Египетские колесницы, запряжённые лошадьми и мужами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Египетские колесницы, запряжённые лошадьми и мужами.



АВДИЕВ В. И.

История Древнего Востока

 

 

ГЛАВА X

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

 

 

Сцепа заупокойного культа.

Рисунок па папирусе Маат-ка-Ра

Египетская культура возникла за 4000 лет до н. э. Поэтому её можно считать одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию материальной культуры и техники. Острая необходимость в искусственном орошении привела уже в глубокой древности к созданию сложной системы каналов, плотин, дамб и водоподъёмников, которые приводились в движение простым рычагом, а в более поздние времена водоперегонными колёсами. Замечательного расцвета достигла в эпоху архаики техника обработки камня. В эту древнейшую эпоху египтяне умели делать из драгоценных металлов изящные украшения. Появилась письменность, постепенно стали накапливаться первичные зачатки научных знаний. Однако египетская культура развивалась крайне медленно, представляя собой типичный образец застойной древневосточной культуры.

Основными причинами застойности, вернее крайней медленности развития египетской культуры, являются географическая оторванность долины Нила от остального мира и, что особенно важно, сильные пережитки первобытно-общинного строя. Благодаря сохранению сельской общины сохранялись неизменными закостеневшие формы архаического быта, древней культуры и религии, которая безраздельно господствовала над сознанием первобытного человека.

Египетские колесницы, запряжённые лошадьми и мужами.

Фреска из гробшщы Нового Царства.

 

Однако развитие торговли, войны, имущественное неравенство разрушали древний родовой строй и привели к возникновению классового рабовладельческого общества и древнейшего деспотического государства. Египет выходил из рамок своего примитивного изолированного быта. Постепенно расширялсягеографический кругозор. Египтяне всё больше и больше сталкивались с соседними народами, передавая им свои культурные достижения и заимствуя у них многие элементы их культуры. Так, в эпоху Нового Царства египтяне заимствовали у азиатских племён лошадь, колесо, колесницу, серповидный меч, элементы военной техники и даже новый музыкальный инструмент — лиру. Этому культурному обмену в некоторой степени помимо развития внешней торговли и военной политики способствовало и географическое положение Египта, расположенного на стыке трёх материков: Африки, Азии и Европы. От берегов Дельты открывались важнейшие торговые пути, ведшие в Сирию, Малую Азию, Эгейский островной район; от берегов Красного моря шли морские пути в Аравию и к восточным областям Африки (Сомали — древний Пунт).

Письменность

Древнейшая гиероглифическая письменность Египта подобно шумерийской, древнеиндийской, древнекитайской и другим древнейшим системам письма самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. В эпоху архаики писец, для того чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующее слово, рисуя «воду» в виде трёх зигзагообразных или почти волнистых линий , изображая «гору» в виде двух гор, между которыми пролегает долина или ущелье ,представляя «округ, область» в форме прямоугольника пахотной земли, разделённой оросительными каналами на равные участки, — . На глиняных сосудах архаической эпохи эти примитивные смысловыерисунки уже приближаются к значению знаков и облекаются в упрощённую схематическую форму линейного орнамента. Для начертания целых предложений (фраз) эти отдельные картинные знаки соединялись в сложный смысловой рисунок. На победной шиферной таблице фараона Нармера (см. стр. 155) изображён царь, поражающий своей булавой поверженного и коленопреклонённого врага. При помощи группы тесно связанных между собой знаков изображён сокол, держащий в одной лапе верёвку, продетую в нос человеческой головы и попирающий другой лапой шесть растений, вырастающих из прямоугольника, который образует как бы тело пленника. Эта сложная и замысловатая картинка должна обозначать, что «царь (в образе священного сокола) вывел 6 000 пленных из равнинной страны». Название страны «Озеро гарпуны» помещено несколько ниже в виде двух картинных знаков. На этой таблице мы найдем и другую фразу, написанную таким же способом, при помощи картинных знаков: «Царь (в виде быка) разрушает (своими рогами зубчатые стены) крепости, уничтожает (давя лапой поверженного) врага».

Религия

 

Огромное количество религиозных текстов и памятников религиозного культа, сохранившихся от всех эпох египетской истории вплоть до времени распространения христианства, позволяет проследить развитие египетской религии, начиная со времени разложения родового строя. Крайняя замедленность развития общественного строя и всей культуры в целом обусловила прочное сохранение пережитков первобытных форм религии вплоть до очень позднего времени, чем объясняется в частности очень широкое распространение культа животных во все периоды египетской истории.

 

 

Фетишизм

 

Чувствуя своё бессилие в борьбе с природой, первобытный египтянин наделял отдельные явления природы и отдельные предметы сверхъестественной силой, стремясь в то же время использовать эту силу в своих интересах. Культ этих фетишей, т. е. священных предметов дикарского культа, как бы наделённых фантастической сверхчувственной силой, восходит к эпохе архаики. С этих древних времён в Египте почитали особый фетиш в виде двух перекрещённых стрел или лука, соединённого в футляре, ставший священным символом богини Нейт, деревянный резной предмет, напоминающий задвижку — фетиш бога Мина, «острые» зубы бога Сопду, украшенный перьями и лентами папирусный посох бога Ух и целый ряд аналогичных колдовских предметов. Остатки этого примитивного фетишизма сохранялись в древнеегипетской религии вплоть до позднего времени.

 

 

Культ природы

 

Грозные силы природы вызывали страх в первобытных жителях Нильской долины и соседних нагорий. Особенно страшной казалась древнему египтянину мертвящая пустыня, откуда несся на них буйный песчаный вихрь, где бродили дикие хищники и кочевали племена, постоянно угрожавшие своими набегами мирным земледельцам Нильской долины. К глубокой древности восходил в Египте культ священного камня, существовавший впоследствии в городе Гелиополе: с культом этого камня связано и применение обелисков в религиозной архитектуре. Наконец, в форме священной гробницы царя — пирамиды, возможно, сохранилось далёкое воспоминание о древнем культе гор и скал.

Когда же тучная почва долины, регулярно орошаемая обильными водами Нила, ускорила рост земледельческого хозяйства, в религию древних египтян начали проникать представления о «священной земле», «богине — матери природы» и исконно-древнем боге земли Гэбе. Земледелец, живший на земле, питавшийся плодами земли и погребавший своих покойников в земле, видел в земле начало жизни и смерти. Поэтому в «Текстах Пирамид» об умершем образно говорится, что он «кусает землю, кусает Гэба, кусает отца» и что «тело покойного — Гэб». Но в условиях аллювиальной долины Нила земледелие было возможно лишь на основе сложного искусственного орошения. Поэтому в воде египтяне видели ту великую первородную стихию, которая даёт жизнь и пропитание человеку. Египтяне называли первичный водный хаос богом Нун. Им казалось, что вода есть основа всей природы. Поэтому они обоготворяли великую реку Нил, называя её Хапи и сопоставляя её с богом животворящих сил природы Озирисом, «старшим среди богов, Нилом, который создал всё, который разливается, чтобы дать жизнь людям». Дождь, вода, исходящая из небесного ока — «Глаза солнечного бога Гора», и священный источник около Гелиополя воспринимались египтянами этой эпохи как проявления водного божества. Всю воду они населяли духами, «которые пребывают в воде» и среди которых царит бог водной пучины Собк, изображаемый обычно в виде крокодила или в виде человека с головой крокодила.

С надеждой и страхом смотрел древний египтянин на могучую стихию огня, грозную и разрушительную силу, которая в то же время необходима и полезна для человека. Эта стихия огня, исходящая из недр земли или опаляющая людей с высоты неба, казалась египтянам тесно связанной с космической водой. Уже в древности существовало представление об «огненном озере» или «пламенном острове», которые находились в загробном мире на пути умершего. Особые магические заклинания должны были охранить человека от силы огня и дать ему власть над огненной стихией.

Египтянин населял весь растительный и животный мир сонмом духов, богов и богинь, видя в отдельных растениях, деревьях и в зверях обиталища или воплощение того или иного божества. Сперва собирательство и охота, потом скотоводство и земледелие создали тот круг верований, представлений и обычаев, которые легли в основу древних культов растений и животных. Культ растений и деревьев существовал в Египте ещё в глубокой древности. В Мемфисе находилась священная роща деревьев «има», посвященных богине Хатхор. В древней легенде о «небесном древе жизни» образно выражается мысль, что дерево как символ растительного мира необходимо для жизни человека на земле. Уже в эпоху Древнего Царства эти древние растительные культы облекаются в форму религиозно-художественных образов. Так возникает представление о священном лотосе, посвященном мемфиескому богу «Прекрасному Туму» — Нофертуму.

Культ животных, одна из форм древнего тотемизма, был широко распространён в Египте начиная с архаической эпохи. Священным львам и львицам поклонялись во многих областях древнего Египта. Таковы культ Миизиса в Бубастисе и культы богинь-львиц в Тинисе, Мемфисе и в Эснэ, среди которых особенно был распространён культ львиноголовой богини Сохмет. Ядовитую змею почитали в городе Буто, именуя её богиней Уаджит.

 

 

 

Новое Царство. XIX династия

 

 

 

Поклонение богу Гору.

Фреска Нового Царства.

 

Не меньшее значение имело обоготворение домашних животных. В древних столицах Египта — Мемфисе и Гелиополе почитали священных быков Аписа и Мневиса. Образ священного быка слился впоследствии с образом обоготворённого царя, наделённого как бы сверхъестественной силой. Бог Хнум, изображавшийся в виде барана, считался богом творческой силы. Обоготворение священного барана сохранилось в культе фиванского бога Амона до очень позднего времени. В Мендесе, Гермополе и Ликополе поклонялись священному козлу. Громадное распространение во всём Египте получил культ священной коровы — богини Хатхор, центром которого был город Дендера. Этот культ священных животных нашёл своё отражение в культе и титулах царя. Покровителями царской власти издревле считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Самого царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса).

 

 

Заупокойный культ

 

Начиная со времени родового строя в Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как и другие древние народы, верили в то, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой мир. Этот мир загробной жизни рисовался им в виде фантастического искажения форм земного мира. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни. Египтяне верили, что умерший, получив от своих живых родственников пищу, питьё и различные необходимые ему вещи, сможет вечно жить и охранять своё потомство, оставшееся на земле. Пережитки родового строя в древнем Египте нашли своё отражение в широком развитии, распространении и длительном существовании этого заупокойного культа.

Стремление сохранить умершему вечную жизнь выразилось в первую очередь в погребении тела. Уже в древнейшие времена тела заворачивали в кожу, в цыновку или в ткань и часто хоронили в скорченном на боку положении, которое должно было изображать положение спящего. Рядом с телом умершего клали пищу, оружие и статуэтки животных и людей. В эпоху Древнего Царства, когда начало складываться древнейшее рабовладельческое государство, древний заупокойный культ получил новое значение. Он должен был идеологически укрепить мысль о неизменности и вечности существующего классового строя. Богатых чиновников и жрецов хоронили в больших скамьеобразных гробницах (мастаба). Тело умершего искусственно сохранялось, для чего внутренности вынимались и клались в особые сосуды (канопы), а тело пропитывалось соляными растворами и смолистыми составами при помощи особого способа мумификации. Изготовленную таким образом мумию тщательно обёртывали множеством льняных покровов. На стенах комнат, расположенных внутри гробницы, обычно изображали покойного аристократа, его семью, его имущество — принадлежавшие ему при жизни стада и поля, на которых работали его рабы и слуги. Тут же можно увидеть сцены охоты, рыбной ловли, производственные процессы и различные картины домашнего быта. Такого рода изображения, часто художественно выполненные и снабжённые объяснительными надписями и даже соответствующими цифрами, должны были магически сохранить умершему его имущество в загробном мире. Стремясь обеспечить умершему благополучие в загробном мире, его родственники приносили ему жертвы. Заупокойный культ, получивший в древнем Египте широкое распространение, в эпоху резкого классового расслоения укреплял в народных массах веру в то, что при помощи особых обрядов погребения и особого религиозно-магического ритуала люди могли сохранить в загробном мире своё имущество и своё привилегированное положение, обеспечиваемое им царскими милостями. Тем самым эта система верований служила для идеологического укрепления всего рабовладельческого строя в целом.

Обоготворяя явления и силы природы, древние египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с мыслью о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворённого предка. В эпоху Древнего Царства, когда эти древние религиозные представления стали облекаться в богословскую форму, древний бог воды и растительности Озирис постепенно превратился в центральную фигуру заупокойного культа.

Представление об Озирисе, как о боге растительности и воды, восходит к глубокой древности, к эпохе возникновения земледельческого хозяйства. Чувствуя свою полную зависимость от природы, древний египтянин считал, что его земная и будущая загробная жизнь зависит от Озириса: ведь в Озирисе, в этом боге умирающей и воскресающей природы, как бы воплощались скрытые и вечные силы природы. Поэтому воскресение Озириса считалось залогом воскресения человека к новой жизни. Эта мысль чётко выражена в следующем религиозном тексте:

 

Как воистину Озирис живёт, так живёшь и ты.

Как воистину он не умирает, так не умираешь и ты.

Как воистину он не уничтожается, так не уничтожаешься и ты.

 

Превращение бога растительности и воды в бога вечной жизни, в судью мёртвых и царя загробного мира запечатлено в древней легенде о том, что Озирис был убит своим злым братом Сэтом, затем воскрес и, наконец, стал владыкой загробного мира. Поэтому, по верованиям древних египтян, человек мог получить вечную жизнь, только уподобившись Озирису и только в том случае, если над его телом будут совершены те же религиозно-магические обряды, которые были совершены над телом Озириса.

С появлением в эпоху Среднего Царства значительного среднего свободного слоя населения заупокойный культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, обеспечивавшие ранее загробную жизнь лишь царям и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, в которых хоронили представителей средних слоев населения. Учитывая специфические настроения и желания этих новых кандидатов на загробную жизнь, жрецы стали составлять для них специальные молитвы и заклинания, которые должны были обеспечить умершему «соединение со своей семьёй в загробном мире», «вкушение хлеба в загробном мире» и возможность «не вступать в судебную палату бога». В дальнейшем применение этих религиозно-магических надписей становится доступным всё более широким слоям населения. Молитвы и заклинания, писавшиеся в эпоху Среднего Царства на стенках погребальных ящиков, пишутся в эпоху Нового Царства и в Позднее Время на свитках папирусов, образуя «Книгу Мёртвых», которую правильнее следовало бы называть «Книгой Воскресения» (выхода днём — пер-ем-херу). В «Книге Мёртвых» и в-ряде других религиозно-магических сборников и текстов этого времени содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описание загробного мира и судьбы человека после его смерти.

Среди многих религиозно-магических сборников наиболее крупным и наиболее распространённым была «Книга Мёртвых». Религиозная традиция древних египтян относила время составления этого сборника к эпохе Древнего Царства. Это отчасти подтверждается тем, что отдельные главы «Книги Мёртвых» встречаются уже среди «Текстов Пирамид» времени V — VI династий. Впоследствии некоторые из этих глав, целью которых было обеспечить умершему блаженство в загробном мире, стали писаться на стенках погребальных ящиков и образовали религиозно-магический сборник, получивший условно название «Текстов саркофагов» времени Среднего Царства. Из этих текстов постепенно образовалась «Книга Мёртвых». Состав и содержание «Книги Мёртвых» чрезвычайно пестры и разнообразны. Отдельные главы, следующие одна за другой, не соединены между собой логически. Весь религиозно-магический сборник является на первый взгляд хаотическим нагромождением молитв, песнопений, славословий, величаний, гимнов, заговоров и заклинаний. Некоторые главы сохранили свой древний ритуальный характер, как, например, «Глава открытия уст» или «Глава облачения в чистое одеяние». Большинство глав содержит магические заклинания, которые должны охранить умершего от ужасов загробного мира и обеспечить ему посмертное блаженство. Таковы «Глава отражения всяких змей», «Глава, чтобы не умереть вторично», «Изречение, чтобы не истлеть», «Изречение, чтобы не попасть на плаху бога» и т. п. Таковы, далее, «Изречение вдыхания воздуха и обладания водой», «Изречение превращения в золотого кобчика и в божественного кобчика», «Изречение, чтобы дать душе соединиться с телом», «Изречение восхождения на небо рядом с богом Ра». На развитие этических воззрений указывают главы 1, 18, 30 и 125. В особенности интересна 125-я глава «Книги Мёртвых», в которой описывается посмертный суд над умершим и изображается взвешивание души на весах (психостасия), а также приводится отрицательная исповедь, в которой покойный отрицает совершение им 42 основных грехов» В эту эпоху уже оформляется представление о том, что посмертное блаженство в загробном мире присуждается лишь тому человеку, который вёл на земле праведную жизнь и не запятнал себя грехами и преступлениями. Однако и эти нравственные воззрения всё ещё тесно сплетаются с древними магическими представлениями. Так, например, в 30-й главе «Книги Мёртвых» покойный заклинает своё сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пёстрая смесь религиозно-магических верований объясняется тем, что «Книга Мёртвых» составлялась, изменялась и редактировалась на протяжении длинного ряда веков. Древние тексты сохранялись в своей традиционной форме вплоть до позднего времени, причём их содержание уже часто становилось непонятным и даже требовало особых толкований, которые, например, сохранились в 17-й главе «Книги Мёртвых».

 

 

 

Взвешивание сердца умершего на суде Озириса. Рисунок и часть текста 125-ой главы Книги Мёртвых. Папирус Хунефера.

Культ солнца

 

Солнце представлялось египтянам грозной стихией небесного огня, парившего в мёртвой пустыне, и одновременно началом тепла и света, необходимого для жизни человека. Центром солнечного культа в древнейшую эпоху был город Иуну, который греки называли «городом солнца» (Гелиополь), сохранявший своё значение крупного религиозного центра в течение всей истории древнего Египта.

В эпоху Древнего Царства культ солнца усиливается и постепенно превращается в государственный культ верховного божества в связи с централизацией египетского государства. Таким верховным богом объявляется бог солнца Ра, имя которого писалось наглядным гиероышфом кружка с точкой посередине, обозначающим блистающий солнечный диск. Имя бога Ра входит составной частью в имена фараонов IV династии — Хафра и Менкаура. Фараоны V династии строят в честь бога Ра роскошные храмы, в которых совершался особый солнечный культ. С культом верховного бога солнца Ра постепенно сливается один из древнейших государственных культов Египта — культ бога Гора, который изображался либо в виде солнечного сокола, либо в виде солнечного диска с крыльями птицы. Таким образом, над культами отдельных номовых богов возвышается культ верховного государственного бога солнца.

В эпоху Среднего Царства, когда политическим центром Египта стали Фивы, местный бог Амон становится верховным государственным богом всего Египта. И как некогда культ единого бога солнца Ра слился с целым рядом других более древних культов, так и теперь культ Амона в процессе централизации государства и религии впитал в себя множество местных, главным образом солнечных, культов во главе с культом наиболее популярного в Египте гелиопольского бога Ра. Гимны, составленные в честь нового бога Амон-Ра, изображают его как изначального верховного бога, создавшего весь мир.

Укрепление египетского государства при могущественных фараонах XVIII династии и сосредоточение громадных материальных ресурсов в руках жречества Амона находят своё отражение в оформлении культа этого фиванского бога. Как фараон считается самым сильным и могущественным среди царей, так и бог Амон-Ра провозглашается величайшим среди всех богов. На это указывают его эпитеты: «Владыка всех богов», «Царь всех богов», «Могущественный среди богов». Своего высшего развития культ солнца достиг при фараоне Эхнатоне, когда бог солнца Атон был объявлен единым верховным государственным божеством (см. стр. 216 — 220).

В культе единого бога солнца Атона сохраняются и подчёркиваются черты единого, вселенского и абстрактно космического божества, намечавшиеся в догматике Ра-Горахте и Амона и достигшие своего полного выражения лишь в культе Атона и почти окончательно, но лишь на краткий срок вытеснившие древние пережитки культа животных и многобожия. Хотя религиозная реформа Эхнатона была ликвидирована вскоре после его смерти и фиванское жречество одержало в связи с этим полную победу и был снова восстановлен культ бога Амона и Египет вернулся к древним традиционным формам прежнего многобожия, культ солнца всё же сохранял вплоть до позднейшего времени важное место в системе религиозных верований древнего Египта. В надписях позднего времени возвеличивается бог солнца в образе «солнечного диска, который сам себя создал, имя которого неведомо… который существовал, когда не было никого другого, помимо него... существа возникли по желанию его сердца».

 

 

Обоготворение царя

 

В древнейших деспотических государствах религия в значительной степени служила для укрепления авторитета царя и всего аппарата государственной власти. В религиозной проповеди видное место занимало учение о том, что царь есть божество, что власть ему вручена непосредственно богами и что поэтому царю следует повиноваться, как земному богу. В свете этого учения всякий социальный протест и бунт против царя должны были казаться преступлением против религии и даже делом вообще невозможным и осуждённым на неудачу.

Идеология обоготворения царя достигла в Египте особенно чёткой формы, так как египетское государство почти непрерывно просуществовало в течение нескольких тысячелетий, достигло в пору своего расцвета большой военно-политической мощи, было строго централизовано и традиционные формы религии всегда содействовали укреплению царской власти. В связи с этим египетского фараона называли «благой бог» и «великий бог», «сын солнца от плоти его»; в честь обоготворённого царя строились храмы, в которых совершали особый культ царя; в искусстве и в литературе царя всегда изображали в качестве сверхъестественного существа, непосредственно произошедшего от богов.

Идеология обоготворения царя возникает в древнейшую эпоху образования египетского государства. Так, на булаве одного из древнейших фараонов, фараона Нармера изображена сцена торжественного «появления» царя перед своими подданными. Над царским балдахином изображена богиня-коршун Нехебт, покровительница царской власти, которая как бы охраняет царя своими распростертыми крыльями.

В эпоху Древнего Царства догматика обоготворения царя и царской власти находит своё яркое выражение. Строятся грандиозные царские гробницы — пирамиды, которые должны были своими размерами свидетельствовать о мощи обоготворённого царя. В пирамидах V — VI династии сохранились «Тексты пирамид», подробно описывавшие загробное блаженство на небе обоготворённого царя, которого принимают в свою среду небесные боги (см. стр. 177).

Усилившаяся военно-торговая экспансия в эпоху Нового Царства вызвала необходимость нового усиления центральной власти и связанного с этим царского культа. Именно в эту эпоху получает отточенные формы и широко пропагандируется в искусстве догмат богосыновства царя. В храмах устраивались особые залы, посвященные царскому культу. На стенах этих залов, носивших название «великий дом», обычно изображались главные моменты священной жизни обоготворяемого царя: его рождение от таинственного брака верховного бога с царицей-матерью, его вскармливание богиней-коровой Хатхор, признание царём со стороны богов, коронация, празднование 30-летнего юбилея и т. д.

В период напряжённой борьбы Египта за сохранение своих экономических и военных позиций на крупных рынках и торговых путях Передней Азии, когда фараоны XIX династии обороняли свои владения в Сирии от натиска хеттов, обоготворение царской власти и культ царя с особенной настойчивостью проводились в широкие слои населения и в частности в среду войска с целью укрепления власти царя и авторитета государства. Целый ряд плит из Хорбета в восточной Дельте указывает на то, что среди среднего имущего слоя и даже среди широких трудовых слоев населения был широко распространён культ царя Рамзеса II. Владельцы этих плит, корабельщики, привратники и прачечники обращаются с молитвами к обоготворённому фараону и называют его «богом», «великим богом», «благим богом», «солнцем правителей», «владыкой сияния».

В связи с развитием царского культа происходил глубокий процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов — покровителей государства, царя и царской власти. Так, бог умирающей и воскресающей природы Озирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Также и древний бог солнца, постоянно сохранявший свой примитивный тотемный облик сокола, — бог Гор с течением времени превращается в охранителя царя, и его имя «Гор» становится даже одним из священных титулов фараона. Так жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко подчёркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с земным богом — обоготворённым царём.

Но несмотря на то, что религия играла такую большую роль в жизни народа и искусство широко использовалось для проведения религиозных воззрений в жизнь, религия всё же не смогла целиком подавить свободной мысли человека. Жизненный опыт, социальное неравенство должны были неизменно приводить к скептицизму и вызывать сомнения в том, чему учили жрецы, а также неверие в догматы религии. Следы этого скептицизма отчасти чувствуются в «Беседе разочарованного со своей душой» (см. стр. 265, 266). Это разочарование в религии усиливается во времена социальных потрясений, когда люди, видя вокруг себя крушение всех прежних устоев, теряют веру в богов и откровенно говорят: «Если бы я знал, где находится бог, то я бы принёс ему жертву».

 

 

Литература

 

Художественная литература древнего Египта восходит своими корнями к глубокой древности, к началу Древнего Царства (середина IV тысячелетия до н. э.). В течение почти 4 тысяч лет египетский народ создал огромное количество самых разнообразных литературных произведений, которые свидетельствуют о высоком уровне развития египетской культуры, о богатстве художественного творчества египетского народа. Весь египетский народ участвовал в создании своей литературы. Струя устного народного творчества ярко чувствуется в египетской литературе, в особенности в ранний период её развития. В большинстве случаев литературные произведения анонимны. Традиция окружает ореолом святости в большинстве случаев вымышленные или полулегендарные имена древних мудрецов, которым приписывается та или иная повесть, сказка или поучение. Иногда сохранились имена писцов, которые переписали, слегка изменив, дополнив или снабдив примечаниями древний литературный или религиозный текст. Но особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохраняются в течение тысячелетий в силу господства консервативной религиозно-магической идеологии. Религия и жреческое учение считают почтенным, хорошим, богоустановленным, почти священным то, что выдержало бремя тысячелетий и создало «классический» фонд культурных ценностей. Своего наиболее яркого развития египетская литература достигает в эпоху Среднего Царства, которое считается временем расцвета «классической» литературы древнего Египта.

Большой простотой и безыскусственностью отличаются народные песни, тексты которых сохранились на стенах древнеегипетских гробниц. Это по большей части трудовые песни, однообразный и монотонный ритм которых сопровождал тяжёлый труд земледельца, грузчика и пастуха. Древнейшие из этих песен относятся ко времени Древнего Царства. В гробницах вельмож Ти и Мерерука близ Саккара наряду со множеством различных бытовых сцен изображены пастухи, которые гонят овец на затопленную пашню, и носильщики, несущие своего господина. Пастух, бредущий «в воде между рыб... разговаривает с сомом и болтает с… рыбой», напевая свою песенку. В более поздних гробницах мы найдём изображения пахарей, молотильщиков и грузчиков. Песня молотильщиков, сохранившаяся тут же, передаёт своеобразный ритм труда:

 

Молотите для себя, молотите для себя,

Быки, молотите для себя.

Молотите солому себе на корм,

Молотите зерно для ваших хозяев.

Не давайте себе отдыха,

Ведь прохладен сегодня день.

 

Гиероглифические тексты кратких трудовых песен облечены в форму прямой речи. Они содержат песни, которые поют изображённые тут же работающие люди. Это как бы живой аккомпанемент к тем сценкам труда, которые незамысловато изобразил на стенах гробниц египетский художник.

К глубоким истокам устного народного творчества восходят сказки, часто сохраняющие сюжеты, выхваченные из народной жизни, отражающие быт и мировоззрение земледельцев, облечённые в форму народной речи, впоследствии лишь подвергшейся художественной литературной обработке.

К концу Среднего Царства относится текст папируса Вест-кар, содержащего сборник сказок о чудесах, которые совершают при царском дворе прославленные чародеи. Автор умело использует характерную для народных сказок фантастику, заставляя своего чародея отрезать живому гусю голову, затем снова приставлять её на место и воскрешать убитую птицу. Особенно характерен рассказ о чудесном рождении царей V династии от таинственного брака солнечного бога с женой жреца. Этот рассказ уже облечён в чисто литературную форму и отражает стремление аристократического жречества провести в народные массы учение о божественном происхождении царя и царской власти и оправдать захват власти первыми фараонами V династии. Этот сборник сказок отредактирован в эпоху Среднего Царства, на что указывает упоминание «маленьких» (неджес) горожан и типичный для этого времени литературный язык.

Характерные для народного творчества мотивы земледельческой жизни и патриархального быта, переплетённые в той или иной мере с причудливой религиозной фантастикой, встречаются в сказках и более позднего времени. Таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде», написанные в эпоху Рамессидов. Мотив злой жены и невинного юноши, которого она хочет обольстить, чудесные превращения главного героя сказки и, наконец, конечное торжество несправедливо страдавшего праведника — эти основные сказочные мотивы «Сказки о двух братьях» сохранились не только в египетской литературе, но и в литературном творчестве многих народов позднейшего времени, в какой-то степени испытавших влияние египетской культуры. В обеих сказках главным героем является невинный и праведный страдалец. В «Сказке о двух братьях» он носит имя «Душа хлеба», а в «Сказке о правде и кривде» он называется отвлечённым понятием «Правда». Очевидно, ив том и в другом случае этот литературный образ тесно связан с религиозным образом земледельческого бога умирающей и воскресающей природы, которого жрецы и художники изображали в виде прорастающих колосьев и которого считали благим «прекрасносущим» (Уннефер-Онуфрий) богом живительной влаги, жизненных сил природы и загробного правосудия. Обе эти сказки подверглись тщательной литературной обработке в эпоху Нового Царства. Они написаны простым, даже несколько скупым языком этого времени. Их основная мысль — конечное торжество добра — ясна, хотя и загромождена мифологической фантастикой.

 

 

Мифы

 

К сказкам очень близки мифы, в частности широко известный миф об Озирисе, в наиболее полной форме сохранившийся в книге известного греческого писателя Плутарха «Об Изиде и Озирисе». К сожалению, полный древнеегипетский текст этого мифа не сохранился. Дошли лишь отдельные его части, относящиеся к различным периодам египетской истории. В «Текстах пирамид» Древнего Царства уцелели краткие заупокойные и магические формулы, в которых описывается, как Изида и Нефтида находят тело Озириса, как они его оплакивают, как Озирис таинственно воскресает и воцаряется в потустороннем мире. К позднему времени относится рассказ о том, как жена Озириса, богиня Изида, «родила… Гора, сына Озириса, в гнезде папируса (зарослях Дельты. — В. А.)и обрадовалась… весьма, ибо увидела… мстителя за отца его. Скрывала… его, прятала… его из-за страха, чтобы его не узнали». В недавно опубликованном мифологическом рассказе «Спор Гора с Сэтом» подробно описывается



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.078 с.)