Преимущества и недостатки рыночной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преимущества и недостатки рыночной системы



 

Положительные черты:

 

· поскольку свободные товаропроизводители ориентируются именно на те товары, которые необходимы потребителям, то при такой модели экономики фактически исчезает вероятность дефицита необходимых товаров и услуг;

· все доступные ресурсы (как материальные, так и трудовые) используются в рациональной и оптимальной степени конкретно под задачи производства необходимых потребителям товаров и услуг;

· такая модель рынка постоянно развивается, и адаптируется к новым условиям и потребностям потребителей, изобретая все новые товары и услуги и совершенствуя уже существующие;

· культивируется высокая производительность труда и ценность труда как такового, потому что всем участникам рынка очевидна связь между количеством вложенных в производство усилий и количеством получаемой в итоге прибыли;

· такая модель экономики способствует максимальной степени свободы как всех производителей товаров и услуг, так и конечных потребителей, которые получают реальную возможность выбирать.

 

Недостатки рыночной экономики:

· при наличии такой степени свободы велика вероятность нестабильности всей системы и наличия таких кризисных явлений, как инфляция и безработица;

· несмотря на культивирование наличия выбора, у участников рынка есть возможность создать монополию, производя новые товары или услуги, а также вступая в сговор с иными участниками рынка;

· в условиях свободного ценообразования и зависимости предложения от существующего спроса, многие недорогие, но социально важные товары и услуги, не производятся или производятся в недостаточном количестве;

· при такой модели рынка доходы населения очень сильно отличаются, образовывая социальные классы и создавая большую финансовую дифференциацию граждан;

· позволяя использовать все доступные для производства ресурсы, рыночная экономика не следит за их сохранностью, и способствует их истощению;

 

 

 

9. Субъекты и структура рыночной экономики. Модель кругооборота потоков продуктов, доходов и расходов.

ü Субъекты рыночной экономики:

Домашние хозяйства (домохозяйства)- отдельные люди и целые семьи, т.е. физические лица, со всей сложностью присущего человеческим существам поведения, интересов и мотивов. Домашние хозяйства предоставляют принадлежащие им ресурсы (труд, земля, капитал) для осуществления процесса производства, а на полученные в результате этого доходы покупают товары и услуги для личного потребления.

Фирмы - это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства товаров и/или услуг с целью получения прибыли. На деньги, вырученные от продажи выпущенных товаров (услуг), они закупают новые ресурсы у домашних хозяйств.

Таким образом, домашние хозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. А фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Государство (правительство) собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия) и т. П

ü Структура рыночной экономики:

Современная рыночная экономика есть система рынков. Рыночная экономика— сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Исследование структуры рыночной экономики облегчается выработкой основных критериев, в соответствии с которыми выделяются основные ее подсистемы. Целесообразно рассматривать структуру рыночной экономики исходя из следующих основных критериев:

1) экономическое назначение элементов;

2) территориальные границы и масштабы товарно-денежных потоков;

3) отрасли формирования купли-продажи;

4) тип конкуренции;

5) соотношение спроса и предложения;

6) характер продаж;

7) соответствие действующему законодательству;

8) степень зрелости рыночных отношений.

1)По экономическому назначению объектов рыночных отношений - в рыночном хозяйстве выделяются три относительно самостоятельных крупных сектора: I) рынок товаров и услуг, 2) рынок рабочей силы, 3) денежный рынок.

Рынок товаров и услуг - в свою очередь, включает рынки: предметов потребления; услуг (производственного и непроизводственного назначения); средств производства (машин и оборудования, топлива, минерального сырья и т.п.); информации и научно-технических разработок; технологий и ноу-хау; проектных и подрядных работ; военной продукции и др.

Рынок рабочей силы (рынок труда) включает биржи труда, систему переподготовки рабочей силы и др.

Денежный рынок охватывает рынок денег (собственно денежный рынок), финансовый рынок (ссудный, инвестиций, ценных бумаг, страховой) и валютный рынок.

2)По территориальным границам и масштабам товарно-денежных потоков различают рынки: местный (в пределах микрорайона, города, села), региональный; национальный (внутренний) и мировой (внешний).

3)В отраслевом аспекте рыночное хозяйство предстает как совокупность нефтяного, автомобильного, компьютерного, зернового и других рынков.

4)По типу конкуренции наряду с рынком свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности, выделяют рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

5)По соотношению спроса и предложения различают рынок покупателя и рынок продавца:

Рынок покупателя — ситуация на рынке, когда предложение производителей и продавцов, товаров и услуг превышает спрос потребителей-покупателей на них по существующим ценам, в результате чего цены падают.

Рынок продавца — ситуация на рынке, когда продавцы имеют преимущество, поскольку потребности покупателей приобретать что-либо по предложенным ценам превышают возможности продавцов по насыщению рынка, т.е. спрос превышает предложение.

6)По характеру продаж рынки делятся на оптовые и розничные.

7)В правовом аспекте (по соответствию или несоответствию действующему законодательству) рынки классифицируются на легальные (официальные) и нелегальные (теневые).

8)По степени зрелости рыночных отношений различают развитой рынок и неразвитой (формирующийся) рынок.

ü Модель кругооборота потоков продуктов, доходов и расходов.

 

Взаимоотношения между субъектами рыночной экономики описываются с помощью модели круговых потоков их расходов и доходов, представленных как в вещественной, так и в денежной форме.

Сущность данного подхода наилучшим образом прослеживается на простейшей модели, которая используется в микроэкономике.

Хорошо видно, что расходы одного субъекта являются доходами другого. Расходы домашних хозяйств, произведенные на рынке продуктов, становятся для фирм доходами. Расходы фирм на покупку ресурсов являются доходами для владельцев домашних хозяйств. Таким образом строится один кругооборот - денежный, который можно назвать «доходы - расходы».

Но имеется и встречный материально-вещественный кругооборот «ресурсы - продукция». Потребительские товары производятся предприятиями, но потребляются домохозяйствами. Они являются основой физического существования людей, составляющих домохозяйства. Однако возможность произвести эти товары возникает лишь потому, что домохозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности ресурсы. Очевидно, что схема имеет упрощенный характер, так как она не принимает во внимание государство и финансовые рынки.

 

 

10. Рыночный спрос. Закон спроса и его детерминанты.

Спрос (от английского «demand») D - это желание и возможность потребителя приобрести определённый товар в определённое время и в определённом месте.

Рыночный спрос — спрос со стороны всех потребителей, желающих приобрести данный товар, т.е. сумма индивидуальных спросов всех субъектов на данный товар.

Индивидуальный спрос - спрос со стороны одного покупателя на данный товар.

Объём (величина) спроса Qd - это количество благ, которое покупатель желает и способен купить по данной цене в данный период времени.

Функция спроса - это зависимость величины спроса от определяющих факторов, обычно, выражается формулой:

Qd = f(Px, Py, Pz, I, T,...),

где Px - цена товара X;

Py - цена товара - заменителя Y;

Pz - цена дополняющего товара Z;

I - доходы потребителя;

Т - вкусы потребителя и т.д.

 

Если хотят построить график спроса, то рассматривают функцию величины спроса только от цены товара, все остальные переменные в скобках считают постоянными.

Итак, величина спроса определяется, прежде всего, ценой данного товара. Как правило, чем ниже цена товара, тем больше желающих приобрести этот товар. Зависимость величины спроса от цены можно представить в виде графика спроса.

 

 

Р, р.

 

 

Кривая спроса - это линия, которая показывает зависимость объёма спроса от цены.

Вся кривая отражает спрос на товар, а точки на кривой - объем спроса.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях по более высокой цене купят меньше товара, чем по более низкой.

Именно закон спроса объясняет положение графика спроса, т.е. между ценой товара и объемом спроса существует обратная зависимость, поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон (обычно, всегда убывающая).

Существует понятие «цена спроса» - максимальная цена, которую покупатель согласен предложить за единицу товара в данный момент.

 

Если увеличивается или уменьшается величина спроса при неизменной цене, то говорят, что изменяется спрос и кривая спроса сдвигается вправо или влево. На изменение самого спроса оказывают влияние неценовые факторы, которые называются детерминанты спроса.

Детерминанты спроса – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.


К неценовым факторам относят:

· Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.

· Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.

· Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными. Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).

· Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями. Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.

 

· Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.

· Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.023 с.)