Защита прав человека на региональном уровне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита прав человека на региональном уровне



В настоящее время региональные механизмы защиты прав человека созданы в Европе — на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; в Америке — согласно американской Конвенции о правах человека 1978 г.; в Африке — в соответствии с африканской Хартией прав человека 1981 г.; в рамках СНГ также была сделана попытка создать международную систему защиты прав человека на основании Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1993 г.; в арабских странах — на основании арабской Хартии прав человека 2004 г. Региональные органы по правам человека распространяют свою компетенцию на государства — участников соответствующего регионального международного договора о правах человека. Именования таких органов «региональными» в определенной степени условно, поскольку защита не только происходит в пределах территорий таких государств, а также распространяется на лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Основными региональными органами по защите прав человека являются судебные органы: Европейский Суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека, Арабский суд по правам человека.

Европейская система защиты прав человека — старейшая региональная и самая эффективная в настоящее время система в мире.

Правовой основой функционирования системы выступает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительные протоколы, которые направлены на расширение перечня прав и свобод, подлежащих защите и совершенствованию имеющегося механизма защиты прав человека.

В Конвенции закреплены гражданские и политические права, а эконмические, социальные и культурные права включены в Европейскую социальную хартию 1961 г. (пересмотренную в 1996 г.). Контроль за выполнением обязательств, закрепленных в Хартии, осуществляется при помощи рассмотрения докладов и коллективных жалоб Комитетом экспертов и вынесения рекомендаций Комитетом министров Совета Европы.

Правовую основу американской системы защиты прав человека составляют несколько актов. Американскую декларацию прав и обязанностей можно считать первым в мире международным документом, который содержит перечень основных прав и свобод. Межамериканская конвенция по правам человека была принята в 1969 г. В 1988 г. Конвенция была дополнена Дополнительным протоколом (Протокол Сан-Сальвадор), который добавил перечень экономических, социальных и культурных прав. Конвенция содержит широкий перечень гражданских и политических прав. В самой Конвенции экономические, социальные и культурные права отсутствуют, однако этот пробел был компенсирован с принятием уже упоминавшегося Протокола, хотя механизм контроля за исполнением этой группы прав и свобод имеет отдельные особенности.

Механизм Конвенции состоит из двух органов: Межамериканской комиссии по правам человека и Межамериканского суда по правам человека. Комиссия рассматривает заявления индивидов, групп индивидов, неправительственных организаций и государств (при условии признания ими юрисдикции Комиссии).

Комиссия также оказывает услуги с целью мирного разрешения споров. Среди других функций можно отметить деятельность Комиссии по развитию и распространению знаний о правах человека среди народов Америки, подготовку исследований, докладов, соответствующие рекомендации правительствам. Для поддержания надлежащих отношений с американскими государствами Комиссия имеет право запросить у государств соответствующую информацию и, в свою очередь, давать ответы государствам на их запросы. Комиссия также предоставляет доклад о результатах своей работы Генеральной ассамблее ОАГ. Это вызвано и тем обстоятельством, что деятельность Комиссии регламентируется Уставом ОАГ, т.е. Комиссия по правам человека выступает не столько конвенционным органом, сколько уставным органом самой организации. Этот орган был создан в рамках организации гораздо раньше принятия Конвенции. Этим объясняется его широкая компетенция.

Африканская система защиты прав человека начала формироваться с принятием в 1981 г. Организацией африканского единства (ОАЕ) Африканской хартии прав человека и народов. Особенностью Хартии по сравнению с другими региональными документами является то, что в нее включены права народов («третье поколение прав человека»)», а также предусмотрены обязанности прав индивида относительно семьи, родственников, общества, государства и Африканского континента. В основе ее функционирования лежит деятельность Африканской комиссии по правам человека и народов. Это единственный орган в механизме Хартии, предусмотренный договором. Поэтому полномочия Комиссии довольно широки: она принимает заявления государств на нарушения Хартии другими государствами-участницами с целью мирного решения спора. Результатом работы Комиссии в таком случае становятся доклад и выводы для государств, которые обязательной силы не имеют. Также Комиссия занимается сбором материалов, изучением, исследованием проблем прав человека в Африке, организацией семинаров, конференций, распространением информации, соответствующих рекомендаций для государств. К важным полномочиям этого органа относится право толкования Хартии по просьбе государств-участников и институтов ОАЭ.

Еще одним направлением деятельности Комиссии выступает налаживание сотрудничества с другими африканскими странами в сфере прав человека. В 1998 г. ОАЕ был принят протокол к Хартии, которым дополнен механизм Африканского суда прав человека и народов.

Можно выделить два основных направления в деятельности Суда: представление консультативных заключений по юридическим вопросам, которые имеют отношение к Хартии, и рассмотрение дел о применении и Хартии. Сторонами в Суде могут выступать Африканская комиссия по правам человека, государства — участники Хартии и африканские международные организации. Участие последних — это тоже особенность Хартии. Зато привлечения индивида как стороны спора не предусмотрено. Таким образом, африканский механизм защиты прав человека пока не дает возможности индивиду быть активной стороной и непосредственно защищать нарушенные права.

Арабская система защиты прав человека — самая молодая из всех региональных систем защиты прав человека. Она начала формироваться с принятием в 2004 г. Лигой арабских государств Арабской хартии прав человека. Механизм Конвенции состоит из одного органа — Комиссия по правам человека. Она состоит из семи членов, избираемых государствами — участниками Хартии путем тайного голосования. В состав Комиссии входят лица, являющиеся гражданами участвующих в Хартии государств и обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека, обладающие юридическим опытом и работающие в личном качестве.

Статья 49 Хартии предусматривает полномочия Комиссии:

· запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, имеющую отношение к осуществлению Хартии;

· рассматривает доклады, представляемые государствамиучастниками в присутствии представителя соответствующего государства для обсуждения доклада;

· изучает доклады и выражает свои замечания и рекомендации в соответствии с целями Хартии;

· направляет ежегодный доклад, содержащий ее замечания и рекомендации Совету Лиги арабских государств через Генерального секретаря.

Доклады Комиссии и ее замечания и рекомендации считаются официальными документами и подлежат публикации.

Арабская комиссия не рассматривает индивидуальные жалобы нарушения прав человека, закрепленных в Хартии. Арабская комиссия не имеет механизма по контролю за соблюдением ее рекомендаций.

Правительства Бахрейна 15 января 2012 г. предложило Совету министров Лиги арабских государств на очередной сессии № 137, состоявшейся в штаб-квартире Лиги, создать арабский суд по правам человека. В своей резолюции от 10 марта 2012 г. № 7489 совет министров приветствовал инициативу Бахрейна и дал свое согласие на создание суда, а Генеральный секретарь Лиги поручил арабскому комитету экспертов-юристов подготовить доклад о создании арабского суда с учетом регионального опыта по созданию подобных судов.

На очередное заседание Совета Лиги, которое состоялось в Катаре в 26 марта 2013 г. Совет Лиги утвердил создание арабского суда по правам человека и поручил Комиссии экспертов по правовым вопросам подготовить проекта регламента (статута) суда, обязав представить результаты своей работы на следующем заседании Совета Лиги и призвать государства, которые не ратифицировали Арабскую хартию по правам человека, ускорить процесс ратификации. В сентябре 2013 г. на очередном заседании Совет Лиги на уровне министров утвердил решение о создании арабского суда по правам человека и утвердил штаб-квартиру в Королевстве Бахрейн.

На заседании Совета, которое состоялось в Кувейте в 25 марта 2014 г., было решено принять проект регламента Арабского суда по правам человека и поручить Комиссии высокого уровня продолжить работы над окончательным вариантом проекта и представить его на предстоящем совещании Совета Лиги.

На заседании Совета Лиги на уровне министров иностранных дел, которое состоялось в Каире 6—7 сентября 2014 г., было решено принять окончательный проект регламента Арабского суда по правам человека.

Саудовская Аравия — первое государство, которое ратифицировало регламент, а Королевство Бахрейн подписало регламент, но не ратифицировало его. Для вступления регламента силу необходимо, чтобы его ратифицировали семь государств.

Арабский суд по правам человека состоит из 7 судей и может быть увеличен до 11 судей по просьбе Суда и утверждению Ассамблеи Лиги арабских государств. Они избираются путем тайного голосования из списка, включающего двух кандидатов, представляемых каждого государства-участника. Судьи избираются сроком на четыре года, срок может быть продлен только один раз. Судьи при исполнении своих функций пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми представителям государств — членов Лиги.

Суд обладает юрисдикцией в отношении всех дел и споров, возникающих в связи с применением и толкованием Арабской хартии прав человека или любого другого арабского соглашения в этой области, при том что государство, которое передает в Суд вопрос о толковании, является участником этих соглашений. Компетентность Суда является дополнением к национальной судебной системе и не заменяет ее.

Суд может рассматривать жалобу только при наличии следующих условий: а) внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны; б) жалоба не была рассмотрена или находится на рассмотрении в другом региональном органе; в) в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

Государства-члены могут при ратификации или присоединении к регламенту или в любое время после ратификации признать, что одна или несколько национальных неправительственных организаций, аккредитованных и работающих в области прав человека соответствующего государства могут обращаться в Суд для защиты прав лиц, являющихся жертвой нарушения права человека. Однако государство-участник, гражданин которого является жертвой нарушения права человека, имеет право обратиться в Суд при условии, что государство, подающее жалобу, и государство-ответчика являются сторонами регламента или признали компетенцию Суда. Из этой статьи вытекает, что отдельные лица не имеют право напрямую подавать свои жалобы в суд.

Суд может по просьбе Совета Лиги или ее вспомогательных органов выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся Хартии и других арабских соглашений по правам человека. Консультативные заключения Суда должны быть мотивированными.

Суд имеет право сотрудничать со сторонами в конфликте в целях достижения мирового соглашения на основе принципов и ценностей прав человека и норм справедливости. Суд имеет право толковать свои решения. Решения, вынесенные им, являются окончательными, имеют силу для сторон спора и подлежат непосредственному исполнению. В случае, если одна или обе стороны не выполняют решение, вынесенное Судом, об этом будет упомянуто в ежегодном отчете, подготовленном Судом о его работе, который включает, в частности, список дел, по которым были вынесены решения, и изложение решений, которые стороны не выполнили.

 

В результате изучения данного курса обучающийся должен:

знать

  • содержание концепции и источников прав человека;
  • понятия населения и гражданства в международном праве;
  • международные стандарты в области прав и свобод человека;
  • международные механизмы защиты прав человека;

уметь

  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
  • анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
  • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
  • давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

владеть

  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
  • навыками разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем выражается инновация Устава ООН в области прав человека?

2. В каких статьях и в каком виде закреплены положения о поощрении к уважению прав человека и основных свобод в Уставе ООН?

3. Что означает концепция «трех поколений» прав человека?

4. Каковы основные источники международного права прав человека?

5. Перечислите основные принципы международного права прав человека.

6. Расскажите о роле главных органов ООН в международной защите прав человека

7. Что представляет собой новый механизм — Универсальный периодический обзор?

8. Расскажите о деятельности договорных органов по правам человека.

9. Расскажите о региональном механизме защиты прав человека.

 

Рекомендованная литература:

 

1. Саидов А. Х. Международное право прав человека / отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: МЗ Пресс, 2002.

2. Исмаилов Б. И. Становление современной системы международно-правовой защиты прав человека: Учебное пособие. — Т.: РЦПКЮ. — 2012. — 76 с.

 

Спасибо за внимание!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.019 с.)