Опровержением будет обратная тенденция или незначительные отклонения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опровержением будет обратная тенденция или незначительные отклонения.




Модуль 9. Заключение

1. Представьте себе, что вы в школе выполняете контрольную работу по математике. Вы быстро решили задачу, абсолютно уверены в ответе. Но на всякий случай спрашиваете соседей спереди и сзади, решавших эту же задачу, какой они получили ответ. И пусть они оба дали одинаковый, но другой ответ. Наверняка вы бы начали пересчитывать, хотя только что были уверены, что решили задачу правильно. Подобные эффекты были многократно продемонстрированы экспериментально.

Усиление какого типа контроля ведет к такому поведению?
- Социальный контроль

2. Виктор Франкл ввёл в психотерапевтическую практику приём, названный им парадоксальной интенцией. Суть приёма: психотерапевт требует от пациента, чтобы он осуществил (при неврозе навязчивых состояний) или захотел осуществления (при фобии) того, чего он так опасается и о чём запрещает себе даже думать. Франкл описывает случаи, когда бессонница излечивалась запрещением спать, треморофобия (боязнь дрожания рук) у хирургов — попыткой продемонстрировать, «как здорово у меня могут дрожать руки», импотенция — требованием воздержаться от половой жизни и т. д. Вот приводимый Франклом пример излечения от энуреза. Девятилетний мальчик, несмотря на все наказания, угрозы и уговоры, регулярно мочился в постель. Наконец, пригласили психотерапевта, который применил приём парадоксальной интенции: мальчику было обещано, что за каждую ночь, когда он намочит постель, он получит 5 центов. Мальчик обрадовался: он ушел спать с видом начинающего миллионера. Он делал всё возможное, чтобы мочиться в постель каждую ночь и заработать кучу денег, однако, к его сожалению, у него ничего не получалось. (Конечно, заметим, подобный прием действует не всегда и надо учиться, чтобы его применять правильно).

Ослабление какого типа контроля может привести к эффективному воздействию парадоксальной интенции?
- Контроль задачи

3. В американской психологической литературе была популярна притча о старике, жившем на окраине городка. В садик рядом с его домом повадились приходить подростки, которые играли и шумели так, что нарушали тишину и покой, к которому старик привык. Как уговорить детей пойти играть в другое место? Старик был мудрый. Он подозвал лидеров подростков и сказал им: «Ребята, мне так нравится, как вы играете и шумите. Пожалуйста, приходите завтра и пошумите как следует». На следующий день ребята пришли и пошумели. Старик дал им доллар. И попросил придти завтра снова. Ребята опять пошумели. Старик сказал. «Вы так замечательно шумели. Просто именины сердца. Но доллара у меня нет. Вот вам 50 центов. И все же, если можно, приходите шуметь завтра. Правда, денег у меня совсем нет». Подростки возмутились: «Как так? Мы не будем шуметь бесплатно!» И ушли шуметь в другой садик.

Какой закон (законы) работы сознания использовал старик из притчи, чтобы дети перестали шуметь под его окнами?
- З акон Фрейда-Фестингера

4. В эксперименте Голд и Хестер испытуемым показывали последовательность подбросов монетки (которой манипулировали незаметно от испытуемых). Перед каждым броском определялось, какая сторона монетки будет выигрышной – орел или решка, а испытуемые должны были решать, делать ставку или нет. Если они решали ставить, и монетка падала выигрышной стороной, они получали 100 очков, если нет – 0 очков. Если они решали не ставить – то просто получали 70 очков. Результаты исследования показали, что после выпадения серии орлов (решек), испытуемые предпочитали делать ставку на противоположную сторону монетки.

Как называется эффект, который получили исследователи в своем эксперименте?
- Эффект игрока

5. В 1978 году Коэн, Смит и Клейн опубликовали статью, в которой подвели итоги серии собственных исследований по семантической сатиации (Cohen, Smith, Klein, 1978). В их исследованиях испытуемым предъявлялось слово либо однократно, либо устно в течении 30 секунд подряд. После этого испытуемым предъявлялось слово-цель, которое могло быть либо:

  • Тем же самым словом
  • Словом, которое по смыслу связано с ранее предъявляемым (слово-ассоциация)
  • Словом, которое по смыслу не связано с ранее предъявляемым (нерелевантное слово)
  • Псевдословом (набор букв, который внешне напоминает слово, но словом не является)

Задачей испытуемых было как можно быстрее решить, является ли предъявленный целевой стимул словом или псевдословом. По результатам исследований авторы констатируют, что им не удалось получить эффект семантической сатиации. Как вы думаете, что является причиной невозможности воспроизвести эффект?
- Средняя оценка скорости испытуемыми зависела от формулировки вопроса – выше всего оценивалась скорость в группе 1, ниже всего – в группе 3

6. Боб уверен, что представители группы N от природы не способны к деятельности X. Соотнесите примеры поведения Боба (A-D) со способами сглаживания противоречий (1-4).

A. Вступая в дискуссию по поводу способности N заниматься X, Боб ведет себя агрессивно и даже начинает оскорблять других участников.

B. Столкнувшись с примерами N, успешно занимающихся X, Боб утверждает, что это исключения, которые не опровергают общей закономерности. Боб продолжает говорить так даже тогда, когда таких исключений становится достаточно много.

C. Столкнувшись с примером N, достигшего успехов в X, Боб говорит: В действительности, он просто не является настоящим N. Настоящий N не стал бы даже пробовать заниматься X!.

D. Когда Боба просят оценить успехи N и не N в X, Боб ставит N более низкие оценки. Боб убежден, что оценивал объективно, но его предвзятость становится видна при сравнении с оценками других экспертов, которые не знали заранее, кто из оцениваемых является, а кто не является N.

1. Изменение требований к точности соответствие поступившей информации и гипотезы.

2. Искажение поступающей информации в сторону соответствия изначальной гипотезе.

3. Такая переинтерпретация ситуации, при которой исходная гипотеза теряет смысл.

4. Ничто из вышеперечисленного.

Запишите ответ в виде: A-1 B-2 C-3 D-4 (используйте большие латинские буквы и не ставьте знаки препинания между парами буква-цифра).
- A-4 B-1 C-3 D-2

7. Представьте, что вы целый день ходили по лесу и собирали грибы. Вдруг вы увидели в траве что-то красненькое (в действительности это был лист осины). Какой из вариантов развития событий наиболее вероятен, если отталкиваться от закона последействия фигуры?
- Велика вероятность, что вы примете этот объект за гриб

8. Внимательно прочитайте и выберите ВСЕ возможные варианты решения в данной ситуации. Исследователь обнаружил нечто, что он назвал «фактор Х». В его исследованиях испытуемые догадывались о содержании замаскированных картинок на уровне значимо выше случайного. Исследователь начал строить теорию. Он связывает «фактор Х» с быстрым неосознаваемым восприятием, которое возникает в стрессовых условиях.

Что нужно сделать исследователю до публикации книги о его теории?
- Вывести дополнительное следствие из теории «фактора Х» и проверить его. Например, если стрессогенная ситуация является причиной, то подобное восприятие не будет возникать в любой другой ситуации
- Проверить положения теории и попытаться определить в них логические нестыковки

…………………………………………… END ………………………………………………………

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.008 с.)