Форма государственного устройства - понятие и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма государственного устройства - понятие и виды.



Форма государственного устройства представляет собой внутренне строение государства, его деление на составные части – административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государства в целом с отдельными его частями.

Государственно-территориальное устройство

Унитарное (цельное государство, не имеющее в своем составе автономий) Ø Простые (состоят из районов, городов) Ø Сложные (имеют «автономии», но неполноправные) ! Регионалистское государство отличается значительной автономией районов своей налоговой системой (Испания – Каталония, Великобритания – Шотландия) !! Регионалистское возникает сразу, его нельзя путать со сложным унитарным (автономии образуются со временем) Королевство Дания – сложное унитарное из-за Гренландии (там свои законы и правительство), Италия – регионалистское Признаки унитарного государства: ü Наличие одного основного закона. ü Единые в масштабе всей страны высшие органы власти. ü Единая система законодательства. ü Единое гражданство. ü Наличие однопалатного парламента (хотя возможны исключения). ü Общая для всех административно-территориальных единиц кредитная и налоговая политика. ü Составные части унитарного государства не обладают суверенными правами, т.е. не являются государственными образованиями. Унитарное государство может быть однонациональным (Англия, Египет) и многонациональным (Франция, Китай).   Федерация (состоит из нескольких образований) США, Россия Признаки федерации: ü Политико-правовая самостоятельность субъектов. ü Территория федерации – совокупность территорий субъектов федерации. ü Может существовать законодательство субъектов, но при этом правовая система федерации должна быть единой, в ней не должно быть противоречий. ü Возможно двойное гражданство. ü Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами. ü Наличие двухпалатного парламента, основанного на принципах бикамерализма; нижняя палата – интересы населения страны, верхняя обеспечивает представительство субъектов. Виды по способу образования: o Образованные снизу, т.е. договорные (США); o Образованные сверху, т.е. конституционные (Россия, Бельгия); По положению субъектов: o Симметричные, т.е. построены по принципу равноправия субъектов, хотя не исключена скрытая асимметрия (Австрия, Германия, США); o Ассиметричные – субъекты имеют разные статусы (Индия, Танзания, Бразилия, Канада); ! Россия ассиметрична де-факто (республики и автономные округа имеют национальный статус в отличие от краев, областей и т.п.), но в Конституции закреплено равноправие субъектов. По принципу создания: o По национальному (Бельгия, Индия) o По территориальному (США) o По национально-территориальному (Россия) Конфедерация (союз на основе договора) Последними из существовавших официальных конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). ü Право свободного выхода из нее. ü Суверенитет. ü Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласи субъектов федерации. ü К предметам ведения конфедераций относятся вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедерации. ü Образуются только такие государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных в соответствующих договорных актах. ü Парламент конфедерации формируется представительными органами субъектов, право отказа в признании актов союзной власти. ü Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. ü Бюджет формируется за счет добровольных взносов. ü Нет общих налогов. ü Отсутствует единая денежная система.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

Реализация права

Реализация права – воплощение требований норм права в правомерном поведении субъектов.

Признаки:

1) Реализация права связана только с нормами права, она не касается иных социальных норм.

2) Реализация права происходит только в том случае, если лицо ведёт себя правомерно. Если же оно нарушает нормы права, реализации права не происходит.

Формы реализации права:

1) Осуществление (использование). Происходит в случае реализации управомоченным лицом принадлежащего ему субъективного права. Например, гражданин, обладающий избирательными правами вправе участвовать в выборах.

2) Исполнение. Выражается в совершении определенных действий обязанным лицом в пользу управомоченного лица, например, уплата налогов.

3) Соблюдение. Заключается в воздержании обязанного лица от совершения определенных действий. В данном случае лицо не совершает действий, которые запрещаются нормами права. Это означает, что лицо несет обязанность пассивного типа. В данной форме реализуются запрещающие нормы права.

4) Применение норм права – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации норм права путём издания индивидуальных правовых актов (ИПА) – непрямая форма.

Виды реализации права как деятельности:

А) Оперативно-исполнительная деятельность – это организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Например, право на получение высшего образования – необходим приказ ректора о зачислении студента.

Б) Правоохранительная деятельность – применение мер гос. принуждения в целях предупреждения и пресечения правонарушений или наказания за их совершение - когда совершено правонарушение и нарушителя необходимо привлечь к юридической ответственности.

Процесс применения нормы права называется правоприменительной деятельностью. 3 стадии:

А) Анализ фактических обстоятельств дела.

Б) Выбор нормы права, подлежащей применению в данном случае (правовая квалификация фактических обстоятельств, установленных на первой стадии правоприменительной деятельности) При выборе нормы права компетентному государственному органу подлежит проверить её действие по 3 критериям:

-действует ли она в момент, когда нужно решить дело (во времени);

-действует ли норма права на территории, где рассматривается дело;

- действует ли норма права в отношении лица, участвующего в деле;

В) вынесение решения по делу. На этой стадии компетентный гос. орган выносит ИПА. Его наименование зависит от вида дела. Например, приказ ректора, решение (по гражданскому делу).

Правоприменительный акт – индивидуальные предписания властного характера. Издаваемые компетентными государственными органами и определяющие на основе норм права субъективные права и субъективные обязанности конкретных лиц либо конкретные меры ответственности за совершение правонарушений.

Правоприменительный акт должен соответствовать установленным фактам и норме права, эффективно воздействовать на лицо.

Структура правоприменительного акта:

- вводная часть – наименование акта, время издания, название органа, издавшего его.

- описательная часть – изложение фактических обстоятельств дела

- мотивировочная часть – обоснование принятого решения

- резолютивная часть – само решение.

Правоприменительный акт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.006 с.)