Сущность социального проектирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность социального проектирования.



Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В отличие от конструирования будущего мечтателем или авантюристом создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.

Социальное конструирование реальности (понятие, разработанное известными современными социологами Питером Бергером и Томасом Лукманом) представляет собой своеобразное додумывание, придумывание, переструктурирование окружающего нас мира. Мы, разумеется, живем в мире, который существует объективно, независимо от нас. Однако нам он известен только в какой-то своей части, в определенных ракурсах. Что-то известно лучше, что-то хуже, что-то вообще не известно. Чем шире социальный опыт, тем более определенны наши представления о реальности, тем больше социальной обоснованности в нашем «придумывании мира».

Однако в любом возрасте и при любом уровне практических знаний, образованности, начитанности и т. п. мы воспринимаем свой обыденный мир целостным, завершенным. Почему? Потому что на основе имеющихся неполных данных мы конструируем его в своем сознании, и эта конструкция позволяет нам достаточно уверенно действовать и оценивать действительность.

Механизмы социального конструирования реальности лежат в основе социального проектирования. В той или иной конкретной ситуации мы более или менее уверены, что проблема состоит в том-то и том-то, уверены, что для ее разрешения нужно сделать то-то и то-то и что это в наших силах. В действительности проблема может быть сложнее, иметь другую природу и другие контуры, а пути выхода из нее могли бы быть и иными, но — среди прочих — приемлема и наша конструкция, наш проект. Вот почему есть основания утверждать, что социальный проект — инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человеческом свойстве конструировать реальность. Такое конструирование в очень малой степени произвольно, оно осуществляется в рамках данной культуры, данной системы общественных отношений, ценностей и норм данного сообщества людей.

Контекст общих понятий.

Понятие социального проектирования может быть поставлено в различный понятийный контекст. По избранному контексту, т. е. тому окружению, в отношении которого выявляются смысловые связи нашего понятия, можно безошибочно установить направленность той или иной концепции социального проектирования, ее основные черты.

В нашем случае контекст общих понятий для понятия социального проектирования составят следующие: инновация, социальная субъектность, жизненные концепции, ценности, нормы, установки, идеал.

Инновация. Назначение любого социального проекта — изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация — не просто обновление (а именно таково значение этого латинского слова), это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

Социальные инновации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками данной исторической эпохи и данного сообщества людей.

Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование

Теория социального проектирования представляет собой разновидность инновационной деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами — и они тоже подвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств, которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но есть и такие проекты, которые затрагивают интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и меньше зависят от общеполитической обстановки. В тысячах проектов в конечном счете пробивает себе дорогу историческая необходимость, и они таковы, каковыми их создает данная эпоха — но не сама по себе, а через деятельность инициатора проекта и участников его осуществления.

Социальная субъектность. Люди (по отдельности, в группе, в составе организации, а обобщенно — как сообщество, общность, общество) выступают субъектом исторического процесса, т. е. своей деятельностью способны влиять на ход событий. Этот очевидный, ежедневно наблюдаемый факт мы теоретически осмысливаем через понятие «социальная субъектность».

Под социальной субъектностью понимается способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности. Эта активность проявляется в воспроизводстве и обновлении общественных отношений, в социальном конструировании и проектировании реальности, в различных формах социальной деятельности.

Аналогом рассматриваемого понятия выступает юридическое понятие правосубъектность, которое обозначает способность лиц быть носителями юридических прав и обязанностей. Правосубъектность разделяется на правоспособность (т. е. способность обладания правами и несения обязанностей) и дееспособность (т. е. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей). Подобно этому социальная субъектность может быть рассмотрена в единстве двух сторон: 1) наличия у субъекта социально обусловленных возможностей к осуществлению общественно значимой деятельности и 2) его способности к самостоятельному осуществлению такой деятельности.

Признание за человеком права активно воздействовать на социальное окружение и на себя самого как частицу общественного организма составляет морально-философское основание социального проектирования.

Жизненные концепции. Социальная субъектность преобразуется в формы жизнедеятельности в соответствии с общественными условиями и несет на себе отпечаток принятых в обществе моделей поведения. Социальное поведение людей чрезвычайно разнообразно, если смотреть на него как на серию событий. Но за этим разнообразием стоит довольно ограниченное число жизненных концепций — наиболее общих линий социального поведения, отношения к жизни.

Возможны различные классификации жизненных концепций. Для наших целей мы объединим различные линии социального поведения в три жизненные концепции людей (как индивидов, так и сообществ).

Первая жизненная концепция: двигаться по воле жизненных волн. Эта концепция нашла свое теоретическое обоснование в скептицизме — идущем из далекой древности философском учении. Отец скептицизма древнегреческий философ Пиррон (ок. 360 — ок. 270 до н. э.) сформулировал исходный тезис этой жизненной концепции в словах: «Ничто не есть в большей степени одно, чем другое»1. Смысл этой формулы таков: человек имеет дело с формами вещей, но ему не известны свойства вещей; потому-то следует воздерживаться от решений и проявлять апатию (невозмутимость). Атараксия (бездеятельность) — наилучшая позиция для человека, который в реальности должен следовать правдоподобию, традициям и природе.

Эта жизненная концепция достаточно распространена в одних странах (в частности, в странах, где исповедуется буддизм) и менее распространена в других (например, в протестантских).

Вторая жизненная концепция: активно защищать традиции, устои. Определенная часть людей очень жестко придерживается этой позиции. Это характерно для патриархальной семьи, для некоторых закрытых сообществ, нередко консервативная тенденция проявляется среди политиков и деятелей искусства, везде, где новаторские веяния небезопасны для традиции.

Активная защита устоев от нововведений не раз давала самые реальные результаты, о чем свидетельствуют факты истории, которые одновременно можно рассматривать и как социологические факты.

Приведем пример из отечественной истории. В Орловской области есть город Волхов, старинный город, известный с XIII века. В этом районном центре около 13 тыс. жителей, он находится в 50 км от железнодорожной станции Мценск, в 56 км от Орла2. В XIX веке Волхов и Орел были примерно одинаковы, и когда встал вопрос о строительстве железной дороги, то в столице предпочли вести ее через Волхов. Но болховские купцы, опасаясь, что «железка» подорвет их благополучие, собрали средства, чтобы дать взятку столичным чиновникам. Их проект полностью удался: планы были изменены, и дорога прошла не через Волхов, а через Орел, что и определило последующую судьбу обоих городов.

Третья жизненная концепция: изменять мир. Здесь есть две разновидности, точнее — две разные линии социального поведения.

Одна из этих линий ведет человека или сообщество к изменению мира путем личного самосовершенствования, воздействия моральным примером, критики несовершенства общественного устройства.

Это путь уединившегося на берегу Уолденского озера американского писателя и философа Генри Торо (1817—1862), великого русского писателя и социального мыслителя Льва Николаевича Толстого (182В-1910), одного из руководителей национально-освободительного движения в Индии Мохандаса Карамчанда Ганди (1869-1948), прозванного в народе Махатмой — Великой душой.

Л. Н. Толстой утверждал: насилие между людьми должно быть преодолено непротивлением (непротивление злу насилием), самосовершенствованием. К упразднению государства надо идти путем мирного и пассивного воздержания, отказа каждого члена общества от всех государственных обязанностей и должностей, от участия в политике.

Другая линия — действия по изменению общества путем инноваций. Иногда инновации становятся всеохватными и потрясают основы общественного устройства. Это всегда характерно для социальных революций, а иногда — и для реформ.

Итак, социальная субъектность — непременное условие рождения социального проекта, но сама она теснейшим образом зависит от той или иной жизненной концепции. В этом смысле будут существенно различаться и социальные проекты, поскольку проявления социальной субъектное™ обычно не произвольны, они управляются ценностно-нормативной системой, принятой обществом, сообществом, индивидом.

Ценности и нормы. Реальности человеческой жизни — это как бы два мира. Один — мир людей и вещей, другой — мир ценностей и норм.

Ценности — это разделяемые в обществе (сообществе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться (терминальные ценности), и основных средств их достижения (инструментальные ценности)4. Ценность — то, что позволяет нам ориентироваться в социальной среде, реализуя наши стратегические интересы. Ценности императивны, они образуют основу социокультурных позитивных установок и запретов (социокультурных кодов) и базируется на противопоставлении «добра» и «зла», «своего» и «чужого». Именно это разделяет ценности и антиценности.

В роли ценностей могут выступить цели (в технологии управления проектами неслучайно часто используется понятие «цели-ценности») и социальные проекты, и в этом случае они также приобретают императивное значение. Эти императивы регулируют нередко обширные зоны человеческой жизнедеятельности.

Роль ценностных факторов в социальной жизни во многом определяющая. И главное — ценности обладают принудительным действием, которое вытекает из их нормативного содержания. Иначе говоря, при помощи ценностей поведение людей вводится в рамки определенных социальных устоев, подчиняется общим правилам коллективной жизни.

Есть и более прикладное понимание ценностей. Ценности могут рассматриваться как все то, что имеет значение для человека в его жизни. В этом случае к ценностям относятся и предметы материального мира (вещи, здания, еда и т.д.), и произведения искусства, и различные услуги, в которых люди нуждаются, и многое другое из сферы обыденной жизни. Это понимание ценностей ближе к социальным проектам в том смысле, что сосредоточивает внимание на конкретных вещах, свойствах, отношениях. Однако и здесь сохраняется природа ценностей как жизненных ориентиров человека, как регуляторов отношений между людьми.

Упорядоченность общества на основе признанных ценностей обеспечивается через механизмы социальной нормы.

Социальная норма (лат. norma — мерило, руководство, правило, закон) — образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией (системой, группой) и в той или иной мере заданные для исполнения ее членам. Если ценности осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения, то нормы конкретно предписывают, какие поступки, какие действия должны совершать люди.

Ценности и нормы образуют ценностно-нормативную систему, преобразующую естественные человеческие потребности и лежащую в основе культуры. Системы, по которым имеется более или менее общий консенсус, сосуществуют с системами групп и страт, с системами небольших сообществ, организаций, семей, индивидуумов. Человек живет в мире, наполненном и переструктурированном значениями.

Установки. Ценностно-нормативная система в общественной жизни обнаруживает себя главным образом через установки субъекта (индивида, группы, общества в целом).

Установка — это состояние сознания, выражающееся в потенциальной активности по отношению к ценностным объектам. Одни и те же события, люди, решения, ситуации вызывают нередко разные, иногда прямо противоположные реакции. Это различие и отражает готовность принять ту или иную информацию и действовать в соответствии с ней. Позитивные, нейтральные, негативные реакции и оценки в этом случае основываются на социальных установках.

Понятие социальной установки было раскрыто в исследованиях Чикагской социологической школы, прежде всего в работах Уильяма Айзека Томаса (1863-1947) и Флориана Знанецкого (1882-1958). По Томасу и Знанецкому, установка (attitude) представляет собой субъективную ориентацию членов группы по отношению к ценностям (это «субъективная сторона ценности»). В одной из своих поздних работ Ф. Знанецкий напрямую связал понятие установки (с уточнением: «установки деятеля») с понятием «определение ситуации деятелем», соединив таким образом психологическую готовность с культурными явлениями, поскольку ситуация осмысливается сквозь призму культуры6.

Идеал. Ценностная ориентация социального проектирования выдвигает на заметное место в его современных теориях проблему идеала. Идеал — наивысшее мыслительное выражение желаемого и должного. Он конструируется и облекается в образную форму по измерениям своего времени и наиболее ясно выражает тенденции эпохи, доминирующие жизненные концепции. Различение эпох в социокультурном смысле — это различение присущих им идеалов, которые могут выражаться в нравственных образцах и моде философских воззрениях и представлениях об общественном устройстве.

Вступая на почву достижения идеалов, социальное проектирование также приобретает черты наглядных свидетельств своей эпохи.

Если мы делаем проект, направленный на внедрение здорового образа жизни, и при этом исходим из распространенного толкования здоровья, не занимаясь теоретическими изысканиями на эту тему в рамках проекта, то мы все же ориентированы не на здоровье вообще, а на присущий нашей культуре и нашему времени идеал. Известный немецко-американский социолог и психолог Эрих Фромм (1900-1980) отмечал: «То, что мы называем здоровым человеком, зависит от общей системы отношений и понятий данной культуры. Для германских "берсерков" человек, который мог бы вести себя подобно дикому зверю, был "здоровым". Сегодня такой человек считался бы психопатом».

Направленность на достижение идеала — еще одна сторона социального проектирования, связывающая его с социологической традицией познания человека и общества.

Контекст общих понятий позволяет точнее очертить современные представления о социальном проектировании. Такими понятиями в нашем изложении стали не эффективность, бюджет, план, а инновация, социальная субъектность, жизненные концепции, ценности, нормы, установки и даже идеал. Почему избран такой ряд? Прояснить это позволит обзор современных концепций социально-проектной деятельности, который содержится в следующем параграфе.

Понятие социального проекта

Определение понятия «социальный проект». Если исходить из тезаурусного подхода к социальному проектированию, то в опреде­лении социального проекта необходимо выделить его ценностную природу и ведущую роль субъекта проектной деятельности. С уче­том этого определение приобретает следующий вид.

Социальный проектэто сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, (1) целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде ма­териальной или духовной ценности, (2) которое имеет простран­ственно-временные и ресурсные границы и (3) воздействие кото­рого на людей признается положительным по своему социальному значению.

Под социальным нововведением понимается разновидность уп­равленческого решения, замысел которого предусматривает целе­направленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.

Инициатором проекта может быть как отдельный человек, так и организация или сообщество.

Поясним и другие элементы определения.

Воздействие формируемой ценности на людей, как обозначе­но в определении, признается положительным. Кем признается?

В зависимости от целей и масштаба проекта это могут быть и ма­лая группа, и сообщество более крупное, это может быть и такой широкий круг, мнение которого принято называть общественным мнением. Объединим все эти источники признания нашего про­екта неопределенным указанием: проект должен быть признан многими. Неопределенность снимается, когда мы станем анали­зировать оценки по каждому конкретному проекту отдельно.

Далее. Что значит «положительное по своему социальному зна­ чению» воздействие? Будем толковать его как «полезное», «благое», «прекрасное», «желаемое» и т. д., опять-таки сообразуясь с содер­жанием каждого конкретного проекта. Все это ценностные харак­теристики.

Более простая (для запоминания) формулировка определяемо­го понятия такова: социальный проектэто целевая авторская кон­ струкция позитивного социального нововведения при ограниченно­сти ресурсов его осуществления. Здесь тоже обращено внимание на тезаурус инициатора проекта («целевая авторская конструкция»).

Предмет социального проектирования. Что проектируется? — Такой вопрос мы ставим, когда хотим выяснить предмет социаль­ного проектирования. На категоричный вопрос в рамках тезаурусного подхода есть и столь же однозначный ответ: проектируется создание ценности.

Вспомним, что ценности трактуются и как наиболее общие ориентиры в постижении, оценке, освоении и преобразовании мира, и как достаточно конкретные значения вещей, свойств, от­ношений, с которыми имеет дело человек и которые для него по тем или иным причинам особенно важны. В данном случае вто­рое понимание ближе к социальным проектам, поскольку они не могут не быть конкретными. Ценность, таким образом, здесь то, что значимо для человека, для сообществ, организаций. Не вся­кий раз создание ценности означает появление чего-то совершен­но нового. Нередко создание ценности идет по пути модерниза­ции той, что уже есть, или сохранения имеющейся ценности в из­менившейся среде.

Формы, в которых новая ценность предстанет в ходе реализа­ции проекта, разнообразны.

Новая вещь. В результате реализации проекта может появить­ся новая вещь, предмет. Это может быть некое изделие, нечто, чем пользуются в быту, а может быть и оборудование, здание, соору­жение, комплекс, город и т. д.

Сравним улицу Варварку в Москве и улицу Зодчего Росси в Санкт-Петербурге. Варварка известна еще с XIV века, по ней проходил с войсками Дмитрий Донской, в пределах этой короткой улицы на протяжение пяти столетий были и кузница, и кладбище, и кабак, и двор будущего царского рода Романовых, и монастырь, и гостиный двор. Сейчас здесь стоят радом здания Аглицкого двора времен Ива­на Грозного и крупнейшая в столице гостиница «Россия», построен­ная в 60-е годы XX века. Напротив, улица Зодчего Росси строилась вся сразу, в 1828-1834 гг., по единому проекту. Длина фасадов двух зданий, которые и составляют две стороны улицы, точно соотнесе­на с их высотой (220 и 22 м). Ясно, что особенности жизни обеих улиц принципиально различаются, и во втором случае они непосред­ственно вытекают из заранее определенных целей, из социального и, как его следствие, архитектурного проекта. Проект в известной мере ограничивает функциональное разнообразие улицы, но в до­стижении конкретной цели создает преимущества. Например, в од­ном из зданий на улице Зодчего Росси до революции 1917 г. распо­лагалось Министерство народного просвещения, потом, в советское время, Главное архитектурно-планировочное управление Ленгорис-полкома, потом другие органы управления и учреждения. Но никог­да здесь не было, допустим, места отдыха: здесь это неуместно.

Новые свойства старой вещи. Проектироваться могут новые свойства — назначение и функции старой вещи. Каждый имеет опыт такого перепрофилирования старых вещей в обыденной жиз­ни, и от этого опыта — только шаг для применения аналогичной технологии в социальном проектировании.

Замечательный пример такой деятельности — Международная строи­тельная выставка (IBA), представившая за десятилетие своего суще­ствования (с 1989 г.) более 100 проектов, которые реализовали идею преобразования индустриального региона в «ландшафт сферы услуг» при особом внимании к культуре и экологии. Представленные на вы­ставке 1999 г. («Эмшер парк») проекты возникли в Руре — инду­стриальной области Германии, где ландшафт изуродован (как до осуществления этих проектов считали) шахтами, коксовальными

и металлургическими заводами, плохо обустроенными рабочими по­селками. Когда началось массовое закрытие шахт, рурские земли ис­пытали немалую социальную напряженность, устаревшие промыш­ленные объекты безжалостно сносились. Инициатор нового подхо­да к использованию старых промышленных сооружений Рура Карл Ганзер предложил пойти по линии осуществления серии проектов под общим контролем IBA, смысл которых — возрождение бывших про­мышленных предприятий в новом качестве. Например, шахта «Цоль-ферайн» на севере Эссена, построенная в начале 30-х годов, после ее закрытия была превращена в ландшафтный парк (место отдыха «в контрастном ландшафте»). Бывшая котельная стала Центром ди­зайна, другие помещения были переделаны в галереи, в залы для мас­штабных мероприятий. В бывшей коксовальной установке дли­ной 800 м разворачивается выставка «Солнце, Луна и звезды». «Еще более театрализованное представление, — пишет журнал «Deutsch- land», — ландшафтный парк Дуйсбург-Майдерих ночью. Джонатан Пак превратил причудливую композицию из зданий, стальных опор, простых и дымовых труб в кричаще пеструю симфонию света. Из внутренних помещений заброшенного доменного завода IBA сдела­ла парк экстравагантных развлечений. В заполненном водой газголь­дере работает школа аквалангистов, союз альпинистов использует для тренировок бетонные стены охладительного бассейна...»3. Этот проект демонстрирует, как с относительно небольшими затратами, но при ясной идее можно решать крупные задачи социального ха­рактера. В данном случае немаловажной была установка, которую сформулировал инициатор проекта К. Ганзер: «Регион, который в хо­де структурных преобразований впадает в уныние, должен учиться быть легкомысленным, если хочет иметь будущее»4.

Услуга. Предметом социального проектирования может стать услуга. Услугами называют результат полезной деятельности от­дельных лиц, а также организаций, направленной на удовлетворе­ние определенных потребностей людей. Особенностями услуг явля­ются их невещественный характер, отсутствие (в большинстве случаев) взаимозаменяемости, невозможность накопления, хране­ния, транспортировки5.

Кроме того, сфера услуг имеет специфику (в сравнении со сфе­рой производства) с точки зрения управления. Во-первых, потребитель услуги обычно присутствует при ее предоставлении, из че­го следует более тесное взаимодействие потребителя и произво­дителя услуги. Во-вторых, продукт в сфере услуг более индивиду­ален, чем в сфере производства вещей. В-третьих, работы в сфе­ре услуг более трудоемки, чем в промышленной сфере. Из этого следуют особенности проектирования услуг.

В известной книге по основам менеджмента М. Мескона, М.Аль­берта и Ф. Хедоури выделяются десять таких особенностей. Среди них следующие: (1) месторасположение предприятия по предостав­лению услуг в основном определяется месторасположением потре­бителей, а не исходных материалов или какими-либо другими фак­торами; (2) потребности и желания потребителей обычно идут впере­ди соображений эффективности; (3) календарное планирование работ зависит в основном от потребителей; (4) определение и измерение качества может оказаться затруднительным; (5) работники должны владеть хорошими навыками общения с потребителями; (6) произ­водственные мощности обычно рассчитываются по «пиковому» спро­су со стороны потребителей, а не по среднему уровню спроса; (7) со­здание запасов продукции в периоды низкого спроса для их исполь­зования при «пиках» спроса обычно не представляется возможным; (8) эффективность работы служащего с трудом поддается измерению, поскольку низкая производительность может быть обусловлена отсут­ствием спроса со стороны потребителей, а не плохой работой служа­щего; (9) крупные предприятия в сфере услуг нетипичны; (10) мар­кетинг и производство иногда трудно отличить друг от друга6.

Все эти характеристики свойственны и проектированию соци­альных услуг. Социальными услугами обычно признаются такие, которые направлены на оказание поддержки и помощи слабо защищенным слоям населения. Они предоставляются стационар­ными или нестационарными учреждениями социального обеспе­чения. Если нестационарные учреждения предоставляют услуги в форме консультаций, помощи на дому, помощи в трудоустрой­стве и т. д.,то стационарные связаны с проживанием в них. Это дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, хо­списы (волонтерские службы по поддержке умирающих) и т.д.7

Первый хоспис в современном смысле слова был создан в 1967 г. в Лондоне по инициативе Сисели Саундерс. Она продумала систе-му целостной опеки над умирающими от рака. Из бесед с одним смер­тельно больным человеком она извлекла идею о создании такого ме­ста, где умирающие от неизлечимых болезней могли бы не только получать медицинские услуги, но и «на какое-то время задержаться, привести свои дела в порядок, в покое и умиротворении, освободив­шись, хотя бы на время, от изнуряющей боли»8. Хосписы возникли во многих странах. Так, в Польше к середине 90-х годов действова­ло уже 35 хосписов9. По мере развития хосписного движения услу­ги хосписов стали выходить за пределы поддержки умирающего. В Хосписе св. Иоанна Евангелиста (Щецин, Польша) волонтеры с 1999 г. организуют выезды в зимние каникулы на отдых детей уми­рающих родителей, опекаемых хосписом10.

Некоторые проекты по предоставлению социальных услуг не предполагают тесных контактов нуждающихся со стационарны­ми или нестационарными учреждениями.

Таков, например, один из проектов конца 90-х годов, осуществлен­ных в Великобритании: создание телефона для глухих. Цель про­екта — предоставление нового вида социальных услуг — в данном случае не предполагает организацию специального социального уч­реждения.

Подобных проектов множество в разных странах. Иногда они направлены на создание не отдельной услуги, а целой инфраст­руктуры услуг.

Так, в частности, строится деятельность различных объединений предпринимателей, предоставляющих своим членам комплекс инфор­мационных, коммуникативных, консультативных и других услуг, ко­торые входят компонентом в социальную инфраструктуру поддерж­ки бизнеса11. Аналогичным образом (хотя в существенно меньшем объеме и с меньшими ресурсами) строится поддержка различных инициативных проектов в сфере социальной работы, где чаще все­го действуют механизмы грантовой политики государства и различ­ных негосударственных организаций.

Организация. Один из объектов проектирования — организа­ция. Хотя обычно понятно, что имеют в виду, когда говорят об организации, все же уточним, что организацию принято рас­сматривать как 1) объект (искусственное объединение людей для достижения определенной цели), 2) процесс (совокупность дейст­вий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого), 3) воздействие (упорядочение или нала­живание действия какого-либо объекта)12.

Все формы организации предполагают наличие по крайней мере одного человека и хотя бы одной цели, направленной на удовле­творение общественных или личных потребностей, а также созда­ние какого-то продукта в различных формах (материальной, духов­ной, информационной)13. Эти характеристики показывают, в каком направлении ведется проектирование разных организаций — общественного объединения, фирмы, реабилитационного центра, художественной студии и т. п.

В сфере социальной работы активно идет процесс создания новых организаций. Так, после принятия в 1991 г. Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», где впер­вые появилась норма, предусматривающая создание социальных служб для молодежи, такие учреждения — и государственные, и при различных общественных объединениях — стали появляться в раз­ных концах нашей страны. Согласно государственному докладу о по­ложении молодежи в Российской Федерации (2002), в систему таких служб входят 142 службы трудоустройства и профориентации молоде­жи (молодежные биржи труда), около 900 социальных служб орга­нов по делам молодежи, 55 информационных центров для молодежи, 41 центр содействия малому предпринимательству молодежи, более 1350 молодежных клубов по месту жительства и т.д.14. Все эти служ­бы, центры, клубы создавались как организации — в соответствии с законодательством и по моделям, принятым в данной сфере дея­тельности.

В рамках проектирования организаций могут реализовываться замыслы разного масштаба. Одно дело — проектировать уч­реждение социальной службы, другое — формировать отрасль про­ изводства, отрасль управления. На уровне отраслей потребность в создании новых объектов в социальной сфере возникает, как правило, в переходные периоды, когда сложившаяся отраслевая система уже не выполняет своего назначения. В переходные пе­риоды могут возникать и новые управленческие задачи, которые ранее не считались существенными.

Таково выделение социальной работы как отрасли в постсоветской России. Собственно, начало отраслевого строительства социальной работы относится к последним годам СССР. В 1991 г. в Квалифи­кационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам была введена должность «специалист по социальной работе». В том же году появилась вузовская специ­альность с тем же названием. Эти решения способствовали появле­нию и рабочих мест для специалистов по социальной работе, и фа­культетов, отделений и т.д., готовящих таких специалистов. Посте­пенно сформировались структуры управления данной отраслью и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации, и на уровне органов местного самоуправления.

Специфика проектирования организации в случаях проекти­рования отраслей производства или отраслей управления состоит в том, что таковая организация должна иметь в качестве управ­ляющего звена систему органов государственной власти, органов местного самоуправления. Очевидно, что решение подобных за­дач осуществляется на определенной нормативно-правовой базе и при наличии уже имеющегося в системе государственного или муниципального управления органа, которому поручено такие задачи выполнять. В его распоряжении находятся соответствующие материально-технические и финансовые ресурсы.

Мероприятие. Подготовка мероприятий также может вестись с применением подходов, характерных для социального проекти­рования. Это прежде всего относится к массовым праздникам (Олимпийские игры, праздники городов, выставки и т.д.). В по­следние годы все чаще специализированные массовые праздни­ки стали приобретать комплексный характер, что значительно расширяет зону их воздействия на человека.

Во время торжественного открытия XIV чемпионата мира по футболу (Италия, 1990 г.) были включены телекамеры, находившиеся на сце­не оперного театра Ла Скала, и на огромном экране стадиона появи­лись десятки певцов, исполнявших в этот момент хор из оперы Джу-зеппе Верди «Набукко». Этот хор — символ независимости Италии, а спустя полтора столетия после написания опера соединилась с фут­болом как новое средство возвышения духа нации. Позже подобные соединения спорта и художественного творчества (классика, аван­гард, высокая мода и т.д.), выходящие за пределы прямого назначе­ния того или иного праздника, стали использоваться гораздо шире.

Невещные свойства и отношения как предмет проектирования. Сре­ди других предметов социального проектирования выделяются такие, которые не предполагают производства той или иной ве­щи, создания чего-то материально ощутимого. Точнее, в некото­рых случаях появляется и вещь, и даже, по видимости, именно вещи придается особое значение, но на деле создаваемой ценно­стью становится нечто другое.

Такова, например, мода. Ее производство охватывает деятель­ность огромного числа людей, выполняющих многообразные зада­чи. И все же главное не в конкретном образце одежды или мебе­ли, принимаемом в обществе за модный, а в том, что называют «модным поведением», особым ценностным отношением к ок­ружающему миру, строящемся на представлениях о престиже.

Мода — территория инноваций, неординарных, нередко очень субъективных решений, которые через механизмы подражания получают широкое распространение. Характерно высказывание ку­тюрье Джанни Версаче: «Я никогда не ошибаюсь — я создаю ошибки». Здесь вырабатывается свой язык, стилистика, правила, иногда очень специфичные. Таково, например, правило американ­ской моды, которому следовали дизайнеры в 90-е годы: то, что мерцает вечером, должно сиять ночью.

Слабая связь произведений моды с практическим нуждами, а иногда и прямой вызов функциональному назначению вещей свидетельствуют, что дело здесь чаще всего не в обеспечении той или иной утилитарной потребности людей, а в достижении ино­го эффекта. Это эффект разных тезаурусов: мода создается глав­ным образом как средство социальной дифференциации. Ориентация на моду одновременно представляет собой ориентацию на ту или иную элитную группу общества (референтную группу).

Близкие механизмы лежат в проектировании систем воздейст­вия — идеологий, систем воспитания, рекламы и т. д. В этих си­стемах имеет значение и идейная конструкция (концепция), и соответствующие инструменты внедрения идей в головы людей. Здесь — широкий простор для разработки соответствующих соци­ альных технологий, для проектирования новых каналов коммуника­ции (примером чего стал в последнее десятилетие интернет). В ито­ге проектируется запрограммированное поведение, реакция (таковы действия рекламы, маркетинговых мероприятий).

Специальным предметом проектирования в нематериальной сфере стал имидж лидера, организации, товара и т. д. с целью за­крепления положительной реакции на него людей. Имиджем (англ. image — образ, изображение) называют не обычное отражение в зеркале, как э



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.055 с.)