Высочайшая защита острова-Вырубка лесов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высочайшая защита острова-Вырубка лесов.



           Работа в Валаамском лесхозе и сотрудничество с Валаамским монастырем утвердили меня в мысли о необходимости появления монастырских лесов. И это касается не только Валаамского монастыря. Некая территория покоя должна служить оградительным барьером от современного мира технологий и освоений там, где это возможно. Вообще, восстановление исторических памятников, в том числе и православных монастырей, должно сочетаться с воссозданием той природной обстановки, которая существовала вокруг них (Турманина, 1987). Главной целью хозяйствования в таких лесах должно стать поддержание средообразующих и защитных функций лесов с включением в них ландшафтно-парковых элементов в зонах рекреации.

Когда-то монастыри были земле- и лесовладельцами, но это было очень давно. Сейчас историческая справедливость только восстанавливается. Леса монастырей видятся как «зеленые зоны» с ограничениями в режиме посещения с учетом рекреационной емкости, а также как уединенные участки для пустынножительства. Несомненно, это должны быть защитные леса. Пользование в них должно быть ограничено уходом и лесовосстановлением с учетом функционального зонирования. Валаамский монастырь стоит особо в этом вопросе, так как лесные территории вокруг монастыря принадлежали ему с незапамятных времен, и вместе они составляют неделимое целое.

 

Время появления православной братии среди Ладожских вод относится по монастырской традиции к X веку, хотя историки более реальной датой считают XIV век. Валаам - оплот православия в землях корелы, вепсов, ингерманладцев находился во враждебном окружении, и неоднократно обитель со стороны шведов и немцев подвергалась разорению и, как следствие, запустению. Неудивительно, что древние документы, в том числе и жития основателей обители Преподобных чудотворцев Валаамских Сергия и Германа, были утеряны.

Исторические данные о владениях Валаамского монастыря относятся к рубежу XV—XVI столетий. Они располагались в Северо-западном Приладожье: в Сакульском, Кирьяжском и Сердобольском погостах, где числилось более 150 дворов и земельные наделы. Кроме того, Валаам владел доходными рыбными ловлями на Ладожском озере и соляной варницей на Белом море. Монастыри Валаам и Коневец не пострадали при проведении конфискации земельной собственности церкви в казну после присоединения Новгорода к Московскому государству. Напротив, в 1507 г. Валаамский монастырь получил из Москвы от царя Василия III новые милости. В 1534 г., при игумене Варлааме, эти льготы монастырю подтвердил Иоанн Васильевич Грозный. Лояльность Грозного, проводившего достаточно жесткую линию по ограничению монастырской земельной собственности, объясняется политическими интересами: сильные позиции монастыря укрепляли влияние царской власти в этом пограничном районе (Спиридонов, Яровой, 1991).

После столетнего запустения (1611-1715) Указом Петра Великого архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Иринарху разрешалось «на Ладожском озере, на Валаамском острове, строить вновь монастырь и в нем церковь Преображения Господня с приделами святых апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного» (ВМ и его подвижники, 2005). Самостоятельность Валаамский монастырь получил в 1720 г. Обителью управляли старшие монахи-строители. Строитель о. Иосиф в 1729 году стал добиваться возвращения монастырю древних царских пожалований. Его прошение было доведено до сведения императрицы Анны Иоанновны, которая повелела вернуть монастырю состоявшие в ведении дворцовой канцелярии 23 двора в Саккульском погосте, а также «дозволить безоброчно владеть» находящимися вокруг него рыбными ловлями. Соляная варница, мельница, рыбные ловли и сенные покосы, находившиеся в Кольском уезде Архангельской губернии, были вновь приписаны к обители.

В 1768 г. Валаамская обитель осталась за штатом, у нее отобрали крестьян и угодья в казну. Местные жители стали приезжать на никем не охраняемые острова для рыбной ловли и отстрела тюленей. Начали случаться частые пожары. Так, в 1774 г. выгорели все строения и лес на Байонном острове.

           В 1765 г. Екатериной II был издан манифест о генеральном межевании в государстве Российском для определения и укрепления границ земельных владений. Об этом непростом, но весьма значительном событии, можно узнать из книги, написанной известным экономом и хозяйственником своего времени А. Т. Болотовым. В 1785 г. Э. Коллониусом была составлена карта Валаама с описанием островов, расположенных на Ладожском озере и принадлежащих Валаамскому монастырю. Эту карту засвидетельствовала Выборгская ревизионная комиссия. Вторично карта была составлена М. фон Дрейером в 1798 г. В описании показано 48 лесных угодий: «…лес, который на сем острове растет, весьма многие леты ко возрасту требует, почему на оном строевого лесу весьма мало находится и оного даже к монастырским надобностям почти недостаточно, дров же для сожжения довольно».

           N.B. Одной из причин незначительных площадей строевого леса может быть вырубка сосновой и еловой древесины во время шведского владения архипелагом. Постройка небольших судов могла осуществляться прямо на Валааме. Европа к XVII веку лишилась большей части девственных лесов и испытывала дефицит строевой древесины. Правда, никаких подтверждающих документов этому нет, но никто и не занимался изучением этого вопроса в архивах Швеции. Иначе трудно объяснить отсутствие экземпляров сосны старше 350 лет, а они вполне могли бы быть по условиям произрастания на Валааме.

Академик Н. Я. Озерецковский в своем «Путешествии по озерам Ладожскому и Онежскому» (СПб., 1792) сообщает о владениях следующее: «Хотя Валаамский монастырь на содержание свое жалования из казны не получает, но он пользуется не одним только Валаамом, а еще многими другими островами, поблизости от него на озере лежащими, которые изобилуют лесом, сенными покосами и рыбными урочищами. Угодья сии довольное составляют пропитание как пустынникам, так и набережным жителям… На Валааме близ самого монастыря имеются пашни, овощные огороды, луга и пастбища для монастырского скота…Сверх того, нередко обитель сия получает хорошие подаяния от набожных людей».

В 1782 г. после смерти игумена Ефрема строителем в монастырь был назначен монах Саровской пустыни отец Назарий. Он слыл опытным хозяйственником и строителем. Митрополит Гавриил поручил ему заменить деревянные строения каменными. Игумен Назарий блестяще справился с порученным делом. Уже к концу XVIII века сложилось каменное ядро монастыря. Центром его стал возведенный на месте деревянной церкви Спасо-Преображенский собор, первый каменный храм на Валааме. К нему примыкали келейные корпуса, составившие внутренний четырехугольник монастырских зданий. За пределами монастыря строился скит, часовни, странноприимный дом. В 1786 г. Валаамский монастырь по повелению государыни императрицы Екатерины II включили в число штатных 3-го класса с игуменским настоятельством.

В 1797 г. император Павел I пожаловал Валаамскому монастырю рыбные ловли и сенные покосы, состоящие в Кюменецком приходе Выборгской губернии, мучную мельницу.

В конце 1811 г. Александр I, после окончательного завершения всех конфликтов со Швецией, присоединил ко вновь образованному Финляндскому княжеству Выборгскую губернию, называемую также "Старой Финляндией" (эта область вошла в состав империи еще в результате Северной войны и последующих войн XVIII века). Деятельность Валаамского монастыря с момента его перевода в Финляндию была официально организована в пределах Пограничной (финляндской) Карелии.

Приезд Александра I на Валаам в 1819 г. положил начало непосредственным отношениям представителей царствующего дома с монастырем, которые часто посещали обитель и оказывали ей всевозможное покровительство. В 1822 г. монастырь был возведен в первый класс с условием сохранения общежительной традиции и избранием игумена из числа Валаамской братии.

Еще в XVIII веке на острове Лембос (Лембач) находилась деревянная часовня. В 1867 г. Духовная Консистория разрешила строительство храма во имя пророка Божия Илии по просьбе игумена Дамаскина. С этого времени остров стал именоваться Ильинским. Острова Восчаной (Восчаный, Восинансаари), Сергиевский (Пуутсаари), Германовский (Сускасальми), Мигорка были приобретены в пользование игуменом Дамаскиным и в 1878 г. были Высочайше утверждены за Валаамским монастырем на вечное владение Александром II. В 1898 г. Высочайше утверждены за Валаамским монастырем острова Крестовоздвиженский (Хабасаари), Сосновый (Хонкасаари), Пальян (Мантсин-Хонкасаари), Крестовый (Ристисаари), Пелотсаари, Хейнясенмаа (Сенные острова).

           После 1917 г. Высочайшая защита острова действовать перестала. Леса Валаамские, особенные, стали обычными эксплуатационными лесами Финляндии. Велась интенсивная рубка спелых насаждений. Объем ежегодных рубок достигал 13 тыс. м3, что много и по сегодняшним меркам. Так, по купчей 1934 г. Валаамский монастырь продает Ладожскому лесопромышленному Акционерному обществу с главного острова и Гефсиманского имения: 7804 хлыста хвойного леса, 2782 хлыста фанерной березы, 99 хлыстов фанерной березы на участках с семенными деревьями, 450 хлыстов ольхи («Отчеты о расходах по лесному хозяйству монастыря 1926-1936 гг.», архив Валаамского монастыря). Лесовосстановление велось, было создано 230 га сосновых культур, которые сейчас называются «финскими».

В 1944 году Валаам был передан СССР, иноки покинули обитель, казалось навсегда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.006 с.)