Метод индивидуального изучения детей в предшкольный период Кумариной Г. Ф 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод индивидуального изучения детей в предшкольный период Кумариной Г. Ф



Метод индивидуального изучения детей в предшкольный период Кумариной Г. Ф

 

(Кумарина Г.Ф. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Основные этапы и критерии отбора детей в коррекционные классы. – М., НИИ теории истории педагогики АПН СССР, 1990.)

Набор диагностических заданий

Задание № 1

  «Изготовление аппликации» (методика Н.А. Цирулик)

Назначение задания: диагностика умения детей анализировать условия предъявленной задачи, в данном случае планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат.

Организация работы: Ученику дают лист бумаги с изображением контура лодочки с парусом и цветные геометрические фигуры (4 квадрата - 2 см X 2 см, 4 прямоугольных равнобедренных треугольников с катетом в 2 см, все одного цвета).

 

 

2 см

Работа состоит из двух частей: 1 часть - выполнение задания, 2 часть - оценка учеником выполненного задания и, в случае необходимости, переделка работы - изготовление новой аппликации.

Инструкция к 1 части работы: «Перед тобой контур какого-то предмета. Как ты думаешь, что это такое?» Ребенок: «Лодочка». «Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашами, а с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения».

Инструкция ко 2 части работы: «Посмотри внимательно на свою лодочку. Нравится она тебе? Красивая получилась? Все ли ты сделал правильно?» Если ученик сам не замечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очертания контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет, ли он сделать новую лодку лучше? В случае отрицательного ответа педагог не настаивает на этом.

Оценка выполнения аппликации:

а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняется на основе первоначального обдумывания, планирования размещения геометрических фигур или без планирования, методом проб и ошибок);

б) рациональность размещения фигур;

в) критичность в оценке выполненного задания;

г) желание, готовность исправить допущенные ошибки самостоятельно;

д) темп деятельности при выполнении задания.

§ 1-й уровень - фигуры выложены правильно и быстро (ученик мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).

§ 2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик работал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процессе работы сам себя корректировал.

§ 3-й уровень - только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания: при оценке работы ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внимание, готов их исправить.

§ 4-й уровень - контур заполнен хаотично, большинство геометрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаются, желания сделать лучше, при указании на них, нет.

Задание № 2 «Орнамент»

Назначение задания - установить способность ребенка к анализу и синтезу зрительно воспринимаемой и индивидуально предъявленной информации, осознанию закономерностей, к удержанию учебной задачи и ее условий в процессе деятельности, восприимчивость к помощи.

Организация работы: Для работы заранее на отдельных карточках готовятся варианты орнамента.

 

 

 

 

           Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен буквами). Для удобства в работе карточка, на которой нарисован орнамент, наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт для каждого нового ученика вставляется лист, на котором и выполняется задание,

Варианты задания предъявляются последовательно - от первого, наиболее сложного, к третьему, самому простому. Если ребенок справляется с первым вариантом, предъявлять следующие варианты нет необходимости. Второй и третий вариант задания предъявляется только в тех случаях, когда ребенок не справляется с предыдущим. Второй и третий варианты уже в самом своем содержании имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребенку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в величине фигур - 2 вариант орнамента, или снимая их вовсе).

 

Инструкция: «Рассмотри внимательно орнамент и продолжи его».

Оценка выполнения задания: При оценке учитывается только правильность воспроизведения заданных в образце последовательных различий между составляющими орнамент фигурами (различия в величине, форме, цвете фигур).

 

  • 1-й уровень - правильно выполняет 1 вариант задания.
  • 2-й уровень - правильно выполняется 2 вариант задания.
  • 3-й уровень ребенок смог правильно выполнить лишь третий вариант задания.
  • 4-й уровень - даже третий вариант задания ребенок правильно выполнить не смог.

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание № 6 Упорядочивание.

Назначение задания: Выявить уровень начальных математических представлений детей: о счете предметов и соотношении между числами, сформированности представления об упорядоченности.

Организация работы: Заранее готовятся картонные круги диаметром 5 см. с точками


 

Круги расположены перед ребенком. «Посмотри на эти круги. В одних кругах точек мало, в других много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда

Будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки.

Оценка задания на упорядочивание.

  • 1-й уровень - задание выполнено полностью верно; порядок определен правильный.
  • 2 – й уровень – в выстроенной последовательности кругов допущены 1-2 ошибки.
  • 3-й уровень - в расположении кругов допущены 3-4 ошибки.
  • 4-й уровень - допущено более 5 ошибок.

Задание 7

Задание № 1

 

 

2 см

 

Задание № 2

 

 

 

 

               

Задание 5

Задание № 6 Упорядочивание.

 

 

Организация работы: Заранее готовятся картонные круги диаметром 5 см. с точками.

 

 

 

Задание 8

Метод индивидуального изучения детей в предшкольный период Кумариной Г. Ф

 

(Кумарина Г.Ф. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Основные этапы и критерии отбора детей в коррекционные классы. – М., НИИ теории истории педагогики АПН СССР, 1990.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.025 с.)