Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация социального проекта

Поиск

Этап реализации социального проекта полностью зависит от того, насколько успешно мы провели подготовительные работы, т. е. насколько сумели концептуально осмыслить проект, переве­сти концепцию в планы работ, финансирования и ресурсного обес­печения и оценить жизнеспособность нашего проекта. На этом основании мы готовы представлять свой проект обществу и за­щищать его.

5. Защита проекта. Нередко защита проекта представляет собой специальную стадию принятия управленческого решения о реа­лизации проекта, его финансовой и прочей поддержке.

Чтобы должным образом защитить свой проект, нам следует не только подготовить его текст и различные материалы для презен­тации. Необходимо быть готовыми ответить на возможные вопро­сы. Из них самыми трудными будут те, которые по формули­ровкам кажутся самыми простыми. Для подготовки к защите про­екта можно воспользоваться схемой таких кажущихся простыми вопросов, предусмотренных в технологии так называемого мето­да Р-М-Р (Результаты-Методы-Ресурсы)1:

Результаты

— Чего мы добиваемся, каковы наши цели?

— Что мы стараемся сделать?

— Каких результатов мы хотим достичь?

— Какова приоритетность результатов?

— Как будет выглядеть «успех»?
Методы

— Как это следует сделать?

- Как нам этого достичь?         

- Какие существуют альтернативные методы?

— Какой наилучший из возможных?

— Какую систему приближения и оценки мы используем?

Ресурсы

~ Какие специалисты нам нужны?

— Сколько потребуется людей?

— Какова стоимость реализации решений?

— Сколько нужно времени?

— Какие дополнительные ресурсы понадобятся?

Этот субъектно-ориентированный перечень вопросов вполне соответствует тезаурусному подходу к социальному проектиро­ванию. Если можем на них ответить без дополнительной прора­ботки деталей проекта, то мы подготовлены к стадии реализации проекта.

В этой связи есть интересное наблюдение относительно того, как в разных менеджерских школах соотносятся стадии кабинет­ного проектирования и реализации проекта, что называется, в ма­териале. Японцы значительную часть всего времени от замысла проекта до подведения итогов его осуществления затрачивают на предварительные исследования, создание концепции, планов, увязку по ресурсам и т. д., не начиная самих работ. Американцы предварительные стадии делают быстро, зато нередко встречаются с проблемами в ходе реализации проекта. В итоге получается, что японские проекты и экономичнее, и меньше нуждаются в авралах и переделках. Общее время на весь проект от замысла до заверше­ния работ у японцев оказывается меньшим, чем у американцев. В российских проектах то, что предшествует реализации про­екта, очень часто выполняется в спешке и формально, стадия раз­работки концепции нередко вообще не предусматривается. Силь­на установка руководителей проектов на то, чтобы втянуться вде­ло, а там уже разбираться. Эта практика ведет к непродуманной трате финансовых средств и материальных ресурсов, деморализу­ет людей, вынужденных нередко переделывать работу. Многие проекты остаются незавершенными.

Тактика презентации проекта. Особую проблему составляет пре­зентация проекта, финансирование которого предполагает обра­щение к меценатам (благотворительный проект) и в органы государственной власти, органы местного самоуправления (бюджет­ный проект). Здесь поддержка во многом зависит от того, на­сколько удачным оказывается установление личного контакта. Поскольку это очень сложная задача с большой психологической нагрузкой на просителя средств, ему необходимо предпринять за­щитные меры.

Прежде всего надо точно определить, к кому обращаться за под­ держкой проекта: навести нужные справки и вполне убедиться, что обращение имеет смысл и по деловым соображениям (у дан­ного мецената, органа власти есть достаточные средства на под­держку проекта — всего, или его ясно выделяемой части, или кон­кретных лиц, занятых в проекте; подобные проекты из этого ис­точника уже поддерживались; деловая репутация владельца средств и уважение к нему в обществе — на приемлемом уровне), и по личностным качествам (открытость к переговорам и т.д.). Органи­зационно следует добиваться того, чтобы в решение вопроса о фи­нансировании проекта было включено как можно меньше случай­ных людей: нужно выстраивать наиболее короткий путь к тем, кто непосредственно принимает решение о финансировании, а это не всегда самый большой начальник или собственник финансовых средств.

Далее необходимо отработать несколько моделей включения в беседу и выхода из нее. Программирование всей беседы бессмыс­ленно, заученность схем поведения создаст невыгодное впечатле­ние у партнера по переговорам, но начало и конец беседы важно отработать именно на уровне технологии. Каковы произносимые фразы и поведенческие действия (как сесть, как встать и т. д.) — это зависит исключительно от просителя средств, его личных свойств, технологичным является сама продуманность этих фраз и действий, готовность ими воспользоваться, если возникла не­которая напряженность, готовность от них отказаться, если ситу­ация развивается не по запланированному сценарию.

Отработка фраз, жестов, манеры вести беседу, как это любой и делает, производится на близких людях — в семье, с друзьями и т. п. Использование таких инструментальных средств делает бе­седу подконтрольной и позволяет завершить ее четким результа­том (положительным или отрицательным). Кроме того, таким пу­тем проситель средств психологически защищает себя от возможного отказа, от унижения, от выдвижения неприемлемых условий и других неприятных ситуаций.

Социальные работники во многих случаях имеют профессио­нальную подготовку к организации психологической самозащиты. Технологии подобного рода разработаны для ведения бесед с нар­команами, по «телефону доверия» и т. д. Однако практика пред­ставления социальными работниками своих проектов показыва­ет, что довольно часто они не опираются на свою профессиональ­ную подготовку в сфере общения. Умея завязать контакт в очень сложных социальных условиях, они нередко теряются в перего­ворах по финансовым вопросам своих проектов и забывают, что умеют успешно решать коммуникативные задачи того же класса.

Организационный механизм реализации проекта. В зависимости от характера и масштабов проекта необходимо избрать структу­ ру управления им на этапе реализации.

Управление проектами может осуществляться разными спосо­бами, которые в основном сводятся к трем управленческим струк­турам: функциональной, матричной и проектному управлению2.

Функциональная структура управления. Специфика функцио­нальной структуры управления состоит в том, что проект встра­ивается в текущую работу уже имеющейся организации. Руководи­тель такой организации управляет функциональными отделами на постоянной основе, как он делал это и до начала работы по нашему проекту. Для того чтобы управлять нашим проектом, он имеет уполномоченное лицо—координатора проекта.

Достоинства этой структуры в том, что не требуется ее созда­ния специально под проект. На своих постоянных местах нахо­дятся специалисты-производственники, бухгалтеры, снабженцы, шоферы и все, кто нужен для обеспечения работ по проекту. Но­вый элемент составляет лишь менеджерская служба проекта (ко­ординатор и, возможно, его помощник), но и она выполняет ско­рее вспомогательные функции, поскольку основная менеджер­ская задача лежит на руководителе организации.

Недостатки функциональной структуры выявляются, если про­ект выходит за рамки типового, нормального. Организация мо­жет оказаться не в состоянии обеспечивать общую рутинную ра­боту и одновременно обслуживать нужды проекта. Проект может оказаться больше организации, и это опять-таки приведет к неэффективности использования функциональной структуры управ­ления.

Функциональная структура получила в менеджменте наимено­вание «механистической». Ее недостатки, свойственные крупным организациям, преодолеваются введением другой механистиче­ской структуры — дивизиональной структуры, деление организа­ции на элементы и блоки в этом случае происходит по видам то­варов или услуг, группам покупателей, географическим регионам3. Но механистические структуры — что функциональная, что дивизиональная — не дают значительного организационного эф­фекта при быстрой смене обстановки, неустойчивости внешней среды, необходимости внедрять новые технологии. В таких слу­чаях более эффективны адаптивные организационные структуры, к которым относятся матричная и проектная структуры управ­ления4.

Матричная структура управления. В матричной структуре про­исходит как бы наложение двух систем управления. Руководитель организации управляет функциональными отделами, но наряду с этим горизонтальные связи с отделами устанавливают и руко­водители проектов. На каждый из функциональных отделов вы­ходят как бы две линии управленческих решений — в рамках всей организации и в рамках работ по проекту.

Матричная структура используется в больницах, банках, госу­дарственных учреждениях. По матричной структуре обычно ведет­ся работа при постановке нового спектакля в театре. В рамках ра­боты над спектаклем его постановщик имеет возможность само­стоятельно решать многие вопросы организации и ресурсного N обеспечения с соответствующими театральными службами.

Достоинство матричной структуры состоит в гораздо большей независимости руководителя проекта, который в известных пре­делах (соответствующие квоты и лимиты на материалы, финан­совые субсчета и т. д.) распоряжается всем арсеналом организа­ции, не создавая свои управленческие звенья (он обладает так на­зываемыми проектными полномочиями).

Недостаток матричной структуры определяется неполной сво­бодой руководителя проекта в принятии решений. В проектах, сложных по организации, с большим уровнем риска или нужда­ющимся в крупных инвестициях, работа по матричной структуре не может не вести к внутриорганизационным осложнениям. Функ­циональные отделы, имея два источника управленческих реше­ний, в таких случаях нередко не выполняют ни одного распоря­жения или сами устанавливают их приоритетность.

Проектное управление. При такой структуре руководитель ор­ганизации управляет руководителями проектов и общими функ­циональными отделами (бухгалтерия, маркетинг, стратегическое планирование, техническое обслуживание и др.). В ведении ру­ководителя проекта находятся финансирование, планирование, кадровое и материально-техническое обеспечение проекта, про­ведение исследований и конструкторские разработки, а также дру­гие вопросы, вытекающие из задач проекта и находящиеся в пре­делах установленной сметы. Такая структура управления ориенти­рована на достижение конечной цели проекта, и в этом ее главное достоинство. Проект достаточно самостоятелен, чтобы менедже­ры могли принимать управленческие решения, и достаточно за­щищен общими возможностями организации от некомпетентно­го решения рутинных вопросов.

На практике в сложных проектах ни одна из представленных выше структур не используется в чистом виде. Это как бы иде­альные типы организации управления, которые в реальности це­лесообразно приспосабливать под особенности данного проекта. Поэтому возникают различные конгломераты {организации конгло­мератного типа). Управление конгломератного типа позволяет со­единить в одном проекте структуры с функциональным, матрич­ным, проектным управлением, ориентируясь на конкретную си­туацию деятельности.

Консорциум. В мегапроектах нередко приходится создавать кон­сорциум, в том числе с зарубежными и международными участ­никами.

Консорциум'—это временное соглашение между несколькими про­мышленными компаниями при осуществлении единого капиталоем­кого промышленного проекта. Для реализации проекта компании, учредившие консорциум, объединяют капиталы, патенты, сбыто­вую сеть, но сохраняют свою самостоятельность.

Для ведения дел консорциума формируется управленческий аппарат, обычно одному из участников поручают вести финансо­вые расчеты по проекту. В рамках консорциума могут также создаваться совместные предприятия для производства отдельных ви­дов продукции и услуг с маркой проекта.

Кадровое обеспечение. В индивидуальных проектах проблема ка­дрового обеспечения не стоит. Нет большого напряжения в кад­ровом вопросе и при организации микропроектов, которые реа­лизуют ближайшие друзья или семья. Но чем масштабнее проект, чем более сложную структуру деятельности он предполагает, тем труднее обеспечить его кадровые потребности, привлекая только друзей и знакомых.

В современных российских условиях стремление руководите­лей предприятий малого бизнеса набирать сотрудников в первую очередь по критериям надежности и лишь во вторую — по сооб­ражениям деловой пригодности отражает нестабильность социаль­но-экономической ситуации, необходимость обеспечения конфи­денциальности сделок и личной безопасности. До определенного уровня требований по качеству проекта такая кадровая политика себя оправдывает, но по мере роста конкуренции работа без спе­циалистов становится залогом провала проекта.

Кадровое обеспечение должно планироваться как часть задач по реализации проекта. Если речь идет о привлечении высоко­классных специалистов, то в их отношении должна быть проду­мана система стимулирования. Должная оплата труда — лишь часть приемлемых стимулов. Специалист реагирует на условия труда, график работы, обеспечение самостоятельности в приня­тии решений, на отношения в коллективе.

В одном из московских коммерческих издательств в качестве стиму­лирующей меры для привлечения специалистов была избрана высо­кая (выше обычной) оплата труда. Эта мера полностью себя оправ­дывала до тех пор, пока продукция издательства не требовала для своей подготовки тесного взаимодействия подразделений между собой и с руководством. Однако когда появились сложные заказы, установившиеся в издательстве недружеские отношения между со­трудниками подразделений и высокомерие и грубость руководите­лей в отношениях с персоналом привели к напряженности, которая имела следствием уход лучших специалистов из издательства.

Сохранение специалистов в проекте обычно достигается рас­ширением их включенности в дело, в процесс принятия управленческих решений. Огромное значение имеет доверие специа­листу в вопросах, где он компетентен.

Часть кадровых вопросов приходится решать по мере продви­жения к достижению целей проекта. Если речь идет об инно­вационной деятельности, где специалистов еще, собственно, нет, или о деятельности, для которой система образования не готовит соответствующих специалистов в необходимом количестве, про­ект должен предусматривать способы подготовки и переподготов­ки кадров.

Практика реализации отечественных социальных проектов по­казывает, что для подготовки кадров слишком часто планируют­ся краткосрочные стажировки за рубежом. В большинстве своем это дорогостоящие и малоэффективные поездки, где на основную цель — подготовку специалиста — затрачивается минимум време­ни. Если без помощи зарубежных специалистов нельзя обойтись (а это следует оценить по обстановке), гораздо эффективнее при­гласить небольшое число специалистов из-за рубежа для переда­чи международного опыта в непосредственной связи с российски­ми условиями.

Так начиналась в 90-е годы работа в проекте известного психолога В. А. Иванникова, создававшего систему социальной помощи детям в подмосковных Люберцах. Для подготовки кадров были установле­ны долговременные отношения со специалистами по социальной работе из Нидерландов, которые приезжали в Люберцы и непосред­ственно вели работу с населением, демонстрируя российским кол­легам технологию специальных видов психологической помощи.

В целом в рамках социального проектирования кадровая рабо­та строится по требованиям кадрового менеджмента. Тезаурусный подход при этом связывает кадровый менеджмент с вопро­сом о ценностных основаниях взаимодействия в организации. Индивидуальные ценности занятых в реализации проекта могут активно влиять на принятие решений.

Это общее положение приобретает особое значение в ситуации, когда к проекту причастны «великие имена». Проект может быть напрямую связан с именем своего инициатора (иногда — владель­ца дела) или иного знаменитого участника, и тогда его инди­видуальные ценностные установки становятся составной частью управленческого механизма реализации проекта. Принимая в рас­чет фактор успеха, который создается в проекте присутствием «великого имени», многие действительные инициаторы проекта стремятся к заключению сделок с «великими», а сами уходят в тень. На практике это все же рискованный путь, который рано или поздно, но непременно приведет к внутриорганизационному конфликту.

Повышение готовности персонала к реализации проекта. В работе по реализации социального проекта персонал нередко испытывает на себе давление с самых разных сторон, ему прихо­дится принимать неординарные решения, рисковать. К этому дол­жен быть готов каждый сотрудник. Но на практике так пока не получается. В одних случаях начинается паника, в других дело ве­дется неумело, в третьих —- когда надо быть новаторами, никаких новых идей в голову не приходит.

Жесткий контроль за готовностью персонала к работе в усло­виях постоянного риска мало что даст, если не будет проводить­ся обучение кадров, В современных работах по менеджменту пер­сонала предприятий обучение персонала рассматривается среди важнейших средств развития персонала как фактора производ­ства5.

В крупных проектах возможно внедрение системы кадрового консультирования. В этом случае консультант организует процесс решения профессионально-кадровых проблем и обучает работни­ков самостоятельному решению этих проблем6. Консультант да­ет рекомендации, а сотрудник фирмы фиксирует их. Но насколь­ко правильно он понял консультанта? Насколько правильно кон­сультант понял суть конкретной проблемы? Удастся ли, применив его рекомендации, добиться успеха? Будет ли сотрудник приме­нять рекомендации или проигнорирует их, считая, что лучше кон­сультанта понимает суть дела? В социальном проектировании, где нет более или менее отработанных схем организации деятельно­сти для российских условий, применение кадрового консультиро­вания ограничено.

Обучение персонала может осуществляться различными мето­дами. Среди них выделяются: лекции, групповое обсуждение, инсце­ нировка ситуаций, управленческие игры, обучение на природе, моде­лирование, обучение с «погружением», ситуационный анализ и др.

Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки. Специфика социальных проектов подталкивает к широкому при­менению в кадровой подготовке активных методов обучения пер­сонала, значение которых определяется тем, что, во-первых, обу­чающие и обучаемые взаимодействуют между собой, во-вторых, что в обучении создается ситуация, близкая к реальной, в-треть­их, что результат действия заранее не известен, он создается рав­ноправным участием обеих сторон.

Отбор методов подготовки кадров определяется триединой задачей: развитием творческих способностей сотрудников; укреп­лением их психической устойчивости; формированием их дело­вых навыков.

Среди методов, направленных на развитие творческих способ­ ностей и на формирование деловых навыков сотрудников, особен­но плодотворно могут использоваться мозговая атака, синектика, деловые игры, создание фокальных объектов и некоторые другие, о которых шла речь выше, в связи с разработкой проекта (гла­ва 3). В действительности они могут быть применены не только на начальной стадии работы, поскольку творческая и деловая со­ставляющие сохраняют свое значение на всех стадиях жизненно­го цикла социального проекта.

Особо остановимся на вопросах укрепления и поддержания пси­ хологической устойчивости участников работы над социальным проектом.

Психологическая устойчивость — это целостная характерис­тика личности в ее отношении к стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Очевидно, что многие из социальных проек­тов осуществляются в условиях, когда такого рода обстоятель­ства неизбежны. Психологическая устойчивость включает в себя способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональ­ное напряжение, возникающие под воздействием стрессоров, а так­же способность выдерживать без помех для деятельности высо­кий уровень активации8.

В реализации проекта заняты разные по психологической ус­тойчивости люди. Нередко тот, кто лучше всего подходит для де­ла, имеет большие трудности психологического характера. Чтобы преодолевать такого рода трудности, важно обучать персонал при­емам повышения своей психической устойчивости.

На японских фирмах применяют, например, такой прием: будущие менеджеры должны прорекламировать какой-то товар в обществен­ном транспорте (что очень трудно для японца). Интересны такие экзотические для нас формы повышения психологической устойчи­вости, как применяемые на японских предприятиях сессии крити­ки: «Процедура довольно необычна. Назначенный инструктором критик, выбрав объект воздействия, приступает к делу. Сначала он «вскрывает» общие недостатки поведения объекта, затем доходит до конкретных фактов. Критик касается нравственных изъянов крити­куемого, причем и реальные подтверждения таких изъянов, и даже предположения о наличии таковых выкладываются без всяких цере­моний»9. На таких сессиях сотрудники получают психологическую закалку от ситуаций, с которыми могут столкнуться в общении при решении задач делового характера.

Один из способов психологической защиты от стресса — ме­ тод самопрезентации. Он состоит в том, что сотрудник выраба­тывает определенный образ, который и представляет в коммуни­кации с другими сотрудниками или в отношениях с партнерами по проекту. Только неопытный сотрудник может показать своим партнерам, что он переживает на самом деле и что он в действи­тельности из себя представляет.

Эти и другие способы как бы тренируют участника проекта перед возможными стрессовыми ситуациями. Стресс может быть опасен для здоровья и для дела. Но его можно избежать или «обуз­дать», поставить на службу делу. Сформированные навыки поведе­ния в сложной ситуации позволяют менять к ней свое отношение, и человек больше не считает ее такой уж сложной.

Неприятные события не должны становиться поводом для уны­ния инициатора социального проекта, нежелания что-то пред­принять, чтобы изменить положение в свою пользу. Общий наст­рой коллектива проекта на успех дела становится успехом всего дела.

6. Контроль за реализацией проекта. Готовность проекта по ресур­сам и достижение промежуточных и финальной фазы реализации подтверждается контролем.

В технологии управления проектами принято выделять три ви­да контроля10.

1. Предварительный контроль. Такой контроль осуществляет­ся до фактического начала работ. Его назначение — заранее про­верить, насколько проект обеспечен материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также в каком состоянии его кад­ровое обеспечение.

2. Текущий контроль. Поскольку проект планируется осуществ­лять поэтапно, каждый из этапов имеет определенные показа­тели выполнения. Это позволяет контролировать ход работ, не дожидаясь финальной стадии реализации проекта. Показатели, которые подлежат контролю, характеризуют соответствие проек­та его реальному исполнению по срокам, расходам, ресурсам, ка­честву.

3. Заключительный контроль. При завершении работ стоит за­дача дать интегральную оценку того, что достигнуто при реализа­ции проекта в целом. С этой целью проводится заключительный контроль.

Все выделенные виды контроля находятся внутри проекта: их производят те, кто работает в самом проекте, кто управляет им. Внешние проверки, которые могут осуществлять инвесторы, налоговая служба, прокуратура и т. д., не являются контролем, направленным на обеспечение реализации проекта.

Контроль призван зафиксировать состояние проекта на зара­нее обозначенных вехах, чтобы, во-первых, убедиться в том, что дело идет, а не стоит, во-вторых, принять корректирующие реше­ния (а они почти всегда неизбежны из-за изменений внешней сре­ды проекта), в-третьих, зафиксировать назревающие проблемы, которые не могли быть должным образом оценены на этапе раз­работки проекта, и предусмотреть их своевременное разрешение.

7. Коррекция проекта по итогам мониторинга. Потребность в корректировке проекта по мере его осуществления известна всем, кто практически осуществлял тот или иной проект. Неред­ко такая корректировка ведется в авральном порядке, без необ­ходимого обеспечения и ведет к расшатыванию тщательно разра­ботанного первоначального плана. Между тем, корректировка проекта должна быть осознана не как стихийное бедствие, а как непременное условие успешной его реализации. В этой связи сформировались механизмы мониторинговых исследований, ко­торые сопровождают проект с начала его реализации.

Мониторинг проекта не представляет собой формы его внут­реннего контроля, хотя широко и плодотворно используется в этих целях. Его назначение — фиксация динамических изменений проек­ та и его среды под влиянием их взаимодействия. Даже в краткосроч­ных проектах возможны заметные изменения в условиях жизне­обеспечения проекта по сравнению с первоначальными. В сред­несрочных и долгосрочных проектах это неизбежно.

Регулярные исследования по однородным параметрам дают ди­намическую характеристику проекта и его контекста, которая не может быть в полной мере предугадана на стадии разработки. Проект способен порождать по мере своего осуществления непред­виденные обстоятельства, которые сами становятся по отноше­нию к нему внешними факторами. Разумеется, здесь может вы­явиться и какая-либо неожиданная опасность для общества. Но в такой же мере мы вправе говорить, что проект может порождать и непредвиденные позитивные процессы и явления, которые да­ют основание для его расширения, развития, структурного услож­нения и т. д.

В упоминавшемся социальном проекте Центра гуманитарных иссле­дований и проектов «Восток-Запад» «Местный центр поддержки до­бровольческих инициатив» было организовано мониторинговое ис­следование как хода реализации проекта, так и сопутствующих про­екту смежных проблем той территории, на которой он осуществлялся. Особое внимание уделялось выявлению реальных социокультурных потребностей местной молодежи, ее видения будущего своего горо­да. Оценивалась и готовность молодых людей участвовать в его раз­витии, предлагать и осуществлять собственные проекты для реше­ния местных проблем. Опрос, проведенный во всех городских шко­лах, выявил большое число оригинальных предложений и проектов старшеклассников, в которых они сами были готовы участвовать в качестве добровольцев и лидеров. Большинство опрошенных вы­разили желание участвовать в спасении погибавшего от загрязнения местного озера, и центр поддержки добровольческих инициатив за­нялся соответствующей организационной работой. В результате озе­ро было спасено. Это один из многих побочных результатов проек­та, которые не планировались на стадии его разработки, но стали воз­можными благодаря постоянному мониторингу как самого проекта, так и меняющихся условий его реализации.

9. Завершение работ. Заключительный контроль позволяет зафик­сировать завершение работы по проекту. Эта стадия предусматри­вает и осмысление реализации проекта. Получен ли планировав­шийся результат? Достигнут ли он в полном объеме и на высшем уровне качества? Что мешало осуществлению проекта и насколь­ко успешно преодолевались препятствия? Нужен ли был проект для решения проблемы, его вдохновившей? Насколько сплочен­ной была команда проекта и можно ли с ней работать в новом проекте? Стоит ли проект закрывать?

Вопросы эти затрагивают существо работы в проекте, они не могут не носить ценностного характера и вновь возвращают ини­циаторов к стадии замысла и разработки концепции.

Нередко проекты, которые планировались как краткосрочные, становятся долгожителями и обретают новые черты, опираясь поначалу на импульсы, которые привели проект к успеху, а затем и на традицию.

Телебестселлер «На земле, на воде, в воздухе» появился в Нидерлан­дах около 30 лет назад и остается одним из наиболее популярных со­циокультурных проектов в стране, а благодаря телевидению и в дру­гих странах. Особенность проекта состоит в том, что он включает в себя бесчисленное множество микропроектов: каждый, кто жела­ет, может построить свою модель средства передвижения (машины, велосипеда и т. д.) — в форме жирафа или утюга, из тазика или га­зонокосилки (главным образом именно из утиля, из того, что пош­ло бы на свалку) — и показать всем свой проект в деле, участвуя в конкурсах подобных же изобретений на скорость, плавучесть, даль­ность приземления и т. п. Фантазии создателей микропроектов нет границ, удовольствию зрителей (а их тысячи) — также. Из яркого праздника на воздухе и воде делается еще более яркое телепредстав­ление, динамичное и веселое, внушающее жизненный оптимизм. Праздник создал новые возможности и в туристическом бизнесе.

Значительная часть социальных проектов все-таки завершает­ся без перехода в новую стадию, без какого-то продолжения. В этом случае в завершающей стадии должна быть произведена формальная ликвидация проекта.

10. Ликвидация проекта. Пока проект не ликвидирован, он не за­вершен. Ликвидация проекта — это действия по прекращению всех вытекающих из него прав и обязательств (без их перехода в поряд­ке правопреемства к другим лицам).

Прежде чем менеджеры проекта сложат с себя обязанности, они должны представить полный отчет о завершении работ по проекту тем, кто их нанял. Этот отчет считается принятым после соответ­ствующего утверждения или при отсутствии претензий в течение определенного срока (обычно месяца со времени представления).

Если для осуществления проекта создавалась специальная структура, она должна быть также ликвидирована. Проект как подразделение в какой-либо организации ликвидируется при­казом по организации. Общие правила ликвидации юридических лиц определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 61-64 и др.), которые применяются, если для работ по про­екту создавалась организация с правами юридического лица — учреждение, или ООО, или акционерное общество и т. д. В этом случае ГК РФ предусматривает порядок принятия решения о лик­видации юридического лица, создания ликвидационной комис­сии, которая выявляет кредиторов и расплачивается с ними, взы­скивает оставшиеся суммы с должников и ведет другие действия в рамках ею составленного промежуточного ликвидационного баланса. Потом составляется окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юри­дического лица—в нашем случае социального проекта.

У организации могло накопиться определенное имущество, и им надо также распорядиться — продать, отдать в дар благотво­рительным организациям, списать по актам и т.п.

Как устанавливает ГК РФ, ликвидация юридического лица счи­тается завершенной, а оно — прекратившим существование «по­сле внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц» (п. 8 ст. 63).

И все же это не финал. Руководителям проекта надо опреде­литься и в отношении работавшего у них персонала. Дело не толь­ко в выплате зарплаты (что предусмотрено ликвидационными мероприятиями), но и в содействии трудоустройству уволенных работников или приглашению их в новый проект. Команда про­екта к моменту его завершения обычно бывает в хорошей форме и может на базе полученного опыта с успехом и без особых орга­низационных проблем повести, новое дело.

Лишь когда все претензии удовлетворены, организационные структуры прекратили действовать, имущества, накопленного в пе­риод работы над проектом, нет и люди разошлись, попрощавшись, проект заканчивает свой жизненный цикл.

«Руины» проектов. Завершение работ по проекту может проис­ходить в ситуации, когда специально созданные в его рамках ма­териальные или нематериальные ценности не могут быть эффек­тивно использованы для каких-то иных целей.

Проблемы такого рода особенно характерны для проектов, предполагающих специализированное капитальное строительст­во и имеющих большие масштабы.

После проведения зимних Олимпиад в Лиллехаммере (Норвегия), Саппоро (Япония), Лейкплесиде (США) там остались без употреб­ления огромные спортивные комплексы. Они неудобно расположе­ны, и их невыгодно использовать для соревнований меньшего мас­штаба. Другое же назначение построенным сооружениям придать довольно трудно. Подобным образом Всемирные выставки в Се­вилье (Испания) и Лиссабоне (Португалия) оставили после себя со­оружения, которым не могут найти должного применения.

На столь крупных материальных объектах слишком очевидна непродуманность последующей их эксплуатации. Но проблема «руин» проектов касается проектов самых разных масштабов. В начале 90-х годов в России немало было «руин» бывших пионер­ских лагерей, которые были брошены их бывшими организатора­ми (главным образом в этом качестве выступали профсоюзы и ком­сомол, ушедшие с арены общественной жизни). Корпуса таких ла­герей чаще всего не подходили для целей отдыха состоятельных россиян («новых русских»), они растаскивались на стройматериа­лы. Выращенные пионерами сады вырубались. Все приходило в за­пустение.

Проблему «руин» надо видеть и в тех проектах, где перепро­филирование материальных ценностей, оставшихся после завер­шения проекта, не представляет трудностей. Например, «телефон доверия» легко может быть демонтирован, однако утрата этого про­екта для тех, кто обращался к его поддержке в трудной жизнен­ной ситуации, не восполняется другими средствами. Здесь также можно говорить о «руинах» проекта, хотя они не имеют матери­альной формы.

Незавершенные и неосуществленные проекты. Не все проекты, положенные на бумагу, переходят в стадию реализации «в мате­риале». Немало проектов, осуществление которых было начато, по разным причинам не было завершено, подобно царицынско­му замку архитектора В. И. Баженова. Это естественное явление, и было бы менее естественным, если бы все проекты осуществ­лялись.

Причины неудач проектов частью проистекают из самой их сущности, а именно из того, что они предполагают решение тех или иных задач в условиях ограниченности ресурсов. Но есть, разумеемся, и причины субъективного плана — как недостаточ­ная готовность инициаторов проекта вести дело практически, так и недостаточная готовность людей принимать предлагаемый про­ект в качестве «своего» и полезного для общества.

Тем не менее многие незавершенные и неосуществленные со­циальное» культурные, строительные, инженерные и другие про­екты становятся важными элементами социокультурной среды, оказывает воздействие на направление творческой деятельности, на умонастроения людей.

Проект Владимира Евграфовича Татлина (1885—1953) «Башня Ш Ин­тернационала», модель которого автор выполнил в 1919—1920 гг., никогда не был осуществлен. Но по прошествии десятилетий модель башни стала своего рода символом художественно-конструкторских исканий 20-х годов, и крупнейшие выставки «Москва-Париж», «Моск­ва-Берлин» представляли ее как своего рода центр экспозиции.

Моральные вопросы реализации прое



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.012 с.)