Штремплер Г.И., профессор кафедры химии и методики обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Штремплер Г.И., профессор кафедры химии и методики обучения



Штремплер Г.И., профессор кафедры химии и методики обучения

Института химии Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ХИМИИ /2 курс, 4 семестр/

Система средств обучения химического кабинета

Средства обучения, воспитания и развития учащихся (средства обучения) – это система материальных объектов, используемых в учебно-воспитательном процессе, как преподавателями, так и учащимися для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением.

Средства обучения химии можно разделить условно на несколько групп:

- средства, используемые только лишь учителем (учебно-методическая, специальная литература, приборы, реактивы и оборудование) для подготовки к урокам и проведению внеклассных мероприятий;

- учебники, задачники, книги для чтения и другая учебная и популярная литература для учащихся;

- специальные дидактические средства обучения химии.

Специальными средствам обучения химии являются:

- натуральные объекты (вещества, химические реактивы, материалы, смеси, растворы, коллекции и т.д.);

- приборы, химическая посуда и лабораторное оборудование;

- учебные модели атомов, молекул, кристаллических решеток, химических производств и т.д.;

- средства обучения на бумажной основе (таблицы, схемы, графики, плакаты, фотографии и т.д.);

- аудио- и видеосредства обучения (диапозитивы, транспаранты, диафильмы, звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы), обеспеченные соответствующими техническими средствами (фотоаппараты, диапроекторы, фильмоскопы, эпипроекторы, кодоскопы, кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, экраны и т.д.);

- современные коммуникационные и информационные средства обучения (обучающие, контролирующие, игровые и другие компьютерные программы), обеспеченные соответствующими установками и возможностями (видеокамеры, цифровая фотоаппаратура, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет и т.д.).

Приводим краткий перечень видов средств обучения, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса при изучении химии в школе и реализации требований Государственного образовательного стандарта по химии.

I. Книгопечатная продукция

1. Школьные авторские учебные программы по химии средней школы.      

2. Учебники по химии для средней школы.

3. Рабочие тетради для учащихся.            

4. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (8, 9,10, 11 классы).     

5. Сборники задач по химии для средней школы.         

6. Научно-методические работы и периодические издания ("Химия в школе"; "Химия" и др.) и т.д.

7. Закон об образовании РФ, Государственные образовательные стандарты и другая нормативная документация.

 

       II. Наглядные пособия

1. Комплект портретов ученых-химиков.           

2. Серия справочных таблиц по химии ("Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева", "Растворимость солей, кислот и оснований в воде", «Электрохимический ряд напряжений металлов» и др.).

3. Серия различных учебных таблиц по неорганической химии, органической химии, по производству основных продуктов химической промышленности.

III. Информационно-коммуникативные средства

1.Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

2. Электронные библиотеки по курсу химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

3. Электронные базы данных по всем разделам курса химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

4. Компьютерные программы Chem Lab, Chem Office, Chem Draw, Chemical Equation, Chem Finder, Открытая химия, Репетиторы по химии, Химическая лаборатория, Химикус и др.

VI. Реактивы, приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей

Общие положения техники безопасности.

Учитель отвечает за обучение учащихся безопасным методам и приемам работы, за ознакомление учащихся с правилами поведения в химическом кабинете, за вводный и первичный инструктажи в начале учебного года, а также текущий – перед проведением учебного эксперимента и практической работы. Внеплановый инструктаж проводится в случаях грубого нарушения правил техники безопасности, возникновения аварийных ситуаций или введения в действие новых правил по технике безопасности.

Практические и лабораторные работы проводятся только в присутствии учителя. Вход посторонним во время практической или лаборантской работы в кабинет строго запрещен. На уроке разрешается проводить эксперимент, только предусмотренный учебной программой.

В кабинете на видном месте вывешиваются инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии (Приводится ниже).

Учащимся, которым по состоянию здоровья запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальному плану.

Требования техники безопасности должны соблюдаться в кабинете химии неукоснительно.

Ни один прибор нельзя использовать без предварительной проверки. В случае, если произошла утечка ядовитого газа, учитель должен удалить учащихся из класса, надеть противогаз, ликвидировать аварию и лишь после этого допускать учеников снова в кабинет.

Опыты, предназначенные для проведения учащимися, должны быть предварительно проверены учителем, а количества веществ строго ограничены необходимостью опыта.

Опыты с токсичными веществами проводятся в исправном вытяжном шкафу или приборах - замкнутых системах с поглощением выделяющихся веществ. Учащихся следует научить, как убирать свое рабочее место, реактивы, пролитые или просыпанные на стол и следить за тем, чтобы насыпались и наливались не над полом или одеждой, а над столом. Учитель должен проинструктировать учащихся о том, как следует обращаться с кислотами и щелочами при сливании их канализацию.

Учитель должен сам строго соблюдать правила личной безопасности, которые являются общими для всех химических лабораторий.

 

    "Согласовано" Председатель профсоюзного  комитета_____________________ "___"_____________ 200__г.   "Утверждаю"  Руководитель учреждения _____________________ "___"_____________ 200__г.  

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении учащимися учебного химического

эксперимента по химии

 

1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с___-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

- отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковос-пламеняющимися и горючими жидкостями.

1.3. Кабинет химии должен быть оснащен медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.4. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, порядок проведения лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.5. Пребывание учащихся в помещении кабинета разрешается только в присутствии учителя химии; пребывание учащихся в лаборантской запрещается.

1.6. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с разрешения учителя химии.

1.7. В кабинете химии запрещается:

- принимать пищу и напитки;

- загромождать проходы портфелями и сумками;

- выносить из кабинета и вносить в него любые вещества и посторонние предметы без разрешения учителя;

- бегать, устраивать игры, шуметь, включать сотовые телефоны, радиоприемники, магнитофоны и другую звуковоспроизводящую аппаратуру.

1.8. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположении первичных средств пожаротушения. ткани.

1.9. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.

1.10. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, а со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом лабораторных опытов, практических занятий и других работ учащиеся должны:

-изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения;

- внимательно выслушать и усвоить все указания учителя по безопасному обращению с реактивами; методам нагрева, наполнения сосудов и т.д.;

-при проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, подготовить защитные очки;

-подготовить к работе рабочее место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки;

-проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды.

2.2. Приступать к практическому выполнению той или иной работы без разрешения учителя запрещается.

Требования безопасности во время работы

3.1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть внимательными, дисциплинированными, поддерживать порядок на рабочем месте.

3.2. Во время проведения эксперимента учащиеся обязаны:

-соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами и растворами и порядку выполнения работы;

-подготовленный к работе прибор, установку показать учителю или лаборанту;

-перед проведением работы с нагреванием жидкости, использованием едких растворов надеть защитные очки;

-не оставлять без присмотра работающие нагревательные приборы;

-обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя или лаборанта, устранять самостоятельно неисправности запрещается;

-для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем на треть;

-в процессе на­гревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.3. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные данной работой.

3.4. Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.

4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю или лаборанту.

4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении немедленно сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.

4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.5. При получении травмы сообщить об этом учителю, которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения.

Требования безопасности по окончании работы

5.1. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.

5.2. Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л.

5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

 

 "Согласовано" Заместитель руководителя учреждения по учебной работе ____________________ Заведующий кабинетом (учитель химии) ____________________    

 

 

Требования безопасности при размещении и хранении реактивов.

Реактивы в кабинете химии и лаборантской хранятся по определенным правилам согласно группе. Установлено 8 групп хранения реактивов. 

Группы хранения реактивов

№№ групп Общие свойства веществ данной группы Примеры веществ из типового перечня для средней школы Условия хранения в школе Примечания
1 Взрывчатые вещества В Типовых перечнях не значатся Вносить в здание школы запрещено  
2 Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы Литий, натрий, магний, кальций, карбид кальция В лаборантской в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ Можно совмещать с 4 группой на отдельной полке
3 Самовозгорающиеся на воздухе при неправильном хранении В Типовых перечнях не значатся Вносить в здание школы запрещено  
4 Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) Ацетон, бензол, толуол, ксилол, диэтиловый эфир, этиловый спирт, циклогексан, изобутиловый спирт, ацетон и т.д. В лаборантской, в металлическом ящике или в специальной укладке Ящик должен быть переносной, с отверстиями в крышке и на дне с песком 0,05м
5 Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ) Сера, парафин, фосфор красный, уголь, графит, сухое горючее, органические кислоты В лаборантской, в отдельном шкафу под замком В лаборантской в шкафу под замком
6 Воспламеняющие, окисляющие вещества Перманганат калия, азотная кислота (пл.1,42 г/мл), оксид марганца (IV), нитраты аммония, калия, натрия, пероксид водорода В лаборантской, в шкафу, отдельно от 4 и 5 групп В отдельном шкафу, отдельно от 4-й и 5-й групп
7 Вещества повышенной физиологической активности Иод, бром, едкое кали, едкий натр, оксид свинца, оксид и гидроксид кальция, оксид бария, нитрат и хлорид бария, дихромат аммония, сульфат кобальта и т.д. В лаборантской, в сейфе, или надежно запирающемся металлическом ящике Изолированно от других групп, в сейфе (надежно запирающемся металлическом ящике)
8 Малоопасные и практически безопасные вещества Хлорид натрия, сахароза, глюкоза, цинк, железо, хлорид аммония, оксид цинка, иодид калия, ацетат натрия и т.д. В классе, в запирающихся шкафах или в лаборантской В классе в запирающемся шкафу или в лаборантской вместе с группами 2-6

 

Каждый реактив должен находиться в упаковке, на этикетке которой четко указывается название вещества, либо его химическая формула и группа хранения, запись карандашом по стеклу запрещается.

Слабые растворы кислот и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких подносах. Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, ЛВЖ и ГЖ – в сосудах из полимерных материалов.

Металлический ящик с ЛВЖ устанавливается в лаборантской не ближе двух метров от нагревательных приборов. Он окрашивается светлой краской, на крышке снаружи ставится знак – горючее вещество (рис. 1).                                                          

Реактивы 5-й группы хранения не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера). Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов – концентрацией не выше 5-10%.

Реактивы 7-й группы, перечисленные ниже, хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверце сейфа приводится утвержденная приказом опись реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов. В сейфе на полках запрещается менять расположение реактивов и перефасовывать из заводской тары.

ПРИМЕР. Опись реактивов 7 группы хранения (вещества повышенной физиологической опасности)

 

Верхняя секция

Нижняя секция

Наименование вещества Наименования вещества
1 2 3 4   Аммиак водный 25% Аммония дихромат Аммония роданид Иод кристаллический и т.д. 1 2 3 4   Анилин Анилина сульфат Гексахлорбензол Дихлорэтан и т.д.

 

Разлитый водный раствор кислоты или щелочи следует засыпать сухим песком или сухой измельченной глиной, перемещая совком адсорбент от краев разлива к середине, затем необходимо собрать в полиэтиленовый мешок, плотно завязать и выбросить с твердыми отходами кабинета. Место разлива надо обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть руки водой.

Приборы кабинета химии, в частности все электроприборы, следует размещать в кабинете в шкафах под замком и защищать чехлами из полимерных материалов. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

Запрещается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать растворы или ЛВЖ и ГЖ, Их собирают для последующего обезвреживания. Обрезки щелочных металлов и кальция необходимо ликвидировать в тот же день, когда проводился эксперимент.

Рекомендации по уничтожению отработанных реактивов,

Аптечка

В кабинете химии необходимо иметь укомплектованную медицинскую аптечку согласно перечню с описанием медикаментов. На упаковках препаратов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце аптечки или рядом вывешивается инструкция по оказанию первой медицинской помощи при травмах, а также номер телефона ближайшего лечебного учреждения. Укомплектование аптечки осуществляется администрацией образовательного учреждения согласно заявке учителя или заведующего кабинетом. В течение года необходимо систематически проверять срок годности препаратов. Перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:

1. Бинт стерильный, одна упаковка.

2. Бинт нестерильный, одна упаковка.

3. Салфетки стерильные, одна упаковка.

4. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г.

5. Пинцет для наложения ватных тампонов на рану.

6. Клей БФ-6 для обработки микротравм, один флакон, 25-50 мл.

7. Иодная настойка для обработки кожи возле раны, в ампулах или тёмном флаконе, 25-50 мл.

8. Пероксид водорода с массовой долей вещества 3% как кровоостанавливающее средство, 50 мл.

9. Активированный уголь в гранулах, порошке или таблетках ("Карболен"). Давать внутрь при отравлениях по одной столовой ложке кашицы в воде или по 4-6 таблеток (до и после промывания желудка).

10. Водный раствор аммиака с массовой долей 10%. Давать нюхать с ватки при потере сознания и отравлении парами брома.

11. Альбуцид (сульфацил натрия) с массовой долей 30%, 10-20 мл, капать в глаза после промывания по 2-3 капли. Хранится при комнатной температуре не более 3 недель.

12. Спирт этиловый для обработки ожогов и удаления капель брома с кожи, 30-50 мл.

13. Глицерин для снятия болевых ощущений после ожога, 20-30 мл.

14. Водный раствор гидрокарбоната натрия с массовой долей 2% для обработки кожи после ожога кислотой, 200-250 мл.

15. Взвесь оксида магния, алмагель или иной антацид в виде взвеси.

16. Водный раствор лимонной или борной кислоты с массовой долей 2% для обработки глаз или кожи после попадания щелочи, 200-250 мл. Хранить в сосуде типа промывалки. (Растворы 14, 15 могут располагаться вне аптечки).

17. Пипетки для закапывания в глаза альбуцида, 3 шт.

18. Жгут резиновый для остановки кровотечения.

19. Лейкопластырь; бактерицидный лейкопластырь.

 

Требования безопасности при проведении демонстрационных опытов

 При подготовке демонстрационного опыта учитель должен хорошо продумать весь процесс проведения демонстрации и принять следующие меры:

-проверить исправность подготовленной аппаратуры и наличие реактивов;

- проверить наличие и исправность специальных средств защиты (защитного экрана, очков, перчаток и т.д.);

- удалить с учительского стола все предметы, не относящиеся к данному опыту;

- если учитель проводит опыт впервые, то он обязательно должен предварительно проверить его в отсутствии учащихся с помощью лаборанта;

- следует всегда иметь наготове нейтрализующие вещества и аптечку с набором оказания первой помощи;

- при проведении опыта, сопровождающегося громким звуком, яркой вспышкой и т.д., учитель должен заранее предупредить об этом учащихся во избежание их испуга и вредного воздействия на их нервную систему;

- во время приготовления растворов жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности;

- твердые сыпучие реактивы следует брать из склянок только шпателем или пробиркой;

- растворы необходимо наливать так, чтобы при наклоне этикетка оказалась сверху ("этикетку – в ладонь"). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливают жидкость.

Внимание! Все опыты с опасными для здоровья учащихся веществами, и которые могут быть причиной несчастного случая выполняет только учитель.

Требования к ведению документации кабинета химии

В химическом кабинете ведется определенная документация, в том числе:

1.Паспорт учебного кабинета.

2.Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3. Журнал прихода и расходования реактивов специального учета.

4. Инструкции что правилам техники безопасности при работе в учебном кабинете.

5. График работы учебного кабинета.

6. Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете химии (ниже приводится образец акта).

7. Акт о готовности химического кабинета к учебному году (ниже приводится образец акта).

8. План работы учебного кабинета на учебный год.

 

Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете (лаборатории) химии ___________________________________________________________________ (Наименование образовательного учреждения) Мы, нижеподписавшиеся, (представители районного управления образования, санэпидстанции, профсоюзной организации, директор школы, учитель химии, заведующий кабинетом химии – указываются должности, фамилии и инициалы), составили настоящий акт в том, что: В кабинете (лаборатории) химии для учащихся организованы рабочие места, которые соответствуют требованиям и нормам охраны труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии. Зав. кабинетом, учитель химии, лаборант прошли обучение и проверку знаний по безопасной организации работы в кабинете химии. Первичными средствами пожаротушения, спецодеждой, средствами индивидуальной защиты (халат, перчатки, очки, фартук), укомплектованной аптечкой, сейфом, металлическим контейнером для хранения ЛВЖ и ГЖ, вытяжным шкафом кабинет (лаборатория) химии укомплектованы. Вытяжной шкаф кабинета обеспечивает скорость движения воздуха в рабочем проеме шкафа не менее 1,0 м/с (при измерении анемометром).   Подписи: Председатель комиссии ____________________________________ Члены комиссии ___________________________________________ Дата составления акта _______________________________________

 

Акт о готовности химического кабинета к учебному году Мы, нижеподписавшиеся, (представители районного управления образования, санэпидстанции, профсоюзной организации, директор школы, учитель химии, заведующий кабинетом химии – указываются должности, фамилии и инициалы), составили настоящий акт в том, что химический кабинет ______________________________________________ школы. 1. Имеет в наличии необходимую документацию: • паспорт кабинета; • инвентарные ведомости на имеющееся оборудование; • журнал расходования реактивов специального учета; • инструкции о правилах техники безопасности; • план работы кабинета на учебный год; • график работы кабинета. 2. Укомплектован (указать конкретно): • библиотечным фондом (книгопечатная продукция); • печатными пособиями; •новейшими информационно-коммуникативными средствами обучения; •экранно-звуковыми пособиями (могут быть в цифровом и компьютерном виде); •техническими средствами обучения; •учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием (реактивы, приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента). •специализированной мебелью. 3. В наличии имеются комплекты (указать конкретно): • компьютерного программного обеспечения; • дидактических материалов; • типовых заданий; • тестов; • текстов контрольных работ; • раздаточных материалов; • слайдов; • таблиц; • учебников; • других материалов. 4. Отмечается материальная и дидактическая стороны организации: • рабочего места педагога; • учебного места ученика. 5. В наличии имеются следующие постоянные и сменные учебно-информационные стенды (перечислить): 6. Отмечается соблюдение в кабинете Правил техники безопасности по вопросам хранения реактивов и химической посуды. 7. Отмечается соблюдение в кабинете Санитарно-гигиенических норм: • освещенность; • наличие вытяжного шкафа; • состояние мебели; • состояние кабинета в целом (пол, стены, окна). 8. Дается общая оценка кабинета по итогам проверки готовности к новому учебному году  
Учебный год Оценка кабинета Замечания и рекомендации
     

Подписи:

Председатель комиссии ____________________________________

Члены комиссии ___________________________________________

Дата составления акта _______________________________________

 

Примечание. Правила техники безопасности и требования к школьному кабинету химии постоянно совершенствуются. Кроме нормативных документов по данному вопросу федерального уровня в регионах принимаются документы регионального регулирования.

 

Полное наименование школы

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________ (ХХХХХХХХХХХ Х.Х.)

Дата ___________________

НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И

ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

НА 20___/20____ УЧЕБНЫЙ ГОД

Ответственный за ведение и хранение журнала:

учитель химии __________________________

Город, Село

20_____

Журнал хранится 10 лет, до ___________ года


Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (утв. постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 644)

 

1. Настоящие Правила в соответствии с пунктом 5 статьи 30 и со статьей 39 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливают порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2006, N 29, ст. 3253) (далее - наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры).

2. Настоящие Правила не распространяются на ведение и хранение специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - журналы регистрации), в случаях, когда разрешается использование наркотических средств и психотропных веществ без лицензии в целях реализации статей 35 и 36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

3. Юридические лица, а также их подразделения, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны вести журналы регистрации по формам согласно приложениям N 1 (для наркотических и психотропных средств) и N 2 (для прекурсоров).

4. Регистрация операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ведется по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества и их прекурсоров на отдельном развернутом листе журнала регистрации или в отдельном журнале регистрации.

5. При осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежат занесению в журнал регистрации.

6. Журналы регистрации должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица.

При необходимости решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется орган, заверяющий журнал регистрации, предусмотренный приложением N 1 к настоящим Правилам.

7. Руководитель юридического лица назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях.

8. Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров на основании документов, подтверждающих совершение этой операции.

Документы или их копии, подтверждающие совершение операции с наркотическим средством, психотропным веществом или их прекурсорами, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом регистрации.

9. Действие пункта 8 настоящих Правил не распространяется на случаи отпуска, реализации, приобретения и использования перманганата калия, ацетона, серной и соляной кислот массой, не превышающей 10 килограммов. При этом запись в журнале регистрации о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных, использованных прекурсоров производится ежемесячно и документального подтверждения совершения соответствующей операции не требуется.

10. В журналах регистрации указываются как названия наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии с перечнем, указанным в пункте 1 настоящих Правил, так и иные названия наркотических средств и психотропных веществ и синонимы прекурсоров, под которыми они получены юридическим лицом.

Списки названий наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, зарегистрированных в качестве лекарственных средств (международные непатентованные, патентованные, оригинальные названия или при их отсутствии химические названия), заносятся Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в государственный реестр лекарственных средств.

11. Нумерация записей в журналах регистрации по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества и их прекурсоров осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах регистрации начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах.

Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.

12. Запись в журналах регистрации каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.

13. Исправления в журналах регистрации заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах регистрации не допускаются.

14. Юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, а также сверку прекурсоров путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками).

В журналах регистрации необходимо отразить результаты проведенной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ и сверок их прекурсоров.

Расхождения или несоответствия результатов сверки прекурсоров доводятся до сведения соответствующего территориального органа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в течение 10 дней с момента их выявления.

15. Журнал регистрации наркотических средств и психотропных веществ хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи от металлического шкафа (сейфа) и технически укрепленного помещения находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации.

16. Журнал регистрации прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ хранится в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации.

17. На основании записей в соответствующем журнале регистрации юридические лица представляют в установленном порядке отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

18. Заполненные журналы регистрации вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сдаются в архив юридического лица, где хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем юридического лица.

19. В случае реорганизации или ликвидации юридического лица журналы регистрации и документы, подтверждающие осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сдаются на хранение:

при реорганизации - новому юридическому лицу либо правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом;

при ликвидации - в государственный архив в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (ПРЕКУРСОРОВ), ИМЕЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

 

АЦЕТОН

КРАСНЫЙ ФОСФОР

ПЕРМАНГАНАТ КАЛИЯ

СЕРНАЯ КИСЛОТА, ИСКЛЮЧАЯ СОЛИ

СОЛЯНАЯ КИСЛОТА, ИСКЛЮЧАЯ СОЛИ

ТОЛУОЛ

ДИЭТИЛОВЫЙ ЭФИР

Прекурсор наркотического средства (психотропного вещества)      СОЛЯНАЯ КИСЛОТА концентрированная (мл)   .

 

№ п/п

Месяц, год

Остаток на 1-е число месяца

Приход

Всего с остатком

Расход

Остаток на конец месяца



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.124 с.)