Использование элементов психоанализа, гештальттерапии, НЛП, рациональной терапии, суггестивных методик в преподавании психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование элементов психоанализа, гештальттерапии, НЛП, рациональной терапии, суггестивных методик в преподавании психологии.



* Психоанализ - комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений. Психоанализ как метод психотерапевтический: совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Например: анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни (метод анализа ошибок).

Работа психоаналитика в школе – это форма индирективной работы. Поле его работы задано не методиками психологического воздействия – его задает речь пациента. Это не значит, что в кабинет психолога ребенок приходит только для того, чтобы говорить. Индирективность как следование за пациентом допускает включение в работу элементов игры, рисования, лепки – любой активности, на которую ребенка может «вдохновить» материал, имеющийся в кабинете детского психолога. Тем не менее, именно слова, появляющиеся в процессе работы, составляют главный интерес психоаналитика.

* Гештальт - целостность. Терапия заключается в доведении до целостности непонятных вопросов и чувств, с ними связанных. Как только становится всё понятно - гештальт завершён, целостность достигнута, дырки в сознании заполнены.

Гештальттерапия фокусирует внимание человека на осознании процессов протекающих в "здесь и теперь", в каждый момент настоящего времени. Гештальттерапия развивает осознанность, ответственность и восстанавливает способность к переживанию своих эмоций и чувств. Она развивает целостный образ человека в пяти сферах его жизни: физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной.

* Нейролингвистическое программирование (НЛП) является одним из наиболее перспективных направлений в практической психологии. Применение методов НЛП в процессе преподавания может повысить эффективность работы преподавателя и улучшить качество обучения студентов.

НЛП часто называют «искусством и наукой совершенствования личности». Эффективные приёмы общения в духе НЛП способствуют быстрому достижению взаимопонимания с окружающими, активизируя при этом скрытые от нас самих умственные способности («нейро – «) и помогая совершенно особым образом использовать язык («-лингвистическое») для достижения своих целей. Кроме того, НЛП позволяет управлять состоянием своей психики, учит приводить свои ценности и убеждения в соответствие с желаемыми результатами («программирование»).

Согласно НЛП, человек получает, кодирует и хранит информацию, пользуясь четырьмя основными системами представления:

1. Визуальной, где ведущую роль играет зрение.

2. Аудиальной, где доминирует слух.

3. Кинестетической, которую определяют осязание, тактильные ощущения, движение.

4. Аудиально-дискретной, которую ещё называют разговором с самим собой.

Знание того, какая система представлений преобладает у того или иного студента позволит преподавателю более эффективно организовать подачу информации и облегчит процесс запоминания новой информации. А также устранить барьеры на пути к получению новых знаний, которые зачастую связаны с «не состыковкой» выбранного преподавателем способа работы и ведущей модальностью студента.

* Метод рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) был создан Альбертом Эллисом. Первоначальный его вариант назывался «рациональной терапией», но в 1961г. он был переименован в рационально-эмоциональную терапию (РЭТ), поскольку этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993г. Эллис стал использовать новое название своего метода – Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ). Термин поведенческая был введен для того, чтобы показать то большое значение, которое это направление придаёт работе с актуальным поведением клиента.

В соответствии с теорией РЭТ люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. С точки зрения Эллиса, главным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека, являются мысли (когниции). Как человек интерпретирует событие, такую эмоцию в результате он и имеет. Поэтому воздействие на мысли является более коротким путем достижения изменения эмоций и, следовательно, поведения. Кроме того, корни любой нежелательной эмоции можно найти в иррациональных убеждениях человека, эти чувства негативно влияют на качество жизни. Иррациональные идеи возникают в детстве, когда ребенок воспринимал их не имея возможности критически анализировать. Затем, во взрослом возрасте человек придумывает абсолютные требования к себе и начинает себя уничижать, а свое «Я» оценивается как плохое и недостойное.

 Цели терапии:

- изменение эмоций, посредством воздействия на содержание мыслей

- формирование новых убеждений, путем демонстрации логических ошибок

- отказ от требований и жестоких иррациональных установок.

-обучение правильным способам познания, отобранным на практике

 Техника проведения сеансов характеризуется директивным подходом с привлечением авторитета, методик убеждения, переубеждения, ободрения, отвлечения и предполагает активное участие пациента на всех этапах психотерапии, установление с ним партнерских отношений. Проведение рациональной психотерапии может быть индивидуальным и групповым.

* К суггестивной терапии относятся: гипноз, внушение, аутотренинг.

Суггестивная педагогика рассчитана на внутреннюю активность учащихся, которая проистекает от хорошо мотивированного положительного отношения к конкретному учебному процессу.

Суггестивный метод обучения осуществляется в форме целенаправленного вербального (словесного) воздействия на учащихся со стороны педагога и включает элементы внушения и рационализации, обращения к воображению, памяти, мышлению, эмоциям обучающихся, а также воздействие на их подсознание.

Цели суггестивного метода обучения оптимизировать психические функции учащихся во время урока, корректировать свойства личности - интенсифицировать отдых, устранить усталость, улучшить самочувствие, повысить настроение.

Задачи суггестивного метода – создать атмосферу: взаимного доверия и доброжелательности, мотивации к выполнению заданий, уверенности в необходимости получения знаний.

В ходе первых занятий посредством убеждения и внушения педагог формирует у детей чувство осознанной необходимости и потребности управлять своей психикой. А уже в процессе переживания определённых эмоций на уроке, учащиеся сами оценивают своё психическое состояние и научаются произвольно корректировать силу их проявления: «буду более внимательным», «постараюсь обязательно запомнить», «это необходимо представить», «мне нужно подумать», «я хочу рассказать» и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.005 с.)