Самосовершенствование личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самосовершенствование личности



 

Человек должен постоянно и непрерывно развиваться, повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Помогает осуществлять это самообразование.

Самобразоваиие – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.

Самообразовательная деятельность – исключительно нужная плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Благодаря самообразованию обновляется ее интеллектуальный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура.

Самообразованием должны заниматься практически все люди, однако его объем и характер может быть не у всех одинаков. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности.

Личность, обладающая высокой культурой, исходит из того, что от нее требуются всесторонние знания о своей жизни и деятельности, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происходящего вокруг. Ей не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью вопросах.

Для значительной части людей конечной целью педагогического самообразования все чаще становится приобщение к творческому поиску, эксперименту, всестороннему исследованию и осознанию необходимости своего самосовершенствования.

Для обеспечения целеустремленности и систематичности занятий по самообразованию опытные люди составляют соответствующий план, в котором предусматриваются объем и очерёдность намечаемой работы, сроки, отводимые на ее осуществление, целевая установка по каждому виду самостоятельной деятельности. Хороший план экономит время, спасает от суеты, когда все делается впопыхах, а, следовательно – дольше и хуже.

Главный инструмент духовного развития человека – чтение. Общение с книгой – это заочное общение с мудрейшими людьми мира.

В наш век возрастающего количества печатных изданий и необходимости их своевременного изучения остро встал вопрос о технике чтения. С одной стороны, она должна обеспечивать быстрый просмотр новых поступлений интересующей литературы, а с другой – глубокое изучение необходимых материалов. В этой связи люди с высокой педагогической культурой к книгам подходят дифференцированно и владеют, как правило, двумя способами чтения: углубленным и скоростным.

Главная задача самообразования – это самостоятельное развитие и совершенствование личности.

Красота ее проявляется в единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования.

Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека.

В отличие от идеала, цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

Общая стратегия самообразования гуманной, демократической максимально подготовленной личности заключается в обеспечении себе возможности всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.

Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы человека над литературой, в которой он находит примеры для подражания и саморазвития. Важное значение в связи с этим приобретает умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, их сильных и слабых сторон, умения находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности.

Затем человек начинает на основе прочитанного и выбранного в качестве образца для подражания осуществлять самостоятельные упражнения и тренировки, позволяющие вырабатывать и закреплять те качества, которые необходимы для практической деятельности.

Большая роль в процессе самообразования принадлежит также выполнению человеком самостоятельных практических заданий, которые он разрабатывает для дальнейшего самосовершенствования. Они позволяют шлифовать его профессиональные качества, проверять их в практической деятельности с учетом тех знаний, которые человек усвоил, и новой информации, получаемой об их проявлении в непосредственном процессе саморазвития.

И, наконец, всесторонне образованный человек постоянно следит за новыми достижениями в развитии общества в ходе работы с аудиовизуальными средствами, накапливая, а затем и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития.

Самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и коррекции отрицательных качеств.

Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание – непременное условие совершенствования человеческой личности.

Среди содержательных компонентов самовоспитания следует, в первую очередь, выделять: глубоко осознанные цели и задачи; выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; идейно-политические, профессиональные, психолого-педагогические, этические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни; наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессионального развития; определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных условиях.

Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы – сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной практической работы по самовоспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения.

В то же время эти сферы развития личности человека тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексного подхода к их самовоспитанию. А также требуют постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им.

Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.

Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.

Самовоспитание – сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе его требуются глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное отношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей по саморазвитию.

Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет и др.

 

Индивидуальные задания

 

1    Глоссарий научных педагогических и психологических понятий.

2    Подборка хрестоматийного материала по заданным темам.

3 Аннотирование, резюмирование книг и статей по изучаемому курсу.

4 Подготовка учебно-диагностических задач к семинарским занятиям.

5 Составление кластеров и развернутых формулировок понятий.

6 Подготовка афоризмов (кратких выразительных изречений) известных людей по вопросам психологии и педагогики.

7 Разработка проблемных ситуаций по основным разделам курса, по предмету специальности (специализации) студента.

8 Составление учебных кроссвордов.

9 Проведение психолого-педагогических исследований в рамках изучаемых тем, утвержденных преподавателем.

10 Рисунки и коллажи о психолого-педагогических явлениях и процессах.

11 Свободные эссе (авторская, иногда парадоксальная точка зрения, высказанная в произвольной и непринужденной форме).

12 Педагогическая инсценировка (форма активизации познавательной и поисковой деятельности студентов).

13 Педагогический этюд (небольшое законченное художественное, публицистическое или научно-популярное произведение(отрывок из него) в котором прослеживается личностное отношение автора к педагогическим явлениям, фактам и процессам).

14   Подготовка материала по лекционному курсу «Основы психологии и педагогики» для ассистирования преподавателя на лекции.

15 Подборка материала из художественной литературы по теме «Психические состояния».

16 Психологический портрет личности (литературный герой, мировая известность, преподаватель и т. п.)

17 Цитаты по заданным темам.

18 «Психология и педагогика народной мудрости» (на примере устного народного творчества белорусов) с личными комментариями.

19 Создание образовательных проектов (исследовательская форма обучения, которая подготавливает студентов к самостоятельному участию в конкурсах различного уровня).

20 Подготовка кейсов и портфолио по заданным темам.

 

Список литературы

 

1 Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд., и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 373 с.

2 Крысько, В. Г. Психология и педагогика. Вопросы и ответы. Структурные схемы: учеб. пособие / В. Г. Крысько. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 367 с.

3 Нуркова, В. В. Психология: учебник / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 484 с.

4 Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э. В. Островский, Л, И. Чернышева; под ред Э. В. Островского. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА, 2012. – 384 с.

5 Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховский. – М.: Новое знание, 2004. – 336 с.

6 Кроль В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / В. М. Кроль. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 325 с.

7 Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения: Учебник / Г. М. Шеламова. – 3-е изд., доп. – М.: Академия, 2004. – 160 с.

8 Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – Минск.: БГЭУ, 2004. – 384 с.

9 Немов, Р. С. Психология: учеб. пособие. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

10 Крысько, В. Г. Социальная психология: учебник / В. Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Кн. 3 – 448 с.

11 Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2004. – 583 с.

12 Мудрик, А. В. Социальная педагогика; учебник /А. В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина– 5-е изд., доп. – М.: Академия, 2005. – 200 с.

13 Василькова, Ю. В. Социальная педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 440 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.017 с.)