Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы



Дискреционная политика – это целенаправленное изменение инструментов БНП, в результате спец. решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объем производства, темпов инфляции, состояние платежного баланса и т.д.

Недискреционная политика предполагает автоматическое изменение в результате циклических колебаний совокупного дохода. Эта политика автоматически изменяет объем чистых налоговых поступлений (в период роста увеличиваются, в период спада уменьшаются).

Работает недискреционная фискальная политика за счет встроенных стабилизаторов, которые автоматически изменяются под влиянием циклических эконом. колебаний.

Встроенные или автоматические стабилизаторы – это эконом. механизмы, позволяющие снизить амплитуду циклических колебаний занятости и выпуска не прибегая к изменениям эк. политики гос-ва.

1. Прогрессивная система налогооблажеия;

2. Система гос. трансфертов;

3. Участие гос-ва в прибыли.


Бюджетные диспропорции: дефициты и профициты бюджета. Способы финансирования бюджетного дефицита

Равенство гос-ых расходов и доходов называется сбалансированным или равновесным бюджетом.

Бюджетная диспропорция - это несовпадение доходов и расходов бюджета.

Виды диспропорции: 1) Бюджетный дефицит – превышение расходной части над доходной. 2) Бюджетный профицит – превышение доходной части над расходной.

Причины: 1) Циклическая – вызывается изменением налоговых поступлений и гос. трансфертов на фоне циклических колебаний эк-ки. 2) Структурная – разница м/у доходами и расходами в эк-ке в условиях полной занятости.

Любые бюджетные диспропорции имеют последствия для эк-ки. При наличии бюджетного профицита излишек бюджетных средств рекомендуется изымать в стабилизационные фонды.

Использование денежных средств бюджетного профицита для увеличения гос-ых расходов недопустимо, т.к. это приводит к росту платежеспособного спроса, следовательно вызывает рост цен.

Способы финансирования бюджетного дефицита:

1) Монетаризация – выпуск дополнительных денег. Приводит к увеличению ден. массы, инфл., возникает несколько эффектов: А) сеньораж – это доход гос-ва от увеличения цен, т.к. увеличение цен приводит к увеличению размеров косв. налогов, т.е. увелич-ся бюджетные доходы. Б) Эффект Оливера-Танзи – это сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в гос. бюджет.

2) Выпуск гос. казначейских облигаций с целью займа недостающих ден. средств внутри страны.

3) Внешние займы, т.е. когда бюджетный дефицит финансируется за счет внешних кредитов.


Государственный долг.

Гос-ый долг – это сумма бюджетных дефицитов за минусом бюджетных профицитов.

Виды гос. долга:

1) Внутренний – это задолженность гос-ва перед эконом. агентами своей страны.

2) Внешний – задолженность гос-ва пере иностранными инвесторами.

Причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения гос. долга:

1) Период эк-го спада (эк. кризис);

2) Военное время, наличие соц. конфликтов;

3) Природные катастрофы;

4) Сокращение налогов с целью стимулирования эк-ки.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним, на определенную дату.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Общегосударственный долг России включает федеральный долг (задолженность Правительства РФ), государственный долг субъектов РФ и долг муниципальных образований.

Государственный долг в зависимости от вида валюты подразделяется на внутренний долг (выражаемый в валюте РФ) и внешний долг (выражаемый в иностранной валюте).

Внешний долг - это долг иностранным государствами, организациями, лицами. Он очень обременителен для страны, так как нужно отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Если платежи по внешнему долгу составляют 20-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна попадает в разряд должников и привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно.

Внутренний долг государства — это долг своему населению, т.е. долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами.

Долговые обязательства государства представляют собой следующее:

§ Кредиты, полученные правительством.

§ Государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.

§ Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.007 с.)