Правозащитная система государства. Международная система защиты прав человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правозащитная система государства. Международная система защиты прав человека.



Государственные гарантии призваны сочетать воедино условия, обеспечивающие осуществление прав и свобод человека, тем самым способствуя формированию у личности уверенности в их надлежащей реализации.

Правовая наука обращает внимание на правомерность использования комплексного понятия «правозащитная система государства», включающего совокупность способов и средств соблюдения прав и свобод человека. В любом случае подобная система призвана закрепить социально-экономические, политические, идеологические и юридические гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в современном демократическом государстве.

К социально-экономическим гарантиям относят признание государством и равную защиту всех форм собственности (как государственной, муниципальной, так и частной и иных видов), что дает возможность человеку быть экономически независимым в осуществлении своих прав и свобод. Государство гарантирует е5динство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции в предпринимательстве, свободу экономической деятельности. Государство призвано проводить социальную политику, направленную на создание условий, которыми обеспечивается достойная жизнь и свободное развитие человека, что подразумевает охрану труда и здоровья людей, гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Политические гарантии связаны с государственным обеспечением различных форм осуществления власти народа, что на практике должно быть реализовано в установлении демократических форм правления и государственно-политического режима в стране, разделении властей и введении систем «сдержек и противовесов», в проведении регулярных и свободных выборов всех уровней, в организации референдумов и иных форм прямого волеизъявления народа, в политическом многообразии и многопартийности, в обеспечении свободы инакомыслия и оппозиции и т. д.

Идеологические гарантии определяются, прежде всего, конституционным положением, которым признается идеологическое многообразие в государстве, Оно не может устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или общеобязательной. Государство также обязуется не допускать разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Религиозные объединения в условиях демократического режима признаются функционирующими отдельно от государства и равными между собой.

Юридические гарантии закрепляются всей правовой системой государства, поскольку именно права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). Они складываются из законодательного оформления правомочий человека и гражданина, их судебной зашиты, правоохранительной и правозащитной деятельности государства, а также государственной поддержки иных форм обеспечения прав и свобод.

Государственные правозащитные организации и структуры, создаваемые в странах со стабильной демократией или стремящихся к достижению таковой, являются важным элементом системы уважения и поддержки прав человека.

Среди действующих в различных странах государственных правозащитных организаций и структур заметными явлениями становятся:

  • Национальные (государственные) комиссии по правам человека, действующие ныне примерно в 30 странах мира под различными названиями (национальные центры, постоянные комиссии, верховные комитеты по правам человека). Их функции связаны с обобщением конкретных случаев нарушения прав человека, экспертизой законопроектов с позиции возможности нарушения таких прав, анализом соответствия законов государства международному и региональному правозащитному законодательству, а также с правовым просвещением и правовым воспитанием населения.
  • Депутатские комиссии по правам человека в национальных парламентах. Предметом их деятельности являются как подготовка законопроектов, направленных на соблюдение прав человека, так и предварительная экспертиза иных поступающих в законодательный орган проектов актов с целью выявления норм, которые могут привести к нарушениям прав человека и гражданина.
  • Комиссии по правам человека при главе государства, целью которых в основном являются анализ информацию о соблюдении прав человека в стране, проведение специальных расследований по правозащитным проблемам, общие и специальные доклады по правам человека, которые доводятся до сведения высшего должностного лица в государстве, предложения по совершенствованию механизма обеспечения прав и свобод личности и т.п.
  • Специализированные комиссии по правам человека для защиты интересов лиц, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, коренному населению, а также для защиты интересов мигрантов, беженцев, детей, женщин, инвалидов.
  • Институт омбудсмана (уполномоченного по правам человека), который является, по определению Международной ассоциации юристов, «службой, предусмотренной Конституцией или актом законодательной власти и возглавляемой независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады».

Государственная поддержка неправительственных организаций в защите прав человека заключается в обеспечении провозглашенного Международным биллем о правах человека права каждого создавать союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Международная система защиты прав человека - это разветвленная система из нескольких десятков универсальных международных органов по правам человека с разным объемом компетенции, основной целью деятельности которых является защита прав человека.

Универсальные органы по правам человека имеют компетенцию, которая распространяется на значительное количество государств мира и, как правило, исключительно на те государства, которые являются участниками соответствующего универсального международного договора о правах человека (Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка и др.). У ограниченного круга международных органов по правам человека контрольные полномочия не обязательно связанные с участием государства в международном договоре (Комиссия по правам человека). Ни один из универсальных международных органов по правам человека не является полноценным международным судебным органом, хотя предложения по их созданию высказывались сразу после окончания Второй мировой войны.

Универсальные органы по правам человека могут быть квази-судебными и конвенционными.

К квазисудебных относятся органы, образованные на основании международных договоров для осуществления контроля за соблюдением этих договоров государствами-участницами и действуют по процедуре, что напоминает судебную (Комитет по правам человека).

В конвенционных относятся органы, образованные на основании международных договоров для осуществления контроля за соблюдением этих договоров государствами-участницами (Комитет по правам ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и т.д.) Конвенционные органы имеют преимущественно политико-правовой характер.

Особое место занимает Комиссия по правам человека - универсальный орган, полномочия которого не связаны с участием государства в международных договорах о правах человека. Было основано на основании решения ЭКОСОС в 1946 г. Комиссия состоит из представителей 53 государств - членов ЭКОСОС, избранных на три года. За время существования Комиссия по правам человека сделала значительный вклад в понимание прав человека и в развитии международного сотрудничества в этой сфере. Она имеет широкие полномочия по контролю за соблюдением прав человека, проводит исследования в сфере защиты прав человека и предоставляет рекомендации и предложения ЭКОСОС, готовит проекты международных документов по правам человека и сотрудничает с другими международными органами в этой области. Комиссия вправе создавать собственные вспомогательные органы. Одним из них является Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.

Важным полномочием Комиссии по правам человека является рассмотрение заявлений и сообщений о нарушениях прав человека. В 1967 г. Комиссия получила право изучать информацию о грубые и массовые нарушения прав человека во всех странах, независимо от того, являются ли они участниками международных договоров о правах человека. На основании таких исследований Комиссия вправе подавать в ЭКОСОС доклады и предлагать рекомендации по устранению нарушений прав человека. Комиссия не рассматривает сообщения, если заявитель не исчерпал национальные средства правовой защиты.

Комитет по правам человека создан в 1977 г. в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах. В состав Комитета входят 18 экспертов, которых избирают из числа граждан государств - участниц Пакта. Комитет рассматривает доклады государств - участниц Пакта о мерах по защите провозглашенных в ней прав (ст. 40). В случае, если государство-участник сделает заявление согласно ст. 41 Пакта, Комитет может получать и рассматривать в порядке, установленном в настоящей статье, сообщения от других таких государств о неисполнении им своих обязательств по Пакту.

Комитет по правам человека наделен полномочием рассматривать жалобы отдельных лиц или групп лиц о нарушении прав, указанных в настоящем Пакте, если такие нарушения произошли под юрисдикцией государств, которые ратифицировали Факультативный протокол. Комитет не рассматривает сообщение, если заявитель не исчерпал национальные средства правовой защиты, если жалоба касается нарушения права, которое не закреплено в Международном пакте о гражданских и политических правах, или если это именно вопрос рассматривается по другой международной процедурой. Рассмотрение жалоб происходит на закрытых заседаниях, но решения Комитета являются открытыми и подлежат опубликованию. Решение Комитета является рекомендациями. Однако сам факт жалобы, сама процедура расследования и рассмотрения носят компрометирующий характер, поэтому государства стремятся не только не доводить до рассмотрения, урегулировав все проблемы данной жалобы, но нередко ликвидируют причины, которые привели к жалобы. При этом важную роль играют выступления членов Комитета и их анализ ситуации в стране. Жалобы играют важную роль в регулярных отчетах, которые предоставляют государства - члены Комитета. Оценка докладов учитывает и индивидуальные жалобы.

Ни Пакт, ни Факультативный протокол не предусматривают права Комитета толковать права, провозглашенные в Международном пакте о гражданских и политических правах. Но за годы существования Комитета в связи с рассмотрением сообщений о нарушениях прав человека сложилась так называемая юриспруденция Комитета, которая является значительным вкладом в правовое понимание прав человека и основных свобод.

Организация Объединенных Наций создает свои институциональные структуры для изучения положения прав человека, по сути, осуществляет надзор" в сфере выполнения государствами своих обязательств в сфере уважения прав человека. Такую деятельность осуществляет Совет Безопасности ООН, которая неоднократно рассматривала споры и ситуации в сфере прав человека, которые представляют угрозу всеобщему миру и безопасности. Решения и заключения по вопросам прав человека принимал Международный Суд, Генеральный секретарь ООН, а также Верховный комиссар по правам человека, должность которого была создана в 1994 г. На него возложена ответственность за деятельность ООН в сфере прав человека в рамках общей компетенции, полномочий и решений ГА ООН, ЭКОСОС и Комиссии по правам человека. По разным оценкам ООН, ежегодно получает от 30 до 40 тыс. жалоб о нарушении прав человека.

Пост Верховного комиссара основан для укрепления механизма ООН, "для поощрения и защиты всех прав человека". Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается ГА ООН сроком на четыре года с возможностью одного повторного переизбрания. Он должен руководствоваться Общей декларацией прав человека 1948 г., другими основополагающими международно-правовыми пактами, должен исходить из того, что все права человека - гражданские, культурные, экономические и политические - являются уникальными, взаимосвязанными и взаимозависимыми. Верховный комиссар должен ежегодно представлять доклады Комиссии по правам человека ООН, а через ЭКОСОС - Генеральной Ассамблеи ООН.

На основании резолюции ГА ООН учрежден пост Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Он избирается ГА ООН по представлению Генерального секретаря ООН сроком на три года. Он выполняет обязанности по предоставлению международной защиты беженцам. Верховный комиссар подает ГА ООН ежегодный доклад. Роль Верховного комиссара в последние годы значительно возросла в связи с увеличением количества беженцев из разных регионов, охваченных межэтническими, межрелигиозными и межнациональными конфликтами.

Роль неправительственных организаций в международном защите прав человека. За последние десятилетия существенно возросла роль международных неправительственных организаций в защите прав человека. Среди наиболее влиятельных организаций можно назвать Международный Хельсинский Комитет, Международную Амнистию, Врачей за мир и др. Среди основных направлений их деятельности: мониторинг состояния прав человека в отдельных государствах; мониторинг законодательства о правах человека в отдельных государствах; составление докладов о состоянии дел в области защиты прав человека; обнародование таких докладов для ознакомления общественности и предоставления их международным межправительственным органам по правам человека; участие в разработке международных договоров по правам человека, а также другая деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.012 с.)