Применение логистичекого подхода в функционировании машиностроительного холдинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение логистичекого подхода в функционировании машиностроительного холдинга



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Использование логистического подхода в обеспечении комплектующими предприятия (на примере завода  «Могилевтрансмаш» ОАО «Маз» - укх «БЕЛАВТОМАЗ»)

  Автор:_____________________________ (подпись) Михайловский А.С. Курс     5, группа №   1665З Специальность:          логистика ___________________________________ Научный руководитель: ______________                                                  (подпись) Старший преподаватель Бондаренко Екатерина Михайловна               

Нормоконтролер ___________________ Демидова Евгения Станиславовна

                                                 (подпись)

 

Витебск 2021

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

Витебский филиал

 

ЗАДАНИЕ по подготовке дипломной работы

Студенту Михайловскому А.С.

 

1. Тема работы Использование логистического подхода в обеспечении  

 комплектующими предприятия, на примере завода «Могилевтрансмаш» ОАО «МАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ»

утверждена приказом директора от 02.04.2021

 

2. Срок сдачи студентом законченной работы: 05.04.2021

 

3. Исходные данные к работе: бухгалтерская и статистическая отчетность

предприятия,  инструкции, положения, нормативные акты, материалы

газетных и журнальных статей, доклады, данные статистического комитета

 

4. Перечень вопросов, подлежащих разработке в дипломной работе:
а) Введение
б) Глава 1 Применение логистичекого подхода в функционировании машиностроительного холдинга
в) Глава 2 Характеристика деятельности ОАО «МАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» и в частности завода «Могилевтрансмаш»
г) Глава 3 Мероприятия по совершенствованию процесса обеспечения комплектующими завода «Могилевтрансмаш» д) Заключение

 

5. Перечень аналитического материала: технико – экономические показатели деятельности предприятия, анализ показателей работы предприятия, анализ финансового состояния, результаты внедрения мероприятий, презентация

  6. Дата выдачи задания:        

 

Кафедра логистики и менеджмента

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. Кафедрой ____________/ Е.Г. Замостоцкий
Руководитель   ____________/ Е.М. Бондаренко
     
Задание принял к исполнению: Студент   ___________/   А.С. Михайловский

РЕФЕРАТ

Дипломная работа: 65 с., 13 рис., 15 табл., 45 источников, 6 прил.

логистический подход, логистика, комплектующие, снабжение, доставка, планирование, материальный поток.

Объект исследования: ОАО «Минский автомобильный завод».

Предмет исследования: деятельность завода «Могилевтрансмаш» ОАО «Маз» - УКХ «БЕЛАВТОМАЗ».

Цель дипломной работы: обоснование направлений совершенствования работы завода «Могилевтрансмаш».

Методы исследования: сравнительный анализ, графический, статический, системный подход, анализ сильных и слабых сторон предприятия.

В процессе выполнения работы проведены следующие исследования (разработки): раскрыта сущность деятельности предприятия, изучены техника - экономические показатели предприятия, проведен анализ динамики производства и реализации продукции, анализ ассортимента и структуры продукции, анализ ритмичности работы организации; предложены мероприятия по совершенствованию работы завода «Могилевтрансмаш» ОАО «Маз» - УКХ «БЕЛАВТОМАЗ».

Элементами научной новизны (практической значимости) полученных результатов являются: предложенные пути совершенствования работы для промышленного предприятия.

Областью возможного практического применения являются: результаты исследования могут быть применены на производстве, автотранспорте, для сокращения издержек предприятия, упрощения работы, улучшения условий труда.

Студент-дипломник подтверждает, что приведенный в дипломной работе расчетно-аналитический материал объективно отражает состояние исследуемого процесса (разрабатываемого объекта), все заимствованные из литературных источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

__________________

(подпись студента


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  5

 

ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕКОГО ПОДХОДА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ХОЛДИНГА

 1.1 Назначение и специфика логистичесого подхода к управлению промышленным предприятием                                                                             8

1.2 Снабжение, закупка и транспортировка как составляющие звенья логистического подхода к управлению предприятием                                     11                                                                           

1.3 Актуальные проблемы машиностроительной отрасли Республики Беларусь 20

 

ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАЗ» - УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «БЕЛАВТОМАЗ» И В ЧАСТНОСТИ ЗАВОДА «МОГИЛЕВТРАНСМАШ» 

2.1 Общая организационно – экономическая характеристика ОАО «МАЗ» - УКХ «БЕЛАВТОМАЗ» 25

2.2 Особенности применения логистического подхода на заводе 

«Могилевтрансмаш"                                                                                           46

 

ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ КОМПЛЕКТУЮЩИМИ ЗАВОДА «МОГИЛЕВТРАНСМАШ» 

3.1 Внедрение модуля ЭДиН: Электронный документооборот 52

3.2 Оптимизация процесса поставки комплектующих на завод «Могилевтрансмаш» 56

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                         60

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                               63            

 

ПРИЛОЖЕНИЯ  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Исследования показывают, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на хранение, транспортировку, упаковку и другие логистические операции. Высокая доля расходов на указанные выше операции в конечной цене товара показывает, какие резервы содержит оптимизация управления материальными потоками.

В большинстве определений логистика трактуется как теория и практика управления материальными потоками. Однако, подобная деятельность, связанная с оптимизацией движения товаров и грузов осуществляется человечеством уже давно, с тех пор как существует производство и распределение. В чем же тогда новизна логистики, в чём специфика логистического подхода?

Новизна и специфика логистического подхода заключается в том, что объектом управления в данном случае выступает обобщенный, т.е. сквозной материальный поток.

При логистическом подходе управление осуществляется со стороны единой логистической системы к отдельным стадиям процесса производства и обращения. Эти управляющие воздействия вырабатываются на базе общих целей и критериев эффективности анализируемой логистической цепи. В результате параметры материального потока становятся упорядоченными и предсказуемыми. Вследствие повышения управляемости параметров потока повышается эффективность функционирования всей логистической цепи в целом и ее отдельных звеньев в частности[41, с. 2].

Машиностроительный холдинг «БЕЛАВТОМАЗ», управляющей компанией, которого является ОАО «МАЗ», выбран не случайно, потому как данный комплекс является ведущим в национальной экономике и служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений. В нем создается 24,5 % стоимости произведенной промышленной продукции, занято 36,3% общей численности промышленно-производственного персонала страны. Управление отраслью осуществляет Министерство промышленности Республики Беларусь[3, c. 36].

Машиностроительная промышленность представлена следующими под отраслями: автомобильная, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, радиотехническая, электротехническая, оптико-механическая, строительно-дорожная.

Наибольший удельный вес в машиностроительном комплексе республики занимает    автомобильная промышленность, которая представлена 38 предприятиями и организациями. В его состав входят специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования. Особенно велика роль отдельных предприятий: Минский автомобильный завод, Белорусский автомобильный завод, Минский завод колесных тягачей.

Основной задачей машиностроительной отрасли является создание мощностей по выпуску семейства автомобильной техники, соответствующей нормам Евро-4, Евро-5, а в дальнейшем и Евро-6.

Однако в белорусской машиностроительной промышленности имеется ряд проблемных мест.

Высокая импортоемкость. Существенная зависимость от импортных комплектующих, необходимость закупок оборудования за пределами страны. Сложившаяся структура промышленности, финансовые трудности и неоднозначные перспективы экономического роста, не позволяют произвести быструю модернизацию машиностроения, а без этого перспективы развития программ импортозамещения грозят затянуться и приобрести статус долгосрочных.

Загруженность складов готовой продукции актуальная тема машиностроительной отрасли Республики Беларусь, поскольку неэффективное отвлечение основных оборотныхсредств негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия.

Высокий износ основных фондов. Морально и физически устаревшее оборудование, технологии не позволяют производить рентабельную продукцию, образовывая энергоемкое производство, в свою очередь приводящее к низкому уровню рентабельности продукции, ее ценовой конкурентоспособности.

Неконкурентоспособность продукции. Продукция машиностроительной отрасли уступает по техническому уровню мировым аналогам, что не позволяет конкурировать с основными игроками рынка автомобилестроения, ухудшение эконо­мической ситуации в соседних странах-партнерах привело к снижению объемов экспорта,  попытки диверсификации зарубежных рынков по объективным причинам не достигли успеха.

Развитие белорусского машиностроения направлено на увеличение конкурентоспособности производимых изделий. Высокие показатели достигаются за счет внедрения в производство энергосберегающих технологических процессов, обновления и модернизации производства, максимально эффективного использования трудовых и финансовых ресурсов. Повышение технического и технологического уровня промышленного производства на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных производств, наращивание выпуска качественных и востребованных товаров позволит увеличить выпуск промышленной продукции в 1,54 - 1,6 раза, достичь уровня рентабельности продаж в промыш­ленности не менее 14 - 15%.

Стимулом для интенсивного развития машиностроения является сотрудничество между странами, увеличение экспорта продукции, расширение источников привлечения инвестиций и внедрение новых технологий[10, c. 27].

Объект исследования: ОАО «Минский автомобильный завод» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ».

Предмет исследования: деятельность завода «Могилевтрансмаш».

Целью дипломной работы является - изучение существующих проблем и разработка мероприятий по совершенствованию процесса снабжения комплектующими завода «Могилевтрансмаш».

Задачи дипломной работы:

- изучить основы логистического подхода в управлении промышленным предприятием;

- дать характеристику деятельности ОАО «Минский автомобильный завод» и в частности завода «Могилевтрансмаш»;

- разработать и обосновать внедрение мероприятий по совершенствованию процесса снабжения комплектующими завода «Могилевтрансмаш».

В качестве методологической базы непосредственно использовались сравнительные и экономические показатели, методы исследования и анализа.

 


ГЛАВА 1

Рисунок 1.1 - Традиционный подход к организации комбинированной перевозки.

Источник: [16, с. 65].

 

При традиционном подходе к организации товародвижения каждое звено логистической цепи имеет обособленную систему управления и критерии эффективности, стремиться к достижению собственных целей и извлечению собственной максимальной выгоды. Параметры материального потока определяются как результат независимых управляющих воздействий, осуществляемых последовательно в каждом звене логистической цепи. В связи с этим параметры материального потока являются стохастическими и неупорядоченными с точки зрения общей логистической цепи. В итоге показатели характеризующие эффективность потока не оптимальны.

                                 
 
     

 


        - Информационный поток;                    - Материальный поток;

 

Рисунок 1.2 - Логистический подход к организации комбинированной перевозки.

Источник: [16, с. 66].

 

На рисунке 1.2 отражена структура логистического подхода, где объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом обособленность звенев логистической цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи осуществляется с минимальными затратами.

Таким образом, специфика логистического подхода, его отличие от традиционного подхода, заключается в том, что прежде разрозненные материальные потоки объединяются в единый, сквозной материальный поток и выделяется особая, единая функция управления этим сквозным потоком.

Применение логистического подхода позволяет:

1) снизить запасы на всем пути движения материального потока;

2) сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

3) снизить транспортные расходы;

4) сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

1. Значительная доля экономического эффекта от использования логистики достигается за счёт снижения запасов на всём пути движения материального потока.

Сокращение запасов при использовании логистического подхода достигается за счёт высокой степени согласованности действий всех участников логистического процесса, за счёт повышения надежности поставок, за счёт рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин. Исследования показывают, что в результате использования логистического подхода можно сократить запасы на 30-70%.

2. Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счёт сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня время, необходимое на изготовление товара, составляет всего лишь 2-5% от общих затрат времени на производственные операции, складирование и доставку. Таким образом, более 95% времени оборота приходится на доведение изготовленного товара до потребителя. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала и соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени.

3. Экономический эффект от применения логистики возникает также в результате снижения транспортных расходов. При использовании логистического подхода оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются и другие показатели использования транспорта.

4. Четвёртая составляющая экономического эффекта от использования логистики обеспечивается за счёт сокращения затрат ручного труда и соот­ветствующих расходов на операции с грузом. Логистический подход предпо­лагает высокую степень согласованности всех участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. То есть применяются однотипные средства механизации, однотипная тара, исполь­зуются аналогичные технологические приемы грузопереработки во всех звеньях товаропроводящей цепи, за счёт чего и сокращается использование ручного труда и достигается соответствующий экономический эффект[16, с. 67].

 

Рисунок 1.3 - Структура транспортной службы предприятия

Источник: [41, c.63].

 

В составтранспортного хозяйства предприятия входят: транспортный отдел, специализированные цехи (участки) железнодорожного и безрельсового транспорта, авто гаражи, ремонтные и другие службы. Транспортный отдел состоит из ряда подразделений, осуществляющих планирование, учет и анализ производственно-хозяйственной деятельности транспортной службы, руководство эксплуатацией транспортных средств, организацию и планирование ремонта транспортных средств и путей сообщения [41, c.63].

Функции транспортной службы предприятия:

- разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;

- планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

- планирование ППР транспортных средств;

- планирование потребности в запчастях и их приобретения;

- организация приобретения новых транспортных средств, получения лицензии на перевозку грузов и людей, списания утилизации транспортных средств.

На предприятиях производственный процесс сопровождается многократным перемещением сырья, материалов, топлива, готовой продукции и отходов производства. Транспортные расходы в зависимости от отрасли составляют в себестоимости продукции от 10 до 30%, а транспортные рабочие в общей численности работников предприятия — 10–12%. Экономическое значение совершенствования организации перемещения грузов объясняется и тем, что транспортно-складские операции являются составной частью производственного цикла изготовления продукции. На предприятиях используются различные виды транспортных средств, начиная с железнодорожного, автомобильного, подъемно-транспортного и заканчивая конвейерами разнообразного вида, типа и назначения [19, c. 76].

В деятельности транспортного хозяйства большое значение имеет рациональная организация грузовых потоков и грузооборота предприятия.

Грузовой поток представляет собой объем грузов, перемещаемых в единицу времени между двумя пунктами.

Грузооборот – это общее количество грузов, перевозимых по территории завода, цеха, склада в единицу времени (за год, месяц, сутки). Он складывается из суммы отдельных грузовых потоков и служит исходной величиной для определения потребности предприятия в транспортных средствах[5, с. 416].

Межцеховые перевозки осуществляются с помощью систем отображенных на рисунке 1.4

 

Рисунок 1.4 - Системы маршрутов транспортных перевозок

Источник: [16, c. 68].

 

Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования; повышения уровня автоматизации производства и управления, сокращение среднего возраста транспортного средства и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств; совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности; анализ соблюдения принципов прямо точности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение соответствующих мероприятий.

Рост эффективности и качества работы транспорта является одним из важнейших резервов совершенствования промышленного производства. Диспропорции в развитии магистрального и промышленного транспорта (межцехового и внутрицехового) могут привести к появлению аритмии промышленного производства, излишним перегрузочным операциям, необходимости сооружения дополнительных складов и соответствующим потерям. Если в начальный период появление таких диспропорций мало сказывается на эффективности промышленного производства в металлургии, то с увеличением мощности агрегатов и интенсивности основных технологических процессов потери могут быть значительными. Все это снижает экономические результаты работы указанных агрегатов и металлургических заводов в целом и выражается в ухудшении показателей использования производственных мощностей, снижении фондоотдачи и производительности труда. Повышение технической оснащенности промышленного транспорта и внедрение принципиально новых технических средств, совершенствование структуры управления рациональная организация перевозочного процесса позволяют не только повысить эффективность и качество транспортного обслуживания предприятий, но и улучшить показатели работы самих транспортных хозяйств [21, c.51].

 

ГЛАВА 2

Таблица 2.1- Состав компании холдинга «БЕЛАВТОМАЗ»

Название предприятия Вид деятельности Место расположения
1 2 3
ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» Производство агрегатов и узлов Барановичи
ОАО «Осиповичский завод автомобильных агрегатов» Выпуск деталей и узлов Осиповичи
ОАО «Кузнечный завод тяжелых штамповок» Производство паковок и штамповок Жодино

Продолжение таблицы 2.1

1 2 3
ОАО «Дзержинский экспериментально-механический завод» Резка, очистка и обработка металла Дзержинск
ОАО «Клецкий мехзавод» Выпуск жгутовых изделий, металлоконструкций Клецк
ООО «МАЗ-Купава» Производство автофургонов, прицепов, рефрижераторов и спецтехники Минск  
Унитарное предприятие «АгроМАЗ»); Производство продукции растениеводство, молока. Аг. Любошаны
ОАО «Брестмаш» Выпуск технологического оборудования и запасных частей Брест
ОАО «ВолМет» Производство замочных изделий Волковыск
ОАО «Гродненский механический завод» Производство автомобилей и других моторных транспортных средств   Гродно
ОАО «ТАиМ» Запасные части, коммунальная техника и навесное оборудование Бобруйск

Источник: [24].

 

Минский автомобильный завод включает в себя все виды действующих производств, свойственных современным, крупным машиностроительным предприятиям среди которых: заготовительное, литейное, кузнечнопрессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, производство пластических материалов и РТИ, окрасочное, сборочное, инструментально-штамповое. Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.

На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество. Завод является одним из крупнейших производителей автомобильной техники в мире. Производит широкую гамму авто техники более 500 моделей и модификаций.

Линейка выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, средне тоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Колесные формулы вышеперечисленной авто техники представлены вариантами: 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более пятидесяти модификаций автобусов. Завод в массовом производстве освоил шесть поколений тяжелых грузовиков. До настоящего времени завод производит и прицепной состав. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили — с прицепами.

 Прицепная техника: МАЗ-837300-3012, МАЗ-837810-014, МАЗ-837810-020, 042, 052, 1012, МАЗ-856102-010, МАЗ-938660-051, МАЗ-93866-1011, МАЗ-870100-3010, МДП, МАЗ-870110-3010, МАЗ-892500-1015, 1016, МАЗ-892600-017, МАЗ-950600-020, МАЗ -937900, МАЗ-998500, МАЗ-975830-3012[5].

В настоящее время ОАО «МАЗ» серийно выпускает широкий модельный ряд пассажирской техники – городские, пригородные, междугородние, туристические автобусы от малого до особо большого класса (длиной от 8 до 18м, вместительностью от 24 до 175 чел.)[11, с. 15].

Выпускаемая на ОАО «МАЗ» пассажирская техника условно разделена на два поколения. Первое (автобусы МАЗ 103, МАЗ 105, МАЗ 107, МАЗ 152) – техника, разработанная в 1993-2004гг. в период организации и становления автобусного производства и завоевания первых позиций на рынках сбыта. С 2004г., с целью соответствия ужесточающимся техническим регламентам и изменяющимся тенденциям рынка, на ОАО «МАЗ» начались работы по разработке более современных автобусов второго поколения.

Вся пассажирская техника МАЗ изготавливается в соответствии с отечественными и международными техническими регламентами и требованиями (Правила ЕЭК ООН, СТБ, РСТ), проходит обязательную сертификацию в странах предполагаемой реализации, оснащается двигателями, отвечающими экологическим стандартам «Евро-4», «Евро-5», «Евро-6».

Товарная стратегия по пассажирской технике МАЗ включает комплекс мероприятий по оптимизации модельного ряда, исследованию и доработке существующего продукта, созданию новых моделей пассажирской техники МАЗ[11, с.15].

Количество произведенной техники в период 2015 – 2019 гг., покажем в таблице 2.2

 

 

Таблица 2.2 - Производство продукции ОАО «МАЗ» в период с 2015 по 2019 гг.

Наименование

года

2015 2016 2017 2018 2019
1 2 3 4 5 6
Автомобили 15950 11360 9844 6212 5626
Прицепная техника 4822 3618 2844 2622 2464
Автобусы 1901 1780 1673 1615 1451

Источник:[27, с.10].

 

Согласно данным приведенным в таблице, наблюдается постепенное уменьшение производства всего ассортимента продукции.

 Основной причиной снижения выпуска отдельных видов продукции МАЗ является ужесточение экологических требований, вводимых Техническим Регламентом. В связи с этим не представляется возможным реализация продукции экологических классов Евро -2, -3, -4 на основные рынки сбыта по линии УПГТ. С целью сохранения объемов реализации автомобильной техники МАЗ заказчикам предлагается продукция более высоких экологических классов Евро-5,-6.

Продукция МАЗ реализуется в 50 странах мира. Сборочные предприятия МАЗ работают в Литве, Египте, Иране, Вьетнаме. Экспорт автомобилей составляет 95% от общего объема производства. Основными рынками сбыта грузовых автомобилей производства Минского автозавода МАЗ за пределы Беларуси являются Россия и страны СНГ, где основным конкурентом белорусского предприятия выступает ОАО «КАМАЗ», производящий продукцию того же класса. На долю России и СНГ приходится порядка 80% экспорта техники МАЗ, стран дальнего зарубежья – 20% (Рисунок 2.1).

Учитывая особенности работы на рынках арабского региона (Сирия, Ирак, Иран, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.), где серьезную конкуренцию продукции МАЗ составляют бывшие в употреблении машины европейских производителей, специалисты объединения четко отслеживают уровень цен, предлагаемых конкурентами, и оперативно реагируют на любой запрос. Такая политика позволила вернуться после 12-летнего перерыва на рынок Чили. Уже подписан контракт на поставку 25 грузовиков.

На рынках стран Латинской Америки барьером для поставки техники МАЗ являются высокие таможенные пошлины на ввоз машин (47% против 22% в странах ЕС). В этой связи большие поставки в Латинскую Америку возможны только при организации сборочного производства на месте[22].

Структуру рынков сбыта продукции ОАО «МАЗ» в процентном соотношении отобразим на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 - Структура рынков сбыта продукции ОАО «МАЗ»

Источник: Составлено автором по [22].

 

Как видим на рисунке помимо традиционных внешних рынков сбыта, Минский автомобильный завод расширяет географию поставок, укрепляя свои позиции на рынках стран ЕС, Дальнего Зарубежья, Африки и Латинской Америки. Количество реализованной техники МАЗ в 2019 году покажем в виде таблицы.

Регион

Страна

Шт.

Тыс. $

1

2

3

4

Страны Персидского залива

Итого по региону

207

10 069

Иран

57

2 578

ОАЭ

80

4 230

Саудовская Аравия

20

1 092

Сирия

50

2 097

Европейский регион

Итого по региону

59

5 423

 

Латвия

1

55

Литва

1

15

Польша

16

1 548

Сербия

15

1 005

Эстония

26

2 792

Латинская Америка

Итого по региону

107

7 482

Венесуэла

103

6 895

Куба

4

587

Африка

Итого по региону

65

4 201

Египет

18

722

Алжир

5

316

Гвинея

4

223

Гана

1

65

Ливия

26

1 956

Таблица 2.3 – Количество реализованной на рынках ближнего и дальнего зарубежья техники МАЗ за 2019 год

Источник: Составлено автором по [26, с. 15].

Анализ структуры реализации техники ОАО «МАЗ» (рисунок 2.1), определяет основными рынками дальнего зарубежья страны Персидского залива и Латинской Америки. Доля реализации на рынках этих регионов в структуре продаж предприятия за 2019г. составила почти 84 %.

Рынок грузовой авто техники Африканского региона преодолевает последствия внутреннего противостояния сил действующей власти с аппозиционными формированиями. За 2019 г. поставлено 65 ед. авто техники, что составляет 78,1% к аналогичному периоду прошлого года. Доля рынка Африканского региона  в структуре продаж предприятия увеличилась с 4,3% за 2018г. до 5 % в 2019г.

В настоящее время наблюдается снижение темпов роста ВПП основных стран – потребителей авто техники МАЗ, что приводит к падению объемов и рентабельности грузоперевозок. Другим важнейшим фактором, влияющим на спрос, является политическая нестабильность в ряде регионов сбыта.

В связи с проведением протекционистской политики мировых государств, защищающих интересы национальных производителей, отражающейся в установлении барьеров для стран-импортеров путем введения высоких таможенных пошлин и ограничением или полным запретом на ввоз продукции, организация сборочных производств является наиболее перспективным, позволяющая закрепиться на рынке на долгосрочной перспективе [36].

- Венесуэла.

Организация работы сборочного завода «MAZ VEN» по выпуску 5000 ед. грузовой авто техники в год.

- Вьетнам.

Сборка пробной партии машинокомплектов прицепов, поставленной в 2017 году. Увеличение объема поставляемых машинокомплектов и расширение номенклатуры модельного ряда с последующей реализацией как во Вьетнаме, так и соседние государства Лаос и Камбоджа.

- Азербайджан.

Расширение номенклатуры, поставляемых машинокомплектов, полноприводной и прицепной техники для сборочного производства. Организация сборки прицепной и пассажирской техники. 

- Турция.

Развитие сборочного производства авто техники МАЗ.

- Литва.

Возобновление сборки авто техники МАЗ удовлетворяющей требованиям Евро-5.

- Сербия.

Расширение номенклатурного ряда пассажирской автотехники с газовыми двигателями.

Минский автомобильный завод работает на рынках с высокой плотностью конкурентной среды. Проведенные специалистами завода исследования показали, что на рынке необходимо соблюдать ценовую стратегию - «следования за ценами рынка» [36].

В своей ценовой политике предприятие соблюдает порог отклонения цены в 35-40 % от западных аналогов, несоблюдение которого чревато потерей объемов реализации в ближайшей перспективе. Такую рыночную стратегию можно назвать – «сохранение паритета». Особенно важно проведение такой ценовой политики в связи с предполагаемым массивным выходом на наши рынки коммерческой автомобильной техники китайского производства. Внутренний рынок Союзного государства нуждается в мерах проведения жесткой таможенной политики по отношению к бывшим в эксплуатации импортным автомобилям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.168 с.)