Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самосовершенствование личности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Человек должен постоянно и непрерывно развиваться, повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Помогает осуществлять это самообразование. Самобразоваиие – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений. Самообразовательная деятельность – исключительно нужная плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Благодаря самообразованию обновляется ее интеллектуальный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Самообразованием должны заниматься практически все люди, однако его объем и характер может быть не у всех одинаков. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности. Личность, обладающая высокой культурой, исходит из того, что от нее требуются всесторонние знания о своей жизни и деятельности, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происходящего вокруг. Ей не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью вопросах. Для значительной части людей конечной целью педагогического самообразования все чаще становится приобщение к творческому поиску, эксперименту, всестороннему исследованию и осознанию необходимости своего самосовершенствования. Для обеспечения целеустремленности и систематичности занятий по самообразованию опытные люди составляют соответствующий план, в котором предусматриваются объем и очерёдность намечаемой работы, сроки, отводимые на ее осуществление, целевая установка по каждому виду самостоятельной деятельности. Хороший план экономит время, спасает от суеты, когда все делается впопыхах, а, следовательно – дольше и хуже. Главный инструмент духовного развития человека – чтение. Общение с книгой – это заочное общение с мудрейшими людьми мира. В наш век возрастающего количества печатных изданий и необходимости их своевременного изучения остро встал вопрос о технике чтения. С одной стороны, она должна обеспечивать быстрый просмотр новых поступлений интересующей литературы, а с другой – глубокое изучение необходимых материалов. В этой связи люди с высокой педагогической культурой к книгам подходят дифференцированно и владеют, как правило, двумя способами чтения: углубленным и скоростным. Главная задача самообразования – это самостоятельное развитие и совершенствование личности. Красота ее проявляется в единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека. В отличие от идеала, цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов. Общая стратегия самообразования гуманной, демократической максимально подготовленной личности заключается в обеспечении себе возможности всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции. Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы человека над литературой, в которой он находит примеры для подражания и саморазвития. Важное значение в связи с этим приобретает умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, их сильных и слабых сторон, умения находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности. Затем человек начинает на основе прочитанного и выбранного в качестве образца для подражания осуществлять самостоятельные упражнения и тренировки, позволяющие вырабатывать и закреплять те качества, которые необходимы для практической деятельности. Большая роль в процессе самообразования принадлежит также выполнению человеком самостоятельных практических заданий, которые он разрабатывает для дальнейшего самосовершенствования. Они позволяют шлифовать его профессиональные качества, проверять их в практической деятельности с учетом тех знаний, которые человек усвоил, и новой информации, получаемой об их проявлении в непосредственном процессе саморазвития. И, наконец, всесторонне образованный человек постоянно следит за новыми достижениями в развитии общества в ходе работы с аудиовизуальными средствами, накапливая, а затем и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития. Самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и коррекции отрицательных качеств. Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание – непременное условие совершенствования человеческой личности. Среди содержательных компонентов самовоспитания следует, в первую очередь, выделять: глубоко осознанные цели и задачи; выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; идейно-политические, профессиональные, психолого-педагогические, этические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни; наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессионального развития; определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных условиях. Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы – сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной практической работы по самовоспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения. В то же время эти сферы развития личности человека тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексного подхода к их самовоспитанию. А также требуют постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им. Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование. Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности. Самовоспитание – сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе его требуются глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное отношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей по саморазвитию. Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет и др.
Индивидуальные задания
1 Глоссарий научных педагогических и психологических понятий. 2 Подборка хрестоматийного материала по заданным темам. 3 Аннотирование, резюмирование книг и статей по изучаемому курсу. 4 Подготовка учебно-диагностических задач к семинарским занятиям. 5 Составление кластеров и развернутых формулировок понятий. 6 Подготовка афоризмов (кратких выразительных изречений) известных людей по вопросам психологии и педагогики. 7 Разработка проблемных ситуаций по основным разделам курса, по предмету специальности (специализации) студента. 8 Составление учебных кроссвордов. 9 Проведение психолого-педагогических исследований в рамках изучаемых тем, утвержденных преподавателем. 10 Рисунки и коллажи о психолого-педагогических явлениях и процессах. 11 Свободные эссе (авторская, иногда парадоксальная точка зрения, высказанная в произвольной и непринужденной форме). 12 Педагогическая инсценировка (форма активизации познавательной и поисковой деятельности студентов). 13 Педагогический этюд (небольшое законченное художественное, публицистическое или научно-популярное произведение(отрывок из него) в котором прослеживается личностное отношение автора к педагогическим явлениям, фактам и процессам). 14 Подготовка материала по лекционному курсу «Основы психологии и педагогики» для ассистирования преподавателя на лекции. 15 Подборка материала из художественной литературы по теме «Психические состояния». 16 Психологический портрет личности (литературный герой, мировая известность, преподаватель и т. п.) 17 Цитаты по заданным темам. 18 «Психология и педагогика народной мудрости» (на примере устного народного творчества белорусов) с личными комментариями. 19 Создание образовательных проектов (исследовательская форма обучения, которая подготавливает студентов к самостоятельному участию в конкурсах различного уровня). 20 Подготовка кейсов и портфолио по заданным темам.
Список литературы
1 Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд., и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 373 с. 2 Крысько, В. Г. Психология и педагогика. Вопросы и ответы. Структурные схемы: учеб. пособие / В. Г. Крысько. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 367 с. 3 Нуркова, В. В. Психология: учебник / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 484 с. 4 Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э. В. Островский, Л, И. Чернышева; под ред Э. В. Островского. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА, 2012. – 384 с. 5 Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховский. – М.: Новое знание, 2004. – 336 с. 6 Кроль В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / В. М. Кроль. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 325 с. 7 Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения: Учебник / Г. М. Шеламова. – 3-е изд., доп. – М.: Академия, 2004. – 160 с. 8 Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – Минск.: БГЭУ, 2004. – 384 с. 9 Немов, Р. С. Психология: учеб. пособие. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с. 10 Крысько, В. Г. Социальная психология: учебник / В. Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Кн. 3 – 448 с. 11 Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2004. – 583 с. 12 Мудрик, А. В. Социальная педагогика; учебник /А. В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина– 5-е изд., доп. – М.: Академия, 2005. – 200 с. 13 Василькова, Ю. В. Социальная педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 440 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.014 с.) |