Применение как особая форма реализации права: понятие, стадии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение как особая форма реализации права: понятие, стадии



       Правоприменение – властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая свой целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

      ! Отличается от других форм реализации права тем, что тут невозможно бездействие (как при соблюдении норм).

       Стадии правоприменения:

1. Установление фактических обстоятельств дела

2. Установление юридической основы дела

3. Решение дела

Особенности правоприменения:

1. Осуществляется уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами

2. Имеет государственно-властный характер

3. Осуществляется в строго установленном законом порядке

4. Осуществляется в соответствии с определенными общепринятыми принципами

5. Всегда связано с принятием решения по конкретному вопросу и его оформлением в виде специального акта

Принципы правоприменения:

ü Законности (строгое и неуклонное следование закону)

ü Социальной справедливости (в интересах всего общества, а не отдельных индивидов или групп)

ü Целесообразности (учет конкретных условий применения того или иного НПА)

ü Обоснованности (принятие решения только на основе достоверных, не подлежащих сомнению фактов)

Виды актов правоприменения:

§ Исполнительные (направлены на реализацию предписаний права по конкретному случаю)

§ Правоохранительные (предназначены для охраны существующих норм права от возможных правонарушений)

Государственная власть

Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, - это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть.

Вообще власть – это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными).

 Государственная власть - это способ управления обществом, для которого характерна опора на аппарат принуждения.

Признаки государственной власти:

1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени принуждение.

2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна.

3) Государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются нормами КП, иным законодательством.

4) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом.

! В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). У них есть свои парламенты, правительство иногда – своих президентов. Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).

Пробелы в праве

Пробел в позитивном праве - это полное или частичное отсутствие правовых установлений (норм), необходимость которых обусловлена развитием социальной жизни и потребностям практического решения дел.

! Важно отличать от «ошибки в праве» (неверная оценка объективно существующих условий и появление на этой основе законодательной воли, которую стоило бы отразить в правовых актах.

К причинам (объективным, субъективным) возникновения пробелов в праве относят:

1) Развитие общественных отношений в сфере правового регулирования;

2) Недостатки законодательной техники;

Способы преодоления пробелов в праве (методы их оперативного преодоления): аналогия закона (решение юридического дела, применяя к общественным отношениям закон, регулирующий сходные отношения)и аналогия права (решение юридического дела, на основе общих принципов права).

В таких отраслях права как административное право, уголовное право институт аналогии не допускается («нет преступления и наказания, нет проступка и взыскания - без указания на то в законе»). В гражданском праве к институту аналогии прямое отношение имеет ст.4 ГК Украины, в которой, в частности, говорится о том, что гражданские права и обязанности могут возникать из действий, которые «хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности». Например, действительны договоры консигнации (разновидность договоров комиссионной продажи товаров), хотя в ГК Украины нет такого понятия «договор консигнации».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.008 с.)