Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и особенности адаптаций

Поиск

Тема 1. Основные понятия экологии

1. Вопросы для семинара

1. Экологические факторы и их действие на природную среду.

Ответ: Экологический фактор - любой элемент окружающей среды, способный прямо или косвенно влиять на живой организм, хотя бы на одном из этапов его индивидуального развития. Экологические факторы многообразны, при этом каждый фактор является совокупностью соответствующего условия среды (необходимых для жизнедеятельности организма элементов среды обитания) и его ресурса (их запаса в среде). Существует множество подходов к классификации экологических факторов. Так, например, можно выделить: по периодичности - периодический и непериодический факторы; по среде возникновения - атмосферный, водный, генетический, популяционный и др.; по происхождению - абиотический, космический, антропогенный и др.; факторы, зависящие и не зависящие от численности и плотности организмов и др. Все это многообразие экологических факторов подразделяется на две большие группы: абиотические и биотические (Рис.1). Абиотические факторы (неживой природы) - это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. Биотические факторы (живой природы) - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. экологический фактор абиотический биотический

 

2. Адаптации организмов к действию экологических факторов.

Ответ: У различных организмов требования к условиям окружающей среды различны: одни организмы способны выживать в широких пределах колебаний конкретного фактора, другие - при более узких.

Толерантность к факторам среды определяет область географического распространения особей данного вида, т.е. ареал вида. Изменения, колебания факторов среды влияют на численность вида, которая почти никогда не остается постоянной и меняется в более или менее широких пределах.

Формы и особенности адаптаций

Изменения экологических факторов зависят от астрономических, климатических, геологических процессов. Животные и растения приспосабливаются к множеству факторов, и это закрепляется в процессе эволюции и естественного отбора на генетическом уровне.

Такие особенности живых организмов, которые вырабатывались и закреплялись в процессе эволюции и которые обеспечивают жизнеспособность организмов в условиях изменяющихся экологических факторов, называются адаптациями.

Формы адаптации

Морфологические адаптации.

Примеры:

Приспособления плаванию у китов и дельфинов - изменялось строение тела.

В растительном мире: растения пустынь приспособились к условиям сухого климата.

Физиологические адаптации

В условиях пустынь животные способны обеспечивать потребность во влаге путем биохимического окисления жиров (верблюд).

Зеленые растения - фотосинтез в условиях определенного газового состава воздуха (СО2).

 

3. Биотические взаимоотношения организмов (симбиоз, хищничество, паразитизм, комменсализм, конкуренция).

Ответ: Живые организмы существуют в природе не по отдельности, а в совокупности составляют сообщества. Всё живое, окружающее организм в среде обитания, составляет его биотическую среду или биоту. Влияния одних организмов на жизнедеятельность других называются биотическими факторами среды.

Биотические взаимоотношения организмов могут совершаться при их непосредственном физическом взаимодействии (контактные), через изменение какого-либо фактора неживой природы (трансабиотические) – например, затенение крупным древесным растением мелких травянистых растений под его кроной, через изменение уровня воздействия на рассматриваемый объект какого-либо другого организма (трансбиотические) – например, привлечение растением насекомых-опылителей облегчает их поимку насекомым-хищникам, птицам…

Каким образом растения и животные могут влиять друг на друга, обитая в одном сообществе? Рассмотрим матрицу биотических взаимоотношений, представленную в виде таблицы. Один вид может приносить пользу или вред другому, а также не оказывать влияния на другой вид при совместном существовании, другой влияет в тех же возможных направлениях (табл. 1). Суммируя итоговый эффект взаимодействия, получаем ряд ситуаций.

Таблица 1

Матрица биотических взаимодействий (пояснения в тексте)

Вид А
Биотическое воздействие на вид В
Вид В Биотическое воздействие на вид А   (+) Положительное (0) Нейтральное (-) Отрицательное
+ ++ +0 +-    
  0+   0-    
- -+ -0 --    

 

+ Симбиоз. Выделяют две формы симбиоза:

Протокооперация. Взаимодействие друг с другом полезно для обоих видов, но не является обязательным. Например, муравьи и тли. Муравьи защищают тлей, взамен получая их сладкие выделения.

Мутуализм. Взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным существованием каждого из них. Например, термиты и обитающие у них в кишечнике простейшие. С помощью этих простейших термиты расщепляют целлюлозу.

В дальнейших типах взаимодействий обратите внимание на то, что одни и те же ситуации в матрице взаимодействий могут быть обозначены как «+ -» или «- +», поскольку в данном случае одна и та же ситуация рассматривается «с точки зрения» кого-то из взаимодействующих организмов.

Комменсализм. Взаимоотношения видов, когда один из партнёров получает пользу, не нанося при этом ущерб другому. Например, акулы и рыбы-прилипалы. Рыбы-прилипалы могут перемещаться на большие расстояния, не затрачивая при этом много энергии и не нанося акуле вреда.

+- Паразитизм. Это взаимодействие организмов, при котором один из них живёт за счёт другого, находясь на поверхности или внутри его тела. Паразит использует в пищу тело своего хозяина постепенно, нанося ему вред, но сохраняя ему жизнь до окончания своего жизненного цикла. Например, бычий цепень, печеночный сосальщик.

+- Хищничество. Такой тип взаимоотношений, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, т.е. организмы одного вида служат пищей для другого. Например, рысь и заяц, хищники микромира – крупные инфузории и их жертвы амебы.

Нейтрализм. Взаимонезависимость разных видов, обитающих на одной территории. Истинный нейтрализм в природе крайне редок. Например, белки и лоси, которые являются участниками одной экосистемы, но практически не взаимодействуют. Однако опосредованные, сложные косвенные взаимосвязи между этими организмами могут быть обнаружены.

Аменсализм. Это тип межвидовых взаимоотношений, при котором в совместной среде обитания один вид подавляет существование другого вида, а сам не испытывает при этом отрицательного влияния. Например, светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, тогда как самому дереву это подавление трав не приносит существенных преимуществ.

 

4. Экосистема (компоненты, трофические связи, круговорот вещества).

Ответ: Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма (от др.-греч.— жилище, местопребывание — система) — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.

Пример экосистемы — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, составляющими живую компоненту системы, биоценоз. Для пруда как экосистемы характерны донные отложения определенного состава, химический состав и физические параметры, а также определённые показатели биологической продуктивности, трофический статус водоёма и специфические условия данного водоёма. Другой пример экологической системы — лиственный лес в средней полосе России с определённым составом лесной подстилки, характерной для этого типа лесов почвой и устойчивым растительным сообществом, и, как следствие, со строго определёнными показателями микроклимата (температуры, влажности, освещённости) и соответствующим таким условиям среды комплексом животных организмов.

С точки зрения структуры в экосистеме выделяют:

1. климатический режим, определяющий температуру, влажность, режим освещения и прочие физические характеристики среды;

2. неорганические вещества, включающиеся в круговорот;

3. органические соединения, которые связывают биотическую и абиотическую части в круговороте вещества и энергии;

4. продуценты — организмы, создающие первичную продукцию;

5. макроконсументы, или фаготрофы, — гетеротрофы, поедающие другие организмы или крупные частицы органического вещества;

6. микроконсументы (сапротрофы) — гетеротрофы, в основном грибы и бактерии, которые разрушают мёртвое органическое вещество, минерализуя его, тем самым возвращая в круговорот.

Последние три компонента формируют биомассу экосистемы.

Таблица 1

Экологические факторы

Группы экологических факторов Определение Примеры
1 Абиотические факторы различные факторы, не относящиеся к живым организмам, как благоприятные, так и вредные, находящиеся в среде, окружающей живые организмы. Сюда включают, например, атмосферу, климат, геологические структуры, количество света, уровень температур в экосистеме · климатические – вода, воздух, ветер, солнце, температура; · эдафические – состав воды, грунтов; · топографические – рельеф и высота над уровнем моря; · гидрографические – наличие водных ресурсов и их качество; · химические – атмосферный состав и водный состав.
2 Биотические факторы Биотические факторы среды (факторы живой природы) – это совокупность воздействий, оказываемых на растения другими организмами.   Примерами влияния биотического фактора на растения, выражают паразитизм, комменсализм, нейтрализм, аменсализм, конкуренция, симбиоз, поедание.
3 Антропогенные факторы   Наиболее значимая в настоящее время группа факторов, интенсивно изменяющая окружающую среду, связана непосредственно с разносторонней деятельностью человека.   К антропогенным факторам относится любое воздействие (как непосредственное, так и опосредованное) человека на окружающую среду — организмы, биогеоценозы, ландшафты,биосферу. Переделывая природу и приспосабливая ее к своим потребностям, человек изменяет среду обитания животных и растений, влияя тем самым на их жизнь.

 

Таблица 2

Тема 4: Охрана природы

1. Заполнить таблицу 5:

Таблица 5

Особо охраняемые природные территории и их задачи

Вид ООПТ Краткая характеристика и функции Примеры
1. Заповедник участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Как правило[ источник не указан 1426 дней ], заповедники (в отличие от заказников) закрыты для посещения туристами, но в некоторых из них всё же действует пропускной режим. Для посещения заповедника требуется разрешение Минприроды Российской Федерации или непосредственного руководства заповедника. - сохранение природных комплексов и объектов на их территории; - проведение научных исследований и наблюдений за состоянием окружающей природной среды; - разработка на основе научных исследований природоохранных рекомендаций; - распространение экологических знаний; - содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области окружающей природной среды и заповедного дела.   Байкальский, Кузнецкий, Алтайский, Кроноцкий, Кавказский
2. Национальный парк Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. -осуществляет охрану природных комплексов и объектов в границах территории национального парка и его охранной зоны, принимает предусмотренные законом меры по выявлению и пресечению нарушений установленного режима охраны и законодательства в области охраны окружающей среды, привлечению к ответственности лиц, виновных в их совершении; -проводит лесохозяйственные, лесовосстановительные, биотехнические, рекультивационные, регуляционные и иные мероприятия, необходимые для сохранения естественных экосистем и отдельных природных комплексов и объектов; -организует на своей территории охрану лесов и других природных комплексов от пожаров и их тушение, а также защиту лесов от вредителей и болезней; -выявляет на своей территории памятники истории и культуры и обеспечивает в установленном порядке их государственный учёт; -осуществляет контроль за сохранением объектов историко-культурного наследия, обеспечивает охрану памятников истории и культуры; -осуществляет контроль за соблюдением нормативных архитектурно-строительных требований на территории национального парка; -осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц) на территории национального парка и его охранной зоны в части соблюдения ими установленного режима охраны и иных требований природоохранительного законодательства; Забайкальский, Алтайский, Лазовский, Кедровый парк, Самарская Лука
3. Заказник охраняемая природная территория, на которой под охраной может находиться как весь природный комплекс (если заказник комплексный), так и некоторые его части: только растения, только животные (либо их отдельные виды), либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. - сохранение и восстановление природных комплексов, а также численности растений и животных; - сохранение живописных типов ландшафта.   Южно-Камчатский заказник Тофаларский заказник Харбинский заказник Елизаровский заказник Кижский зоологический заказник
4. Памятник природы уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения - сохранение объектов природы в культурно-познавательном, оздоровительном, культурно-просветительском, историко-мемориальном и эстетическом отношении.    1. ЛЕНСКИЕ СТОЛБЫ  2. ОЙМЯКОНСКАЯ ДОЛИНА  3. КУНГУРСКАЯ ЛЕДЯНАЯ ПЕЩЕРА  4. ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ НА КАМЧАТКЕ  5. СТОЛБЫ ВЫВЕТРИВАНИЯ – МАНЬ-ПУПУ-НЕР 

2. Сделать краткие конспекты по вопросам:

 

1.Особо охраняемые природные территории, их функции и роль в формировании экологической культуры.

 

Ответ: Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов. Основные цели эколого-просветительской деятельности на базе ООПТ: расширение знаний и представлений о природе

родного края, об уникальной ценности природных территорий, развитие бережного и ответственного отношения к живой природе, вовлечение в практическую исследовательскую и природоохранную деятельность. Каждый заповедник и национальный парк разрабатывает свою стратегию ведения экологопросветительской работы опираясь, как на собственный экологообразовательный потенциал, так и на реальные возможности с учетом особенностей ООПТ и региона, в котором она расположена.

 

2) Красная книга: цель, задачи, значение.

 

Ответ: Красная книга Красная книга - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения растительных и животных видов, нуждающихся в охране. Основная цель Красной книги — выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть и для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

 

3) Всемирный фонд защиты дикой природы (WWF): задачи, деятельность.

 

Ответ: Миссия WWF – предотвращение нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель – сохранение биологического разнообразия Земли. Символ Всемирного фонда дикой природы – гигантская панда.

 

4) Гринпис: цели, задачи, деятельность (в том числе в РФ).

 

Ответ: Международная общественная экологическая организация Гринпис. Справка Представительства Гринпис существуют более чем в 40 странах мира. Основная цель - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

 

3. Вопросы для семинара:

1) Основные экологические проблемы в РФ: Загрязнение воздуха Выбросы промышленных отходов ухудшают состояние атмосферы; Вырубка лесов; Загрязнение вод и почв; Бытовые отходы; Радиоактивное загрязнение; Уничтожение заповедных зон и браконьерство; Проблемы Арктики; Байкал.

 

2) Современная экологическая ситуация в мире.

Согласно опубликованному докладу ОЭСР «Показатели зеленого роста 2017» («Green Growth Indicators 2017»), прогресс в повышении эффективности использования природных ресурсов и снижении нагрузки на окружающую среду в мире является слишком медленным. Более того, в докладе отмечается, что уровень загрязнения атмосферы остается опасно высоким. В частности, менее 1/3 стран ОЭСР выполняют нормы ВОЗ по концентрации мелкодисперсных взвешенных частиц РМ2.5 (частиц диаметром менее 2.5 микрон). И уровень загрязнения продолжает расти, прежде всего, в Китае и Индии.

 

3) Международное сотрудничество в области охраны природы.

Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды различны:

– международные организации по охране природы;

– международные договоры, соглашения, конвенции;

– государственные инициативы по международному сотрудничеству.

Международные организации по охране природы. В настоящее время в мире функционирует более 100 различных международных организаций, занимающихся вопросами экологии.

 

4) Экономические механизмы охраны природы (лимитирование, лицензирование, нормирование).

Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия.

 

Кейс-задания

 

1. Вы запланировали проведение классного часа на тему: «Гражданский долг». Можно ли использовать для формирования этого понятия ситуации из области экологии и охраны окружающей среды? Приведите примеры жизненных ситуаций, которые для этого можно использовать.

Ответ: Охрана природы и экологии это тоже гражданский долг, защита зверей,птиц,водоемов

2. Составить план тематического классного часа для обучающихся 10-11 классов СОШ на тему: «Вместе освободим планету от мусора». Сформулировать цель, задачи, указать методы, средства и оборудование, основные этапы классного часа, задания для обучающихся.

3. Составить тематический цикл игровых мероприятий для обучающихся 5-6 классов по формированию экологических культуры. Указать цели, задачи, основные этапы мероприятий, примеры заданий.

4. Составить план мероприятия по формированию экологической культуры для обучающихся старших классов СОШ на тему: «Земля – наш общий дом». Сформулировать цель, задачи, указать методы, средства и оборудование, основные этапы мероприятия, задания для обучающихся.

5. Составить план тематического классного часа для обучающихся 10-11 классов СОШ на тему: «Законы Б.Коммонера. Взгляд в будущее планеты». Сформулировать цель, задачи, указать методы, средства и оборудование, основные этапы классного часа, задания для обучающихся.

 

 

Тема 1. Основные понятия экологии

1. Вопросы для семинара

1. Экологические факторы и их действие на природную среду.

Ответ: Экологический фактор - любой элемент окружающей среды, способный прямо или косвенно влиять на живой организм, хотя бы на одном из этапов его индивидуального развития. Экологические факторы многообразны, при этом каждый фактор является совокупностью соответствующего условия среды (необходимых для жизнедеятельности организма элементов среды обитания) и его ресурса (их запаса в среде). Существует множество подходов к классификации экологических факторов. Так, например, можно выделить: по периодичности - периодический и непериодический факторы; по среде возникновения - атмосферный, водный, генетический, популяционный и др.; по происхождению - абиотический, космический, антропогенный и др.; факторы, зависящие и не зависящие от численности и плотности организмов и др. Все это многообразие экологических факторов подразделяется на две большие группы: абиотические и биотические (Рис.1). Абиотические факторы (неживой природы) - это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. Биотические факторы (живой природы) - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. экологический фактор абиотический биотический

 

2. Адаптации организмов к действию экологических факторов.

Ответ: У различных организмов требования к условиям окружающей среды различны: одни организмы способны выживать в широких пределах колебаний конкретного фактора, другие - при более узких.

Толерантность к факторам среды определяет область географического распространения особей данного вида, т.е. ареал вида. Изменения, колебания факторов среды влияют на численность вида, которая почти никогда не остается постоянной и меняется в более или менее широких пределах.

Формы и особенности адаптаций

Изменения экологических факторов зависят от астрономических, климатических, геологических процессов. Животные и растения приспосабливаются к множеству факторов, и это закрепляется в процессе эволюции и естественного отбора на генетическом уровне.

Такие особенности живых организмов, которые вырабатывались и закреплялись в процессе эволюции и которые обеспечивают жизнеспособность организмов в условиях изменяющихся экологических факторов, называются адаптациями.

Формы адаптации

Морфологические адаптации.

Примеры:

Приспособления плаванию у китов и дельфинов - изменялось строение тела.

В растительном мире: растения пустынь приспособились к условиям сухого климата.

Физиологические адаптации

В условиях пустынь животные способны обеспечивать потребность во влаге путем биохимического окисления жиров (верблюд).

Зеленые растения - фотосинтез в условиях определенного газового состава воздуха (СО2).

 

3. Биотические взаимоотношения организмов (симбиоз, хищничество, паразитизм, комменсализм, конкуренция).

Ответ: Живые организмы существуют в природе не по отдельности, а в совокупности составляют сообщества. Всё живое, окружающее организм в среде обитания, составляет его биотическую среду или биоту. Влияния одних организмов на жизнедеятельность других называются биотическими факторами среды.

Биотические взаимоотношения организмов могут совершаться при их непосредственном физическом взаимодействии (контактные), через изменение какого-либо фактора неживой природы (трансабиотические) – например, затенение крупным древесным растением мелких травянистых растений под его кроной, через изменение уровня воздействия на рассматриваемый объект какого-либо другого организма (трансбиотические) – например, привлечение растением насекомых-опылителей облегчает их поимку насекомым-хищникам, птицам…

Каким образом растения и животные могут влиять друг на друга, обитая в одном сообществе? Рассмотрим матрицу биотических взаимоотношений, представленную в виде таблицы. Один вид может приносить пользу или вред другому, а также не оказывать влияния на другой вид при совместном существовании, другой влияет в тех же возможных направлениях (табл. 1). Суммируя итоговый эффект взаимодействия, получаем ряд ситуаций.

Таблица 1

Матрица биотических взаимодействий (пояснения в тексте)

Вид А
Биотическое воздействие на вид В
Вид В Биотическое воздействие на вид А   (+) Положительное (0) Нейтральное (-) Отрицательное
+ ++ +0 +-    
  0+   0-    
- -+ -0 --    

 

+ Симбиоз. Выделяют две формы симбиоза:

Протокооперация. Взаимодействие друг с другом полезно для обоих видов, но не является обязательным. Например, муравьи и тли. Муравьи защищают тлей, взамен получая их сладкие выделения.

Мутуализм. Взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным существованием каждого из них. Например, термиты и обитающие у них в кишечнике простейшие. С помощью этих простейших термиты расщепляют целлюлозу.

В дальнейших типах взаимодействий обратите внимание на то, что одни и те же ситуации в матрице взаимодействий могут быть обозначены как «+ -» или «- +», поскольку в данном случае одна и та же ситуация рассматривается «с точки зрения» кого-то из взаимодействующих организмов.

Комменсализм. Взаимоотношения видов, когда один из партнёров получает пользу, не нанося при этом ущерб другому. Например, акулы и рыбы-прилипалы. Рыбы-прилипалы могут перемещаться на большие расстояния, не затрачивая при этом много энергии и не нанося акуле вреда.

+- Паразитизм. Это взаимодействие организмов, при котором один из них живёт за счёт другого, находясь на поверхности или внутри его тела. Паразит использует в пищу тело своего хозяина постепенно, нанося ему вред, но сохраняя ему жизнь до окончания своего жизненного цикла. Например, бычий цепень, печеночный сосальщик.

+- Хищничество. Такой тип взаимоотношений, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, т.е. организмы одного вида служат пищей для другого. Например, рысь и заяц, хищники микромира – крупные инфузории и их жертвы амебы.

Нейтрализм. Взаимонезависимость разных видов, обитающих на одной территории. Истинный нейтрализм в природе крайне редок. Например, белки и лоси, которые являются участниками одной экосистемы, но практически не взаимодействуют. Однако опосредованные, сложные косвенные взаимосвязи между этими организмами могут быть обнаружены.

Аменсализм. Это тип межвидовых взаимоотношений, при котором в совместной среде обитания один вид подавляет существование другого вида, а сам не испытывает при этом отрицательного влияния. Например, светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, тогда как самому дереву это подавление трав не приносит существенных преимуществ.

 

4. Экосистема (компоненты, трофические связи, круговорот вещества).

Ответ: Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма (от др.-греч.— жилище, местопребывание — система) — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.

Пример экосистемы — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, составляющими живую компоненту системы, биоценоз. Для пруда как экосистемы характерны донные отложения определенного состава, химический состав и физические параметры, а также определённые показатели биологической продуктивности, трофический статус водоёма и специфические условия данного водоёма. Другой пример экологической системы — лиственный лес в средней полосе России с определённым составом лесной подстилки, характерной для этого типа лесов почвой и устойчивым растительным сообществом, и, как следствие, со строго определёнными показателями микроклимата (температуры, влажности, освещённости) и соответствующим таким условиям среды комплексом животных организмов.

С точки зрения структуры в экосистеме выделяют:

1. климатический режим, определяющий температуру, влажность, режим освещения и прочие физические характеристики среды;

2. неорганические вещества, включающиеся в круговорот;

3. органические соединения, которые связывают биотическую и абиотическую части в круговороте вещества и энергии;

4. продуценты — организмы, создающие первичную продукцию;

5. макроконсументы, или фаготрофы, — гетеротрофы, поедающие другие организмы или крупные частицы органического вещества;

6. микроконсументы (сапротрофы) — гетеротрофы, в основном грибы и бактерии, которые разрушают мёртвое органическое вещество, минерализуя его, тем самым возвращая в круговорот.

Последние три компонента формируют биомассу экосистемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.012 с.)