Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Математические методы в буренииСтр 1 из 3Следующая ⇒
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В БУРЕНИИ
Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 130504 «Бурение нефтяных и газовых скважин»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 УДК 622.143 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В БУРЕНИИ: Методические указания к курсовой работе / Санкт-Петербургский государственный горный университет. Сост.: Н.И. Васильев, П.А. Блинов, А.Н. Дмитриев. СПб, 2012. – 38 с.
Изложены рекомендации по выполнению курсовой работы. Описаны используемые в буровых работах методы статистической обработки информации. Методические указания предназначены для студентов специальности 130504 «Бурение нефтяных и газовых скважин».
Табл. 6. Ил. 4. Библиогр.: 6 назв.
Научный редактор проф. Н.И. Васильев
Ó Санкт-Петербургский государственный горный университет, 2012 г.
Цель и задачи работы
Цель курсовой работы – закрепление и углубление знаний, полученных студентами при теоретическом изучении курса “Математические методы в бурении”. В данной курсовой работе проводится оценка экспериментальных данных с помощью методов теории вероятности и математической статистики.
Порядок оформления курсовой работы Работа представляется в виде пояснительной записки с текстом, оформленным на ПЭВМ в соответствии с “Правилами оформления курсовых работ и дипломных проектов”, разработанных в СПГГУ. С указанными правилами студенты знакомятся на кафедре Бурения скважин при получении задания на курсовую работу.
Структура пояснительной записки
Пояснительная записка к курсовой работе должна включать в себя: · титульный лист пояснительной записки · задание на выполнение курсовой работы · аннотацию · оглавление · введение · основные разделы пояснительной записки · заключение · список использованных источников · текстовые и графические приложения.
СОДЕРЖАНИЕ РАСЧЁТНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ 1. Определение основных статистических оценок выборки
Исходные данные выдаются каждому студенту индивидуально и представляются в виде таблицы 1.1 Среднее арифметическое выборки
(1) где - количество наблюдений, - значения случайной величины.
1.2 Дисперсия
Мерой отклонения случайной величины от средних значений служит дисперсия и среднеквадратическое отклонение. Дисперсия при большом объеме выборке: (2) где дисперсия.
1.3 Среднеквадратическое отклонение
Средним квадратическим отклонением называется значение корня квадратного из дисперсии: (3)
1.4 Отбраковка грубых ошибок
При проведение опытов при одинаковых условиях часто наблюдаются значения, резко отличающиеся от остальных. Отбраковка таких значений производится с помощью специальных статистических критериев. Выбор критерия зависит от количества наблюдений. - При отбраковке по критерию Шовене значение случайной величины должно находится в интервале: (4) где , здесь коэффициент Шовене. - При отбраковке грубых ошибок по правилу “трёх сигм” все измерения не лежащие в интервале (5) должны отбрасываться как маловероятные.
1.5 Коэффициент вариации
Для характеристики разброса значений СВ относительно среднего значения наряду с дисперсией применяют коэффициент вариации V, который показывает насколько велико рассеяние по сравнению со средним значением случайной величины, и который представляет собой отношение среднего квадратичного отклонения к математическому ожиданию. При проведении экспериментов коэффициент не должен превышать 7%. (6) 1.6 Доверительный интервал
Доверительный интервал с принятой вероятностью p или уровнем значимости определяет диапазон, в котором находится истинное значение средней величины (6) где - критерий Стьюдента. 1.7 Необходимое количество экспериментов
(7) где - коэффициент допустимого отклонения равный (8) допустимое отклонение от среднего значения, и - принимаются либо в процентах, либо в долях единиц. 1.8 Проверка закона распределения СВ.
Для эффективного анализа технологических процессов бурения скважин необходимо установить, какому из двух теоретических законов подчиняется распределение опытных данных: нормальному или логарифмически-нормальному. Нормальный закон распределения выполняется в том случае, если соблюдается два условия:
a) б) где A – показатель ассиметрии (характеризует степень асимметричности распределения значений СВ относительно среднего значения), равный . (9) Если оба условия выполняются, то выборка подчиняется нормальному закону распределения. Если хотябы одно условие не выполняется, необходимо прологарифмировать значения СВ, выполнить расчёты с логарифмами и проверить подчиняются ли полученные данные нормальному закону. показатель эксцесса (характеризует форму вершины кривой) , (10) среднеквадратическое отклонение ассиметрии нормального закона. , (11) среднеквадратическое отклонение эксцесса нормального распределения , (12) 1.9 Группирование данных
При большом числе исходных данных расчёт статистических характеристик с помощью таблиц становится громоздким, поэтому применяется компактный метод расчёта с предварительной группировкой данных. Для этого весь диапазон исходных значений разбивается на равные интервалы (классы), границы которых удобно брать скруглёнными. Число классов зависит от числа исходных данных и определяется по правилу Штюргесса (13) где - количество классов. Размер каждого класса находим по формуле: (14) Число значений в классе называют частотой. Если выразить частоту в относительных долях к общему числу значений, то получим частость. Её можно выразить в процентах. Далее составляется таблица, в которой представлены классы, значений количества данных по классам и частота их встречи в данной выборке, что показано на примере таблицы №1, данные которой позволяют построить гистограмму значений СВ (рис. 1) и полигон рассеивания (табл. 1). Для построения гистограммы по оси абсцисс откладываются классы, по оси ординат – частоты в виде ступенек. Для построения полигона в серединах классов откладываются ординаты, пропорциональные абсолютным частотам. Вершины ординат соединяют линиями. Таблица №1
Парный регрессионный анализ Приложение 1 КУРСОВой проект
по дисциплине ___________________________________________________ (наименование учебной дисциплины согласно учебному плану) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема работы_______________________________________________ __________________________________________________________
Автор: студент гр. _______________ ____________ /___________/ (шифр группы) (подпись) (Ф.И.О.)
Оценка:________________
Дата:_______________
Проверил: руководитель проекта ____________ ___________ /____________/ (должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург 20_____ г.
Приложение 2 ОБРАЗЕЦ ЛИСТА С ЗАДАНИЕМ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный горный университет Утверждаю Заведующий кафедрой ____________ /_________________/ (подпись) (Ф.И.О.) «______» __________ 20___г. Кафедра ____________________________________ КУРСОВой проект по дисциплине __________________________________________________ (наименование учебной дисциплины согласно учебному плану) ЗАДАНИЕ студенту группы _________________ _________________________ (шифр группы) (Ф.И.О.) 1. Тема работы_____________________________________________________ _________________________________________________________ 2. Исходные данные к работе________________________________________ _________________________________________________________________ 3. Содержание пояснительной записки_______________________________ ________________________________________________________________ 4. Перечень графического материала________________________________ ________________________________________________________________ 5. Срок сдачи законченной работы _______ ____________ 20___ Руководитель работы ____________ ___________ /______________/ (должность) (подпись) (Ф.И.О.) Дата выдачи задания:_____________ 200_ г. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В БУРЕНИИ
Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 130504 «Бурение нефтяных и газовых скважин»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 УДК 622.143 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В БУРЕНИИ: Методические указания к курсовой работе / Санкт-Петербургский государственный горный университет. Сост.: Н.И. Васильев, П.А. Блинов, А.Н. Дмитриев. СПб, 2012. – 38 с.
Изложены рекомендации по выполнению курсовой работы. Описаны используемые в буровых работах методы статистической обработки информации. Методические указания предназначены для студентов специальности 130504 «Бурение нефтяных и газовых скважин».
Табл. 6. Ил. 4. Библиогр.: 6 назв.
Научный редактор проф. Н.И. Васильев
Ó Санкт-Петербургский государственный горный университет, 2012 г.
Цель и задачи работы
Цель курсовой работы – закрепление и углубление знаний, полученных студентами при теоретическом изучении курса “Математические методы в бурении”. В данной курсовой работе проводится оценка экспериментальных данных с помощью методов теории вероятности и математической статистики.
Порядок оформления курсовой работы
Работа представляется в виде пояснительной записки с текстом, оформленным на ПЭВМ в соответствии с “Правилами оформления курсовых работ и дипломных проектов”, разработанных в СПГГУ. С указанными правилами студенты знакомятся на кафедре Бурения скважин при получении задания на курсовую работу.
Структура пояснительной записки
Пояснительная записка к курсовой работе должна включать в себя: · титульный лист пояснительной записки · задание на выполнение курсовой работы · аннотацию · оглавление · введение · основные разделы пояснительной записки · заключение · список использованных источников · текстовые и графические приложения.
СОДЕРЖАНИЕ РАСЧЁТНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ 1. Определение основных статистических оценок выборки
Исходные данные выдаются каждому студенту индивидуально и представляются в виде таблицы 1.1 Среднее арифметическое выборки
(1) где - количество наблюдений, - значения случайной величины. 1.2 Дисперсия
Мерой отклонения случайной величины от средних значений служит дисперсия и среднеквадратическое отклонение. Дисперсия при большом объеме выборке: (2) где дисперсия.
1.3 Среднеквадратическое отклонение
Средним квадратическим отклонением называется значение корня квадратного из дисперсии: (3)
1.4 Отбраковка грубых ошибок
При проведение опытов при одинаковых условиях часто наблюдаются значения, резко отличающиеся от остальных. Отбраковка таких значений производится с помощью специальных статистических критериев. Выбор критерия зависит от количества наблюдений. - При отбраковке по критерию Шовене значение случайной величины должно находится в интервале: (4) где , здесь коэффициент Шовене. - При отбраковке грубых ошибок по правилу “трёх сигм” все измерения не лежащие в интервале (5) должны отбрасываться как маловероятные.
1.5 Коэффициент вариации
Для характеристики разброса значений СВ относительно среднего значения наряду с дисперсией применяют коэффициент вариации V, который показывает насколько велико рассеяние по сравнению со средним значением случайной величины, и который представляет собой отношение среднего квадратичного отклонения к математическому ожиданию. При проведении экспериментов коэффициент не должен превышать 7%. (6) 1.6 Доверительный интервал
Доверительный интервал с принятой вероятностью p или уровнем значимости определяет диапазон, в котором находится истинное значение средней величины (6) где - критерий Стьюдента. 1.7 Необходимое количество экспериментов
(7) где - коэффициент допустимого отклонения равный (8) допустимое отклонение от среднего значения, и - принимаются либо в процентах, либо в долях единиц.
1.8 Проверка закона распределения СВ.
Для эффективного анализа технологических процессов бурения скважин необходимо установить, какому из двух теоретических законов подчиняется распределение опытных данных: нормальному или логарифмически-нормальному. Нормальный закон распределения выполняется в том случае, если соблюдается два условия: a) б) где A – показатель ассиметрии (характеризует степень асимметричности распределения значений СВ относительно среднего значения), равный . (9) Если оба условия выполняются, то выборка подчиняется нормальному закону распределения. Если хотябы одно условие не выполняется, необходимо прологарифмировать значения СВ, выполнить расчёты с логарифмами и проверить подчиняются ли полученные данные нормальному закону. показатель эксцесса (характеризует форму вершины кривой) , (10) среднеквадратическое отклонение ассиметрии нормального закона. , (11) среднеквадратическое отклонение эксцесса нормального распределения , (12) 1.9 Группирование данных
При большом числе исходных данных расчёт статистических характеристик с помощью таблиц становится громоздким, поэтому применяется компактный метод расчёта с предварительной группировкой данных. Для этого весь диапазон исходных значений разбивается на равные интервалы (классы), границы которых удобно брать скруглёнными. Число классов зависит от числа исходных данных и определяется по правилу Штюргесса (13) где - количество классов. Размер каждого класса находим по формуле: (14) Число значений в классе называют частотой. Если выразить частоту в относительных долях к общему числу значений, то получим частость. Её можно выразить в процентах. Далее составляется таблица, в которой представлены классы, значений количества данных по классам и частота их встречи в данной выборке, что показано на примере таблицы №1, данные которой позволяют построить гистограмму значений СВ (рис. 1) и полигон рассеивания (табл. 1). Для построения гистограммы по оси абсцисс откладываются классы, по оси ординат – частоты в виде ступенек. Для построения полигона в серединах классов откладываются ординаты, пропорциональные абсолютным частотам. Вершины ординат соединяют линиями. Таблица №1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.149 с.) |