Современная форма интеграции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная форма интеграции



В современной мировой экономике большую интеграционную роль играют транснациональные корпорации (ТНК) и финансово-промышленные группы (ФПГ).

ТНК во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей (например, правительство Гвинеи может не осуществлять переговоров с правительством Франции, а ее сельскохозяйственные производители вступают в тесные деловые связи с “Данон” - крупнейшей продовольственной компании Франции).

В России международными компаниями являются Газпром, “ЛУКойл”, ОНЭКСИМбанк, МЕНАТЕП, группа компаний “Альфа” и т.д.

В перспективе в российской экономике должны появиться 10-20 особо мощных финансово-промышленные групп, сопоставимых по размерам с зарубежными ТНК (Дженерал Моторс, Майкрософт, Кока-Кола, Интел, Тойота, Бритиш петролеум, Нестле, Сименс и многие другие), способных контролировать до 50% промышленного производства и 70% финансового капитала..

Таким образом, ТНК и ФПГ становятся мощными экономико-политическими образованиями, способными проводить активную внешнеэкономическую политику.

Экономика потребителя.

Теория полезности

Потребитель сравнивает разные наборы товаров по степени предпочтительности. Допустим, что некто “X” выбирает между одеждой и продуктами питания.

При этом единица одежды стоит 60 дол, а единица питания – 10 дол. При ежемесячном доходе в 600 дол. “X” может купить либо 10 единиц одежды, либо 60 единиц питания, либо то и другое в разном количественном сочетании.

На графике все сочетания будут находиться на прямой линии, соединяющей крайние точки а и Ь. В точке с, например, может быть куплено 20ед. питания (200 дол.) и 6,6 ед. одежды (40Х) дол.).

Таким образом, каждая точка на бюджетной линии показывает, что может приобрести потребитель на свой ограниченный доход, тратя его полностью при условии, что цены на одежду и питание не меняются.

Однако нас интересует не столько, что может купить потребителе, сколько то, что он пожелает купить при всех введенных ограничениях.

Ответ на этот вопрос дают “кривые безразличия”.

Построить такую кривую можно, выяснив, какие сочетания указанных товаров приносят потребителю одинаковое удовлетворение. Это будет означать, что ему безразлично, какой из этих товаров приобрести.

Предположим, что таковы сочетания: 1) 10 ед. одежды и 5 ед. питания; 2) 7 и 10; 3) 5 и 20; 4) 4 и 30; 5) 3 и 45.

Перенесем эти данные на график и соединим полученные точки плавной кривой. Это и есть одна из кривых безразличия.

Через любую точку пространства графика может быть проведена кривая безразличия. Одни из них будут лежать выше, другие – ниже показанной кривой.

Оптимальным для потребителя считается набор товаров, соответствующие точке касания бюджетной линии одной из кривых безразличия. На графике эта точка будет найдена, если совместить график бюджетной линии с картой кривых безразличия. Точки на кривых, лежащих ниже В, потребитель отвергнет, так как при его доходах может претендовать на более высокую полезность. Кривые выше В при данном доходе для него недостижимы.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребления существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений:

Эффект присоединения к большинству.

Потребитель стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие; он зависит от мнения других потребителей и эта зависимость прямая.

Эффект сноба.

В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы, и здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.

3. Эффект Веблена – это престижное или демонстративное потребление, когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.

Уровень жизни.

Как измеряют неравенство

Графически распределение доходов в обществе обычно изображается следующим образом. По горизонтальной оси равными процентными долями откладываются домашние хозяйства, а по вертикальной оси – кумулятивные доходы, получаемые домашними хозяйствами, а также в процентах (см. рис.).

Домашние хозяйства (%)

Согласно распределению доходов, показанных на рисунке, 40% домашних хозяйств с наиболее низкими доходами получают примерно 5% всех доходов в обществе, а 80% домашних хозяйств – примерно 35%. Соответственно, оставшиеся 20% домашних хозяйств, имеющие наиболее высокие доходы, получают 100% - 35% = 65% доходов.

Кривая, отображающая фактическое распределение доходов (на рисунке она выделена), носит название кривой Лоренца.

Существует 2 основных измерителя неравенства в доходах. Первый – это отношение доли доходов, получаемых 20% (или 10%) самых “богатых” домашних хозяйств, к доле доходов, получаемых 20% (10%) самых “бедных” домашних хозяйств. Если, например, 20% наиболее “богатых” - 2%, то первые богаче вторых в 32,5 раза.

Второй показатель – так называемый коэффициент Джини, измеряющий площадь фигуры, ограниченной сверху диагональю, а снизу – кривой Лоренца. Коэффициент Джини изменяется от 10 до 100, и чем больше его значение, тем более неравномерно распределяются доходы. Логика здесь такова. Если доходы делятся между домашними хозяйствами строго поровну, то кривая Джини равен 0. Другой крайний случай – когда одно домашнее хозяйство получает все доходы. Тогда кривая Лоренца совпадает с осями, площадь фигуры максимальна, а коэффициент Джини равен 100.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.005 с.)