Учение И.П. Павлова о I и II сигнальных системах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение И.П. Павлова о I и II сигнальных системах



Представления о сигнальных системах разрабатывал И.П. Павлов.

I сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) отражения окружающей действительности и приспособительных реакций посредством условных связей.

Сигналами I сигнальной системы являются предметы и явления и их отдельные свойства (цвет, запах, вкус и т.д.).

II сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека. Роль раздражителей играют слова. Слово – результат безусловного раздражителя.

Павлов И.П. назвал слово – видимым (3.А. – зрительный анализатор)

                                    слышимым (С.А.– слуховой анализатор)    

                                    произносимым (Д.А. - двигательный анализатор)

Речь – система временных связей в коре больших полушарий, возникающая в ответ на словесные раздражители.

 

 


                                  з. ц.                                                з. ц.

                         
     
   


                                                                   II-я. с.с.

                                    с.ц.                                               с. ц.

 

Слово «лампочка»                                                        слово «мяч»  

  з.ц. – зрительный центр

 с.ц. – слуховой центр

Сигнальная система

I сигнальная система II сигнальная система

Роль в познании окружающего мира.

Обеспечивает конкретно чувственное отражение окружающего мира. (В младшем дошкольном возрасте мышление наглядно-действенное). Обеспечивает отвлеченное сознание, мышление с помощью понятий, знаков, символов, с помощью письменной и устной речи. Абстрактное мышление формируется в процессе жизнедеятельности на слова, имеющие обобщающее значение

Механизмы взаимодействия.

I и II сигнальные системы взаимодействуют через кору больших полушарий по рефлекторному механизму и механизму формирования условных связей.

Характер раздражителей.

Непосредственные, конкретные предметы и явления и их свойства Слово, обозначающее предмет, свойства.

Язык сигналов.

У животных язык биологических акустических сигналов передает информацию об изменении среды (опасность, привлечение) Слово имеет смысловое значение, содержание, т.е. сигнал безусловного раздражителя.

Биологическое значение.

Имеет адаптивное значение, передается по наследству. Функции речи: 1) обобщение, формируя сознание; 2) хранение, передача и усвоение общественно-исторического опыт человечества в процессе коммуникации; 3) регуляция и планирование деятельности.

               

Условия формирования речи

На овладение речью большое влияние оказывает развитие двигательный режим ребенка. М.М. Кольцовой было доказано, что активные движения ребенка стимулируют развитие речевой функции. Для реализации наследственной возможности говорить необходимо речевое окружение и речевое общение, чтобы научить ребенка пользоваться словом в качестве сигнала, несущего информацию. Это возможно в возрасте до 5-6лет (сензитивный период для развития речи). В мире известны случаи воспитания детей дикими животными. Эти дети в дальнейшем не могли овладеть речевой функцией, так как у них не развились соответствующие структуры мозга.

 

Формирование речи как условного рефлекса обеспечивается здоровьем и целостностью коры головного мозга, сохранности слуха и первичного интеллекта. Важную роль в этом процессе играет обучающее воздействие родителей и педагогов. Необходимо направленно организовать познавательную деятельность и активный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей действительности, сообщая при этом их словесное обозначение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.008 с.)