Производственные отношения людей – это, в отличие от идеологических, материальные отношения, существующие вне сознания и независимо от сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственные отношения людей – это, в отличие от идеологических, материальные отношения, существующие вне сознания и независимо от сознания.



Фальсификаторы марксизма – идеалисты типа Макса Адлера, А. Богданова отождествляют производственные отношения с психическими, духовными отношениями, отождествляют общественное бытие с общественным сознанием. Основанием для этого они считают то, что люди участвуют в производстве как сознательные существа, что производственная деятельность есть сознательная деятельность; значит, заключают они, и отношения в производстве устанавливаются через посредство сознания, являются сознательными. Но из того факта, что люди вступают в общение друг с другом как сознательные существа, еще отнюдь не следует, что производственные отношения тождественны общественному сознанию. «Вступая в общение, люди во всех сколько-нибудь сложных общественных формациях – и особенно в капиталистической общественной формации – не сознают того, какие общественные отношения при этом складываются, по каким законам они развиваются и т. д.». (В.И.Ленин, Соч., т. 14, изд. 4, стр. 309).

Канадский фермер, продавая хлеб, вступает в определенные производственные отношения с производителями хлеба на всемирном рынке: с аргентинскими фермерами, с фермерами США, Дании и т. д., но он не сознает этого, не сознает того, какие общественные производственные отношения при этом складываются. А даже если и осознаëт это - ему в данные отношения вступать необходимо, и потому он в них вступает, независимо от его желания. Дело в данном случае состоит не в степени осознания или неосознания сути отношений, в которые вступает человек, а в необходимости в них вступать для собственного ли существования, для блага семьи и т.д. Человек, даже оставаясь активным творцом своей жизни, скован причинностью и не может объять необъятное, даже если очень захочет - как минимум потому, что он не один такой.

Ревизионисты, утверждая, что производственные отношения будто бы имеют нематериальный характер, ссылаются на положение Маркса о том, что отношения стоимости есть производственные отношения, но стоимость не содержит в себе ни атома вещества, из которого состоят товары. Действительно, стоимость отлична от натуральной формы товара. Но она есть объективное, существующее независимо от сознания, реальное общественное производственное отношение, т. е. материальное отношени е. Понятие «материальное отношение» не сводится только к отношениям между вещами. Отношения между людьми в процессе производства – это тоже материальные отношения, они существуют вне нашего сознания. Их основа – это отношения собственности на средства производства: фабрики, заводы, землю, в материальности которых могут сомневаться лишь умалишенные или люди, находящиеся всецело в плену буржуазной идеалистической философии.

Отношение эксплуатации человека человеком – это весьма материальное отношение. Рабочий класс капиталистических стран ежедневно, ежечасно чувствует на себе гнет этой эксплуатации. Он видит и понимает коренное различие между этой реально существующей эксплуатацией и теми иллюзорными благами, которые ему обещают на «том свете» идеологи буржуазии – христианские и социал-демократические попы.

Какой бы характер ни носили производственные отношения, они всегда, на всех ступенях развития общества составляют такой же необходимый элемент производства, как и производительные силы. Их отношения друг с другом диалектичны, о чëм ниже.

 

Производительные силы

«Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага, люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду, – все эти элементы вместе составляют производительные силы общества». (И.В.Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 550.).

Вульгарные материалисты (механисты) отождествляли и продолжают отождествлять производительные силы с техникой, с орудиями производства, по причине чего в итоге и не видят зачастую всего комплекса явлений, вытекающих из уровня развития производительных сил. Такое определение производительных сил односторонне, узко, неправильно. Оно игнорирует важнейшую производительную силу – рабочих, трудящихся.

Орудия производства сами по себе, в отрыве от людей, не представляют производительных сил общества.

«Машина, которая не служит в процессе труда, бесполезна. Кроме того она подвергается разрушительному действию естественного обмена веществ. Железо ржавеет, дерево гниёт... Живой труд должен охватить эти вещи, воскресить их из мертвых, превратить их из только возможных в действительные и действующие потребительные стоимости». (К.Маркс, Капитал, т. 1, 1949, стр. 190.).

Ключом к уходу от технологического детерминизма является тот простой факт, что не только продукты труда, но и сами орудия производства тоже создаются людьми, обладающими производственным опытом и навыками к труду. Поэтому люди, приводящие в движение орудия производства и производящие материальные блага, представляют важнейший элемент производительных сил.

Однако многие склонны не понимать того, как производительные силы определяют ход человеческой истории. Выше мы раскрыли, как осуществляется деятельность человека - трудовым, практическим образом, путëм активного взаимодействия с миром. Общество в целом, как мы выявили, является обособленным, но не отделëнным полностью от природы. При этом человек в своих действиях одновременно свободен и несвободен, поскольку скован предпосылками и причинами, но может их использовать в своих целях, противостоит обществу и в то же время сформирован им и его интересами. Из всего вышеуказанного получается, что для осуществления того или иного действия, независимо от его исторического значения, человек должен находиться в определëнном контексте и, более того, этот самый контекст представлять, будучи его частью, поскольку он сформирован им и преобразует его. Но для того, чтобы этот контекст был создан, нужно производство - без него общество не сможет возникнуть, из общественного производства вытекают большие и малые общественные структуры, конфликтные и дружеские отношения между людьми, определëнные ситуации, движение политики, возможность творить… Без общественного производства невозможно общество, движение общественного производства направляет его. Более того, общество - это и есть производство и воспроизводство всего, от любовных отношений до хлеба на ужин. При этом отношения труда и орудий труда диалектичны - человеческий коллектив благодаря возможности индивида человеческого рода мыслить целеполагательно, проводить аналогии и преобразовывать окружающий его мир, создаëт то, чем изменяет мир посредством труда под свои нужды, а это что-то, средства производства, определяет затем их возможности в изменении мира, людей и самих средств производства. И именно поэтому общество детерминировано производством - потому что им оно и занимается в конечном счëт е. Но только последовательный диалектический материалист может полноценно осознать этот факт.

Иногда в понятие «производительные силы» включают не только орудия производства и рабочую силу, но и предметы труда (сырье, материалы). Но для этого нет оснований. Дело в том, что предметом труда в широком смысле является и окружающая нас природа, на которую воздействуют люди в процессе производства. В горной промышленности – это железная руда, залежи каменного угля, в рыболовстве – это рыба в водах и т.п. Поэтому включать в производительные силы предмет труда было бы неправильно; это значило бы ввести в понятие производительных сил часть географической среды. А как мы уже установили, общество трудящееся обособлено от природы, пусть и не отделено.

Конечно, из этого вовсе не следует, будто мы, не включая предметы труда в производительные силы, сбрасываем их со счета, не придаем им значения в производстве. Все предмета труда, в том числе и подвергшиеся уже воздействию труда (например, полуфабрикаты – хлопок, пряжа), вместе с орудиями производства составляют средства производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.007 с.)