Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологическая и методическая обеспеченность.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Настоящая концепция в полную меру оснащена духовно, теоретически и методически. Фактически вся истинно русская культура - основание для нее. Мы недооцениваем своих богатств. "Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня", - свидетельствовал величайший чудотворец нашего времени св. прав. Иоанн Кронштадтский. "История России, полная дивных доказательств промышления Божиего о ней, есть история Божиего строительства, новая священная история", - свидетельствует и другой наш современник, святой, крестным знамением сворачивавший с пути тайфуны, шедшие на лагерь русских беженцев, святитель Иоанн Шанхайский (Максимович). "Россия погибла, но Святая Русь жива", - ободряет нас св. преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. И для антихриста Святая Русь будет головной болью, ибо узнает его и воспротивится, - говорят пророчества. Нужно нам вспомнить наши сокровища, вспомнить о великой традиции педагогики в нашей стране, о самоинтерпретации культуры в размышлениях Пушкина, Жуковского, Гоголя, Достоевского и других великих творцов культуры, о глубочайших мыслях и истолкованиях в русской религиозной философии (труды о. Павла Флоренского, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина). Анализу искусства и конкретных сочинений уделяли внимания выдающиеся церковные деятели (митрополит Антоний Храповицкий, архиепископ Иоанн Шаховской и др.), а также и святые (фундаментальные исследования творчества Достоевского преп. Иустином Поповичем, святым Сербской Православной церкви). В интерпретации русской истории достаточно упомянуть труды митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Пройдя чрез огненные испытания XX века, православная мысль очистила себя. Она стала ближе великой святоотеческой традиции - вершине мировой мысли человечества. И в количественном отношении наверстывает она годы вынужденного молчания. Большое число трудов появилось в последнее время и в области духовной интерпретации культуры. В области естественных наук сокрушительная критика настигла эволюционную теорию, хронологические представления о истории земли... Всюду, во всем содержании и методах образования объективно подготовлены возможности великого прорыва. Осуществить их или нет - зависит только от нас. Осуществим их-и вновь "будет Россия как Россия", по словам пророчества. Теперь время - объединять усилия. Настоящая концепция, обоснованная антропологически и духовно-социологически (в первой части), с точки зрения великой Традиции человечества, высоты культуры, истории, а глубинно - в свете богооткровенной веры, - являет собой самый общий взгляд на смысл, задачи и методы духовно-нравственного воспитания в школе. Она нуждается в конкретизации в комплексе разных программ. Частично такие программы, соответствующие концепции, уже существуют. В идеале они должны быть скоординированы и встроены в единую программу дошкольного-школьного образования в стране. Но здесь нужна творческая активность многих педагогов, практиков и методистов. Невозможно государственно-юридически принудить к вдохновенному творчеству добра, любви и красоты. Добрый закон ограничивает смертоносное зло растления и открывает возможность благоустроения. Но само добро делают люди. Государство - люди у власти; от государственных мужей должны исходить импульсы добра. И в педагогике преображение к добру начинается с делателей, - задача не для холодных сердцем. Инициативой и творческим трудом педагогов может измениться к лучшему дух образования. В какой же мере хотим мы преображения? Здесь наша свобода и ответ на то, кто мы такие и что собой представляем, - растленные ли мы растлители или воспитывающие себя воспитатели, соединены ли друг с другом единомыслием лукавства (Прем. 10:5 - слав.) или единодушием Божией правды. Ушинский высказывал твердую убежденность: "Кто не имеет религии и не чувствует ее потребности, тот не должен воспитывать детей" [41]. Ныне педагогика - старуха у разбитого корыта, по пушкинской сказке. Что делать ей дальше? Сможет ли она покаяться, творчески усвоив урок жизни? Видела она телесными глазами чудесное умножение богатства, посылавшееся чрез вестника горнего мира за святость смиренного старца, однако не возжелала осознать виденного, как и Россия не захотела восчувствовать дивности своей истории. За неблагодарность отнимается дар. "Ибо Господь, кого любит, того наказывает" (Евр. 12:6). Отъятие дара - великий дар любви, дабы отверзлись у людей духовные очи и восстали бы они в покаянии и смирении к истинной жизни. Как ответим на милость Божию? ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Чем облегчить сближение расползшейся и потерявшей себя периферии культуры с ее духовной сердцевиной, с великой традицией? Трудно ожидать в ближайшее время появления пронизанных православным духом учебников по всем школьным дисциплинам (разве только грядущие бедствия ускорят духовное прозрение людей). Пока же возможен промежуточный жанр учебно-методического пособия: "Православный комментарий к учебнику...", выстроенный по плану существующих учебников. На это сил хватит. Где есть для того условия, изложение темы в комментарии могло бы становиться основой урока. * * * Мы живем в яркое, стремительное, резко ускорившееся время истории. Нам, ничтожным и глупым пред Богом, - какое сияние смысла истории и современности Он ныне открывает! Какая ясность ориентации! Какая школа познания! Смотри и виждь и благодари! Цели обожения дьявол уже открыто и глумливо противопоставил идеал осатанения. Неужто еще неясно, где наше место, и лукавствуем, притворяясь непонимающими? Спаси себя - спасутся вокруг тебя. Сатанеющая грязная антикультура тщится овладеть душой. Но человек свободен. Призванный к вечности, он не раб истории. История для человека - не он для нее. И в культуре волен услышать высокие смыслы и послужить им в науке, в художественном творчестве, в исполнительстве, в теории, педагогике, административной деятельности. - Или не услышать их и не послужить. Мы созданы для лучшего выбора. Зачем выбирать плохое? Особенно России - в свете пророчеств о ее великой миссии в последние времена! Ведь именно из нее, по слову преп. Серафима Саровского, изойдет в конце истории всемирная проповедь покаяния. Дай Бог, чтобы и школьное воспитание в России не стояло букой в стороне, но активно способствовало бы возрождению народа, соборному нашему восстанию от свиноподобной бездуховной жизни к свету и смыслу. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Карамзин Н.М. Неизданые сочинения и переписка. СПб, 1862. С. 194. 2. Жуковский В.А. Письма к его императорскому высочеству великому князю Константину Николаевичу. 1840-51. М.,1867. С. 68. 3. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М., 1989. С.234, 233. 4. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Т.1. Сергиев Посад, 1907. С. 11. 5. Августин. Исповедь. М., 1997. С. 88-90. 6. Ушинскии К.Д. Материалы для педагогической антропологии и материалы для биографии. СПб., 1908. С. 157. 7. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 424. 8. Ушинскии К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. СПб, 1894. С. 49. 9. Митрополит Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания. Пермь, 2000. С.10. 10. Гоголь Н.В. О лиризме наших поэтов. // Н.В.Гоголь. Духовная проза. - М.,Русская книга, 1992, с.76 11. Из философии культуры. Размышления о национальном. // Булгаков С.Н. Два града. Т.2. М., 1911. 12. Карамзин Н.М. Неизданные сочинения и переписка. СПб, 1862. С.194, 195,197. 13. Жуковский В.А. Полн. собр. соч. в 12 т. Т. 12. СПб., 1902. С. 138-139. 14. Там же. С. 137. 15. Жуковский говорил даже о вдохновении и поэзии правовой жизни: "Порядок стоит на вере в Бога, на вере в законность власти, на вере в закон и в долг, то есть на бескорыстном послушании сердца, на его произвольном подданстве этому невыразимому святому, которое есть поэзия жизни, ее истинное достоинство" (Письма к Его Императорскому Высочеству Великому князю Константину Николаевичу. 1840-1851. М., 1867. С. 67). 16. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М., 1989. С. 234. 17. Обсуждение юридической стороны вопроса см. также в книге: Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пьнью. Человечество и его культура на пороге 2000-летия Рождества Христова. Минск, 2000. С. 107-115. 18. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том 1. Спб, 1893. С. 7. 19. В.А.Жуковский. Полн. собр. соч. в 12 т. Т. 11. СПб, 1902. С. 25. 20. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. Париж-Москва, 1995. С.221-222. 21. Ушинскии К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. СПб, 1894. С. 27-28, 49. 22. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 1. Спб, 1893. С. 7. 23. См.,например,монографию: Barrow J.D.,Tipler F.J. Theanthropic cosmo logical principle. New York, 1986. 24. Факты фальсификаций приведены в книге С.Л.Головина "Эволюция мифа. Как человек стал обезьяной" (М., 2000). 25. Св. Антоний Великий. Наставления. // Добротолюбие. Т. 1. М., 1895. С. 67. 26. Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Л., 1991. С. 43. 27. Святой Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. М., 1998. С. 14. 28. Архимандрит Иустин (Попович). О первородном грехе. Пермь, 1999, с. 9. (Автор прославлен Сербской Церковью в лике преподобного.) 29. Святой Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. М., 1998. С. 10-11. 30. Обширным собранием пророчеств является книга "Россия перед вторым Пришествием" (сост. С.Фомин), вышедшая несколькими изданиями. 31. "Русский язык", стихотворение в прозе И.С.Тургенева (1882). 32. Ильин И. А. О России. Три речи. // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т.6. Кн. 2. М.,1996. С.18. 33. Там же. С. 454-455. 34. Там же. С. 453-454. 35. Франк С.Л. Этюды о Пушкине, 3-е изд. Paris, 1987. С. 101. 36. См. статью автора "Этимология культуры": Музыкальная академия, 1993. № 3. 37. Августин. Исповедь. М., 1997. С. 21. 38. Жуковский В.А. Письма к его императорскому высочеству великому князю Константину Николаевичу.1840-1851. М" 1867. С. 83. 39. Ушинский К.Д. Материалы для педагогической антропологии и материалы для биографии. T.III, Спб., 1908, с. 141. 40. Жуковский В. А. Полн. собр. соч. в 12 т. Т. 10. СПб, 1902. С. 102. 41. Ушинский К.Д. Указ. соч. С.190. Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.229 (0.006 с.) |