Введение в курс «основы психологии и педагогики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в курс «основы психологии и педагогики»



Могилев 2014

 

 

УДК 37.015.3

ББК 88.В7    

  О - 75            

Рекомендовано к опубликованию

Центром менеджмента качества образовательной деятельности

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «06» июня  2014 г., протокол № 12

 

Составитель ст. преподаватель Г. Я. Алексютина

 

  Рецензент канд. пед. наук, доц. О. П. Мариненко

 

Методические рекомендации предназначены для студентов всех  специальностей. 

 

Учебное издпние

 

           ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

       

  Часть 2

 

        Ответственный за выпуск                        Н. Н. Алексейчикова

Технический редактор                          Е. А. Галковская

Компьютерная верстка                         Е. С. Фитцова

 

Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.    Печать трафаретная. Усл.  печ. л.     . Уч.-изд. л.. Тираж  экз. Заказ №

 

Издатель и полиграфическое исполнение

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя,

распространителя печатных изданий

№ 1/156 от 24.01.2014 г.

пр. Мира, 43, 212000, г. Могилев,

                                                                                

                                                                             

                                                                        © ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                                             университет», 2014  

 

 

Список литературы

 

1 Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд., и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 373 с.

2 Крысько, В. Г. Психология и педагогика. Вопросы и ответы. Структурные схемы: учеб. пособие / В. Г. Крысько. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 367 с.

3 Нуркова, В. В. Психология: учебник / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 484 с.

4 Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э. В. Островский, Л, И. Чернышева; под ред Э. В. Островского. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА, 2012. – 384 с.

5 Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховский. – М.: Новое знание, 2004. – 336 с.

6 Кроль В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / В. М. Кроль. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 325 с.

7 Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения: Учебник / Г. М. Шеламова. – 3-е изд., доп. – М.: Академия, 2004. – 160 с.

8 Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – Минск.: БГЭУ, 2004. – 384 с.

9 Немов, Р. С. Психология: учеб. пособие. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

10 Крысько, В. Г. Социальная психология: учебник / В. Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Кн. 3 – 448 с.

11 Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2004. – 583 с.

12 Мудрик, А. В. Социальная педагогика; учебник /А. В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина– 5-е изд., доп. – М.: Академия, 2005. – 200 с.

13 Василькова, Ю. В. Социальная педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 440 с.

Могилев 2014

 

 

УДК 37.015.3

ББК 88.В7    

  О - 75            

Рекомендовано к опубликованию

Центром менеджмента качества образовательной деятельности

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «06» июня  2014 г., протокол № 12

 

Составитель ст. преподаватель Г. Я. Алексютина

 

  Рецензент канд. пед. наук, доц. О. П. Мариненко

 

Методические рекомендации предназначены для студентов всех  специальностей. 

 

Учебное издпние

 

           ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

       

  Часть 2

 

        Ответственный за выпуск                        Н. Н. Алексейчикова

Технический редактор                          Е. А. Галковская

Компьютерная верстка                         Е. С. Фитцова

 

Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.    Печать трафаретная. Усл.  печ. л.     . Уч.-изд. л.. Тираж  экз. Заказ №

 

Издатель и полиграфическое исполнение

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя,

распространителя печатных изданий

№ 1/156 от 24.01.2014 г.

пр. Мира, 43, 212000, г. Могилев,

                                                                                

                                                                             

                                                                        © ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                                             университет», 2014  

 

 

Введение в курс «Основы психологии и педагогики»

 

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои категории, методы исследования, задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом – специфика формирования, развития и проявления этих феноменов.

Задачами любой науки выступают основные направления её исследования и развития, а также те цели, которые ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных результатов.

Психология - достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Основной задачейпсихологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

В психологии уникальным образом сливаются объект и предмет исследования, этообъясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.

Современная психология не имеет универсального предмета исследования, она взяла методологическую паузу для его поиска.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т. е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Психика – это субъективное отражение объективного мира.

Психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых,это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Во-вторых,при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека.

Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих,психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений,

событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, т. к. именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

Психическое отражение – самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения.

На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни.

Для этой стадии отражения характерны:

- отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности

и поведения;

- отражение как самоконтроль и самовоспитание;

- отражение как путь познания других;

- отражение как путь познания социальной жизни и социальных

отношений.

Сознание человека – высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Структура психики включает в себя три основных компонента: психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные(ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния –это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.024 с.)