Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики.



Главной задачей государства является стабилизация экономики, т.е. обеспечение роста объёмов производства, занятости населения, снижения уровня цен и их устойчивости, повышения уровня благосостояния населения. Все эти задачи проводятся в жизнь через бюджетно-налоговую (фискальную) политику и денежно-кредитное регулирование.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это государственная политика в области налогообложения, государственного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции. (Словарь-справочник по экономике”). Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокупных расходов, и следовательно, на объём ВНП и занятость населения, а также на регулирование спроса.

Различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение государственных расходов и налогов в соответствии с изменениями, происходящими в экономике без вмешательства государства (Л. Кураков, Г. Яковлев).

Автоматическая фискальная политика осуществляется при помощи “встроенных (автоматических) стабилизаторов”, которые применяются правительством автоматически, т.к. предусмотрены законами и “встроены” в расходную часть бюджета. К встроенным стабилизаторам относятся:

а) Прогрессивная шкала налоговых ставок (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).

Прибыль – самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает во время рецессии и быстро растёт во время оживления. Соответственно уменьшаются или увеличиваются поступления в госбюджет. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, увеличение – сокращает дефицит.

б) Пособие по безработице.

Если растёт безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Это препятствует падению доходов, поддерживает совокупный спрос и, следовательно, ВНП.

Данный процесс происходит автоматически без принятия каких-либо правительственных решений. Действие такой политики в странах с развитой рыночной экономикой значительно смягчает тяжесть циклических колебаний, встроенные стабилизаторы амортизируют удары экономических кризисов.

Дискреционная – значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Дискреционная фискальная политика – политика, требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. (Л. Любимов). Законодательный процесс – процесс медленный. Медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики.

При дискреционной фискальной политике в целях сокращения падения производительный и стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создаётся дефицит госбюджета (увеличиваются госрасходы или снижаются налоги). Соответственно в период подъёма целенаправленно создаётся бюджетный излишек (профицит) (высокий уровень занятости населения позволяет сократить госрасходы, а значит, и совокупный спрос и выпуск продукции). Эти меры позволяют смягчить экономические катаклизмы и в определённой мере стабилизировать экономическую ситуацию в стране.

Чтобы фискальная политика была эффективной, её следует согласовывать с денежно-кредитной политикой. Денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность мер, направленных на регулирование денежного обращения и кредита в целях стабилизации национальной экономики, осуществляемой Центральным Банком.

Суть этой политики состоит в том, что во время спада экономики стимулируется рост предложения денег для поощрения расходов, а в периоды подъёма экономики наоборот, ограничивается предложение денег для ограничения расходов.

Главный субъект монетарной политики – это Центральный банк. Он реализует кредитно-денежную политику следующими способами:

  • операциями на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами);
  • политикой учётной процентной ставки;
  • изменением нормативов обязательных резервов.

Операции на открытом рынке осуществляются Центробанком (государством) путём покупки или продажи государственных ценных бумаг, облигаций. Таким образом масса денег может увеличиваться или уменьшаться. Для сокращения излишка денежной массы в обращении Центральный Банк активно начинает предлагать ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению. При этом предложение государственных ценных бумаг увеличивается, значит, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Следовательно, растёт спрос на них со стороны покупателей, а это ведёт к сокращению предложения денег.

Политика учётной процентной ставки. Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам под учётную ставку, причём тогда, когда коммерческие банки имеют прочное финансовое положение, но временно испытываю трудности. Понижая учётную ставку, Центральный банк поощряет коммерческие банки к получению у них ссуд. Следовательно, коммерческие банки за счёт этих ссуд увеличивают предложение денег. И напротив, повышая учётную ставку, Центральный банк подавляет стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объём выдаваемых кредитов, а значит, и предложение денег.

Изменение нормативов обязательных резервов. Часть денег коммерческих банков обязательно хранится в виде резервов, а другая часть используется для предоставления кредитов. Если Центральный банк изменяет нормативы обязательных резервов сторону повышения, то обязательные резервы коммерческих банков растут, а другая часть уменьшается. Отсюда снижение способности коммерческих банков создавать деньги путём кредитования. Если же Центральный банк понижает резервную норму, то предложение денег у коммерческих банков растёт и падает процентная ставка. Такой способ является мощным инструментом монетарной политики, однако на практике применяется весьма редко.

Позитивная сторона монетарной политики заключается в том, что по сравнению с фискальной политикой она обладает быстротой и гибкостью, причём она изолирована от политики, так как проводится Центробанком, а не парламентом страны.

Отрицательное воздействие её в том, что она оказывает лишь косвенное воздействие на коммерческие банки с целью регулирования предложения денег. Монетарная политика не в состоянии заставить банки сократить или расширить кредиты.

 

Налоги, их виды и функции.

Налоги – обязательные платежи, сборы с юридических и физических лиц, осуществляемые государством и местными органами власти необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.

Субъект налогообложения, налогоплательщик – лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Вноситель налога – лицо, фактически уплачивающее налог.

Объект налогообложения – доход, имущество, с которого взимается налог; объектом обычно выступает заработная плата, прибыль, денежная выручка от продаж, недвижимое имущество и другие виды объектов. Ставка налога – величина, размер налога на единицу налогообложения.

Сущность налога составляет сам процесс изъятия государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счёт налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются

финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом в классическом сочинении “Исследование о природе и причинах богатства народов” и включали следующие принципы:

  • всеобщность налогов и их пропорциональность доходу;
  • справедливость (равноценность изъятия налоговых средств и различных категорий физических и юридических лиц);
  • определённость (налоги должны быть определёнными, а не произвольными: должны быть определены время уплаты, количество, место уплаты);
  • удобность (каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наибольшее удобство для налогоплательщика.

Функции налогов

Налоговая система должна нести функции:

а) фискальную (источник доходов государства, необходимых для развития

общественного сектора страны);

б) перераспределительную (от богатых к бедным, из одних отраслей в другие);

в) стимулирующую (способствовать ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости, укреплению семьи и др.). Стимулирующая функция, в основном, осуществляется через систему налоговых льгот и привилегий. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Виды налогов

I. В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги, взимаемые с конкретного юридического или физического лица. Объектами налогообложения являются доход и имущество налогоплательщиков (зарплата, прибыль, процент и т.д.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). К ним относят подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог с наследства и дарения, имущественный налог. Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. К ним относятся:

- акцизные сборы,

  • налог с продаж,
  • налог с добавленной стоимости,
  • таможенные пошлины.

Косвенные налоги частично или полностью включаются в цены предлагаемых к

продаже экономических благ. Акцизы – налоги, существующие в виде надбавок к цене определённых товаров (предметы роскоши, товары, потребление которых общество не считает полезным: спиртные напитки, табачные изделия, бензин и т.д.). Акцизы взимаются с потребителей при их продаже. Налог с продаж – налог, составляющий определённый процент от цены товара. Налог на добавленную стоимость – налог, рассчитываемый от стоимости приобретённого сырья и материалов, затраченных при производстве данного товара. Таможенные пошлины – налог на пропускаемые через границу товары.

II. В зависимости от характера ставок налогов различают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

    • Пропорциональный налог – налог, ставка которого для всех одинакова (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка).
    • Прогрессивный налог – налог, ставка которого тем больше чем выше уровень дохода. На таком принципе строится подоходный налог.
    • регрессивные налог – налог, ставка которого тем ниже, чем выше уровень дохода. Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложится на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, как правило, регрессивный характер.

III. В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, они подразделяются на:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.01 с.)