Светская и религиозно-философская поэзия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Светская и религиозно-философская поэзия



 

Ни религиозные проповеди, облечённые в форму художественного мифа, ни священные гимны богам и царю не могли подавить того протеста, который назревал среди широких слоев египетского населения и порой прорывался даже в классической литературе. В некоторых поэтических произведениях звучат ноты неверия в загробную жизнь и призыв наслаждаться при жизни всеми её радостями. В одной пиршественной песне говорится:

 

Проводи день радостно, жрец,

Вдыхай запах благовоний и умащений…

Оставь всё злое позади себя.

Думай лишь о радости до тех пор,

Пока не настанет день, когда ты причалишь к стране, любящей молчание.

 

В эпоху Среднего Царства с большой яркостью и силой нашёл своё отражение протест против всего уклада жизни того времени в поэтическом диалоге, который обычно называется «Беседа разочарованного со своей душой». В словах автора этого художественного произведения звучит глубокий пессимизм человека, видящего в жизни одно лишь горе и мечтающего о смерти, как об избавлении от страданий. В ряде поэтических сравнений смерть сопоставляется с «выздоровлением после болезни». Призывая смерть, человек восклицает:

 

Смерть стоит сегодня передо мною,

Как запах лотосов,

Как (ощущение человека), сидящего на берегу опьянения…

Смерть стоит сегодня передо мною,

Как небо, очистившееся от облаков.

Смерть стоит сегодня передо мною,

(Как ощущение человека), желающего снова увидеть свой дом,

После того, как он провёл долгие годы в плену.

 

Глубокий пессимизм, столь ярко выраженный в этом поэтическом произведении, перерастает грани простой эмоции поэта. Человек, разочарованный в жизни, бросает вызов небесам. Ноты неверия и сомнения в существовании загробного мира и вечной жизни, резко контрастирующие с традиционным религиозным мировоззрением, ясно чувствуются в следующих словах поэта:

«Если ты вспомнишь о погребении, то это горе, проливание слёз, огорчение человека, когда его вытаскивают из дома и бросают на холме. Никогда ты не выйдешь, чтобы увидеть солнце. Те, которые строили из гранита и воздвигли палаты, увидели свои жертвенники пустыми. Их постигла та же участь, что и усталых, которые умерли на плотах, не оставив после себя потомства. Солнечный зной и рыбы на берегу разговаривают с ними».

Потеряв веру в загробную жизнь, человек не верит также и в то, что совершение заупокойного культа, требовавшее больших расходов и поэтому доступное лишь богатым, может обеспечить человеку загробное блаженство. Вся система религиозных верований и нравственных учений берётся под сомнение. В словах автора звучит уверенность, что смерть сравняет всех: и богатых и бедных, готовя им одинаковую участь — уничтожение под лучами иссушающего солнца или силой всепобеждающей воды.

 

 

Литературные приёмы

 

Древнеегипетская литература достигла высокого художественного совершенства. Литературные произведения, как поэтические, так даже и прозаические, облекались в строго ритмическую форму. Автор всегда ставил своей целью создать ритмическое чередование отдельных образов, представлений, частей предложений и даже слов. Отдельные части фразы, отдельные слова строились строго симметрично и параллельно. Чаще всего применялось двучленное построение фразы, как, например, в следующем отрывке из «Повести о двух братьях»:

 

Было некогда два сына —

От одной матери

И от одного отца.

Анупу было имя старшего,

Бата было имя младшего.

 

Большое значение придавалось музыкальному благозвучию литературных произведений. В связи с этим появились первые художественные приёмы поэтического оформления речи: рефрены, ассонансы, аллитерации, внутренние созвучия.

Отличительными чертами поэтической речи являются яркие и конкретные художественные образы и поэтические сравнения. Сердце жестокого человека сравнивается с каменной глыбой. Путник, изнывающий от жажды, ощущает во рту «вкус смерти». В одном образцовом письме сохранились указания на существование даже некоторых зачатков литературной критики: один писец подвергает строжайшей литературной критике послание, полученное им от другого писца. Он его обвиняет в том, что в его «словах одно перемешивается с другим, все … слова перепутаны и не связаны вместе».

 

 

Изобразительное искусство

 

Таковы высокие достижения древнеегипетской литературы, ярко отразившей жизнь и творчество египетского народа. Египетское искусство, древнейшие формы которого возникли в архаическую эпоху (в Vтысячелетии дон. э.), непрерывно развивалось вплоть до поздней эпохи упадка египетской культуры, когда Египет находился под властью римлян. Уже в конце архаической эпохи начали возникать основные отличительные черты египетского искусства: величественная монументальность формы, строгий и чёткий, почти геометрический конструктивизм и фронтальность. Все эти особенности египетского искусства, однако, часто сочетались с реалистическими тенденциями, в особенности я портретных изображениях.

Высокого развития и технического совершенства достигла в Египте архитектура, многочисленные образцы которой (гробницы, храмы и т. д.) хорошо сохранились до наших дней.

В эпоху Древнего Царства вырабатывается и получает отчётливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Тесная связь искусства с религией особенно ярко сказывается в архитектуре времени Древнего Царства, которая представлена гробницами и храмами. Эти грандиозные постройки, созданные трудом огромного количества общинников и рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти, охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы-пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами пирамиды при помощи внешней облицовки, получился классический тип монументальной и строго конструктивной пирамиды, наиболее чётко выраженный в грандиозных Гизэхских пирамидах, построенных близ Мемфиса фараонами IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура. Поблизости от пирамид строились «заупокойные» храмы царей, которые обычно помещались у восточного подножья пирамиды. Монументальный храм Хафры даёт образец типичного египетского храма, состоящего из нескольких колонных зал, из главного двора, предназначенного для мирян, и святилища, доступного лишь жрецам. Другим образцом архитектурного комплекса того времени является пирамида Джо-сера и окружающие её храмы и часрвни. В эпоху V династии пирамиды несколько уменьшаются, зато большее внимание обращается на заупокойные храмы, стены которых украшаются рельефами, изображающими жизнь и подвиги обоготворённого царя. Архитектура Среднего Царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Это ясно видно в погребальном храме Ментухотепов времени XI династии. Центром этого грандиозного сооружения является большая пирамида, стоящая на двух возвышенных террасах, расположенных одна над другой. Широкое применение колоннадных галлерей и зал и полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в эпоху Нового Царства. Храм Ментухотепов напоминает полупещерный храм, построенный царицей Хатшепоут (XVIII династия) в Дейр-эль-Бахри. Наивысший расцвет египетской архитектуры этого времени можно видеть в огромном и монументальном храме Амона в Фивах, который строился в течение долгого времени и развалины которого довольно хорошо сохранились в Луксоре. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный, как думают, при Рамзесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. Площадь зала равна 5 тыс. кв. м. Весь зал, этот гигантский лес величественных колонн, распадается на три средних корабля высотой в 24 м и 12 боковых кораблей высотой в 14 м. Гигантский храм со всеми прилегающими к нему постройками является огромным архитектурным ансамблем, строители которого сделали смелую попытку разрешить в зодчестве проблему пространства. Оригинальным архитектурным комплексом несколько более позднего времени является храм Рамзеса III в Мединет-Абу.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.008 с.)