Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общ. понятие о фонеме: звук речи, звукотип, фонема (МФШ, ЛФШ)Стр 1 из 7Следующая ⇒
Билет 1 Общ. понятие о фонеме: звук речи, звукотип, фонема (МФШ, ЛФШ)
звук - фрагмент речевого потока звукотип - единица индивидуального языкового сознания и речевого поведения носителя языка фонема - это единица языковой системы
МФШ:
Московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. фонема МФШ — это минимальная линейная единица языка, служащая для различения и отождествления морфем.и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков. Согласно концепции МФШ, фонема - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное.
Одна и та же позиция для одной и той же фонемы может быть сильной по одному дифференциальному признаку и слабой по другому
ЛФШ (Л.В.Щерба — основатель): Отличие — стремление связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности.
Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных (+ы +ж’) Фонема в ЛФШ определяется как кратчайшая (неделимая во времени) звуковая единица данного языка, способная быть в нём единственным средством различения означающих морфем и слов.
В МФШ фонема более функциональная единица, а в ЛФШ она настроена на типологию языка. МФШ: чтобы изучать язык с этой точки зрения, нужно быть его носителем.
Графическая система рус. языка. Изображение звука й
39 (по Р.И. Аванесову осн.МФШ) фонемам соответствуют 33 буквы. В современном русском языке 41 фонема (ЛФШ) – т. е. 33 буквы *, которые имеют такие значения:
[ы] является вариантом фонемы <и>.
1) парные по твердости/мягкости согласные: б, в, г, д, з, к, л, м, н, и, р, с, т, ф, х;
2) непарные по твердости/мягкости согласные: ж, ш, ц, ч, щ;
3) буква й, обозначающая согласную фонему <j> в некоторых ее позициях;
4) буквы, обозначающие гласные: «несмягчающие» — а, о, у, э, ы (только в лфш), «смягчающие» — я, ю, е, ё, и;
5) ь — знак мягкости предшествующего согласного; 6) ъ — буква без определенной алфавитной функции.
Буква й передает два разных звука: [j] - в слоге ударном (май). [и] неслоговое - в слоге без ударения (красивый) Изменения алфавитно-буквенного состава русского письма состояли в исключении букв, заимствованных из греческого алфавита. в учебную азбуку 1710 г. не вошли только я "юс", Ы "пси", Э "омега", а также Ъ "от" Количество букв в основном уменьшалось Результатом последней крупной реформы письменности 1917—1918 гг., стало появление нынешнего русского алфавита из 33 букв
Билет 2 Билтет 3 Билет 4 Билет 5 1. - Осн. разделы науки о языке. Место фонетики в языковой системе. Помогите, я ответила на этот пункт?
Лексикология (ее предметом является слово) - учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова и правила его употребление в речи.
Фонетика - раздел науки, который изучает звуковую структуру языка.
Практическое применение фонетика находит в орфоэпии - науке о правильном произношении.
Тесно связанный с фонетикой раздел графики изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, соотношение между буквами и звуками.
Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов.
В некоторых учебниках этот раздел называется морфемикой (от греч. «морфе» - форма). Морфемы - значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Они образуют морфемный состав слова.
Грамматика изучает особенности построения языка.
В настоящее время грамматика - один из самых значительных разделов науки о языке, который включает в себя два подраздела - морфологию и синтаксис.
Морфологию (от греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово), изучает словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Хотя есть такие, которые не изменяются (союзы, предлоги, наречия). Синтаксис изучает словосочетания и предложения. Орфография (от греч. «орфо» - правильный, «графо» - пишу) -раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.
Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.
Фонетика — это раздел лингвистики, изучающий звуковую сторону речевой коммуникации. Функции фонетического компонента языка состоят в звуковом кодировании текста при синтезе (говорении) и декодировании его при анализе (восприятии).
Субстанциональная фонетика: - Артикуляционная фонетика изучает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизм речепроизводства; - Перцептивная фонетика исследует процессы слухового анализа; - Акустическая фонетика изучают физические характеристики звуковых единиц; Лингвистическая фонетика: - Фонология изучает функции звуковых средств языка в связи с формированием значащих языковых единиц [ Князев, Пожарицкая: стр. 16 учебника (не файла) (§7) ]
! - Старш. и младш. нормы в фонетической реализации гласных. Нормы произношения изучает орфоэпия. «Старшая» орфоэпическая норма сохраняет особенности старомосковского произношения. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.
Билет 6 Билет 7 Билет 8 1 - Артикул. хар-ка звуков. Устройство речевого аппарата. Органы речи.
В русском языке гласные классифицируются по 3-ём признакам: 1.по ряду – определяется движением языка по горизонтали: · гласные переднего ряда – и, э · гласные среднего ряда – ы, а 2.по подъему – движение языка по вертикали: · нижнего подъема – а · среднего подъема – э, о · верхнего подъема – и, ы, у 3.по наличию или отсутствию лабиализации, т.е. по вытягиванию или округлению губ: · лабиализованные – о, у · нелабиализованные – все остальные Согласные звуки характеризуются по 4-ем основным признакам: По участию голоса и шума · сонорные (голос преобладает над шумом): [р] [л] [м] [н] [j] [р,] [л,] [м,] [н,] · шумные -звонкие [б] [в] [г] [д] [з] [ж] [й] [б,] [в,] [г,] [д,] [з,] -глухие [п] [т] [к] [с] [х] [ц] [ч] [п,] [т,] [к,] [с,] 2. по месту образования: Согласные: · губные Ø губно-губные [б] [п] [м] [б,] [п,] [м,] Ø губно-зубные [в] [ф] [в,] [ф,] · язычные Ø переднеязычные: · зубные [д,] [т,] [з,] [с,] [л,] [н,] [ц,] · небные [ж,] [ш,] [р,] [ч,] Ø среднеязычные [j] Ø заднеязычные [г,] [к,] [х,] 3. по способу образования – обусловлен характером преграды, которая встречается на пути воздушной струи (полная смычка органов речи или щель) · смычные (взрывные) [б] [п] [д] [т] [г] [к] [б,] [п,] [д,] [т,] [г,] [к,] При образовании смычных согласных вначале происходит полное смыкание органов произношения, а потом воздушная струя резко размыкает их. · аффрикаты [ц] [ч] Согласные звуки, которые образуются путем смыкания органов речи, между которым остается щель и воздух, проходя через эту щель как бы взрывается. · дрожащие (вибранты) [р,] Образуются при помощи дрожащего кончика языка, который вибрирует при выходе воздушной струи. · смычно-проходные Ø боковые [л,] Ø носовые [м,] [н,] Образуются в результате того, что воздушная струя из-за смычки органов находит другой выход. · щелевые (фрикативные) [ф] [в] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j] [ф,] [в,] [з,] [с,] [ж,] [ш,] [х,] При образовании фрикативных согласных активный орган сближается с пассивным, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, щель образуется в результате трения. Билет 9 Билет 10 Билет 11 Слог Слог — это минимальная суперсегментная единица. Слог состоит из обязательного слогового элемента, обычно выраженного гласным (реже — слоговым согласным), и факультативных неслоговых элементов, выраженных согласными. Слоговой элемент слога называется ядром или вершиной; часть слога, предшествующая ядру, составляет инициаль; постъядерная часть — финаль; ядро и финаль объединяются термином рифма.
В зависимости от наличия/отсутствия инициали различаются прикрытые и неприкрытые слоги, а в зависимости от наличия/отсутствия финали — закрытые и открытые слоги. Типы слогов в зависимости наличия финали и инициали
Суперсегментные единицы Суперсегментные единицы — слог, синтагма, фраза — состоят из сегментных (к ним относятся фонемы, звукотипы и звуки). Билет 12 Суперсегментные единицы. Среди суперсегментных фонетических сущностей мы будем разграничивать:
• суперсегментные единицы — слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза, — которые строятся из сегментов и в организации которых участвуют; • просодические признаки — ударение и интонация.
Такт и фраза
Фонетическим словом или тактом называется отрезок речевой цепи, объединяемый одним (словесным) ударением.
(Главным показателем единства фонетического слова является схема редукции гласных. Так, слово юго-запад может быть произнесено как jу’гъза’път]. В этом случае здесь два ударения — на 1-м и 3-м слогах — и два фонетических слова: [ъ] не может находиться в 1-м предударном слоге, следовательно он относится к предшествующему фонетическому слову. С другой стороны, то же слово можно произнести как jугаза’път] — тогда здесь одно ударение на 3-м слоге и одно фонетическое слово) Ряд тактов, объединенных и выделенных интонацией (в частном случае ряд может состоять и из одного такта), — это фраза. Свойства русского ударения. Ударение — это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств.
Ударение обозначается наклонной (справа налево) чертой над буквой гласного (акут) — [съмава/р]; многосложные слова могут иметь дополнительное (или побочное) ударение, которое отмечается наклонной (слева направо) чертой над буквой гласного (гравис): [\е] ([л'\есъп'ьр'ьрабо/тка]). Формула Потебни. Ритмическая схема слова была описана в конце XIX в. русским лингвистом А.А. Потебней при помощи выражения, получившего название «формулы Потебни»: 112311. В этой формуле степень выделенности ударного слога (максимальная) обозначается цифрой 3, первого предударного — 2, остальных безударных (минимальная) — 1. Билет 1 Общ. понятие о фонеме: звук речи, звукотип, фонема (МФШ, ЛФШ)
звук - фрагмент речевого потока звукотип - единица индивидуального языкового сознания и речевого поведения носителя языка фонема - это единица языковой системы
МФШ:
Московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. фонема МФШ — это минимальная линейная единица языка, служащая для различения и отождествления морфем.и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков. Согласно концепции МФШ, фонема - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное.
Одна и та же позиция для одной и той же фонемы может быть сильной по одному дифференциальному признаку и слабой по другому
ЛФШ (Л.В.Щерба — основатель): Отличие — стремление связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности.
Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных (+ы +ж’) Фонема в ЛФШ определяется как кратчайшая (неделимая во времени) звуковая единица данного языка, способная быть в нём единственным средством различения означающих морфем и слов.
В МФШ фонема более функциональная единица, а в ЛФШ она настроена на типологию языка. МФШ: чтобы изучать язык с этой точки зрения, нужно быть его носителем.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.075 с.) |