоте остатка не более 0,5 % либо кварцевый песок.

По изменению температуры размягчения Б после прогрева судят о стабильности его св-в при длительном нагреве в процессе пригот-я и использ-я.Изменениесв-в Б зависит от продолж-ти и темп-ры нагрева, ст-ни вовлечения воздуха и других факторов, влияющих на интенсивность испарения легких фракций, процессов окисления Б и полимеризации его молекул.

 

Индекс пенетрации характеризует температурную чувствительность Б и служит для выявления его реологического типа. Для той цели исп-ся и более простой пок-ль — интервал пластичности Б, опред как разность темп-р размягчения и хрупкости Б.Опред-е индекса пенетрации основывается на установлении определенной взаимосвязи между темп-рой размягчения Б и глубиной проникания в него иглы прибора.

Определение содерж-я в Б водорастворных соединенийй. Их вымывание из асфальтобетонных и битумоминеральных покрытий и оснований обуславливает преждевременное разрушение д. о.. Поэтому содерж-е указанных соед-й в Б ограничивается. Сущность метода анализа содерж-я в Б водорастворимых соединений заключается в переводе их в водную вытяжку и последующем определении массы после выпаривания воды. Пок-лем содерж-я водорастворимых соед-й является отнош-е массы битумных компонентов, выделившихся из водной вытяжки после ее кипячения, к первоначальной массе пробы исследуемого битума.

 


5.

Прочность бетона

Это важнейший показатель качества конструкционных бетонов.

Под действием внешних нагрузок в бетоне возникают внутренние напряжения сжатия, растяжения, изгиба. Бетон хорошо работает на сжатие и значительно хуже на растяжение. Поэтому в конструкциях его используют, прежде всего, для восприятия сжимающих нагрузок.

Основной характеристикой бетона является прочность на сжатие R сж, которая контролируется для всех конструкционных бетонов. Прочность на растяжение R р и растяжение при изгибе R р.и . определяется только в некоторых случаях.

Фактическая прочность бетона при сжатии определяется испытанием контрольных образцов, изготовленных из той же бетонной смеси, что и конструкция, и твердевших в одинаковых с ней условиях. Величина прочности рассчитывается как среднее арифметическое результатов испытаний серии, состоящей из нескольких образцов. Прочность на сжатие определяют испытанием образцов-кубов, с размером ребра 15 см на одноосное сжатие на гидравлическом прессе. Допускается использовать кубы других размеров, но при этом результат следует умножать на соответствующие переходные коэффициенты, для учета масштаба образцов.

Прочность на растяжение при изгибе (R р.и . ) определяют путем испытания балочек квадратного сечения. Размеры образцов зависят от наибольшей крупности зерен заполнителя. Испытания производят по схеме балки на двух опорах, с приложением двух сосредоточенных сил на ½ пролета. Прочность на растяжение при изгибе является одним из показателей назначения (показателей качества) бетона для дорожных и аэродромных покрытий.

Прочность на осевое растяжение (R р) определяют испытанием образцов-«восьмерок» на разрывной машине. Прочность бетона на осевое растяжение в 15-20 раз меньше, чем прочность на сжатие, и связана с прочностью на растяжение при изгибе соотношением: Rp = 0,58Rр.и..

Для оценки прочности бетона используют его класс или марку.

Марка бетона – численная характеристика какого-либо свойства, определенного как среднее значение результатов испытаний и не учитывающая колебаний свойств во всем объеме бетонируемой конструкции.

Наиболее распространенной характеристикой бетона по прочности на сжатие является марка по прочности на сжатие.

Марку бетона определяют испытанием на осевое сжатие бетонных образцов-кубов размером 15´15´15 см в возрасте 28 суток.

Численной характеристикой марки является среднее арифметическое значение прочности при сжатии образцов, полученное по двум наибольшим значениям в серии из трех образцов. Для марок бетона прочность выражается в кг/см2.

Установлены следующие марки тяжелого бетона по прочности на сжатие: М50, М75, М100, М150, М200, М250, М300, М400, М500 и выше с интервалом 100 до М1000.

В обозначении используется символ «М», а справа от него цифрой указывают предел прочности при сжатии.

По прочности на осевое растяжение тяжелый бетон имеет следующие марки: Рt 5, Pt 10 и далее через 5 кгс/см2 до Pt 50.

Для бетонов, применяемых для изготовления изгибаемых железобетонных конструкций, введены марки по прочности на растяжение при изгибе: Рtв 5; Ptв 10 и далее через 5 кгс/см2 до Ptв 90; Ptв 100.

Бетон характеризуется неоднородностью структуры, что приводит к неоднородности его свойств. Неоднородность структуры обусловлена изменчивостью свойств материалов, составляющих бетон, колебаниями параметров технологических процессов, влиянием неучтенных факторов (износ оборудования, температура, влажность окружающей среды, погрешности при испытаниях и т. д.).

В связи с изложенным, показатели свойств бетона можно считать величинами случайными, т.е. при испытании образцов одного и того же материала мы получаем разные значения, которые не можем предсказать заранее.

Для оценки случайных величин используются статистические характеристики: среднее арифметическое, среднеквадратическое отклонение S и коэффициент вариации Кв. Последние две характеристики, S и Кв используются для оценки однородности свойств бетона и зависят от разброса, т.е. отклонения данных от среднего значения. Чем больше разброс данных относительно среднего, тем больше значение S и Кв, тем меньше однородность бетона. Среднеквадратическое отклонение рассчитывется по формуле:

                                              

где Ri – прочность i -го образца;

       n – количество образцов;

           – среднее значение прочности, равное

                                                          

Коэффициент вариации вычисляется по формуле:

                                               



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.121 с.)