Культурное пространство Руси конца XII I— XVII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурное пространство Руси конца XII I— XVII в.



Ус­ло­вия раз­ви­тия культу­ры. Ра­зоре­ние рус­ских зе­мель в ре­зульта­те на­шес­твия Ба­тыя и пос­ле­ду­ющих по­ходов ор­дынцев выз­ва­ло упа­док во всех сфе­рах культу­ры. По­ложе­ние усу­губ­ля­лось тем, что в Ор­ду пос­то­ян­но уго­нялись ре­мес­ленни­ки. Следс­тви­ем на­шес­твия ста­ло ис­чезно­вение мно­гих ви­дов ис­кусс­тва и ре­мес­ла. Так, лишь в кон­це XIII в. вновь ста­ли стро­ить ка­мен­ные цер­кви. Из них до на­ших дней сох­ра­нилась лишь цер­ковь Ни­колы на Лип­не под Нов­го­родом. Срав­не­ние ее с ве­лико­леп­ны­ми хра­мами до­мон­гольской Ру­си по­казы­ва­ет, нас­колько упа­ло мас­терс­тво стро­ите­лей.

Од­на­ко имен­но сох­ра­нение и воз­рожде­ние культу­ры ста­ло од­ним из глав­ных фак­то­ров ду­хов­но­го вы­жива­ния рус­ских лю­дей в ус­ло­ви­ях ор­дын­ско­го вла­дычес­тва.

Ли­тера­тура ХIII — на­чала ХVI в. Пер­вым па­мят­ни­ком ху­дожес­твен­ной ли­тера­туры пос­ле на­шес­твия мож­но счи­тать «Сло­во о по­гибе­ли Рус­ской зем­ли». До нас дош­ло только на­чало это­го про­из­ве­дения, вос­пе­ва­юще­го кра­соту и ве­личие до­мон­гольской Ру­си. При­зыв к са­мопо­жер­тво­ванию в борьбе со страш­ным вра­гом со­дер­жится в та­ких про­из­ве­дени­ях, как «По­весть о ра­зоре­нии Ря­зани Ба­ты­ем», «По­весть о Мер­ку­рии Смо­лен­ском», и др. Как на­каза­ние за гре­хи оце­нивал на­шес­твие вид­ный пи­сатель Вла­димир­ский епис­коп Се­рапи­он. В его пос­ла­ни­ях вы­ража­лась ве­ра: ес­ли рус­ские лю­ди су­ме­ют пре­одо­леть свои гре­хи, то не­мину­емо и ос­во­бож­де­ние от ига.

Лишь пос­ле по­беды на Ку­лико­вом по­ле в ли­тера­туре по­яви­лись иные нас­тро­ения. Пер­вым от­кли­ком на бит­ву ста­ла по­эма « За­дон­щи­на », на­писан­ная под вли­яни­ем «Сло­ва о пол­ку Иго­реве». Это го­ворит о пре­емс­твен­ности в раз­ви­тии ли­тера­туры и сох­ра­нении тра­диций древ­не­рус­ской культу­ры. Скор­бя о по­гиб­ших, ав­тор по­эмы «За­дон­щи­на» Со­фоний Ря­занец вос­пе­ва­ет их под­виг во имя Ру­си.

В на­чале XV в. бы­ло соз­да­но « Ска­зание о Ма­ма­евом по­бо­ище ». Оно ста­ло на­ибо­лее по­пуляр­ным про­из­ве­дени­ем о Ку­ликов­ской бит­ве. Вос­хи­ща­ясь под­ви­гом во­инов, «Ска­зание» пре­под­но­сит по­беду в бит­ве как тор­жес­тво пра­вос­ла­вия над его вра­гами.

В XV в. бы­ли на­писа­ны мно­гие из­вес­тные жи­тия рус­ских свя­тых — Сер­гия Ра­донеж­ско­го, Сте­фана Перм­ско­го и др.

 

Од­ним из на­ибо­лее из­вес­тных и яр­ких ли­тера­тур­ных про­из­ве­дений XV в. яв­ля­ет­ся «Хож­де­ние за три мо­ря» Афа­насия Ни­кити­на. Твер­ской ку­пец А.Ни­китин со­вер­шил пу­тешес­твие в Ин­дию в 1466—1472 гг. В сво­их за­пис­ках он под­робно рас­ска­зал о сво­их злок­лю­чени­ях, об уви­ден­ном и пе­режи­том. Глу­бокой сим­па­ти­ей на­пол­не­ны опи­сания жиз­ни ин­дийцев. Раз­ли­чие ве­ры не ме­шало ав­то­ру объек­тивно вос­при­нимать чу­жие нра­вы и обы­чаи. Од­на­ко мыс­ли его пос­то­ян­но воз­вра­щались к по­ложе­нию на ро­дине. «А Рус­скую зем­лю Бог да сох­ра­нит. На этом све­те нет стра­ны, по­доб­ной ей, по­чему князья зем­ли Рус­ской не жи­вут друг с дру­гом как братья! Пусть ус­тро­ит­ся Рус­ская зем­ля, а то ма­ло в ней спра­вед­ли­вос­ти» — так за­кан­чи­ва­ет­ся «Хож­де­ние за три мо­ря».

Ар­хи­тек­ту­ра и ис­кусс­тво ХIV — ХV вв. В XIV в. в рус­ских го­родах раз­верну­лось ка­мен­ное строи­тельство. Большим сво­еоб­ра­зи­ем от­ли­чалась ар­хи­тек­ту­ра Нов­го­рода Ве­лико­го. В XV в. нов­го­род­цы, пред­чувс­твуя ско­рое па­дение не­зави­симос­ти, об­ра­щали взо­ры к ста­рине и воз­во­дили хра­мы по об­разцу древ­них пос­тро­ек.

Круп­нейшим цен­тром ар­хи­тек­ту­ры к се­реди­не XIV в. ста­ла Мос­ква.

При Ива­не Ка­лите бы­ли воз­ве­дены са­мые большие на тот пе­ри­од ка­мен­ные хра­мы (не сох­ра­нив­ши­еся до на­шего вре­мени), а при Дмит­рии Дон­ском — пер­вые в Се­веро-Вос­точной Ру­си сте­ны из бе­лого кам­ня, до­быто­го в под­москов­ных ка­мено­лом­нях.

К кон­цу XV в. бе­лока­мен­ный Кремль сильно об­ветшал. Иван III ре­шил пос­тро­ить не­обыч­ный Кремль. Под ру­ководс­твом итальян­ских мас­те­ров, ор­га­низо­вав­ших про­из­водс­тво вы­соко­качес­твен­но­го кир­пи­ча, бы­ла соз­да­на крем­лев­ская сте­на с во­сем­надцатью баш­ня­ми. Для сво­его вре­мени это бы­ло вы­да­юще­еся фор­ти­фика­ци­он­ное со­ору­жение.

Итальян­ских мас­те­ров прив­лек Иван III и для строи­тельства но­вых со­боров внут­ри Крем­ля, ко­торые за­мени­ли так­же об­ветшав­шие со­боры вре­мен Ива­на Ка­литы. Глав­ный храм Ру­си — Ус­пен­ский со­бор итальянец Арис­то­тель Фи­ора­ван­ти соз­да­вал по об­разцу Ус­пен­ско­го со­бора во Вла­дими­ре. Са­мым на­ряд­ным со­ору­жени­ем Крем­ля стал Ар­хангельский со­бор, пос­тро­ен­ный итальян­ским мас­те­ром Але­визом Фря­зином Но­вым. Ар­хи­тек­то­ры из Пско­ва воз­ве­ли изящ­ный Бла­гове­щен­ский со­бор.

«Зо­лотым ве­ком» рус­ской ико­нопи­си стал ко­нец XIV — на­чало XV в., ког­да тво­рили ве­ликие ху­дож­ни­ки Фе­офан Грек и Ан­дрей Руб­лев.

Фе­офан Грек, мас­тер фрес­ко­вой жи­вопи­си, был вы­ход­цем из Ви­зан­тии. Его сю­жеты ха­рак­те­ризу­ют­ся глу­боким про­ник­но­вени­ем во внут­ренний мир об­ра­зов.

На­ибо­лее прос­лавлен­ным тво­рени­ем Ан­дрея Руб­ле­ва ста­ла ико­на « Тро­ица ». В об­ра­зе трех ан­ге­лов, сим­во­лизи­ру­ющих единс­тво трех лиц Бо­га — От­ца, Сы­на и Свя­того Ду­ха, вы­ражен иде­ал ми­ра, гар­мо­нии и бо­жес­твен­ной кра­соты. В твор­чес­тве Руб­ле­ва от­ра­зилась эпо­ха на­ци­онально­го подъема, выз­ванно­го Ку­ликов­ской по­бедой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.007 с.)