Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принятие христианства на Руси и его значениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало правления Владимира Святославича. Защита Руси от кочевников. После гибели Святослава в Киеве началась усобица между тремя его сыновьями. В ходе усобицы власть в 980 г. захватил князь Владимир, правивший до того в Новгороде. Он был сыном Святослава от рабыни Малуши. Владимир вошел в историю как крупнейший государственный деятель раннего периода русской истории. Недаром он стал героем народных былин, устно передававшихся от поколения к поколению до ХIХ—ХХ вв. Начало правления Владимира было ознаменовано опустошительными набегами на Русь печенегов. По приказу князя на южных рубежах начали сооружать укрепления для защиты — засеки. К сторожевой службе привлекались лучшие воины со всей Руси. Народные воспоминания об этих событиях легли в основу былин о богатырях — защитниках родной земли. Владимир не раз возглавлял походы против печенегов, успешно воевал и с западными соседями — Польшей, литовскими племенами. Западные границы Руси были значительно раздвинуты. Крещение Руси. Главные события правления Владимира связаны с введением на Руси христианской религии. Христианство начало проникать на Русь в IХ в. Некоторые ученые предполагают, что христианином был еще киевский князь Аскольд, убитый Олегом в 882 г. Христиане составляли часть дружины князя Игоря. Распространению христианства способствовала княгиня Ольга. Однако Владимир боролся за Киев при поддержке язычников. Поэтому первоначально он стремился усилить позиции языческих культов, одновременно пытаясь приспособить их для нужд единого государства. В 980 г. Владимир повелел поставить в Киеве идолов шести языческих богов во главе с богом грома и молнии Перуном, который считался покровителем князей и дружинников. Однако введенный им пантеон не мог стать обязательным для всех земель Древнерусского государства, в разных частях которого продолжали поклоняться своим богам. Стремясь укрепить единство Руси, Владимир пришел к мысли о принятии монотеистической религии. Как повествует летопись, он выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (римского) и восточного (византийского) христианства и остановил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения. Правда, некоторые историки отмечают, что христианство (тогда еще не разделенное окончательно на католичество и православие) проникало на Русь не только из Константинополя, но и из государств южных и западных славян, а возможно, и из других мест. Монеты князя Владимира В летописи «Повесть временны́х лет» в связи с крещением Руси содержится рассказ о походе Владимира на византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. Этот поход стал ответом киевского князя на нарушение империей условий договора: князь помог двум правившим тогда императорам справиться с мятежом, а те отказались, как обещали, дать в жены Владимиру свою сестру Анну. В 988 г. после длительной осады Владимир взял Корсунь при поддержке своих сторонников внутри города. За возвращение Корсуни империи он предложил выполнить условия прежнего договора. Ранее в Византии не было случая брака с иностранцем принцессы, родившейся от императора в период его нахождения на троне. Однако византийцы были вынуждены отправить Анну в Корсунь, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Княжеская дружина в походе. Миниатюра Владимир крестился сам и крестил дружину. Вернувшись в Киев, он приказал креститься всем жителям города. Затем началось крещение других городов и сельской местности. В ряде мест, например в Новгороде, введение новой религии вызвало восстание. Первоначально христианизация Руси носила во многом формальный характер. Внешнее следование церковным обрядам сопровождалось тайным или даже открытым исполнением обрядов языческих (двоеверие). Но позже православие, включив в себя многие черты язычества, стало одной из основ жизни русского общества. Зарождение и развитие неравенства, разделение населения на богатых и бедных, на правящих и управляемых, на разные социальные группы требовало своего обоснования. Идеи христианства о том, что богатство и бедность, счастье и несчастье исходят от Бога, способствовали частичному примирению недовольных с изменившимися условиями жизни. Христианство давало людям надежду на блаженство после смерти в случае праведной жизни на земле. Также оно прививало важные нравственные нормы: гуманное отношение ко всем людям, особенно к женщинам и детям, слабым и убогим, учило человечности. Все это способствовало сглаживанию конфликтов в обществе и тем самым ускоряло его развитие. Введение монотеистической религии способствовало укреплению государственной власти (один Бог на небе — один государь на земле). Русская православная церковь. С крещением на Русь пришла церковная организация. Ее первоначальная история малоизвестна. Первые летописи ничего не сообщают о главе Русской церкви при князе Владимире и сразу после него. Предполагается, что в роли такого главы выступал священник церкви Успения Богородицы в Киеве. Этот первый на Руси каменный храм был заложен Владимиром. Он получил название Десятинная церковь, поскольку князь распорядился давать для его содержания десятую часть своих доходов. Лишь в 1037 г. в Киеве появился первый митрополит всея Руси, присланный патриархом Константинополя. Митрополиту подчинялись епископы, а тем — приходские священники. Важную роль стали играть монастыри. Самым известным из них был Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI в. монахом Антонием. Монастыри превратились в центры распространения грамотности, при них, как и при крупных храмах, создавались летописи, открывались больницы, богадельни. Монастыри, как правило, вели образцовое хозяйство. Многие из них постепенно превратились в крупных собственников земель. С крещением связано развитие просвещения и культуры на Руси. При князе Владимире в Киеве открылись первые школы. Все шире распространялась письменность, созданная для славян в IX в. просветителями Кириллом и Мефодием. Вместе с тем крещение вело к уничтожению многих памятников культуры времен язычества. Крещение способствовало повышению международного авторитета Руси в ее отношениях с другими христианскими странами. Укрепились связи между Русью и Византией — самым развитым государством христианского мира тех времен. Главное значение крещения Руси состояло в появлении идеологии, соответствующей новому состоянию общества. Вопросы и задания 1. Почему князя Владимира считают одним из крупнейших деятелей истории России? Какие действия князя способствовали укреплению государства Русь? 2. Как Владимир пытался использовать язычество для укрепления своей власти? Почему эта попытка оказалась неудачной? 3. Перечислите главные причины Крещения Руси. Опишите его ход. 4. Подготовьте сообщение о церковной организации и монастырях в Древней Руси. 5. Какое влияние на дальнейшую историю России имело принятие христианства в его православном варианте? Используя Интернет, подберите высказывания известных людей по этому вопросу.
Общество Древней Руси Система управления. Центральное место в системе управления Русским государством занимал великий князь. Он был не только правителем, но и высшим судьей, предводителем войска. В подчиненные области (уделы) киевский князь рассылал наместниками своих сыновей. Каждый удельный князь был полноправным правителем своей земли, однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев и выполнять все повеления Киевского князя. Князь Владимир и его сыновья правили, опираясь на помощь дружин. Дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники — бояре — были советниками князя, с ними он обсуждал вопросы управления. Так возникла Боярская дума. При принятии важнейших решений Владимир советовался также со « старцами градскими », т.е. с выборными главами народного самоуправления в городах. Эти старцы, очевидно, избирались на вече. Без поддержки вече князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль народного собрания еще больше возрастала. Социальная структура общества. С XI в. на Руси начинает складываться новая социальная структура, характерная для раннесредневекового общества. В качестве платы за службу князья стали раздавать своим боярам земли с крестьянами. Такие земельные владения — вотчины — передавались по наследству от отца к сыну. Помимо получения земли от княжеской власти, по мнению некоторых историков, существовал и другой источник формирования высшего слоя бояр-вотчинников. Значительная (а возможно, и подавляющая) часть бояр происходила из среды местной знати. На землях князей и бояр трудились зависимые от землевладельца крестьяне. Древнерусские источники сохранили названия различных категорий зависимого населения: рядовичи (заключившие с землевладельцем договор — ряд — об условиях работы), закупы (трудившиеся за долг — купу, — взятый у землевладельца). Споры вызывает истолкование статуса смердов. Некоторые ученые считают, что смерд — это название лично свободных крестьян, другие полагают, что смерды находились в зависимости от землевладельцев. Скорее всего, содержание этого термина менялось в зависимости от исторического периода и региона. Основная масса сельского населения Руси называлась люди. Они жили вне вотчин и несли повинности в пользу государства. В самом приниженном положении находились холопы — рабы, в основном из числа военнопленных. Прослойка холопов была довольно значительна, их труд использовался в княжеских ремесленных мастерских, были и холопы, «посаженные на землю» и занимавшиеся сельским хозяйством. Широко распространена была торговля рабами. Однако значение рабского труда в экономике в целом было невелико. Правление Ярослава Мудрого и его сыновей. Князь Владимир Святославич умер в 1015 г. Между его сыновьями началась борьба за престол. Приемный сын Владимира Святополк Окаянный (сын его брата Ярополка) убил трех сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава. Святополк опирался на помощь польского короля, но потерпел поражение от Ярослава Владимировича, который окончательно утвердился в Киеве в 1019 г. Ярослав вел войны с Польшей, литовскими и прибалтийскими племенами. В 1036 г. под стенами Киева он наголову разгромил печенегов и покончил с их набегами. Авторитет князя был очень высок во всей Европе, о чем говорят браки его детей с правителями многих государств. Не спрашивая разрешения Константинополя, Ярослав добился избрания собором (съездом) русских священнослужителей первого митрополита из русских — Илариона. Ярослав основал многие города (Ярославль, Юрьев и др.), строил храмы (Софийский собор в Киеве), его сын Владимир возвел Софийский собор в Новгороде. Великий князь покровительствовал просвещению и сам отличался образованностью — отсюда его прозвище Мудрый. При нем появилась первая часть Русской Правды — Устав Ярослава, первый письменный закон на Руси. Перед смертью в 1054 г. Ярослав разделил земли между сыновьями. Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль. В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага — половцев, появившихся в середине XI в. в степях к югу от Руси. Узнав о поражении князей, киевляне изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав разбил половцев, а Изяслав вернулся в Киев. При Ярославичах к 1072 г. была составлена основная часть Русской Правды. Закон детально регламентировал положение различных слоев населения, а также наказания за преступления. В отличие от Устава Ярослава, новый закон не предусматривал кровной мести со стороны родственников убитого. Преступник выплачивал штраф, размер которого зависел от положения потерпевшего в обществе. В 1073 г. между братьями начались усобицы. Святослав при поддержке Всеволода изгнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер, а его сын Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этого времени междоусобные войны князей стали почти непрерывными. Они сопровождались набегами половцев. Владимир Мономах. В ходе княжеских усобиц и борьбы с половцами широкую известность приобрел переяславский князь Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича. Он стал инициатором проведения съездов князей, на которых они пытались урегулировать свои взаимоотношения и сохранить единство Руси. Особенно важными стали решения съезда в Любече в 1097 г. На нем определили, что князья становятся наследственными владельцами своих земель и не должны стремиться захватить владения родственников («каждый да держит отчину свою»). Правда, Киев продолжал оставаться яблоком раздора, так как считался владением старшего в роду. Но по мере разветвления княжеской династии определить бесспорное старшинство стало невозможно. На Любечском съезде было решено совместно бороться с половцами. В начале XII в. Владимир Мономах не раз добивался организации общих походов в степь. Половцы потерпели несколько сокрушительных поражений. Особенно крупными были походы 1103 и 1111 гг., когда дружины князей громили врага далеко от границ Руси. В результате деятельности Владимира Мономаха образовалась своеобразная федерация княжеств. Номинальным главой ее был великий князь киевский. Однако правивший в Киеве двоюродный брат Мономаха Святополк Изяславич не пользовался влиянием ни среди других князей, ни в самом Киеве, где его считали покровителем грабивших народ ростовщиков. После смерти Святополка в 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание. На вече киевляне призвали на княжение Владимира Мономаха. Новый великий князь ввел дополнительные статьи в Русскую Правду, облегчавшие положение людей, попавших в кабалу к ростовщикам. В правление Владимира Мономаха федерация княжеств стала больше походить на единое государство. Князья беспрекословно подчинялись воле киевского князя. Продолжая борьбу с половцами, Мономах на время обеспечил безопасность южных рубежей Руси. Владимир Мономах умер в 1125 г. Ему наследовал сын Мстислав, которого летопись называет Великим. До своей смерти в 1132 г. Мстиславу удавалось сохранить положение, существовавшее при его отце. Однако остановить распад Руси стало уже невозможно. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте систему управления в государстве Русь. Какую роль в управлении страной играло вече? 2. Опишите социальную структуру древнерусского общества. 3. Дайте собственную оценку вклада Ярослава Мудрого в развитие Руси. Какие последствия имели усобицы сыновей Ярослава Мудрого? 4. Дайте характеристику деятельности Владимира Мономаха. 5. Используя материалы Интернета, сравните Русь с западноевропейскими государствами раннего Средневековья. В чем состояли их общие черты и различия. Документ Похвалы Ярославу Мудрому в летописи «Повесть временны́х лет» Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, Святой Софии митрополию, а затем церковь Святой Богородицы Благовещения на Золотых воротах, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное. Вопросы к документу 1. За какие заслуги хвалит Ярослава Мудрого летописец? Почему внимание летописца сосредоточенно именно на этих деяниях князя? 2. С какой целью Ярослав Мудрый способствовал развитию книжного дела?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.012 с.) |