Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эластичность рыночного спроса по цене и по доходам. Перекрестная эластичность спроса и классификация различных групп товаров.
Эластичный спрос по цене (P): зависит изменение спроса на товар от изменения его цены. Три вида ценовой эластичности: 1)Эластичный спрос (при небольшом падении цены, объем продаж значит поднимается). E>1. 2). Единичная эластичность (изменение цены в % равно % изменению объема продаж).E=1. 3).Неэластичный спрос (при изменении цены не происходит существенных изменений продаж.).E<1 Эласт.спроса по доходу - как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода (I): ED=Q\Q: I\I. Так как потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель может иметь различные положительные и отрицательные значения. Если потребитель увеличивает объем закупок при росте дохода, то эласт. по доходу положительна (EI>0; речь идет о стандартном нормальном товаре, например, о дополнит.паре обуви). Если рост спроса опережает рост доходавысокаяэласт. по доходу (EI>1; товары длительного пользования: автомобили, компьютер – люди тратят на свои сбережения или берут кредит). Если при росте дохода, спрос уменьшается EI<0 - аномальные или низкокачественные товары (дешевые сорта колбасы). Перекрестная эластичность спроса Eсross=QA\QA: PB\PB. QA- объем спроса на товар A, PB – цена товара B Зависимость эластичности спроса на одно благо относительно изменения цен на другие блага называется перекрестной эластичностью, которая измеряется как отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В. Перекрестная эластичность показывает наличие связи в потреблении между рассматриваемыми товарами. · Если Eсross> 0, т.е. с повышением цены на товар В растет спрос на товар А, то речь идет о взаимозаменяемых товарах. (растет цена на курицу, люди покупают рыбу) · Если Eсross< 0, т.е. повышение цен на товар ведет к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами.(растет цена на фотопленку и фотоаппараты никто не покупает) · Eсross = 0, т.е. изменение цен на один из них ничего не меняет в количественном спросе на другой, например, растущие цены на автомобили не влияют на кол-во покупаемой соли. Классификация различных групп товаров
15.Теория потребительского поведения.
Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов. Полезность - это степень удовлетворения, обеспечиваемая потреблением какого-либо блага. Причем в процессе потребления эта полезность снижается. Предельная полезность какого-либо товара - прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу. С этим понятием связаны два экономических закона Г. Госсена.
Первый закон Г. Госсена (закон убывающей предельной полезности): в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает. Второй закон Г. Госсена (правило максимизации полезности): чтобы получить максимум полезности от некоторого количества благ, нужно каждое из них потребить в таком количестве, при котором предельная полезность каждого из них будет равна одной и той же величине. Принципы, исходя из которых человек высказывает безразличие или предпочтение к отдельным наборам товаров, определяются как аксиомы поведения потребителя. Аксиома рациональности потребления предполагает интуитивное стремление людей приблизиться к самому эффективному способу удовлетворения своих желаний, то есть к homo economicus - экономическому человеку. Аксиома полной упорядоченности предполагает в человеке способность сравнивать наборы благ и на этой основе делать один из трех содержательных выводов: • набор А предпочтительнее набора В (); • набор В предпочтительнее набора А (); • набор А равнозначен набору В, т.е. потребитель безразличен в своем выборе (А~В). Аксиома транзитивности создает возможность человеку соотнести между собой предпочтение в потреблении: если набор А предпочтительнее набору В(), а набор В предпочтительнее набора С(), то набор А однозначно предпочтительнее набора С(). Аксиома ненасыщенности формализует интуитивное представление человека о том, что "больше - лучше, чем меньше":если в наборе А содержится не меньшее количество благ, товаров, чем в наборе В, и при этом одного из них в наборе А больше, чем в В, то потребитель всегда выберет набор А ().
Рассмотренные аксиомы позволяют представить поведение потребителя на рынке как предсказуемое и последовательное, а, следовательно, формализовать его с помощью математических и графических методов. В качестве графического представления используют кривые безразличия. Кривая безразличия - геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Кривая отражает такое положение потребителя, при котором он не знает, на каком наборе ему остановиться: все они для него одинаково желательны и ему безразлична конкретная комбинация двух товаров. Каждая точка на кривой - отличная от других комбинация двух товаров. Предельная норма замещения - это максимальное количество товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара. Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом: MRS = - (Dy / Dx) Данный показатель имеет отрицательное значение, так как характеризует снижающуюся пропорцию замещения в пределах одной кривой безразличия и, соответственно, ее убывающий наклон. Потребительский выбор зависит не только от предпочтений индивида, которые отображаются картой кривых безразличия, но и определяется экономическими факторами, обуславливающими доступность для него того или иного товарного набора, то есть возможности покупателя. С этой целью используется понятие линии бюджетного ограничения (бюджетной линии). Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) - черта покупательной способности потребителя, ограничивающая комбинацию товаров, которые могут быть приобретены на рынке при данном уровне денежного дохода. Равновесие потребителя устанавливается в той точке (при таком наборе товаров), когда достигается наибольший возможный уровень полезности при данном бюджетном ограничении. Это точка Е, которая носит название оптимума потребителя. В точке Е наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия, то есть относительная цена двух товаров равна их предельной норме замещения. Равновесие потребителя можно записать следующим образом:
Переход потребителя при изменении цен с одного оптимума на другой раскладывается на два эффекта - эффект дохода и эффект замещения. Эффект замещения отражает движение потребителя из точки Е (прежнего оптимума) до точки С. Обе точки различаются только количественным соотношением товаров внутри набора, что находит выражение в различных предельных нормах замещения. При этом уровень дохода не меняется. Эффект дохода отражает движение потребителя из точки С до точки Е1. Хотя эти точки принадлежат разным кривым безразличия, у них одинаковые предельные нормы замещения, то есть наклоны кривых в этих точках совпадают, что и обеспечивает переход с одного уровня потребления на другой.
Виды моделей покупательского поведения: Экономическая Основана на предположении, что покупатель рационален и последователен в совершаемом действии. При принятии решения о покупке потребитель руководствуется личными представлениями о максимальной полезности и выгодности товара. Наиболее существенными факторами экономической модели являются уровень дохода потребителя, цена товара и эксплуатационные расходы.
Социологическая Базируется на предположении, что основную роль в покупательском поведении играет общественная среда, которая окружает человека или к которой он хотел бы относиться. Факторы: культура, уровень жизни, референтные группы, роль и социальный статус, ценности, престиж, социальные классы. Психологическая Психологическая модель учитывает влияние на покупателей и их поведение ряда факторов: тип личности, самомнение (самооценка), восприятие внешнего мира. Чтобы эффективно удовлетворять потребности, необходимо знать, как воспринимается деятельность предприятия и предлагаемые им товары. Общая картина восприятия потребителя того или иного товара только частично складывается под воздействием его физических свойств. Психологические и символические характеристики товара приносят намного больше удовлетворения, чем его материальные свойства. Задача маркетологов в этом случае состоит в том, чтобы привлечь внимание потребителя с помощью стимулирующих воздействий (уровень обслуживания, реклама и др.), которые должны быть понятными и запоминаемыми. Жизненный опыт усиливает или притупляет мотивацию. В этом случае маркетологам необходимо искать пути подкрепления мотивацией покупателей, опираясь на уже имеющиеся у них знания.
16.Модели поведения потребителя и выявление его предпочтений. Установка и убеждения. Люди вырабатывают предпочтительные и непредпочтительные оценки, чувства и стремления к объекту, предприятию или идее. Установки и убеждения удерживают потребителя в рамках симпатии к тем или иным товарам. Установки последовательно ведут покупателей к приобретению соответствующих товаров и услуг, экономию их времени. Сила убеждения заключается в том, что оно основано на знаниях, представлениях, ставших лично значимыми и оказывающими влияние на позицию покупателя в отношении товара. Убеждения выражаются в имидже товара, способствуя их успешному сбыту. Убеждения и установки меняются с большим трудом. Факторы психологической модели оказывают огромное влияние на ассортимент, качество товара или услуги, выбор места его приобретения, цены, а также способы, при помощи которых можно повлиять на потребителя.
Классификация потребностей
К качественным методам относятся: 1. Наблюдением называется непосредственный визуальный либо с применением средств визуализации (видеокамеры, мониторы) отстраненный контроль со стороны исследователя за каким-либо явлением или процессом. Способ наблюдения, при котором исследователь становится частью изучаемой группы, не ставя при этом в известность остальных членов коллектива, называется скрытым включенным наблюдением. С помощью наблюдения можно: • · определить приблизительную частоту наступления какого-либо простого события, например посещения потребителями магазина, ресторана, офиса и т.д. • · определить приблизительное количество людей, находящихся в некоторый момент в каком-то помещении: магазине, банке, кинозале и т. п.; • · классифицировать приблизительный состав участников какого-либо мероприятия по полу и возрасту; • · дать субъективную оценку атмосфере, в которой проходит какой-либо процесс, явление, событие; • · определить приблизительно продолжительность какого-либо события: пребывания покупателя в магазине, беседы продавца и покупателя, пребывания небольшой компании в ресторане и т. п. • 2. Интервью - формализованная, направляемая исследователем (интервьюером) в соответствии с заранее подготовленным сценарием, беседа с респондентом, сфокусированная на теме, интересующей исследователя; • 3. Фокус-группа - это объединенная по некоторым критериям малая группа (обычно 8-12 человек), внимание и интеллектуальные усилия которой временно сконцентрированы исследователем на определенной теме. Задачи фокусирования состоят не только в том, чтобы получить более глубокую информацию качественного характера от каждого из участников, но и в том, чтобы в ходе обсуждения выявить различные точки зрения и обозначить вариативность мнений, поведения и отношений. Мнения участников в процессе дискуссии могут меняться, но задача выработки единого решения, общей позиции, как правило, не ставится. Фокус-группа может состоять из реальных или потенциальных потребителей товара, представителей определенной социально-демографической группы, «лидеров мнений» или экспертов; • 4. Экспертная оценка. Экспертами в данном случае выступают люди, которые в силу полученного образования, знаний, доступа к информации, занимаемой должности, статуса, личного опыта являются более авторитетными специалистами в некоторой области, чем «рядовой потребитель»; • 5. Тестирование - демонстрация образцов продукции или коммуникационных сообщений (например, рекламы) относительно небольшой группе «типичных потребителей» с целью получения отзывов и внесения корректив в продукт или сообщение до начала его массового использования.
Количественные методы исследований нацелены на получение информации о большом числе объектов исследования: покупателей, потребителей, предприятий. Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки изучаемой темы. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные количественные данные. В основе количественных методов исследований всегда лежат строгие статистические модели, используются большие выборки. Это позволяет не просто получить мнения и предположения, а выяснить точные количественные значения изучаемых показателей. То есть результаты количественных исследований статистически достоверны, их можно экстраполировать на всю изучаемую совокупность. Исследования с использованием количественных методов - это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы при помощи качественных методов. К количественным методам относят: 1. Эксперимент - целенаправленное изменение отдельных параметров товара: цены, упаковки, расположения в магазине, комплектации и т.п., осуществляемое без уведомлений потребителя с целью количественного измерения произведенного эффекта. С помощью метода можно: • · моделировать физические параметры товара (услуги) • · выбрать наилучшие варианты комплектации или упаковки товара, рекламного сообщений • · определить уровень эластичности спроса по цене • 2. Опрос и анкетирование являются ведущими, универсальными методами проведения маркетинговых исследований. Чаще всего, когда говорят о маркетинговом исследовании - сборе первичной информации, имеют в виду именно опрос или анкетирование, предполагающие прямое выяснение непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы респондентов. С помощью метода можно: • · оценить потенциальную и реальную емкость рынка в натуральном и денежном выражении; • · узнать распределение рыночных долей между основными конкурентами в процентах; • · выяснить узнаваемость названий компаний и торговых марок; • · оценить покупательную способность населения; • · рассчитать эластичность спроса на товар. • 3. Мониторинг - система постоянного сбора, сплошного отслеживания четко определенного, как правило, достаточно узкого круга данных.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.043 с.) |