Систематизация нпа. Кодификация, инкорпорация, ее виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематизация нпа. Кодификация, инкорпорация, ее виды.



Систематизация законодательства - это целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.

Наиболее распространены два вида систематизации:

· Первый вид - это систематизация исключительно нормативно-правовых актов.

· Второй вид - это систематизация всех источников права, включая помимо нормативных актов прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры.

Необходимость систематизации обусловлена огромным количеством источников права. Цели систематизации заключается в устранении противоречий в правовой системе, отмены или изменении устаревших нормативно-правовых актов, повышении эффективности реализации права в ходе правоприменения. В ходе систематизации осуществляется переработка и совершенствование всей системы права, ее упорядочение, устранение коллизий, недостатков, пробелов. По субъектному критерию систематизация может быть официальной и неофициальной. В первом случае речь идет о деятельности компетентных государственных органов, во втором - о систематизации, осуществляемой частными лицами в собственных интересах. Наиболее простым способом систематизации нормативно-правовых и иных правоустановительных актов является организация различных форм их учета по определенному кругу вопросов, представляющих интерес для соответствующих пользователей правовой информации.

Учет - это сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах.

Выделяют два вида учета:

· журнальный или картотечный - это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;

· автоматизированный - это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.

Более развитыми способами систематизации правоустановительных актов являются их инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация — это способ систематизации, который состоит в собрании правоустановительных актов по определенному основанию (тематическому, хронологическому и т.д.) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативно-правовое содержание соответствующих актов.

В виде инкорпорации издаются (в официальном или неофициальном порядке) разного рода сборники или собрания действующих правоустановительных актов по определенному предмету и кругу вопросов правовой регуляции. При подготовке таких изданий в необходимых случаях осуществляется внешняя обработка текста публикуемого акта (изъятие из текста положений, утративших силу; внесение в текст уже ранее принятых новых правовых положений и т.д.). Но подобная обработка текста акта при инкорпорации не сопровождается изменением или редактированием действующих норм права, содержащихся в инкорпорируемых актах.

Консолидация — это способ систематизации, состоящий в объединении нескольких различных однопорядковых правоустановительных актов в один новый акт. Этот новый консолидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавливающим органом государства. При этом все прежние консолидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Консолидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и в целом принятие нового правоустановительного акта.

Кодификация — это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

Кодификационный акт отличается качественной новизной содержащихся в нем нормативно-правовых положений. Это новый акт как по форме, так и по своему нормативно-правовому содержанию и характеру. Некоторые кодификационные акты, например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и т.д., носят общеотраслевой характер и включают в себя все основные нормы соответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой подотрасли (например Бюджетный кодекс, Таможенный кодекс РФ и т.д.) или института (например Устав железных дорог, Устав патрульно-постовой службы и т.д.).

Свод законов — это особый вид кодификационного акта, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей соответствующей национальной системы права. Известными историческими примерами сводов законов являются, в частности, Свод законов Юстиниана (VI в.), а также подготовленный под руководством М.М. Сперанского и изданный в 1832 г. в пятнадцати томах «Свод законов Российской империи». В настоящее время готовится Свод законов РФ.В различных национальных системах права и «правовых семьях» имеются свои специфические концепции систематизации источников действующего права, свои особенности в понимании и использовании тех или иных способов и видов систематизации правоустановительных актов.

62. Понятие и признаки системы права.

Система права - это его внутреннее строение, выражающее деление права на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Следует различать понятия «система права» и «правовая система». Если система права – это внутренне строение самого права, то правовая система включает в себя не только собственно право, но и другие правовые явления – правовые отношения, правосознание, правовые учреждения и т.д.

Базовые признаки системы права:

· система права характеризуется объективностью, т.е. данная система сама не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена системой объективно существующих общественных отношений;

· система права характеризуется согласованностью, это обусловлено тем, что возникающие противоречия, должны своевременно устранятся, законодательным путем, внесением изменений и дополнений в соответствующий нормативно-правовой акт;

· особенности системы национального права определяются конкретными историческими условиями ее формирования и влиянием традиции правовой системы, в состав которой входит система национального права;

· для всякой системы права характерно не только внутренняя связь между ее структурными элементами, но и внешние связи с моралью, политикой, идеологией, экономикой;

· система содержит функциональные связи и отношения;

· право в целом и его отдельные отрасли, реализуют по отношению к обществу ряд функций (охранительную, регулятивную, воспитательную и т.п.);

· система права формализованная, она может существовать только формально, документально в форме совокупности нормативно-правовых актов;

· основу системы права составляют существующие общественные отношения (каждой области общественных отношений соответствует своя область права).

Таким образом, система права - это внутренняя структура права, выражающая согласованность и единство, составляющих его юридических норм, и вместе с тем, объективно необходимое деление их на отрасли и институты в соответствии с особенностями регулируемых этими нормами общественных отношений.

63. Предмет и метод правового регулирования как основание дифференциации системы права.

В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия:

1. предмет правового регулирования;

2. метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

1. составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;

2. одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.

Таким образом, метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:

1. диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;

2. императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;

3. рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;

4. поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение. Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

64. Отрасли и подотрасли права. Институт права.

Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

· предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений;

· метод правового регулирования — совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.

· способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.

Подотрасль права — это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права. По своей структуре правовые институты делятся на простые и сложные.

Простые правовые институты не содержат в себе никаких других подразделений. Простыми институтами являются большинство общих институтов: институт поручения, институт действия в чужом интересе без поручения, институт комиссии институт амнистии, Сложные правовые институты состоят из двух или более субинститутов.

Сложными правовыми институтами являются: институт расторжения браков, институт опеки и попечительства семейно-брачного права; институт купли-продажи, институт аренды, институт подряда, институт решения суда,

Что же объединяет субинституты в единый правовой институт? Это. прежде всего, вид общественных отношений, специфика частей которого связана, к примеру, со сферой деятельности, с изменением субъектного состава. Однако, объединяет субинституты присутствие общих норм, которые могут быть отнесены к нормам каждого из субинститутов. что объясняется наличием органической связи между общественными отношениями, регулируемыми в рамках субинститутов.

65. Система права и система законодательства. Система права и правовая семья.

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений

Соотношение системы права и системы законодательства:

1. система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2. система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3. право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4. проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1. норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2. система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3. деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4. структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5. система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.

Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Одновременно с понятием «правовая система» используется и понятие «правовая семья».

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Именно французский компаративист, профессор Рене Давид в 1950-х гг. показал, что можно достаточно удачно классифицировать число правовых систем мира на три большие правовые семьи, образованные на основании двух критериев: технического и идеологического.

1. Романо-германская правовая семья (исторические корни относятся к римскому праву), которая объединяет системы права, где с точки зрения правовой техники судебные решения руководствуются в первую очередь писаным законом, а правосудие понимается там как конечная цель права.

В системах, отнесенных к той семье (большое число европейских государств и несколько американских), правовые нормы являются обобщенными и кодифицированными по большей части. Их применяют судьи, интерпретируя их в случае необходимости, но играя тем самым только вспомогательную роль в определении права. (Раймон Леже).

2. Семья правовых систем общего права (англосаксонского права). Ее источником является английское право. «Системы, способные к нему присоединиться, в идеологическом аспекте должны иметь ту же конечную цель, какой обладает романо-германская правовая семья, поскольку английское право также видит вершину своего развития в торжестве правосудия. Но у него своя техника: право зависит главным образом от судьи, который, конечно, ссылается на акты писаного права, но фундаментальные положения, составляющие основу для большинства решений, он черпает из предыдущих постановлений судов в соответствии с правилом соблюдении прецедентов» (С.102 Раймон Леже). Объединяет английское право, ирландское право, право США, Канады, Австралии и Новой Зеландии: в этих системах право остается в большей степени судебным.

3. Семья правовых систем социалистического права. Эта система находит принцип, определяющий ее идентичность, в идеологическом критерии. Она объединяет правовые системы, которые в техническом плане покоятся на законе, как это делают системы Романо-германской правовой семьи, но в отличие от последних она руководствуется своеобразной конечной целью, созданием нового общества, коммунистического общества, в котором больше не будет возможностей для эксплуатации человека и в котором каждый будет иметь по своим потребностям, а государство и право будут постепенно утрачивать свою роль вплоть до полного отмирания. Эта концепция государства и права вдохновлялась философией марксизма-ленинизма, а Советский Союз являлся главным выразителем».

«Семья систем социалистического права канула в лету но не существует уверенности, что разрыв с идеологией является окончательным во всех государствах, которые раньше принадлежали к этой семье».

4. Мусульманская правовая семь я. Мусульманское право представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме волю и интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались поддерживались теократическим мусульманским государством (Саидов Л.Х. Сравнительное правоведение. Ташкент, 1999. С.346-363). Сложившись в своей основе еще в У11-Х вв. в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, мусульманское право неизменно выступает лишь как одна из сторон ислама. Эта религия, отмечается в научных источниках, содержит в себе, во-первых, теологию которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить, а во что не должен, а во-вторых, предписания верующим, указывающие на то, что ни должны делать, а чего не должны. В исламской религии совокупность таких предписаний называется шариатом (в переводе с арабского – «путь следования») и составляет собственно то, что называют мусульманским правом (М.Н.Марченко. С.92 со ссылкой на Рене Давида).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.03 с.)