Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурное пространство Руси конца XII I— XVII в.⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Условия развития культуры. Разорение русских земель в результате нашествия Батыя и последующих походов ордынцев вызвало упадок во всех сферах культуры. Положение усугублялось тем, что в Орду постоянно угонялись ремесленники. Следствием нашествия стало исчезновение многих видов искусства и ремесла. Так, лишь в конце XIII в. вновь стали строить каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась лишь церковь Николы на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей. Однако именно сохранение и возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского владычества. Литература ХIII — начала ХVI в. Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». До нас дошло только начало этого произведения, воспевающего красоту и величие домонгольской Руси. Призыв к самопожертвованию в борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском», и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие видный писатель Владимирский епископ Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига. Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма « Задонщина », написанная под влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор поэмы «Задонщина» Софоний Рязанец воспевает их подвиг во имя Руси. В начале XV в. было создано « Сказание о Мамаевом побоище ». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.
В XV в. были написаны многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.
Одним из наиболее известных и ярких литературных произведений XV в. является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец А.Никитин совершил путешествие в Индию в 1466—1472 гг. В своих записках он подробно рассказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубокой симпатией наполнены описания жизни индийцев. Различие веры не мешало автору объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли его постоянно возвращались к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости» — так заканчивается «Хождение за три моря». Архитектура и искусство ХIV — ХV вв. В XIV в. в русских городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости, обращали взоры к старине и возводили храмы по образцу древних построек. Крупнейшим центром архитектуры к середине XIV в. стала Москва. При Иване Калите были возведены самые большие на тот период каменные храмы (не сохранившиеся до нашего времени), а при Дмитрии Донском — первые в Северо-Восточной Руси стены из белого камня, добытого в подмосковных каменоломнях. К концу XV в. белокаменный Кремль сильно обветшал. Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальянских мастеров, организовавших производство высококачественного кирпича, была создана кремлевская стена с восемнадцатью башнями. Для своего времени это было выдающееся фортификационное сооружение.
Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля, которые заменили также обветшавшие соборы времен Ивана Калиты. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Самым нарядным сооружением Кремля стал Архангельский собор, построенный итальянским мастером Алевизом Фрязином Новым. Архитекторы из Пскова возвели изящный Благовещенский собор. «Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — начало XV в., когда творили великие художники Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан Грек, мастер фресковой живописи, был выходцем из Византии. Его сюжеты характеризуются глубоким проникновением во внутренний мир образов. Наиболее прославленным творением Андрея Рублева стала икона « Троица ». В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога — Отца, Сына и Святого Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной красоты. В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской победой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.007 с.) |