Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие христианства на Руси и его значение

Поиск

На­чало прав­ле­ния Вла­дими­ра Свя­тос­ла­вича. За­щита Ру­си от ко­чев­ни­ков. Пос­ле ги­бели Свя­то­сла­ва в Ки­еве на­чалась усо­бица меж­ду тре­мя его сы­новьями. В хо­де усо­бицы власть в 980 г. зах­ва­тил князь Вла­димир, пра­вив­ший до то­го в Нов­го­роде. Он был сы­ном Свя­тос­ла­ва от ра­быни Ма­луши.

Вла­димир во­шел в ис­то­рию как круп­нейший го­сударст­вен­ный де­ятель ран­не­го пе­ри­ода рус­ской ис­то­рии. Не­даром он стал ге­ро­ем на­род­ных бы­лин, ус­тно пе­реда­вав­шихся от по­коле­ния к по­коле­нию до ХIХ—ХХ вв.

На­чало прав­ле­ния Вла­дими­ра бы­ло оз­на­мено­вано опус­то­шительны­ми на­бега­ми на Русь пе­чене­гов. По при­казу кня­зя на юж­ных ру­бежах на­чали со­ору­жать у­креп­ле­ния для за­щиты — за­секи. К сто­роже­вой служ­бе прив­ле­кались луч­шие во­ины со всей Ру­си. На­род­ные вос­по­мина­ния об этих со­быти­ях лег­ли в ос­но­ву бы­лин о бо­гаты­рях — за­щит­ни­ках род­ной зем­ли.

Вла­димир не раз воз­глав­лял по­ходы про­тив пе­чене­гов, ус­пешно во­евал и с за­пад­ны­ми со­седя­ми — Польшей, ли­тов­ски­ми пле­мена­ми. За­пад­ные гра­ницы Ру­си бы­ли зна­чительно раз­дви­нуты.

Кре­щение Ру­си. Глав­ные со­бытия прав­ле­ния Вла­дими­ра свя­заны с вве­дени­ем на Ру­си хрис­ти­ан­ской ре­лигии.

Хрис­ти­анс­тво на­чало про­никать на Русь в IХ в. Не­кото­рые уче­ные пред­по­лага­ют, что хрис­ти­ани­ном был еще ки­ев­ский князь Ас­кольд, уби­тый Оле­гом в 882 г. Хрис­ти­ане сос­тавля­ли часть дру­жины кня­зя Иго­ря. Рас­простра­нению хрис­ти­анс­тва спо­собс­тво­вала кня­гиня Ольга. Од­на­ко Вла­димир бо­рол­ся за Ки­ев при под­дер­жке языч­ни­ков. По­это­му пер­во­начально он стре­мил­ся уси­лить по­зиции язы­чес­ких культов, од­новре­мен­но пы­та­ясь прис­по­собить их для нужд еди­ного го­сударс­тва. В 980 г. Вла­димир по­велел пос­та­вить в Ки­еве идо­лов шес­ти язы­чес­ких бо­гов во гла­ве с бо­гом гро­ма и мол­нии Пе­руном, ко­торый счи­тал­ся пок­ро­вите­лем кня­зей и дру­жин­ни­ков. Од­на­ко вве­ден­ный им пан­те­он не мог стать обя­зательным для всех зе­мель Древ­не­рус­ско­го го­сударс­тва, в раз­ных час­тях ко­торо­го про­дол­жа­ли пок­ло­няться сво­им бо­гам.

Стре­мясь у­кре­пить единс­тво Ру­си, Вла­димир при­шел к мыс­ли о при­нятии мо­ноте­ис­ти­чес­кой ре­лигии. Как по­вес­тву­ет ле­топись, он выс­лу­шал про­повед­ни­ков ис­ла­ма, и­уда­из­ма, за­пад­но­го (рим­ско­го) и вос­точно­го (ви­зан­тийско­го) хрис­ти­анс­тва и ос­та­новил свой вы­бор на пос­леднем.

С Ви­зан­ти­ей Русь дав­но свя­зыва­ли проч­ные от­но­шения. Прав­да, не­кото­рые ис­то­рики от­ме­ча­ют, что хрис­ти­анс­тво (тог­да еще не раз­де­лен­ное окон­ча­тельно на ка­толи­чес­тво и пра­вос­ла­вие) про­ника­ло на Русь не только из Кон­стан­ти­нопо­ля, но и из го­сударств юж­ных и за­пад­ных сла­вян, а воз­можно, и из дру­гих мест.

Монеты князя Владимира

В ле­топи­си «По­весть вре­мен­ны́х лет» в свя­зи с кре­щени­ем Ру­си со­дер­жится рас­сказ о по­ходе Вла­дими­ра на ви­зан­тийский го­род Кор­сунь (Хер­со­нес) в Кры­му. Этот по­ход стал от­ве­том ки­ев­ско­го кня­зя на на­руше­ние им­пе­ри­ей ус­ло­вий до­гово­ра: князь по­мог двум пра­вив­шим тог­да им­пе­рато­рам спра­виться с мя­тежом, а те от­ка­зались, как обе­щали, дать в же­ны Вла­дими­ру свою сес­тру Ан­ну. В 988 г. пос­ле дли­тельной оса­ды Вла­димир взял Кор­сунь при под­дер­жке сво­их сто­рон­ни­ков внут­ри го­рода. За воз­вра­щение Кор­су­ни им­пе­рии он пред­ло­жил вы­пол­нить ус­ло­вия преж­не­го до­гово­ра. Ра­нее в Ви­зан­тии не бы­ло слу­чая бра­ка с инос­тран­цем прин­цессы, ро­див­шейся от им­пе­рато­ра в пе­ри­од его на­хож­де­ния на тро­не. Од­на­ко ви­зан­тийцы бы­ли вы­нуж­де­ны от­пра­вить Ан­ну в Кор­сунь, пот­ре­бовав, в свою оче­редь, кре­щения же­ниха.

Княжеская дружина в походе. Миниатюра

Вла­димир крес­тился сам и крес­тил дру­жину. Вер­нувшись в Ки­ев, он при­казал крес­титься всем жи­телям го­рода. За­тем на­чалось кре­щение дру­гих го­родов и сельской мес­тнос­ти. В ря­де мест, нап­ри­мер в Нов­го­роде, вве­дение но­вой ре­лигии выз­ва­ло вос­ста­ние.

Пер­во­начально хрис­ти­ани­зация Ру­си но­сила во мно­гом фор­мальный ха­рак­тер. Внеш­нее сле­дова­ние цер­ковным об­ря­дам соп­ро­вож­да­лось тайным или да­же от­кры­тым ис­полне­ни­ем об­ря­дов язы­чес­ких (дво­еве­рие). Но поз­же пра­вос­ла­вие, вклю­чив в се­бя мно­гие чер­ты язы­чес­тва, ста­ло од­ной из ос­нов жиз­ни рус­ско­го об­щес­тва.

За­рож­де­ние и раз­ви­тие не­равенс­тва, раз­де­ление на­селе­ния на бо­гатых и бед­ных, на пра­вящих и уп­равля­емых, на раз­ные со­ци­альные груп­пы тре­бова­ло сво­его обос­но­вания. Идеи хрис­ти­анс­тва о том, что бо­гатс­тво и бед­ность, счастье и нес­частье ис­хо­дят от Бо­га, спо­собс­тво­вали час­тично­му при­мире­нию не­довольных с из­ме­нив­ши­мися ус­ло­ви­ями жиз­ни. Хрис­ти­анс­тво да­вало лю­дям на­деж­ду на бла­женс­тво пос­ле смер­ти в слу­чае пра­вед­ной жиз­ни на зем­ле. Так­же оно при­вива­ло важ­ные нравс­твен­ные нор­мы: гу­ман­ное от­но­шение ко всем лю­дям, осо­бен­но к жен­щи­нам и де­тям, сла­бым и убо­гим, учи­ло че­ловеч­ности. Все это спо­собс­тво­вало сгла­жива­нию кон­флик­тов в об­щес­тве и тем са­мым ус­ко­ряло его раз­ви­тие.

Вве­дение мо­ноте­ис­ти­чес­кой ре­лигии спо­собс­тво­вало у­креп­ле­нию го­сударст­вен­ной влас­ти (один Бог на не­бе — один го­сударь на зем­ле).

Рус­ская пра­вос­лавная цер­ковь. С кре­щени­ем на Русь приш­ла цер­ковная ор­га­низа­ция. Ее пер­во­начальная ис­то­рия ма­ло­из­вес­тна. Пер­вые ле­топи­си ни­чего не со­об­ща­ют о гла­ве Рус­ской цер­кви при кня­зе Вла­дими­ре и сра­зу пос­ле не­го. Пред­по­лага­ет­ся, что в ро­ли та­кого гла­вы выс­ту­пал свя­щен­ник цер­кви Ус­пе­ния Бо­горо­дицы в Ки­еве. Этот пер­вый на Ру­си ка­мен­ный храм был за­ложен Вла­дими­ром. Он по­лучил наз­ва­ние Де­сятин­ная цер­ковь, пос­кольку князь рас­по­рядил­ся да­вать для его со­дер­жа­ния де­сятую часть сво­их до­ходов.

Лишь в 1037 г. в Ки­еве по­явил­ся пер­вый мит­ро­полит всея Ру­си, прис­ланный пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­нопо­ля. Мит­ро­поли­ту под­чи­нялись епис­ко­пы, а тем — при­ход­ские свя­щен­ни­ки.

Важ­ную роль ста­ли иг­рать мо­нас­ты­ри. Са­мым из­вес­тным из них был Ки­ево-Пе­чер­ский мо­нас­тырь, ос­но­ван­ный в се­реди­не XI в. мо­нахом Ан­то­ни­ем. Мо­нас­ты­ри прев­ра­тились в цен­тры рас­простра­нения гра­мот­ности, при них, как и при круп­ных хра­мах, соз­да­вались ле­топи­си, от­кры­вались больни­цы, бо­гадельни. Мо­нас­ты­ри, как пра­вило, ве­ли об­разцо­вое хо­зяйство. Мно­гие из них пос­те­пен­но прев­ра­тились в круп­ных собс­твен­ни­ков зе­мель.

С кре­щени­ем свя­зано раз­ви­тие прос­ве­щения и культу­ры на Ру­си. При кня­зе Вла­дими­ре в Ки­еве от­кры­лись пер­вые шко­лы. Все ши­ре рас­простра­нялась письмен­ность, соз­данная для сла­вян в IX в. прос­ве­тите­лями Ки­рил­лом и Ме­фоди­ем. Вмес­те с тем кре­щение ве­ло к унич­то­жению мно­гих па­мят­ни­ков культу­ры вре­мен язы­чес­тва.

Кре­щение спо­собс­тво­вало по­выше­нию меж­ду­народ­но­го ав­то­рите­та Ру­си в ее от­но­шени­ях с дру­гими хрис­ти­ан­ски­ми стра­нами. У­кре­пились свя­зи меж­ду Русью и Ви­зан­ти­ей — са­мым раз­ви­тым го­сударс­твом хрис­ти­ан­ско­го ми­ра тех вре­мен.

Глав­ное зна­чение кре­щения Ру­си сос­то­яло в по­яв­ле­нии иде­оло­гии, со­от­ветс­тву­ющей но­вому сос­то­янию об­щес­тва.

Вопросы и задания

1. По­чему кня­зя Вла­дими­ра счи­та­ют од­ним из круп­нейших де­яте­лей ис­то­рии Рос­сии? Ка­кие действия кня­зя спо­собс­тво­вали у­креп­ле­нию го­сударс­тва Русь?

2. Как Вла­димир пы­тал­ся ис­пользо­вать язы­чес­тво для у­креп­ле­ния сво­ей влас­ти? По­чему эта по­пыт­ка ока­залась не­удач­ной?

3. Пе­речис­ли­те глав­ные при­чины Кре­щения Ру­си. Опи­шите его ход.

4. Под­го­товьте со­об­ще­ние о цер­ковной ор­га­низа­ции и мо­нас­ты­рях в Древ­ней Ру­си.

5. Ка­кое вли­яние на дальнейшую ис­то­рию Рос­сии име­ло при­нятие хрис­ти­анс­тва в его пра­вос­лавном ва­ри­ан­те? Ис­пользуя Ин­тернет, под­бе­рите выс­ка­зыва­ния из­вес­тных лю­дей по это­му воп­ро­су.

 

 

Общество Древней Руси

Сис­те­ма уп­равле­ния. Цен­тральное мес­то в сис­те­ме уп­равле­ния Рус­ским го­сударс­твом за­нимал ве­ликий князь. Он был не только пра­вите­лем, но и выс­шим судьей, пред­во­дите­лем войска. В под­чи­нен­ные об­ласти (уде­лы) ки­ев­ский князь рас­сы­лал на­мес­тни­ками сво­их сы­новей. Каж­дый удельный князь был пол­ноправ­ным пра­вите­лем сво­ей зем­ли, од­на­ко часть до­ходов с нее дол­жен был по­сылать в Ки­ев и вы­пол­нять все по­веле­ния Ки­ев­ско­го кня­зя.

Князь Вла­димир и его сы­новья пра­вили, опи­ра­ясь на по­мощь дру­жин. Дру­жин­ни­ки де­лились на стар­ших и млад­ших. Стар­шие дру­жин­ни­ки — бо­яре — бы­ли со­вет­ни­ками кня­зя, с ни­ми он об­суждал воп­ро­сы уп­равле­ния. Так воз­никла Бо­яр­ская ду­ма.

При при­нятии важ­нейших ре­шений Вла­димир со­вето­вал­ся так­же со « стар­ца­ми град­ски­ми », т.е. с вы­бор­ны­ми гла­вами на­род­но­го са­мо­уп­равле­ния в го­родах. Эти стар­цы, оче­вид­но, из­би­рались на ве­че. Без под­дер­жки ве­че князь не мог со­вер­шить ни од­но серьез­ное действие. В дальнейшем роль на­род­но­го соб­ра­ния еще больше воз­раста­ла.

Со­ци­альная струк­ту­ра об­щес­тва. С XI в. на Ру­си на­чина­ет скла­дываться но­вая со­ци­альная струк­ту­ра, ха­рак­терная для ран­несред­не­веко­вого об­щес­тва.

В ка­чес­тве пла­ты за служ­бу князья ста­ли раз­да­вать сво­им бо­ярам зем­ли с крестьяна­ми. Та­кие зе­мельные вла­дения — вот­чи­ны — пе­реда­вались по нас­ледс­тву от от­ца к сы­ну. По­мимо по­луче­ния зем­ли от кня­жес­кой влас­ти, по мне­нию не­кото­рых ис­то­риков, су­щес­тво­вал и дру­гой ис­точник фор­ми­рова­ния выс­ше­го слоя бо­яр-вот­чинни­ков. Зна­чительная (а воз­можно, и по­дав­ля­ющая) часть бо­яр про­ис­хо­дила из сре­ды мес­тной зна­ти.

На зем­лях кня­зей и бо­яр тру­дились за­виси­мые от зем­левла­дельца крестьяне. Древ­не­рус­ские ис­точни­ки сох­ра­нили наз­ва­ния раз­личных ка­тего­рий за­виси­мого на­селе­ния: ря­дови­чи (зак­лю­чив­шие с зем­левла­дельцем до­говор — ряд — об ус­ло­ви­ях ра­боты), за­купы (тру­див­ши­еся за долг — ку­пу, — взя­тый у зем­левла­дельца). Спо­ры вы­зыва­ет ис­толко­вание ста­туса смер­дов. Не­кото­рые уче­ные счи­та­ют, что смерд — это наз­ва­ние лич­но сво­бод­ных крестьян, дру­гие по­лага­ют, что смер­ды на­ходи­лись в за­виси­мос­ти от зем­левла­дельцев. Ско­рее все­го, со­дер­жа­ние это­го тер­ми­на ме­нялось в за­виси­мос­ти от ис­то­ричес­ко­го пе­ри­ода и ре­ги­она.

Ос­новная мас­са сельско­го на­селе­ния Ру­си на­зыва­лась лю­ди. Они жи­ли вне вот­чин и нес­ли по­вин­ности в пользу го­сударс­тва.

В са­мом при­нижен­ном по­ложе­нии на­ходи­лись хо­лопы — ра­бы, в ос­новном из чис­ла во­ен­ноплен­ных. Прос­лойка хо­лопов бы­ла до­вольно зна­чительна, их труд ис­пользо­вал­ся в кня­жес­ких ре­мес­ленных мас­тер­ских, бы­ли и хо­лопы, «по­сажен­ные на зем­лю» и за­нимав­ши­еся сельским хо­зяйством. Ши­роко рас­простра­нена бы­ла тор­говля ра­бами. Од­на­ко зна­чение раб­ско­го тру­да в эко­номи­ке в це­лом бы­ло не­вели­ко.

Прав­ле­ние Ярос­ла­ва Муд­ро­го и его сы­новей. Князь Вла­димир Свя­тос­ла­вич умер в 1015 г. Меж­ду его сы­новьями на­чалась борьба за прес­тол. При­ем­ный сын Вла­дими­ра Свя­тополк Ока­ян­ный (сын его бра­та Яро­пол­ка) убил трех свод­ных братьев Бо­риса, Гле­ба и Свя­тос­ла­ва. Свя­тополк опи­рал­ся на по­мощь польско­го ко­роля, но по­тер­пел по­раже­ние от Ярос­ла­ва Вла­дими­рови­ча, ко­торый окон­ча­тельно ут­вердил­ся в Ки­еве в 1019 г.

Ярос­лав вел войны с Польшей, ли­тов­ски­ми и при­бал­тийски­ми пле­мена­ми. В 1036 г. под сте­нами Ки­ева он на­голо­ву раз­гро­мил пе­чене­гов и по­кон­чил с их на­бега­ми. Ав­то­ритет кня­зя был очень вы­сок во всей Ев­ро­пе, о чем го­ворят бра­ки его де­тей с пра­вите­лями мно­гих го­сударств. Не спра­шивая раз­ре­шения Кон­стан­ти­нопо­ля, Ярос­лав до­бил­ся из­бра­ния со­бором (съез­дом) рус­ских свя­щен­нослу­жите­лей пер­во­го мит­ро­поли­та из рус­ских — Ила­ри­она.

Ярос­лав ос­но­вал мно­гие го­рода (Ярос­лавль, Юрьев и др.), стро­ил хра­мы (Со­фийский со­бор в Ки­еве), его сын Вла­димир воз­вел Со­фийский со­бор в Нов­го­роде.

Ве­ликий князь пок­ро­ви­тельство­вал прос­ве­щению и сам от­ли­чал­ся об­ра­зован­ностью — от­сю­да его проз­ви­ще Муд­рый. При нем по­яви­лась пер­вая часть Рус­ской Прав­дыУс­тав Ярос­ла­ва, пер­вый письмен­ный за­кон на Ру­си.

Пе­ред смертью в 1054 г. Ярос­лав раз­де­лил зем­ли меж­ду сы­новьями. Изяс­лав по­лучил Ки­ев, Свя­то­слав — Чер­ни­гов, Все­волод — Пе­ре­яс­лавль. В 1068 г. братья по­тер­пе­ли по­раже­ние от но­вого гроз­но­го вра­га — по­лов­цев, по­явив­шихся в се­реди­не XI в. в сте­пях к югу от Ру­си. Уз­нав о по­раже­нии кня­зей, ки­ев­ля­не из­гна­ли Изяс­ла­ва. Прав­да, вско­ре Свя­тос­лав раз­бил по­лов­цев, а Изяс­лав вер­нулся в Ки­ев.

При Ярос­ла­вичах к 1072 г. бы­ла сос­тавле­на ос­новная часть Рус­ской Прав­ды. За­кон де­тально рег­ла­мен­ти­ровал по­ложе­ние раз­личных сло­ев на­селе­ния, а так­же на­каза­ния за прес­тупле­ния. В от­ли­чие от Ус­та­ва Ярос­ла­ва, но­вый за­кон не пре­дус­матри­вал кров­ной мес­ти со сто­роны родс­твен­ни­ков уби­того. Прес­тупник вып­ла­чивал штраф, раз­мер ко­торо­го за­висел от по­ложе­ния по­тер­певше­го в об­ще­стве.

В 1073 г. меж­ду братьями на­чались усо­бицы. Свя­тос­лав при под­дер­жке Все­воло­да из­гнал Изяс­ла­ва и сам сел в Ки­еве. Од­на­ко вско­ре он умер, а его сын Олег с по­мощью по­лов­цев на­чал борьбу с дру­гими князьями. С это­го вре­мени меж­до­усоб­ные войны кня­зей ста­ли поч­ти неп­ре­рыв­ны­ми. Они соп­ро­вож­да­лись на­бега­ми по­лов­цев.

Вла­димир Мо­номах. В хо­де кня­жес­ких усо­биц и борьбы с по­лов­ца­ми ши­рокую из­вес­тность при­об­рел пе­ре­яс­лав­ский князь Вла­димир Мо­номах, сын Все­воло­да Ярос­ла­вича. Он стал ини­ци­ато­ром про­веде­ния съез­дов кня­зей, на ко­торых они пы­тались уре­гули­ровать свои вза­имо­от­но­шения и сох­ра­нить единс­тво Ру­си.

Осо­бен­но важ­ны­ми ста­ли ре­шения съез­да в Лю­бече в 1097 г. На нем оп­ре­дели­ли, что князья ста­новят­ся нас­ледс­твен­ны­ми вла­дельца­ми сво­их зе­мель и не дол­жны стре­миться зах­ва­тить вла­дения родс­твен­ни­ков («каж­дый да дер­жит от­чи­ну свою»). Прав­да, Ки­ев про­дол­жал ос­та­ваться яб­ло­ком раз­до­ра, так как счи­тал­ся вла­дени­ем стар­ше­го в ро­ду. Но по ме­ре раз­вет­вле­ния кня­жес­кой ди­нас­тии оп­ре­делить бес­спор­ное стар­шинс­тво ста­ло не­воз­можно.

На Лю­беч­ском съез­де бы­ло ре­шено сов­мес­тно бо­роться с по­лов­ца­ми. В на­чале XII в. Вла­димир Мо­номах не раз до­бивал­ся ор­га­низа­ции об­щих по­ходов в степь. По­лов­цы по­тер­пе­ли нес­колько сок­ру­шительных по­раже­ний. Осо­бен­но круп­ны­ми бы­ли по­ходы 1103 и 1111 гг., ког­да дру­жины кня­зей гро­мили вра­га да­леко от гра­ниц Ру­си.

В ре­зульта­те де­ятельнос­ти Вла­дими­ра Мо­нома­ха об­ра­зова­лась сво­еоб­разная фе­дера­ция кня­жеств. Но­минальным гла­вой ее был ве­ликий князь ки­ев­ский. Од­на­ко пра­вив­ший в Ки­еве дво­юрод­ный брат Мо­нома­ха Свя­тополк Изяс­ла­вич не пользо­вал­ся вли­яни­ем ни сре­ди дру­гих кня­зей, ни в са­мом Ки­еве, где его счи­тали пок­ро­вите­лем гра­бив­ших на­род рос­товщи­ков. Пос­ле смер­ти Свя­топол­ка в 1113 г. в Ки­еве вспых­ну­ло вос­ста­ние. На ве­че ки­ев­ля­не приз­ва­ли на кня­жение Вла­дими­ра Мо­нома­ха. Но­вый ве­ликий князь ввел до­пол­ни­тельные статьи в Рус­скую Прав­ду, об­легчав­шие по­ложе­ние лю­дей, по­пав­ших в ка­балу к рос­товщи­кам.

В прав­ле­ние Вла­дими­ра Мо­нома­ха фе­дера­ция кня­жеств ста­ла больше по­ходить на еди­ное го­сударс­тво. Князья бес­пре­кос­ловно под­чи­нялись во­ле ки­ев­ско­го кня­зя. Про­дол­жая борьбу с по­лов­ца­ми, Мо­номах на вре­мя обес­пе­чил бе­зопас­ность юж­ных ру­бежей Ру­си.

Вла­димир Мо­номах умер в 1125 г. Ему нас­ле­довал сын Мстис­лав, ко­торо­го ле­топись на­зыва­ет Ве­ликим. До сво­ей смер­ти в 1132 г. Мстис­ла­ву уда­валось сох­ра­нить по­ложе­ние, су­щес­тво­вав­шее при его от­це. Од­на­ко ос­та­новить рас­пад Ру­си ста­ло уже не­воз­можно.

Вопросы и задания

1. Оха­рак­те­ризуйте сис­те­му уп­равле­ния в го­сударс­тве Русь. Ка­кую роль в уп­равле­нии стра­ной иг­ра­ло ве­че?

2. Опи­шите со­ци­альную струк­ту­ру древ­не­рус­ско­го об­щес­тва.

3. Дайте собс­твен­ную оцен­ку вкла­да Ярос­ла­ва Муд­ро­го в раз­ви­тие Ру­си. Ка­кие пос­ледс­твия име­ли усо­бицы сы­новей Ярос­ла­ва Муд­ро­го?

4. Дайте ха­рак­те­рис­ти­ку де­ятельнос­ти Вла­дими­ра Мо­нома­ха.

5. Ис­пользуя ма­тери­алы Ин­терне­та, срав­ни­те Русь с за­пад­но­ев­ро­пейски­ми го­сударс­тва­ми ран­не­го Сред­не­вековья. В чем сос­то­яли их об­щие чер­ты и раз­ли­чия.

Документ

Пох­ва­лы Ярос­ла­ву Муд­ро­му в ле­топи­си «По­весть вре­мен­ны́х лет»

За­ложил Ярос­лав го­род большой, у ко­торо­го сейчас Зо­лотые во­рота, за­ложил и цер­ковь, Свя­той Со­фии мит­ро­полию, а за­тем цер­ковь Свя­той Бо­горо­дицы Бла­гове­щения на Зо­лотых во­ротах, за­тем мо­нас­тырь Свя­того Ге­ор­гия и Свя­той Ири­ны. При нем на­чала ве­ра хрис­ти­ан­ская пло­диться и рас­простра­няться, и чер­но­риз­цы ста­ли мно­житься, а мо­нас­ты­ри по­яв­ляться. Лю­бил Ярос­лав цер­ковные ус­та­вы, по­пов очень жа­ловал, осо­бен­но же чер­но­риз­цев, и к кни­гам про­яв­лял усер­дие, час­то чи­тая их и ночью и днем. И соб­рал кни­гопис­цев мно­жес­тво, ко­торые пе­рево­дили с гре­чес­ко­го на сла­вян­ский язык. И на­писа­ли они мно­го книг, по ко­торым ве­ру­ющие лю­ди учат­ся и нас­лажда­ют­ся уче­ни­ем бо­жес­твен­ным. Как бы­ва­ет, что один зем­лю рас­па­шет, дру­гой же за­се­ет, а третьи по­жина­ют и едят пи­щу не­ос­ку­дева­ющую, так и здесь. Отец ведь его Вла­димир зем­лю вспа­хал и раз­мягчил, то есть кре­щени­ем прос­ве­тил. Этот же за­се­ял книж­ны­ми сло­вами сер­дца ве­ру­ющих лю­дей, а мы по­жина­ем, уче­ние по­лучая книж­ное.

Вопросы к документу

1. За ка­кие зас­лу­ги хва­лит Ярос­ла­ва Муд­ро­го ле­топи­сец? По­чему вни­мание ле­топис­ца сос­ре­дото­чен­но имен­но на этих де­яни­ях кня­зя?

2. С ка­кой целью Ярос­лав Муд­рый спо­собс­тво­вал раз­ви­тию книж­но­го де­ла?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.012 с.)