Происхождение государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение государства и права



Закон как источник права: понятие и классификация.

Закон – НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом обладающий высшей юридической силой.

Признаки законов:

1. Принимается только представительным органом – парламентом, представляющим в формально-юридическом смысле весь народ (например, Федеральным Собранием в России, Конгрессом – в США и т.д.), или же непосредственно самим народом путем референдума;

2. Обладает высшей юридической силой;

3. Отражает волю и интересы всего общества или народа;

4. Издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;

5. Принимается, изменяется и изменяется в особом законодательном порядке.

Классификации законов

В зависимости от издавшего органа и территории, на которую распространяется его действие Федеральные: 1. федеральные конституционные 2. федеральные обыкновенные законы. ! Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию; имеют приоритет над законами субъектов федерации.   Принятые субъектами: 1. конституционные. 2. обыкновенные (текущие) законы. ! Эти законы издаются высшими органами государственной власти субъектов федерации и имеют юридическую силу на территории субъекта.  
По юридической силе ! Некоторые ученые также выделяют обычные законы (отличаются более простым порядком принятия, не противоречат конституции, развивают положения конституционных законов). Конституция – основной закон. Органические (конституционные) законы – развивают отдельные положения конституции.
По степени обобщенности содержащихся в законах норм права Кодифицированные принимаются, если массив норм, регулирующих соответствующие отношения весьма обширен и может быть систематизирован. Некодифицированные регулируют относительно узкую группу отношений.

Судебный прецедент как источник права.

Прецедент – это решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Получил широкое распространение в странах с англосаксонской правовой системой (США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия).

Правовым прецедентом признается решение, в котором устанавливается или отменяется норма права. Акты судебных или административных органов, не содержащие нормы права, правовыми прецедентами не являются.

Существует 2 вида прецедента:

1. судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу);

2. административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).

В дореволюционной России отношение к прецеденту было неоднозначным. Одни теоретики права и практики признавали его в качестве формы права, хотя и с оговорками о том, что это некая дополнительная, вспомогательная по отношению к закону форма. Другие же авторы полностью отрицали его как самостоятельный источник права. В послереволюционный период прецедент в качестве самостоятельной формы права не признавался. Даже сейчас ведутся споры по поводу статуса постановлений пленумов ВС РФ.

По отношению к закону прецедент находится в подчиненном положении. Это проявляется в том, что законом может быть отменено действие судебного решения. Если законодательный акт принят уполномоченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, он должен признаваться и применяться судами. Сам суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом.

Прецедент как источник права зарождается часто тогда, когда данная сфера общественных отношений не урегулирована с помощью норм, содержащихся в законе.

Акты толкования права

Акт толкования - официальный юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла нормы права.

Акты толкования подразделяются на:

× Акты толкования законодательных актов государственной власти;

× Акты толкования судебных органов;

× Акты толкования органов исполнительной власти и др.;

Каждый акт толкования обладает реквизитами: дата принятия, номер, место публикации.

! Формально они не являются правотворческими актами, однако они играют важную роль в юридической практике.

Акты толкования делятся на письменные (могут облекаться в форму НПА - приказы, инструкции и т.п.) и устные, казуальные и нормативные, аутентичные и легальные, а также по отраслям права:

По юридической значимости различают акты нормативного ( распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер) и казуального толкования (относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными).

По субъектам издания они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, то это авторское толкование (аутентичное). Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (передано, разрешено) законом (напр., Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.

По отраслям права - уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

Недемократические

Признаки: § Конституционное провозглашение и осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций; § Существование ряда политических (в т.ч. оппозиционных) партий; § Выборность и несменяемость центральных и местных органов государственной власти; § Официальное признание принципа законности и конституционности; § Реализация принципа разделения властей; § Существование институтов представительной и непосредственной демократии; § Наличие демократического законодательства; § Высокий авторитет права в государстве: право стоит выше государства; § Наличие гражданского общества;

Признаки:

§ Ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан;

§ Запрещение оппозиционных партий и других организаций;

§ Ограничение роли выборных государственных органом и усиление роли исполнительных органов;

§ Сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства;

§ Сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов;

§ Отсутствие принципа реализации властей;

§ Не связанность государства правом;

§ Наличие диктатуры одной партии или группы;

§ Наличие массовой партии;

§ Единая идеология;

§ Государственный контроль за СМИ;

§ Массовая поддержка со стороны населения, т.к. в основе режима лежит идея, например, идея мировой революции или рейха.

  Тоталитарный: Полный контроль государства над всеми сферами жизни общества, ликвидация конституционных прав и свобод человека и гражданина, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих. Авторитарный: Антидемократическая диктаторская система власти, основанная на беспрекословном подчинении власти и сочетающаяся с личной диктатурой. Фашистский режим (крайняя форма авторитарного режима) – открыто террористическая диктатура, уничтожающая права и свободы личности, опирающаяся на расизм, насилие (фашистская Германия)

15. Правовой статус личности: понятие, содержание, гарантии

Правовой статус личности — система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей

Структура Конституционно-правового статуса личности, который лежит в основе правового статуса личности:

1. Гражданство

2. Правосубъектность:

ü Правоспособность (общая, отраслевая, специальная)

ü Дееспособность

3. Основные права, свободы и обязанности

4. Правовые принципы

5. Гарантии правового статуса личности

Виды правового статуса:

· Общий (конституционный)

· Специальный (родовой) определенной категории граждан

· Индивидуальный статус (пол, возраст, семейное положение)

· Статус иностранцев, апатридов, бипатридов (множественное гражданство)

· Отраслевые правовые статусы

· Статус физического лица

Гарантии правового статуса личности:

1. Наличие закона

2. Создание системы независимых судов

3. Создание системы контроля и надзора

4. Установление ответственности должностных лиц за нарушение прав и свобод

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

16. Территориальный признак государства: понятие, содержание

Территориальный признак означает, что действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Т.е. если при родовом строе общественная власть распространяется на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, племени, фратрии, союзу племен, то при государственном строе государственная власть распространяется на людей в зависимости от территории их проживания.

Под территорией государства можно понимать пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть.

Составными части территории государства являются:

1. Сухопутная территория:

§ земля;

§ недра земли;

§ анклавы – часть сухопутной территории государства, окруженная сухопутной территорией другого государства и не имеющая береговой линии, например, Калининград.

Водная территория:

§ реки, озера, искусственные водохранилища, внутренние моря;

§ территориальные воды, граница которых распространяется на 12 морских миль от линии максимального отлива;

3. Воздушная территория – атмосфера или пространство над сухопутной и водной территорией государства;

4. Объекты, приравненные к территории государства – морские и воздушные судна, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, посольства и консульства;

Граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория, находятся под защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного захвата и отторжения части территории. Подобные акты, от кого бы они не исходили, характеризуются как акты прямой агрессии. У государства есть право и обязанность по защите своей территории и своих граждан.

Территориальное деление население и распространение государственной власти лишь на население определенной территории влечет за собой образование административно-территориальных единиц, статус которых зависит и определяется формой государственного устройства. Такими единицами могут быть:

· Административно-территориальные образования, если речь идет об унитарном государстве.

· Государственные образования, например, республики в составе РФ.

· Национально-территориальные образования (например, 10 национальных областей в составе РФ).

В разных странах территориальные единицы называются по-разному: округа, провинции, дистрикты, графства, штаты, районы и т.п.

По сферам осуществления

a. политические

b. идеологические

c. социальные

d. экономические

По ветвям власти

a. законодательные

b. управленческие

c. судебные

По типу государства

a. эксплуататорские

b. демократические

Формы осуществления функций:

· Деятельность основных звеньев государственного механизма.

× Законодательная деятельность

× Исполнительная или управленческая деятельность

× Судебная деятельность

× Контрольно-надзорная деятельность

· Однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, по средствам которой реализуются функции государства.

× Правовые методы (правотворчество, правоприменение, правоохранение)

× Организационные (регламентационная, идеологическая, хозяйственная)

! В отличие от правовых форм организационные не влекут за собой правовых последствий.

Демократия, формы, понятие.

Примеры стран: Нидерланды, Испания.

Одной из основ конституционного строя РФ является принцип верховенства власти народа: многонациональный народ является носителем суверенитета и источником власти, которую осуществляет самостоятельно или через своих представителей.

Принципы современной демократии:

- Власть большинства при защите прав меньшинства

- Выборность высших органов власти

- Верховенство закона

- Широкий круг прав и свобод

- Разделение властей

- Признание местного самоуправления

Формы демократии:

§ Представительная – публичная власть осуществляется народом через выборных представителей (федеральное собрание, представительные органы субъектов РФ, президент РФ, выборные органы местного самоуправления). Выборные органы должны действовать от имени народа и выражать его волю (Россия, Германия, Китай)

§ Непосредственная (прямая) – публичная власть осуществляется народом путем прямого волеизъявления, т.е. народ сам принимает властные решения, влекущие правовые последствия (Древняя Греция, Великий Новгород, современная Швейцария)

Формы прямой демократии:

Референдум

Свободные выборы

Плебисцит

Народная правотворческая инициатива (группа граждан в установленном порядке может выдвинуть законопроект, для этого надо собрать необходимое количество подписей, закон обязателен для рассмотрения законодательными органами)

Сходы граждан по месту жительства

Отзыв депутата

Право народного вето

Петиции

Понятие и сущность права

Типы правопонимания

Юридический позитивизм (нормативизм) Социологический позитивизм Теории естественного права Философское понимание Название
Право - совокупность норм, санкционированных государством Право – реальные общественные отношения. Применение нормы права не всегда полностью соответствует ее буквальному содержанию Право не акт государственной воли, предполагающий законное принуждение, а воплощение справедливости и разума «Право есть совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» - И. Кант Основная идея
Объективность, беспрестанность Совокупность обязательных норм и общих, воля суверена, обеспеченность государственным принуждением Юридический плюрализм (право не может сводиться только к закону или обычаю) Не закрытый перечень (права человека постоянно дополняются социальными), дуалистическая природа (существует только в сопоставлении с позитивным; естественное всегда справедливо, но не всегда реально существует, позитивное – наоборот. Автор: Джианформаджио) Носит идеальный характер, дуалистическая природа, нет конкретных норм Принципы
Гоббс, Бентам, Остин, Кельзен Муромцев, Эрлих, Холмс Зенон, Сенека, Августин Блаженный Кант, Гегель Представители

Недемократические

Признаки: § Конституционное провозглашение и осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций; § Существование ряда политических (в т.ч. оппозиционных) партий; § Выборность и несменяемость центральных и местных органов государственной власти; § Официальное признание принципа законности и конституционности; § Реализация принципа разделения властей; § Существование институтов представительной и непосредственной демократии; § Наличие демократического законодательства; § Высокий авторитет права в государстве: право стоит выше государства; § Наличие гражданского общества;

Признаки:

§ Ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан;

§ Запрещение оппозиционных партий и других организаций;

§ Ограничение роли выборных государственных органом и усиление роли исполнительных органов;

§ Сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства;

§ Сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов;

§ Отсутствие принципа реализации властей;

§ Не связанность государства правом;

§ Наличие диктатуры одной партии или группы;

§ Наличие массовой партии;

§ Единая идеология;

§ Государственный контроль за СМИ;

§ Массовая поддержка со стороны населения, т.к. в основе режима лежит идея, например, идея мировой революции или рейха.

  Тоталитарный: Полный контроль государства над всеми сферами жизни общества, ликвидация конституционных прав и свобод человека и гражданина, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих. Авторитарный: Антидемократическая диктаторская система власти, основанная на беспрекословном подчинении власти и сочетающаяся с личной диктатурой. Фашистский режим (крайняя форма авторитарного режима) – открыто террористическая диктатура, уничтожающая права и свободы личности, опирающаяся на расизм, насилие (фашистская Германия)

Соотношение права и закона

Не все нормативные акты, законы исходят от государства и являются правовыми законами. Сторонники данного суждения считают, что существуют законы, которые не отвечают правовым критериям и с правом не совпадают.

Точки зрения:

1) Государство является единственным и исключительным источником права. Всё то, о чём говорит государство через свои законы и есть право.

2) Государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной степени производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества.

Право при этом понимается как форма выражения свободы в общественных отношениях. Это претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохранения окружающей природной среды.

Государство представляется исключительным творцом и источником законов, но не права. Государство не рассматривается в качестве творца или источника права, оно само представляется повсеместно связанным, значительно ограниченным в своих действиях правом. Государство монополизирует законотворческую, но не правотворческую деятельность, т.к. законотворчество и правотворчество, согласно этим воззрениям, не всегда совпадают.

Некоторые критерии правовых законов:

1) Общая воля общества, нации или народа. Кто и каким образом может определить, содержится ли в том или ином законе общая воля или нет? Дюги писал, что “закон есть выражение не общей воли, а воли нескольких голосующих человек. Во Франции закон есть воля 350 депутатов и 200 сенаторов, образующих обычное большинство в палате депутатов и в Сенате. Вне этого имеются лишь фикции и пустые формулы. Мы не желаем их”.

2) Моральные категории – справедливость, добро, гуманность и др. Право при этом определяется как “нормативно закрепленная справедливость”.

3) Правовой идеал – порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды. Правовой идеал – “закон законов”. (Пункты 2 и 3 можно объединить в один)

Реализация права

Реализация права – воплощение требований норм права в правомерном поведении субъектов.

Признаки:

1) Реализация права связана только с нормами права, она не касается иных социальных норм.

2) Реализация права происходит только в том случае, если лицо ведёт себя правомерно. Если же оно нарушает нормы права, реализации права не происходит.

Формы реализации права:

1) Осуществление (использование). Происходит в случае реализации управомоченным лицом принадлежащего ему субъективного права. Например, гражданин, обладающий избирательными правами вправе участвовать в выборах.

2) Исполнение. Выражается в совершении определенных действий обязанным лицом в пользу управомоченного лица, например, уплата налогов.

3) Соблюдение. Заключается в воздержании обязанного лица от совершения определенных действий. В данном случае лицо не совершает действий, которые запрещаются нормами права. Это означает, что лицо несет обязанность пассивного типа. В данной форме реализуются запрещающие нормы права.

4) Применение норм права – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации норм права путём издания индивидуальных правовых актов (ИПА) – непрямая форма.

Виды реализации права как деятельности:

А) Оперативно-исполнительная деятельность – это организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Например, право на получение высшего образования – необходим приказ ректора о зачислении студента.

Б) Правоохранительная деятельность – применение мер гос. принуждения в целях предупреждения и пресечения правонарушений или наказания за их совершение - когда совершено правонарушение и нарушителя необходимо привлечь к юридической ответственности.

Процесс применения нормы права называется правоприменительной деятельностью. 3 стадии:

А) Анализ фактических обстоятельств дела.

Б) Выбор нормы права, подлежащей применению в данном случае (правовая квалификация фактических обстоятельств, установленных на первой стадии правоприменительной деятельности) При выборе нормы права компетентному государственному органу подлежит проверить её действие по 3 критериям:

-действует ли она в момент, когда нужно решить дело (во времени);

-действует ли норма права на территории, где рассматривается дело;

- действует ли норма права в отношении лица, участвующего в деле;

В) вынесение решения по делу. На этой стадии компетентный гос. орган выносит ИПА. Его наименование зависит от вида дела. Например, приказ ректора, решение (по гражданскому делу).

Правоприменительный акт – индивидуальные предписания властного характера. Издаваемые компетентными государственными органами и определяющие на основе норм права субъективные права и субъективные обязанности конкретных лиц либо конкретные меры ответственности за совершение правонарушений.

Правоприменительный акт должен соответствовать установленным фактам и норме права, эффективно воздействовать на лицо.

Структура правоприменительного акта:

- вводная часть – наименование акта, время издания, название органа, издавшего его.

- описательная часть – изложение фактических обстоятельств дела

- мотивировочная часть – обоснование принятого решения

- резолютивная часть – само решение.

Правоприменительный акт

Регулятивный Охранительный
Издается в связи с правомерным поведением лица, когда оно не может реализовать принадлежащее ему право без содействия компетентного органа Издается в связи с неправомерным поведением лица для защиты нарушенных прав и привлечь нарушителя к ответственности

Законность и правопорядок

Законность – требование точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов, иных НПА всеми гос. органами, должностными лицами, негосударственными организациями и гражданами.

Принципы законности:

- верховенство закона – закон занимает высшее положение в иерархии НПА

- единство закона – закон применяется одинаково, независимо от субъективных условий

- равенство всех перед законом – одинаковое положение субъектов вне зависимости от пола, расы, языка и т.п.

- неотвратимость юридической ответственности за преступления

 

Гарантии законности – совокупность общих условий и системы мер, обеспечивающих режим законности. Выделяют общекультурные (правовая культура; в обществах, где сложились нигилистические отношения к праву, режим законности испытывает трудности), политические (степень организованности власти, разделение ветвей, невозможно без признания обществом власти легитимной), экономические (характер экономики, уровень жизни общества, т.к. низкий ведет к грабежам), идеологические (господствующие идеи, специфика общественного сознания), правовые (стабильная система законодательства, иерархия НПА).

Правопорядок – упорядоченная организация общественных отношений, основанная на правовой регламентации и законности.

Черты правопорядка:

§ Формализованная часть общественного порядка

§ Зависит от устоев социальной жизни

§ Включает в себя наиболее значимые общественные отношения

§ Устойчивость юридических связей и отношений

§ Складывается в процессе реализации норм права

§ Результат деятельности государственной власти

§ Цель правового регулирования

Некоторые считают, что «законность» и «правопорядок» одно и то же, но по сути первое – принцип (относится к сфере должного), а второе – реальное явление (сфера сущего).

Методы обеспечения законности и правопорядка:

- убеждение – правовая пропаганда (разъяснение положений закона правовое воспитание)

- принуждение – применение мер профилактики и наказания

Формы обеспечения законности:

- контроль – проверка деятельности подчиненных органов:

× государственный – осуществляется уполномоченными органами государства (парламентский, межотраслевой, внутриведомственный)

× общественный – осуществляется уполномоченными органами (профсоюзы)

- надзор – наблюдение за точным и неукоснительным соблюдением законов органами государства, местного самоуправления, должностными лицами, общественными организациями и гражданами

Надзор осуществляется только государственными органами в отношении неподчиненных органов и не связан с вмешательством в их деятельность. Виды надзора: судебный, прокурорский, административный.

- обжалование – граждане и объединения граждан могут подать жалобу на незаконные решения и действия органов государства и местного самоуправления

Государственная власть

Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, - это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть.

Вообще власть – это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными).

 Государственная власть - это способ управления обществом, для которого характерна опора на аппарат принуждения.

Признаки государственной власти:

1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени принуждение.

2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна.

3) Государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются нормами КП, иным законодательством.

4) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом.

! В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). У них есть свои парламенты, правительство иногда – своих президентов. Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).

Пробелы в праве

Пробел в позитивном праве - это полное или частичное отсутствие правовых установлений (норм), необходимость которых обусловлена развитием социальной жизни и потребностям практического решения дел.

! Важно отличать от «ошибки в праве» (неверная оценка объективно существующих условий и появление на этой основе законодательной воли, которую стоило бы отразить в правовых актах.

К причинам (объективным, субъективным) возникновения пробелов в праве относят:

1) Развитие общественных отношений в сфере правового регулирования;

2) Недостатки законодательной техники;

Способы преодоления пробелов в праве (методы их оперативного преодоления): аналогия закона (решение юридического дела, применяя к общественным отношениям закон, регулирующий сходные отношения)и аналогия права (решение юридического дела, на основе общих принципов права).

В таких отраслях права как административное право, уголовное право институт аналогии не допускается («нет преступления и наказания, нет проступка и взыскания - без указания на то в законе»). В гражданском праве к институту аналогии прямое отношение имеет ст.4 ГК Украины, в которой, в частности, говорится о том, что гражданские права и обязанности могут возникать из действий, которые «хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности». Например, действительны договоры консигнации (разновидность договоров комиссионной продажи товаров), хотя в ГК Украины нет такого понятия «договор консигнации».

Происхождение государства и права

Мартышин пишет, что «происхождение государства – это институционализация отношений на базе эмоционального единства власти и подвластных».

Факторы, повлиявшие на возникновение государства:

· Производство

· Демография (увеличение численности населения ведет к усложнению социальных процессов, следовательно, община не справляется)

· Формирование этноса и этнической культуры

· Война

· Психология
дифференциация и институционализация общества

· Духовная культура

Простейшая форма этнической общности, племя, существовала на стадии первобытной общины, характеризуется прежде всего кровнородственной связью между ее членами. Народность – культурно-историческая общность, члены которой имеют тесную связь между собой не на базе кровного родства, а благодаря общим ценностям (язык, хозяйство, духовная культура). Нация складывается из племен и народностей на основе формирования капитализма и образования внутреннего рынка.

Теории происхождения государства

Теория насилия Гумплович, Каутский, Бакунин Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым стало государство. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классе. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Государство – не итог внутреннего развития, а навязанная ему извне сила.
Теологическая Августин Блаженный, Фома Аквинский, Бердяев Бог – творец всего сущего, все в мире определяется божьим промыслом. Основатель государства –Каин, убивший Авеля, исток власти – братоубийство и кровь.
Общественного договора Гоббс, Гроций, Локк, Кант, Радищев Первоначально каждый имел право наказывать преступника и быть исполнителем закона природы; это ввергало общество в состояние «войны всех против всех». Люди объединяются и учреждают государство для обеспечения безопасности. ! Некоторые считают ее неверной, т.к. реального договора как бумажного документа не было.
Классовой борьбы Маркс, Энгельс, Баховен В основе общественного развития лежит экономика. Одним из основных продуктов классовой борьбы является государство, которое с точки зрения марксизма есть «машина для подавления одного класса другим», то есть аппарат для поддержания внутри общества порядков, пригодных и выгодных господствующему классу.
цивилизация варварство дикость
Присваивающее хозяйство Развитие производства и земледелия Промышленность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.113 с.)