V . Технические средства обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V . Технические средства обучения



1. Видеокамера на штативе.          

2. Видеомагнитофон (видеоплеер).

3. Графопроектор (кодоскоп или аналогичный прибор).        

4. Компьютер мультимедийный с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернету; аудио и видео выходы, с приводами для чтения и записи компакт-дисков; оснащенный акустической колонкой, магнитофоном и наушниками.

5. Телевизор (с диагональю экрана не менее 72см).

6. Экран проекционный. Размер не менее 1200 см.

VI. Реактивы, приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей

Для химического эксперимента

  В соответствии с Перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.

VII. Специализированная мебель

 В соответствии с Перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.

Техника безопасности при работах в кабинете химии

Перечень специфических работ по учебному эксперименту

Специфика обучения химии в школе предполагает проведение учителем и учениками следующих видов основных экспериментальных работ с натуральными объектами в качестве средств обучения.

1. Демонстрационный химический эксперимент, выполняемый учителем или учениками.

2. Лабораторные опыты, выполняемые учениками под руководством учителя во время объяснения новой темы.

3. Практические работы, выполняемые учениками по учебной программе в течение всего урока.

4. Опыты, выполняемые отдельными учениками в ходе индивидуального контроля усвоения знаний, умений и навыков.

5. Химический учебный и исследовательский эксперимент, выполняемый учащимися на занятиях химического кружка, при подготовке к научной конференции, к олимпиаде и т.д.

 6. Химический эксперимент, проводимый учителем и учащимися во время тематических химических вечеров, классных часов и т.д.

7. Химический эксперимент, проводимый учителем, лаборантом и отдельным учениками для отработки методики и техники опытов при подготовке к урокам или внеклассным мероприятиям.

При выполнении в химическом кабинете указанных работ, сопровождающихся определенной опасностью для здоровья учителя и учащихся, так как многие химические вещества в той или иной степени токсичны, огнеопасны, взрывоопасны, необходимо строго выполнять правила техники безопасности. Только в этом случае можно гарантированно исключить несчастные случаи в школе в виде химических и термических ожогов, порезов рук лабораторной посудой, отравления химическим соединениями, поражения электрическим током и т.д.

Общие положения техники безопасности.

Учитель отвечает за обучение учащихся безопасным методам и приемам работы, за ознакомление учащихся с правилами поведения в химическом кабинете, за вводный и первичный инструктажи в начале учебного года, а также текущий – перед проведением учебного эксперимента и практической работы. Внеплановый инструктаж проводится в случаях грубого нарушения правил техники безопасности, возникновения аварийных ситуаций или введения в действие новых правил по технике безопасности.

Практические и лабораторные работы проводятся только в присутствии учителя. Вход посторонним во время практической или лаборантской работы в кабинет строго запрещен. На уроке разрешается проводить эксперимент, только предусмотренный учебной программой.

В кабинете на видном месте вывешиваются инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии (Приводится ниже).

Учащимся, которым по состоянию здоровья запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальному плану.

Требования техники безопасности должны соблюдаться в кабинете химии неукоснительно.

Ни один прибор нельзя использовать без предварительной проверки. В случае, если произошла утечка ядовитого газа, учитель должен удалить учащихся из класса, надеть противогаз, ликвидировать аварию и лишь после этого допускать учеников снова в кабинет.

Опыты, предназначенные для проведения учащимися, должны быть предварительно проверены учителем, а количества веществ строго ограничены необходимостью опыта.

Опыты с токсичными веществами проводятся в исправном вытяжном шкафу или приборах - замкнутых системах с поглощением выделяющихся веществ. Учащихся следует научить, как убирать свое рабочее место, реактивы, пролитые или просыпанные на стол и следить за тем, чтобы насыпались и наливались не над полом или одеждой, а над столом. Учитель должен проинструктировать учащихся о том, как следует обращаться с кислотами и щелочами при сливании их канализацию.

Учитель должен сам строго соблюдать правила личной безопасности, которые являются общими для всех химических лабораторий.

 

    "Согласовано" Председатель профсоюзного  комитета_____________________ "___"_____________ 200__г.   "Утверждаю"  Руководитель учреждения _____________________ "___"_____________ 200__г.  

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении учащимися учебного химического

эксперимента по химии

 

1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с___-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

- отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковос-пламеняющимися и горючими жидкостями.

1.3. Кабинет химии должен быть оснащен медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.4. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, порядок проведения лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.5. Пребывание учащихся в помещении кабинета разрешается только в присутствии учителя химии; пребывание учащихся в лаборантской запрещается.

1.6. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с разрешения учителя химии.

1.7. В кабинете химии запрещается:

- принимать пищу и напитки;

- загромождать проходы портфелями и сумками;

- выносить из кабинета и вносить в него любые вещества и посторонние предметы без разрешения учителя;

- бегать, устраивать игры, шуметь, включать сотовые телефоны, радиоприемники, магнитофоны и другую звуковоспроизводящую аппаратуру.

1.8. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположении первичных средств пожаротушения. ткани.

1.9. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.

1.10. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, а со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом лабораторных опытов, практических занятий и других работ учащиеся должны:

-изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения;

- внимательно выслушать и усвоить все указания учителя по безопасному обращению с реактивами; методам нагрева, наполнения сосудов и т.д.;

-при проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, подготовить защитные очки;

-подготовить к работе рабочее место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки;

-проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды.

2.2. Приступать к практическому выполнению той или иной работы без разрешения учителя запрещается.

Требования безопасности во время работы

3.1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть внимательными, дисциплинированными, поддерживать порядок на рабочем месте.

3.2. Во время проведения эксперимента учащиеся обязаны:

-соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами и растворами и порядку выполнения работы;

-подготовленный к работе прибор, установку показать учителю или лаборанту;

-перед проведением работы с нагреванием жидкости, использованием едких растворов надеть защитные очки;

-не оставлять без присмотра работающие нагревательные приборы;

-обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя или лаборанта, устранять самостоятельно неисправности запрещается;

-для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем на треть;

-в процессе на­гревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.3. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные данной работой.

3.4. Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.

4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю или лаборанту.

4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении немедленно сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.

4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.5. При получении травмы сообщить об этом учителю, которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения.

Требования безопасности по окончании работы

5.1. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.

5.2. Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л.

5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

 

 "Согласовано" Заместитель руководителя учреждения по учебной работе ____________________ Заведующий кабинетом (учитель химии) ____________________    

 

 

Требования безопасности при размещении и хранении реактивов.

Реактивы в кабинете химии и лаборантской хранятся по определенным правилам согласно группе. Установлено 8 групп хранения реактивов. 

Группы хранения реактивов

№№ групп Общие свойства веществ данной группы Примеры веществ из типового перечня для средней школы Условия хранения в школе Примечания
1 Взрывчатые вещества В Типовых перечнях не значатся Вносить в здание школы запрещено  
2 Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы Литий, натрий, магний, кальций, карбид кальция В лаборантской в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ Можно совмещать с 4 группой на отдельной полке
3 Самовозгорающиеся на воздухе при неправильном хранении В Типовых перечнях не значатся Вносить в здание школы запрещено  
4 Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) Ацетон, бензол, толуол, ксилол, диэтиловый эфир, этиловый спирт, циклогексан, изобутиловый спирт, ацетон и т.д. В лаборантской, в металлическом ящике или в специальной укладке Ящик должен быть переносной, с отверстиями в крышке и на дне с песком 0,05м
5 Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ) Сера, парафин, фосфор красный, уголь, графит, сухое горючее, органические кислоты В лаборантской, в отдельном шкафу под замком В лаборантской в шкафу под замком
6 Воспламеняющие, окисляющие вещества Перманганат калия, азотная кислота (пл.1,42 г/мл), оксид марганца (IV), нитраты аммония, калия, натрия, пероксид водорода В лаборантской, в шкафу, отдельно от 4 и 5 групп В отдельном шкафу, отдельно от 4-й и 5-й групп
7 Вещества повышенной физиологической активности Иод, бром, едкое кали, едкий натр, оксид свинца, оксид и гидроксид кальция, оксид бария, нитрат и хлорид бария, дихромат аммония, сульфат кобальта и т.д. В лаборантской, в сейфе, или надежно запирающемся металлическом ящике Изолированно от других групп, в сейфе (надежно запирающемся металлическом ящике)
8 Малоопасные и практически безопасные вещества Хлорид натрия, сахароза, глюкоза, цинк, железо, хлорид аммония, оксид цинка, иодид калия, ацетат натрия и т.д. В классе, в запирающихся шкафах или в лаборантской В классе в запирающемся шкафу или в лаборантской вместе с группами 2-6

 

Каждый реактив должен находиться в упаковке, на этикетке которой четко указывается название вещества, либо его химическая формула и группа хранения, запись карандашом по стеклу запрещается.

Слабые растворы кислот и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких подносах. Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, ЛВЖ и ГЖ – в сосудах из полимерных материалов.

Металлический ящик с ЛВЖ устанавливается в лаборантской не ближе двух метров от нагревательных приборов. Он окрашивается светлой краской, на крышке снаружи ставится знак – горючее вещество (рис. 1).                                                          

Реактивы 5-й группы хранения не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера). Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов – концентрацией не выше 5-10%.

Реактивы 7-й группы, перечисленные ниже, хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверце сейфа приводится утвержденная приказом опись реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов. В сейфе на полках запрещается менять расположение реактивов и перефасовывать из заводской тары.

ПРИМЕР. Опись реактивов 7 группы хранения (вещества повышенной физиологической опасности)

 

Верхняя секция

Нижняя секция

Наименование вещества Наименования вещества
1 2 3 4   Аммиак водный 25% Аммония дихромат Аммония роданид Иод кристаллический и т.д. 1 2 3 4   Анилин Анилина сульфат Гексахлорбензол Дихлорэтан и т.д.

 

Разлитый водный раствор кислоты или щелочи следует засыпать сухим песком или сухой измельченной глиной, перемещая совком адсорбент от краев разлива к середине, затем необходимо собрать в полиэтиленовый мешок, плотно завязать и выбросить с твердыми отходами кабинета. Место разлива надо обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть руки водой.

Приборы кабинета химии, в частности все электроприборы, следует размещать в кабинете в шкафах под замком и защищать чехлами из полимерных материалов. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

Запрещается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать растворы или ЛВЖ и ГЖ, Их собирают для последующего обезвреживания. Обрезки щелочных металлов и кальция необходимо ликвидировать в тот же день, когда проводился эксперимент.

Рекомендации по уничтожению отработанных реактивов,



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.029 с.)