Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российское природоохранное законодательство.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы правительственные нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция, в которой декларируются права человека на благоприятную окружающую среду, отражаются положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Ключевым экологическим законом России является Закон «Об охране окружающей природной среды», вступивший в действие 3 марта 1992 года. В его 15 разделах отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации. Из 94 статей Закона главные его положения явились основой для других нормативных природоохранных актов. Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в 1 разделе Закона. Впервые четковыражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспеченияблагоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения приосуществлении любой деятельности, оказывающей воздействие на природу.Согласно этому разделу Закона объектами охраны являются естественныеэкологические системы, озоновый слой атмосферы, а также Земля, ее недра,поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и инаярастительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд,природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие растения и животные. Компетенция государственных органов в экологической области определена в нескольких статьях 1-го раздела Закона. Эти статьи являются основой для построения системы управления охраной природы в России. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду закреплено во 2-ом разделе Закона. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, которое обеспечивается планированием, управлением, нормированием и госконтролем качества среды, страхованием граждан, возмещением им ущерба здоровью, нанесенному за счет загрязнения природной среды или иных вредных воздействий. Каждый гражданин имеет право участвовать в общественных экологических объединениях и движениях, которые имеют государственные гарантии предоставленных им прав в области охраны среды. Экономический механизм охраны среды (3-й раздел) – основной в Законе «Об охране окружающей природной среды». В нем раскрывается принцип платности за природопользование и загрязнение среды. Нормирование качества окружающей среды и порядок государственной экологической экспертизы, установленные в разделах 4 и 5,позволяют обеспечить государственное воздействие наприродопользователей. Уровни предельно допустимых воздействий наокружающую среду по всем их видам должны утверждаться специальноуполномоченными органами РФ в области охраны среды и санитарно-эпидемиологического надзора. Экологический контроль согласию Закону (раздел10) является системным и состоит из государственного, производственного и общественного. Государственный контроль должен осуществляться как органами власти, так и специально уполномоченными органами. Оптимальным решением является скоординированный контроля представителями обоих органов. Отдельный раздел Закона (раздел15) посвящен международному сотрудничеству в области охраны среды. Экологическая политика РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на современном этапе должна базироваться на программных документах, принятых в 1992г. На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, а также на указе Президента РФ «Об утверждении концепции перехода РФ к устойчивому экономическому развитию»(1996г.). Основные направления экологической политики России следующие: 1. Последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории; 2. Последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения; 3. Восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях) генетического фонда животного и растительного мира; 4. Рациональное использование всего природоресурсного потенциала России. Реализация перечисленных направлений должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области экологии и природопользования. Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться механизмом управления в единую систему. По-видимому, наряду с основами природоохранного законодательства, необходим экологический кодекс, который перевел бы правовые экологические нормы в ранг моральных ценностей и имел бы нравственную направленность и воспитательное значение. 3. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Сначала меры по защите природы были внутренним делом каждого государства, создавались специальные органы: комитет по охране окружающей среды (ФРГ), Министерство по охране окружающей среды (Великобритания, Франция), Агентство по защите окружающей среды (США). По мере увеличения угрозы безопасности биосферы и осознания того, что природа не знает границ, оживляется международная природоохранения деятельность. В 1948 году по инициативе ЮНЕСКО был создан Международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП). Сегодня в нем принимает участие 75 стран мира, в деятельности которых важнейшими задачами являются: сохранение среды обитания и рациональное использование ресурсов планеты. В мире действует ряд заключенных договоров и программ по охране окружающей среды. В 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву, где обеспечиваются меры по защите и сохранению и сохранению морской среды, Мирового океана и его ресурсов. Необходимость уделять внимание охране окружающей среды сегодня признана большинством правительств мира. Этому способствовала деятельность международных организаций, выступающих под эгидой ООН, в первую очередь созданной в декабре 1972 г. Генеральной Ассамблеей Программы ООН по окружающей среде – ЮНЕП (United Nations Environment). Штаб-квартира этой организации находится в столице Кении – Найроби. Задачей ЮНЕП является координация деятельности других организаций по охране окружающей среды, а не осуществление собственных акций в этой области. Ярким примером принятой стратегии стала реализация одной из программ ЮНЕП по созданию Глобальной системы наблюдения, предназначенной фиксировать изменения в биосфере. Большую роль в разработке международным сообществом стратегии достижения экологической безопасности играет Римский клуб. Это неправительственная организация, объединяющая около 100 членов из различных стран мира: предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и культуры. Он был создан в 1968 г. по инициативе вице-президента компании «Оливетти», члена административного совета компании «ФИАТ» Аурелио Печчеи. В 1970 г. ЮНЕСКО принята специальная программа «Человек и биосфера», которая предусматривает исследование воздействия людей на биосферу и влияние этих изменений на самих людей в различных районах мира. ЮНЕСКО является и организатором международного сотрудничества в экологическом образований. Существуют также и межправительственные проекты по проблемам экологии севера, Балтийскому морю, «Парижская хартия новой Европы» и другие. Создано u1090 тЕвропейское агентство по окружающей среде (ЕАОС). В настоящее время существуют 140 международных правовых документов в области охраны природы. 1990г. Было заявлено о создании советско- американского парка в Беринговом проливе («Беринги»), который будет представлять уникальное природное и культурное наследие Аляски и Сибири. Существенный вклад в решение экологических проблем вносят многочисленные неправительственные организации: Всемирная федерация по охране животных, «Кильский клуб» и другие. 1992г. в Рио де Жанейро состоялась международная конференция по охране окружающей среды. Здесь представителями многих стран мира была принята концепция устойчивого развития цивилизации – план действия на 21в. Экологическое развитие и безопасность должны стать главной тенденцией современного развития экономический рост должен уступить им первенство. Под устойчивым развитием понимается такая модель развития, при которой удовлетворяются основные жизненные потребности нынешнего и последующих поколений, создаются условия для самореализации. Основные принципы концепции устойчивого развития: - люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; - сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам будущих поколений; - защита окружающей среды должна составлять часть процесса развития; - мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы. Экологическое движение. В структуре современного экологического движения в России следует отметить три существенных элемента: -формирование экологического сознания; -развитие организационных форм экологического движения; -наличие различных путей и методов реализации задач, поставленных экологическим движением. 1. Формирование экологического сознания. Любое общественное движение носит осмысленный и целеустремленный характер. У истоков формирования экологического миропонимания находились идеи консервативной охраны природы. В период интенсивного использования природных ресурсов в нашей стране в обществе закрепилось потребительское отношение к природе. Объективно это поддерживалось правительством, исходя из понимания того, что территория России огромна, а ее природные богатства – неисчислимы. 2. Развитие организационных форм экологического движения. Практика экологического движения в России выработала несколько организационных форм, в числе которых: общества, союзы, фонды, ассоциации, политические партии. Самостоятельные организации: клубы, патрули, дружины, коммерческие кооперативы, частные предприятия и организации по оказанию экологических услуг. Земельное движение – решает вопросы от охраны природы до возрождения национальных и исторических ценностей. В 1993 оно сформировалось как партия. Однако слабая поддержка избирателей пока не позволяет этой партии принимать участие в выборах. Накануне выборов в Государственную Думу шестого созыва на фоне политической борьбы появилось экологическое движение КЕДР. Его задачи не ограничивались только экологией. Однако и оно не получило большинства на выборах. 3.Наличие путей и методов реализации задач, поставленных экологическим движением. По профилю деятельности общественные образования экологического движения в России могут быть комплексными и специальными. Комплексные – занимаются охраной окружающей природной среды, в том числе и других выполняемых ими функций. Специальные – выполняют лишь одну экологическую функцию. По территориальному признаку общественные экологические организации подразделяются на федеральные, республиканские, региональные, городские и др. Различия в деятельности общественных образований экологического движения по профилю необходимо правильно увязывать с существующими методами экологической работы. Несмотря на многообразие форм экологического движения, цели у них общие: -содействие решению природоохранных проблем, стоящих перед обществом; -пропаганда экологических знаний; -развитие экологического воспитания и образования; -общественный природоохранный контроль. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» общественные организации экологического профиля решают следующие задачи: -разрабатывают, утверждают и обнародуют свои экологические программы; -участвуют в борьбе с экологическими правонарушениями; -участвуют в проведении государственной экологической экспертизы отдельных предприятий. Они также вправе требовать предоставления экологической информации и разъяснения назначения и целей то или иной государственной экологической экспертизы. Одним из методов решения задач, поставленных экологическим движением, является организация забастовок, собраний, митингов, референдумов по вопросам охраны окружающей среды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.155 (0.008 с.) |